![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗЮГАНОВГеннадий Андреевич — лидер КПРФ. 5 страница
Суть претензий Запада к России 28 июня 2006 г. сформулировал на брифинге для иностранных журналистов В. Сурков: «Нам говорят про демократию, а думают о нашем углеводородном сырье». «Те, кто хочет изгнания России из “Группы восьми”, неверно понимают предназначение этой организации, — отмечало в те дни влиятельное британское издание The Guardian. — Она создавалась не в годы холодной войны для распространения демократии. Это была группа государств, обеспокоенных низкими темпами роста, инфляцией и торговыми спорами…». Саммит под председательством России прошел в июле 2006 г. в Санкт-Петербурге. Как и следовало ожидать, западные государства предусмотрительно не затронули на саммите темы о свободе слова и гражданских правах. В повестке встречи лидеров «Восьмерки» стояли три темы. Первая и основная — проблемы энергетической безопасности. Вторая группа вопросов — образование, а третья связана со здравоохранением и недопущением распространения инфекционных заболеваний, в т. ч. птичьего гриппа и СПИДа. В 2009 г. председательство в «Большой восьмерке» перешло к Италии. Периодически поднимается вопрос расширения G8 за счет Индии, Китая и Бразилии, что оказалось бы выгодным для России, которая приобрела бы в составе «Большой восьмерки» союзников, имеющих с нашей страной ряд общих интересов. Расширенным форматом «Восьмерки» является т. н. «Большая двадцатка» (G20), объединяющая наиболее мощные в экономическом плане страны планеты (Австралию, Аргентину, Бразилию, Великобританию, Германию, Канаду, Китай, Францию, Индию, Индонезию, Италию, Японию, Южную Корею, Мексику, Россию, Саудовскую Аравию, ЮАР, Турцию, США и Евросоюз). Участники «Большой восьмерки» стремятся сохранить за G8 статус «закрытого элитного клуба», считая, что расширение ее формата усложнит нахождение консенсуса по глобальным проблемам, которые выносятся на обсуждение. Тем не менее, начиная с 2005 г. на саммиты G8 приглашались в качестве наблюдателей лидеры Бразилии, Китая, Мексики, ЮАР. Мировой финансовый кризис заставил лидеров «Большой восьмерки» осознать, что стран, от которых сегодня зависит судьба планеты, становится все больше.15 ноября 2008 г. в Вашингтоне состоялся саммит G-20, посвященный выработке мер по преодолению последствий мирового финансового кризиса. На нем были утверждены принципы укрепления финансовых рынков: укрепление прозрачности и подотчетности; усиление надежного регулирования; поддержка честности на финансовых рынках; укрепление международного сотрудничества; укрепление международных финансовых институтов. 2–3 апреля 2009 г. на саммите «Большой двадцатки» в Лондоне лидеры 20 крупнейших экономик мира пришли к соглашению о необходимости введения новых экономических стимулов, реформирования мировой финансовой системы, в частности более жестком регулировании в глобальном масштабе хедж-фондов и введении санкций в отношении оффшоров, которые отказываются присоединиться к борьбе с отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов. Лидеры стран «двадцатки» договорились дополнительно инвестировать в экономику из госбюджетов в общей сложности 5 трлн долларов. Следующий саммит G-20 пройдет в Нью-Йорке в сентябре 2009 г. БРЕЖНЕВ Леонид Ильич (1906–1982), генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) с 1964 по 1982 гг. Маршал Советского Союза (1976), Герой Социалистического труда (1961), четырежды Герой Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981). Родился 6 (19) декабря 1906 г. в г. Каменское (ныне г. Днепродзержинск). Член ВКП(б) с 1931 г. В 1935 г. окончил Днепродзержинский металлургический институт. С 1939 г. после службы в армии перешел на партийную работу. В июле 1941 г. ушел на фронт. Был начальником политуправления 4-го Украинского фронта, проявил личную храбрость на Малой Земле, воевал в Польше, Венгрии и Чехословакии. Закончил войну генерал-майором, был участником Парада Победы на Красной площади. После войны возглавил партийную организацию Запорожья, затем Днепропетровской обл., руководил восстановлением разрушенных во время войны советских предприятий, в частности, металлургического завода «Запорожсталь». В 1950–52 гг. — первый Буддизм
