Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Экологическое право 4 страница






 

Пользование животным миром - изучение, добывание объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового. В РФ осуществляются следующие виды пользования ж.м.: охота (охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы); рыболовство (деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, а также по их переработке, транспортировке и хранению); добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства (к таким объектам относится большая группа животных, которые не имеют промыслового значения, но добываются в иных целях, например, имеют коммерческий спрос); использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

 

Принципы охраны окружающей среды - основные исходные положения, подходы к решению вопросов охраны окружающей среды; один из приемов юридической техники, определяющий ориентиры правового регулирования отношений в области рационального использования и охраны окружающей среды. К п.о.о.с. относятся: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и другие принципы, закрепленные в ст. 3 Федерального закона " Об охране окружающей среды". Кроме общих принципов охраны окружающей среды в законодательстве закрепляются принципы охраны и использования отдельных природных объектов, например принципы использования и охраны лесов: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций; платность использования лесов и др. Принципы использования и охраны водных объектов: значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека; приоритет охраны водных объектов перед их использованием; сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами; целевое использование водных объектов; приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования; регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход); регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей; платность использования водных объектов; использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления традиционного природопользования. Принципы управления в области охраны атмосферного воздуха: недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении; научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства. Принципы в области охраны и использования животного мира: обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира; поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания; осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности; отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами; платность пользования животным миром; приоритет международного права в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания.

 

Природные парки - природоохранные рекреационные учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Территории п.п. располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников. На 31 декабря 2006 г. в Российской Федерации насчитывалось 56 природных парков общей площадью 17 590, 4 тыс. га (0, 9% территории России). На п.п. возлагаются задачи сохранения природной среды, природных ландшафтов; создания условий для отдыха (в том числе массового) и сохранения рекреационных ресурсов; разработки и внедрения эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий п.п.

На территориях п.п. устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от их экологической и рекреационной ценности. На территориях п.п. могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов. На территориях п.п. запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств п.п., нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах п.п. могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

 

Территориальное море Российской Федерации - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий. Исходные линии, от которых отмеряется ширина т.м., устанавливаются в Федеральном законе " О внутренних морских водах, т.м.и прилежащей зоне Российской Федерации". Определение т.м. применяется ко всем островам Российской Федерации. Внешняя граница т.м. является Государственной границей Российской Федерации. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря. На т.м., воздушное пространство над ним, а также на дно т.м. и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через т.м.

 

Требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. Законодательством установлены требования: в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов; при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения; при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений; при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств; при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки; при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов; при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов; при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве; при обращении с отходами производства и потребления; при установлении защитных и охранных зон; правила охраны окружающей среды от негативного биологического воздействия и от негативного физического воздействия.

 

Управление в области охраны окружающей среды - 1) совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства, соблюдения требований в области охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности;

2) совокупность правовых норм, определяющих права и обязанности государственных органов по организации рационального использования и охраны природных ресурсов. К функциям управления относятся: подзаконное нормотворчество, экологическое нормирование, экологическая экспертиза, оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, лицензирование, сертификация, экологический аудит, мониторинг, экологическое воспитание и образование.

Выделяется несколько видов экологического управления: государственное; ведомственное; производственное; общественное. Каждый из перечисленных видов экологического управления осуществляется разными субъектами: государством и его уполномоченными органами; специальными ведомствами; хозяйствующими субъектами; общественными объединениями юридических лиц и граждан.

 

Устойчивое развитие (от англ. sustainable development - допустимое, непрерывно поддерживаемое, сбалансированное развитие). В настоящее время нет общепринятого определения, известно несколько десятков вариантов определений устойчивого развития, однако за основу берется определение, введенное Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брундтланд) в 1989 г. в докладе " Наше общее будущее", согласно которому у.р. - развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

 

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Ч.с. могут быть природного и техногенного характера. В зависимости от территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, количества людей, погибших или получивших ущерб здоровью, размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь ч.с. природного и техногенного характера подразделяются на: а) локальные (территория одного объекта, количество пострадавших не более 10 человек либо размер материального ущерба составляет не более 100 тыс. рублей); б) муниципального характера (территория одного поселения или внутригородская территория города федерального значения, количество пострадавших не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей); в) межмуниципального характера (территория двух и более поселений, внутригородская территория города федерального значения или межселенная территория, количество пострадавших не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей); г) региональные (территория одного субъекта РФ, количество пострадавших 50-500 человек либо размер материального ущерба 5-500 млн рублей); д) межрегионального характера (территория двух и более субъектов РФ, количество пострадавших 50-500 человек либо размер материального ущерба 5-500 млн рублей); е) федерального характера (количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей).

 

Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Э.э. основывается на принципах: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал