Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Теория государства и права 3 страница
Подзаконные нормативные правовые акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Их основное назначение состоит в конкретизации, развитии и обеспечении исполнения содержания законов относительно специфики определенных сфер общественной жизни. Они представляют собой взаимосогласованную, иерархическую систему, каждый элемент которой, соответствуя актам более высокой юридической силы, служит юридической базой для актов, имеющих меньшую юридическую силу. Выделяют следующие виды подзаконных нормативных правовых актов, расположенные по иерархии: 1) указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве; распоряжения обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам; 2) постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента РФ; 3) приказы, инструкции, положения министерств и ведомств принимаются на основе и в соответствии с законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; 4) решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной думы, Астраханского областного Представительного Собрания); 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.); 6) нормативные правовые акты органов местного самоуправления, которые принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов и т.п.; 7) локальные нормативные правовые акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).
Позитивное обязывание - это способ правового регулирования, выражающийся в возложении на лиц юридических обязанностей активного содержания, характеризующийся своего рода новым обременением: лицам предписывается совершить то, чего они, быть может (если бы не было такого обременения), и не совершили или же совершили, но путем, отличным от конкретизируемого в обязывающей норме. В обязываниях заключается признанная государством необходимость определенного поведения. Их реализация происходит в форме исполнения и поддерживается четко прописанным обеспечительным механизмом. Ведущую роль в нем играет установление юридической ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение возложенных на лицо обязанностей. Позитивные обязывания представляют собой властно-повелительную форму социальной регуляции, обеспечиваемую " силовым" началом, возможностью заставить, наказать. Функциональное их назначение состоит в том, что, являясь законной преградой на пути произвола, хаоса, своеволия, неорганизованности, обязывания привносят в механизм правового регулирования необходимое свойство порядка, дисциплины. В позитивных обязываниях, являющихся важнейшим средством правового регулирования, выражена преимущественно его активно-действенная, динамическая сторона. Путем юридических обязываний, предписывающих строго определенное поведение, осуществляется планирование хозяйственной, социально-культурной жизни, финансовая деятельность, мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и т.д. В зависимости от субъекта, к которому обращено предписание, обязывания могут быть общими и специальными, по продолжительности действия - постоянными и временными, по пространственному критерию - действующими на всей территории России либо на какой-то ее части.
Политическая партия - это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. Функциями политических партий являются: выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп; активизация и интеграция определенной части людей; борьба за политическую власть и ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки; подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью; разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения; политическое воспитание общества в целом или его части; подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты. Структура политических партий состоит из партийного аппарата, рядовых членов (партийной массы), сторонников партии. По социальной направленности своей программы и деятельности политические партии подразделяются на социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические и т.п. По идейным основаниям деятельности - на доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера). По методам выполнения своей программы - на революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений). По характеру политических действий - на консервативно-реакционные, умеренные, радикально-экстремистские. По представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике - на правящие и оппозиционные (бывают легальные, полулегальные и нелегальные). По месту в политическом спектре - на левые, центристские и правые.
Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Структура политической системы состоит из следующих элементов: 1) политическая организация (совокупность государственных органов, политических партий, общественных организаций, движений и объединений, трудовых коллективов, групп давления и прочих субъектов политики); 2) политическое сознание, характеризующее психологию (обыденные, несистематизированные представления о политике и власти) и идеологию (политические теории, доктрины, учения, программы) политической жизни; 3) политические, правовые, идеологические и нравственные нормы, регулирующие процесс организации политической власти; 4) политические отношения - это реально существующая связь между субъектами политической системы, которая складывается по поводу политической власти и регулируется политическими нормами; 5) политическая культура, под которой понимается система политических идей, принципов, убеждений и форм деятельности участников политической жизни в совокупности с накопленным политическим опытом; 6) политическая практика - это разнообразная деятельность субъектов политического процесса, направленная на организацию и осуществление государственной власти, выражающаяся в форме политической активности, а также политической пассивности либо политического отчуждения. Выделяют следующие функции политической системы: обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения, мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения целей и задач развития общества, выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений, удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей, интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры, политическая социализация, легитимация политической власти.
Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Отличительные признаки права: 1) волевой характер - результат осознанной, волевой деятельности людей (большинства членов общества и государства в целом); 2) неразрывная связь с государством - с одной стороны, именно от государства исходят нормы права, и только государство в полной мере может обеспечить соблюдение и исполнение предписаний права, а с другой стороны, именно право определяет структуру механизма государства и границы его деятельности); 3) общеобязательность - только предписания права обязательны для всех без исключения граждан, их объединений, должностных лиц, государственных органов и других участников общественных отношений; 4) нормативность - право как регулятор общественных отношений представляет собой совокупность норм, наиболее общих правил поведения людей в важнейших сферах социальной жизни; 5) формальная определенность - правовые нормы имеют строго установленные, официальные формы своего закрепления во вне; 6) системность - представляет собой единую и взаимосвязанную систему, в которой одна, отдельно взятая норма не может функционировать без остальных и играет свою особую роль. Различают право в объективном и субъективном смысле. Объективное право (или собственно право) - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему. Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности, которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.
Правовая доктрина - это особая форма права, представляющая собой труды выдающихся ученых-юристов или общепризнанные правовые учения, на которые можно официально (с одобрения государства) ссылаться в процессе применения правовых норм. Данная форма права наряду с правовым обычаем является древнейшим способом закрепления юридических норм. В англосаксонской и мусульманской правовой системе в ходе судебного разбирательства возможны ссылки на труды выдающихся ученых-правоведов в качестве источников права. Как правило, доктрина выступает в качестве источника права в сферах, где еще не применяется законодательное регулирование по тем или иным причинам. В Российской Федерации правовая доктрина не признается официально государством в качестве источника права. Суд или иной государственный орган при рассмотрении конкретного юридического дела не вправе основывать свое решение на научных работах, их комментариях. При этом в России ни одна юридическая доктрина или правовая идеология не является господствующей, официально признанной или общеобязательной. Однако должностные лица при вынесении юридического решения пользуются научной и учебной литературой, комментариями ученых к законодательству в качестве вспомогательного неофициального материала. Правовая жизнь - это форма социальной жизни, выражающаяся преимущественно в правовых актах и правоотношениях, характеризующая специфику и уровень правового развития данного общества, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов. Правовая жизнь связана с юридическими правилами поведения (предписаниями) и соответствующими юридическими последствиями.
Правовая жизнь - часть духовной практики народа, наиболее ярко показывающая особенности той или иной нации, ее специфику, менталитет. Она есть одно из условий существования государственно-организованного общества, так как призвана определенным образом оформлять личную, государственную и общественную жизнь. Правовая жизнь - именно совокупность всех форм юридического бытия общества, а не система, ибо она включает в себя и неупорядоченные процессы (не господствующую правовую идеологию, правонарушения и т.д.), и определенные случайные факторы и т.п. Правовая жизнь содержит комплекс всех юридических явлений, включающий как позитивные, так и негативные составляющие. К первым относятся само право (отражающее права человека, идеи справедливости, гуманизма, свободы и т.п.); правовая система в целом; механизм правового регулирования; законные правовые акты (правомерные действия, их результаты, юридические документы); юридические поступки (как разновидность правомерного действия - юридического факта) и события как юридический факт и т.д.; ко вторым - в основном негативные, противоправные явления (преступления и иные правонарушения; их субъекты и криминальные структуры; коррупция, злоупотребления, незаконные правовые акты, деформации правосознания, выражающиеся в правовом нигилизме, идеализме, популизме; ошибки в праве и иные препятствующие положительной юридической деятельности факторы).
Правовая культура - это определенный уровень качественного состояния правовой системы, а также правосознания и правового поведения отдельной личности, социальной группы либо общества в целом. Различают правовую культуру общества, личности и социальной группы. Правовая культура общества - это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов: 1) уровень правосознания и правовой активности общества; 2) степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.); 3) степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности). Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами: реальной потребностью в праве; состоянием законности и правопорядка в стране; степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования; уровнем совершенства законодательства и состоянием правосознания населения и должностных лиц; соотношением общечеловеческого и национального в праве; эффективностью деятельности правоприменительных органов и защищенностью прав личности и т.д. Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. Она включает в себя следующие основные элементы: а) знание и понимание права; б) отношение к праву, выраженное в привычке к правомерному, законопослушному поведению; в) навыки правового поведения, выраженные в умении эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей, реализации субъективных прав и свобод.
Правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности. Приоритетами современной российской правовой политики являются: преодоление затянувшегося бессилия власти и усиление ее координирующей роли на основе общенационального представительства; борьба с бюрократизмом и коррупцией, минимизация отчуждения власти от насущных интересов населения; выравнивание баланса в разделении властей и разрешение проблем федерального устройства; поиск оптимального взаимодействия государства, права и общества; улучшение качества принимаемых правовых актов и повышение профессионализма законодателей и правоприменителей; устранение разрыва между декларацией прав человека и практикой их реального использования, усиление нравственных основ в правовой политике и стимулирование социальной активности личности; укрепление законности, правопорядка и реальной демократии. Формами правовой политики выступают: правотворческая - воплощается преимущественно в принятии, изменении и отмене нормативных актов и договоров; правоприменительная - воплощается в правоприменительных актах, документах индивидуального, персонифицированного характера; правоинтерпретационная - воплощается в актах толкования правовых норм (интерпретационных актах); доктринальная - воплощается в проектах правовых актов, в научном предвидении развития юридических ситуаций; правообучающая - проявляется в подготовке юристов нового поколения, готовых творчески действовать в новой политико-правовой ситуации. В зависимости от сферы осуществления правовая политика может быть конституционной, уголовной, семейно-брачной, финансовой, налоговой, таможенной, банковской и т.п.; в зависимости от содержания - законодательной, исполнительной, судейской, прокурорской, нотариальной и т.д.; в зависимости от целей - текущей и перспективной; в зависимости от функций - праворегулятивной и правоохранительной.
Правовая семья - это совокупность нескольких национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Обычно выделяют четыре основных правовых семьи. 1. Романо-германская правовая семья (правовые системы Италии, Франции, Испании, Германии, Австрии, Швейцарии, России и др.). Для нее характерно: единая иерархически построенная система источников писанного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); главная роль в формировании права отводится законодателю, правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; имеются писанные конституции, обладающие высшей юридической силой; высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов; деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; особое значение имеет юридическая доктрина. 2. Англосаксонская правовая семья (национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии). Признаки данной семьи: основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела); ведущая роль в формировании права (в правотворчестве) отводится судам, которые в этой связи занимают особое положение в системе государственных органов; главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное; отсутствие кодифицированных отраслей права; отсутствие классического деления права на частное и публичное; статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер. 3. Семья религиозного права (правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Пакистан, Судан, а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.) - Признаки: главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, их нужно строго соблюдать; источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов; тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения; особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), лежащие в основе конкретных решений; нормативные правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение; главенствует идея обязанностей, а не прав человека. 4. Семья традиционного права (правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока). Признаки: доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписанный характер и передаваемые из поколения в поколение; обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государством; нормативные акты имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше; юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права; судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность; юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ; архаичность многих ее обычаев и традиций.
Правовая система общества - это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Понятие " правовая система" выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества. В структуру правовой системы входят следующие главные элементы: 1) господствующая правовая идеология; 2) право; 3) юридическая практика. Понятия " право" и " правовая система" соотносятся как часть и целое. Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества. Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как главных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п. Специфика многих элементов правовой системы (в том числе и права) предопределяется национальными, культурно-бытовыми, религиозными и тому подобными особенностями той страны, в границах которой исторически сложилась та или иная правовая система. Понятие национальной правовой системы характеризует конкретное государственно организованное сообщество. Кроме права определяющим элементом содержания могут быть господствующая правовая идеология, юридическая практика, государственное законодательство, религиозные трактаты.
Правовое государство - это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи: 1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона). Это закреплено в ст. 2 Конституции РФ, где установлено, что " человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности; 2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона). Он воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов: - разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею; - федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали; - верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти); - взаимной ответственности государства и личности. Также правовое государство предполагает в качестве принципов высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.
Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите. Признаки реализации правовых ограничений: 1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одно временно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите; 2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.; 3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию; 4) предполагают снижение негативной активности; 5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны. Виды правовых ограничений: - в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция); - в зависимости от предмета правового регулирования ограничения делятся на конституционные, гражданские, экологические и т.п.; - в зависимости от объема ограничения можно разделить на полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет); - в зависимости от времени действия они бывают постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении); - в зависимости от содержания ограничения делятся на материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).
Правовое поощрение - это форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия. Признаки правовых поощрений: 1) добровольность, ибо в поощрительной норме содержится призыв совершить желательный для общества и государства поступок, но не обязательный для каждого отдельного субъекта (поощрение жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а оказывает непринужденное влияние благодаря привлекательности и выгодности обещанных в установленной норме последствий); 2) юридическое одобрение добровольного заслуженного поведения в форме вознаграждения (для правового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения - юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками - мерой, зависимыми от степени заслуг); 3) взаимовыгодность его как для субъекта, так и для общества (поощрение сочетает различные интересы, гармонизирует их, удовлетворяя благоприятными последствиями); 4) правовое поощрение является видом юридического стимула, как правило, самого действенного по сравнению с субъективными правами, рекомендациями, льготами и т.п.; 5) сопряжено с заслуженным поведением, т.е. с добросовестным правомерным поступком, связанным со " сверхисполнением" субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающим основанием для применения поощрения.
Правовой нигилизм - это отрицательное отношение к праву и иным формам юридической организации социальных связей, разновидность деформированности общественного, группового или индивидуального правосознания и правовой культуры. Правовой нигилизм - негативный фактор правового регулирования, одна из причин низкого уровня правопорядка в обществе. Формами выражения правового нигилизма могут быть: - сознательное преднамеренное нарушение действующих правовых предписаний, совершение правонарушений рядовыми гражданами и должностными лицами; - массовое уклонение от исполнения предписаний законодательства, обход требований законов, стремление реализовывать свои интересы и потребности вне " правового поля"; - подмена законности экономической, политической или иной целесообразностью;
|