С 1957 г. — член Политбюро КПСС, в 1960–64 гг.— председатель Президиума Верховного Совета СССР. После смещения Хрущева в октябре 1964 г. Брежнев становится первым (с 1966 г. — генеральным) секретарем ЦК КПСС, а в 1977 г. — также и главой государства (председателем Президиума Верховного Совета). Считается, что с переходом власти от Хрущева к Брежневу в стране стали править не личности, а аппарат, номенклатура. В отличие от Хрущева, Брежнев считал целесообразным коллегиальное принятие важнейших решений. Брежнев был последовательным сторонником политики разрядки (см. Разоружение). В 1972 г. он подписывает с президентом США Р. Никсоном временное соглашение о мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений сроком на 5 лет (т. н. Договор ОСВ-1), а также Договор по противоракетной обороне (ПРО). Очередное соглашение с президентом США Дж. Фордом — ОСВ-2 — не было подписано из-за появления в США нового типа вооружений — «крылатых ракет». Апогей разрядки международной напряженности пришелся на 1975 г., когда по инициативе Брежнева главами 33 европейских государств, а также США и Канады, был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Внешнеполитическая доктрина Брежнева, т. н. доктрина «ограниченного суверенитета», предполагала общую ответственность всех социалистических стран за суверенитет любого социалистического государства. По сути она означала право (и долг) СССР вмешиваться в дела других союзных государств, используя в т. ч. военную силу. Наиболее наглядно доктрина реализовалась во время чехословацкого кризиса 1968 г. и введения войск в Афганистан в 1980 г. Принцип «социалистического интернационализма» получил юридическое оформление в последней советской Конституции 1977 г. «Эпоха Брежнева» отмечена устойчивым паритетом сил. Армия была надежным щитом безопасности страны. С СССР и его союзниками считались все их противники, включая Китай, США и НАТО. Это обеспечивалось достаточно сильной экономикой страны. В 1976 г. ВВП СССР составлял 930 млрд долларов (более 14% мирового ВВП), уступая ВВП США только в 1, 8 раз. Это время отмечено существенным ростом благосостояния советских граждан. Миллионы семей обзавелись собственными квартирами, автомобилями, предметами длительного пользования. С другой стороны, именно в брежневские времена в обиход вошли такие понятия как «дефицит», «блат». Многим памятны пустые полки в магазинах и многочасовые очереди за импортным ширпотребом. Необходимость наращивания военной мощи подрывала государственный бюджет и била по карманам трудящихся. В середине 1970-х гг. темпы развития советской экономики значительно снизились. Населению страны стало очевидно внутреннее разложение партаппарата, фактически подменившего собой государственные органы. Чрезвычайно низкая мобильность в аппарате власти привела к особому феномену — геронтократии, обусловившему противление необходимым для улучшения экономической ситуации реформам, модернизации. К тому времени состояние здоровья Брежнева резко ухудшилось, однако партийная верхушка во главе с идеологом партии М. Сусловым не принимала его отставку. Больной и практически лишенный возможности принимать важнейшие решения Брежнев оставался у власти до самой смерти. В годы перестройки деятельность Брежнева подвергалась беспощадной критике, время его правления было названо «эпохой застоя», а сам он 21 сентября 1989 г. был лишен ордена Победы (единственный в истории случай посмертной отмены указа о награждении). БУДДИЗМ — самая древняя (ей более 25 веков) мировая религия. В мире насчитывается не менее 1 млрд буддистов. Буддизм получил широкое распространение не только в традиционном ареале — Юго-Восточной и Центральной Азии, на Дальнем Востоке, но, начиная со второй половины XIX в., — в Европе, сначала среди интеллектуалов, а затем и в более широких слоях населения. Основателем учения, ставшего основой буддийской религиозной доктрины, был индийский принц из династии Шакьев, правящей в Капилавасте (современный Южный Непал) — Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой («просветленным»). О жизни Будды известно из многочисленных письменных источников, записанных спустя века после его жизни. По одним данным, годы его жизни — 623–544 до н. э., другие считают, что он появился на свет столетием позже. Согласно буддийскому канону, в возрасте 29 лет принц Сиддхартха покинул семью, несколько лет провел в лишениях, подвергая себя суровому телесному посту, и, наконец, достиг «духовного пробуждения» в результате продолжительной медитации. Он осознал, что окружающий мир — просто иллюзия, а все вещи мира — лишь комбинации дхарм — мгновенных сущностей. Эти комбинации несвободны, они предопределены особым законом — кармой. Человек — единственное существо, которое может до известной степени управлять своей кармой, в его случае — суммой собственных поступков и помыслов. Их качество и определяет, какой станет после нашей смерти комбинация составляющих нас дхарм. В череде перерождений мы можем стать камнем, духом, растением, животным и с наименьшей вероятностью — человеком. Вот почему надо особенно ценить человеческое бытие: только в нем мы сможем достичь спасения. Буддизм Б Путь к спасению может быть только один — выход из «колеса сансары» — кармически обусловленной череды перерождений. Лишь встав на путь успокоения дхарм, мы уничтожим свою карму и сможем достичь состояния, при котором новое рождение станет невозможным — нирваны. Она и является окончательным избавлением от страданий. Центром буддийской доктрины являются т. н. «четыре благородные истины»: 1) страдания определяют жизнь человека и все ее события — рождение, болезнь, старость, любовь, встреча с неприятным и потеря приятного, невозможность достичь желаемого, смерть; 2) страдание порождается жаждой, ведущей через радости и страсти к перерождению; 3) чтобы избавиться от страданий, нужно устранить жажду; 4) средство для этого — т. н. благой «восьмеричный путь», заключающий в себя правильное суждение, правильное решение, правильную речь, правильную жизнь, правильное стремление, правильное внимание, правильное сосредоточение. Соблюдение этих принципов предполагает образ жизни, одинаково далекий как от чувственных удовольствий, так и от изнуряющей плоть аскетической практики и самоистязания. Буддийский канон впоследствии был подробно развит и прокомментирован в обширной религиозной литературе, а разделы «восьмеричного пути» самосовершенствования основательно разработаны в священных текстах и стали нормативными для повседневной деятельности миллионов буддистов — как монахов, так и обычных последователей учения. Подробно в буддийском каноне разработана практика духовного самосовершенствования, включая медитативную. Буддизм менее всего напоминает классические монотеистические (авраамические) религии, возникшие на Ближнем Востоке — иудаизм, христианство, ислам. В буддизме отсут ствует понятие Творца, буддизм не знает истории и, соответственно, не может мыслить ни о начале ее — акте творения, ни о ее завершении, связанном со Страшным Судом. Это самая «атеистическая» религия из всех мировых. Но неправильно было бы сводить буддизм только к совокупности этических норм и описанию разнообразных медитативных практик. За сотни лет существования идеи, изложенные Буддой в своих проповедях, стали основой десятков школ и течений, многие из которых превратились в мощные духовно-религиозные сообщества со своими служителями культа, разветвленной иерархией, прихожанами. На своей родине, в Индии, новая религия пережила наибольший расцвет в первых веках нашей эры. К XII в. буддизм почти полностью исчезает из Индии, уступая место индуизму. Однако к этому времени буддизм уже стал мировой религией, проникнув во многие страны. Двумя основными направлениями современного буддизма являются хинаяна («малая колесница», «узкий путь») и махаяна («большая колесница»). Хинаяна имеет более 100 млн последователей в Шри Ланке и большинстве государств Юго-Восточной Азии — Таиланде, Мьянме, Камбодже, Лаосе и Вьетнаме. Термин «хинаяна» введен сторонниками махаяны, сами же его последователи называют свое течение «тхеравада» («учение старейших»). В хинаяне нет обожествления Будды, а спасение путем нравственного совершенствования и достижения нирваны возможно только для монахов. Совершенная личность — архат — достигает духовной гармонии индивидуально, не заботясь о благе окружающих. Поэтому в хинаяне Будда — главным образом учитель и совершенная личность, объект для подражания, но никак не божество. В хинаяне за многие века, как и в любом учении, сложились элементы религиозного культа, но он не носил и не носит тотального характера, накладывающего отпечаток на все сферы жизни общества, как в случае преобладания монотеистических религий. Носителями религиозного сознания в странах, где население исповедует буддизм в форме хинаяны, выступают монахи. Для массового сознания граждан государств, где эта форма буддизма является господствующей, характерны политеистические воззрения, уживающиеся с учением Будды — пережитки языческих представлений, индуизма во всех его многообразных проявлениях, от древнего брахманизма до кришнаизма. Махаяна («большая колесница», «широкий путь») — наиболее массовое течение в буддизме. Сотни миллионов его сторонников проживают в Непале, Бутане, Китае, Японии, Монголии, а также в Бурятии и Калмыкии (на территории России). В отличие от хинаяны, махаяна является развитой религиозной системой с разветвленной клерикальной иерархией. До середины XX в. религиозный лидер буддистов Тибета — далай-лама — являлся и светским главой государства. В Монголии до 1921 г. светским правителем также являлся глава местных ламаистов — богдо-гэгэн. В доктрине махаяны важную роль играет культ бодхисатв — святых, достигших возможности войти в нирвану, но не делающих этого, чтобы помочь другим достичь совершенства. Они добровольно будут страдать до тех пор, пока не избавятся от страданий все люди. Для последователей махаяны Будда — не историческая личность, основатель учения, а божественное существо, воплощающее абсолют. Сущность Будды проявляется в трех телах, из которых лишь одно его проявление — в образе человека — наполняет все живое. В отличие от хинаяны, махаяна предполагает возможность достижения нирваны любым мирянином. Разновидностью махаяны является ламаизм, который его сторонники предпочитают именовать «традицион Буденновск
Ламаисты сохраняют и языческие верования: в буддийский пантеон они включают и национальных героев, таких, например, как Чингисхан. Ваджраяну («Алмазную колесницу»), зародившуюся в недрах махаяны, принято называть «третьим путем» буддизма, хотя сами приверженцы ее школ подчеркивают свою верность махаяне. Ваджраяна распространена в Непале, Бутане, Тибете, Монголии, Бурятии, Туве, Калмыкии. Ее практикуют в некоторых школах китайского и японского буддизма, а также на Западе. От остальных буддистских направлений ваджраяну отличает особая мистическая практика, отличная от традиционной монастырской. Она предполагает получение специального посвящения от достигшего духовного совершенства учителя и достижение т. н. «расширенного сознания». Считается, что вступить на этот путь способен лишь тот, кто изучил духовный опыт махаяны. Особая роль учителя, наставника в достижении высшей истины распространена и в практике дзэн-буддизма. Основанная в Китае в V в. ин дийским монахом Бодхидхармой, эта буддийская секта огромное внимание уделяет самодисциплине и психическому тренингу. В рамках последнего немаловажную роль играют логические упражнения, основанные на парадоксах (коаны), которые, по замыслу учителей, должны раскрепостить мышление ученика и способствовать достижению им конечной цели духовного пути — просветления, озарения (сатори). Чань-буддизм (в японской транскрипции — дзэн-буддизм) в 1960 х гг. превратился в одну из основных составных частей эклектической идеологии нонконформистов на Западе и, шире — леворадикальной интеллигенции. Западные последователи дзэн — битники, хиппи — увидели в этой буддистской школе средство достичь полного духовного, социального, интеллектуального освобождения без целенаправленной политической борьбы посредством «расширения сознания» через наркотики, психоделическую музыку, нарочито эпатажные формы искусства — попи оп-арт, подчеркнуто асоциальный образ жизни (см. Эскапизм). «Паломничество на Восток» стало обязательным знаком принадлежности к «мыслящим людям», модой, оказавшей и продолжающей до сих пор оказывать значительное влияние на духовную жизнь бездуховного в своей основе западного общества. Но куда более основательно и глубоко эта буддистская школа повлияла на ментальность целой нации. На своей родине, в Китае, чаньбуддизм не прижился и остался одной из многочисленных сект, ярко проявившись, пожалуй, только в изощренном искусстве единоборств, практикуемых в китайском монастыре Шаолинь. В Японии же, оказавшейся невосприимчивой к конфуцианским нормам, привнесенным из Китая, теория и практика дзэн не просто укоренилась, фактически став частью национальной религии — синто, но во многом сформировала характер японцев, определила пути развития национального искусства и принципы известной на весь мир специфической эстетики Страны Восходящего Солнца. Парадоксы дзэнских чудаков превратились в принципы духовной организации не только родовой аристократии и самурайства, но и всего японского общества. В конце концов, они на долгие годы определили первенствующую роль Японии в системе современного капиталистического строя и конфигурацию модели, называемой «японским экономическим чудом». В Российской империи официальное признание буддизма как религии бурят состоялось в 1741 г. В 1763 г. был утвержден институт Хамбо-ламы — главы ламаистской церкви. Русские царицы, утвердившие буддизм в России — Елизавета Петровна и Екатерина II — вошли в пантеон российских ламаистов в качестве богинь. В 1913 г. в Санкт-Петербурге был построен первый буддийский храм в Европе. В конце 1920-х гг. на российских буддистов начались гонения. По подозрению в организации антисоветских мятежей было уничтожено более 15 тыс. лам. В 1944 г. отношение советской власти к буддийским организациям потеплело, был подписан указ об открытии Иволгинского и Агинского дацанов (монастырей). Резиденция Центрального духовного управления буддистов России расположена в Иволгинском дацане (Бурятия). Буддизм играет важную роль в политической жизни многих стран, прежде всего азиатских. Во многих из них национально-освободительные движения разворачивалось под лозунгами этой религии, возникло даже течение «буддийского социализма». Буддизм становится немаловаж ным фактором в идейно-политической борьбе и активно используется различными политическими силами для достижения своих целей. Ярким примером политизации буддизма является вовлечение духовного лидера буддистов Далай-ламы XIV в борьбу на независимость Тибета, оккупированного Китаем в 1950-е гг. В 2008 г. антикитайскими силами с целью сорвать Пекинскую Олимпиаду 2008 г. были организованы по всему миру массовые акции протеста «за свободный Тибет». БУДЕННОВСК — город в Ставропольском крае (бывшая станица Святой Крест), получивший печальную известность в мире после трагических событий июня 1995 г. Отряд чеченских боевиков численностью до 200 чел. под руководством Ш. Басаева на двух «Камазах» в сопровождении легкового автомобиля, перекрашенного под милицейскую автомашину, пересекли границу Чечни и Ставрополья, держа курс на аэропорт г. Минеральные Воды, откуда боевики намерены были вылететь в Москву и захватить Кремль. До Буденновска Басаев беспрепятственно преодолел 52 блокпоста и КПП, утверждая, что в машинах находится «Груз-200», т. е. трупы погибших российских солдат, или просто давая взятки за проезд своей колонны без досмотра. По словам самого Басаева, на подкуп военных и милиционеров было истрачено 8–9 тыс. долларов. Днем 14 июня отряд Басаева был остановлен на въезде в г. Буденновск. Милиционеры попытались препроводить боевиков в райотдел милиции для проверки. Расстреляв патрульных и взяв здание РОВД, боевики осуществили также захват ряда административных зданий города и выдвинулись в направлении 2-й Ставропольской краевой больницы, беря по пути новых пленных и на месте расстреливая сопротивлявшихся. В 16.00 захватили в заложники около 2000 человек и укрылись в здании больницы. В обмен на освобождение заложников Басаев потребовал немедленного прекращения военных действий в Чечне и начала переговоров по мирному урегулированию вооруженного конфликта. В 22.00 вслед за лучшими подразделениями спецназа из Москвы в Буденновск выехали вице-премьер Егоров, министр МВД Ерин и директор ФСБ Степашин. Войска окружили больницу. Два следующих дня с боевиками пытался вести переговоры уполномоченный по правам человека С. Ковалев. Переговоры не привели к успеху, и федералы приняли решение брать здание штурмом. Бойцы команды «Альфа» заняли первый этаж, но, чтобы не ставить под угрозу жизнь заложников, отступили на исходные рубежи. Неожиданно в переговоры с Ш. Басаевым вступил председатель правительства РФ В. Черномырдин, его разговор показал ряд телеканалов. Стало понятно, что премьер не контролирует ситуацию. Особенно ужасал тот факт, что боевые действия, ведшиеся прежде в пределах Чечни, перенеслись на территорию России, и теперь в конфликт вовлечено мирное население. 19 июня, согласно достигнутым с Черномырдиным договоренностям, басаевцы получили в распоряжение несколько автобусов и рефрижераторов. Погрузив трупы чеченцев и прикрывшись группой заложников (150 чел.), в сопровождении 16 журналистов они покинули город и выехали в Чечню. Вечером следующего дня они отпустили заложников и исчезли. Жертвами нападения на Буденновск стало более 150 мирных жителей, около 400 человек получили ранения. Отряд Басаева потерял убитыми 16 человек, ранеными — 15. Результатом теракта стали безуспешные мирные переговоры и отставка Ерина и Степашина. Но политические последствия Буденновска были более серьезными: можно сказать, это был поворотный пункт в т. н. первой чеченской войне. Проигрывая на информационном фронте, неся чудовищные потери, Российская армия все же сумела установить контроль над большей частью территории Чечни. Вылазка Басаева во-первых, фактически аннулировала все победы, т. к. впоследствии привела к заключению Хасавюртовского мира, в котором де факто Россия утратила суверенитет над Чечней. Во-вторых, вылазка показала полную неготовность российских спецслужб, армии, общества, правительства, милиции противостоять террористическим методам ведения войны. В-третьих, сами сепаратисты поняли, что война с мирным населением (да еще при поддержке журналистов и «правозащитников») наиболее эффективна и безнаказанна. Это открыло дорогу к новым терактам и новым жертвам. За ошибки Буденновска пришлось расплачиваться еще многие годы. Уроки не прошли даром, была повышена эффективность работы многих служб, предотвращены сотни мелких и крупных терактов, иной стала и реакция общества. Ставший известным после Буденновска террорист Ш. Басаев понес наказание в 2006 г.— он был уничтожен в результате спецоперации ФСБ. В течение 1995–96 гг. больница в г. Буденновск была полностью восстановлена. Работы велись под контролем московского мэра Ю. Лужкова и финансировались в два этапа: сначала средства направлялись за счет уменьшения финансирования Чечни из бюджета РФ, затем восста новление больницы было выделено в федеральном бюджете отдельной строкой. Московские власти помогали больнице оборудованием и медикаментами. БУШ Джордж мл. (George Walker Bush) — 43-й президент США (2001–09 гг.), представитель Республиканской партии США. Родился 6 июля 1946 г., в штате Коннектикут, США. Принадлежит к богатейшему и влиятельнейшему клану «техасских Бушей», считающемуся самым влиятельным за всю историю Америки, превзошедшим по политическим достижениям такие семьи как Кеннеди, Адамс или Рокфеллер. Дед Буша-мл. — Прескотт Шелдон Буш, был вице-президентом крупнейшего частного инвестиционного банка мира Brown Brothers Harriman& Co, директором банка Union Banking Corporation (UBC). В 1942 г. он был уличен в масштабнейшем финансировании германского нацизма и отмывании нацистских денег в США. В 1942 г. собственность UBC была конфискована. После войны скандал был «замят», и Прескотт Буш с 1952 до 1963 гг. занимал пост сенатора США от штата Коннектикут. Отец Буша-мл. Джордж Герберт Уокер Буш, крупный нефтяной магнат, занимал важные посты в администрациях Никсона и Форда — был представителем США в ООН (1971–73), председателем национального комитета Республикан Буш Б ской партии (1973–74), послом в Китае (1974–75). В 1975 г. стал директором ЦРУ, сохранив, однако, неоднозначные отношения с банком BCCI (Bank of Credit and Commerce International, штаб-квартира в АбуДаби, ОАЭ), спонсировавшим главу «Аль-Каиды» Усаму бин Ладена, связи с диктаторскими режимами Латинской Америки и Ближнего Востока и оставив за собой доли в различных кувейтских компаниях по бурению нефтяных скважин. Будучи вице-президентом администрации Рейгана (1981–89), тесно контактировал с С. Хусейном, поставляя Ираку новейшее оружие, в т. ч. массового поражения. С 1989 по 1993 гг. занимал пост президента США. В 1993 г. вернулся в бизнес и теперь занимает несколько руководящих постов в инвестиционной группе Carlyle, включающей более 450 банков и фондов, более 160 компаний в разных странах мира, среди которых крупнейшие предприятия американского ВПК. Мать Буша-мл. Барбара (Пирс) Буш, дочь бывшего президента издательской корпорации «Макколл», являлась общественной деятельницей США. Старший брат Буша-мл. Джон Эллис (Джеб) Буш, занимающий пост губернатора штата Флорида, в 1980-е гг. фигурировал в ряде дел по отмыванию в США денег латиноамериканских наркоторговцев. Детство Дж. Буша-мл. прошло в Техасе. По окончании средней школы в 1961 г. Буш поступил в Академию Филлипса, самую престижную частную школу Америки, где учился и его отец. Не имея успехов в учебе и спорте, Буш активно участвовал в общественной жизни, возглавляя школьную команду болельщиков. В 1968 г. Буш получил степень бакалавра истории в Йельском университете, а затем, чтобы не попасть на службу во Вьетнам, воспользовавшись связями отца, поступил в летную школу Национальной гвардии Техаса. Был пилотом самолета F-102, занимался набором летчиков во Вьетнам. По окончании службы решил стать юристом, но не был принят в Техасский университет из-за плохих отметок, полученных в Йеле. В 1973–75 гг. учился в Гарвардской школе бизнеса, получил степень мастера делового администрирования (MBA). В 1975 г. начал карьеру в нефтегазовой отрасли, основал собственную нефтегазовую компанию «Буш эксплорейшн». В 1978 г. безуспешно баллотировался на место в палате представителей Конгресса США от штата Техас. В 1984 г. объединил свою компанию с небольшой фирмой, занимавшейся разведкой полезных ископаемых, и стал президентом новой компании под названием «Спектрум-7», которую довел до банкротства. Связывая свои неудачи с алкоголизмом, в 1986 г. бросил пить. Его разорившуюся фирму «Спектрум» купила крупная техасская энергетическая компания Harken Energy (мотив — громкая фамилия владельца). Некоторое время Буш работал в ней консультантом. Впоследствии за неделю до разорения Harken Energy в 1990 г. Буш, располагая инсайдерской информацией, успел выгодно продать ее акции. В 1987 г. Буш переехал в Вашингтон для участия в президентской кампании своего отца. В 1988 г. возвратился в Даллас, где собрал группу партнеров для приобретения бейсбольной команды «Техас рейнджерс». Занимал пост генерального управляющего в руководстве клуба до 1994 г. и приобрел за это время известность в своем штате. В 1994 г. Буш с небольшим отрывом победил в выборах на должность губернатора Техаса, опередив своего ближайшего конкурента на 7% голосов. На посту губернатора инициировал крупнейшее в истории Техаса снижение налогов, выступал за более активную роль церкви в социальной работе и в то же время утвердил приговоры к смертной казни в отношении более 150 человек.
|