Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 15. Международное право⇐ ПредыдущаяСтр 53 из 53
Агрессия - противоправное применение вооруженной силы. Понятие а. сформулировано в принятом 14 декабря 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН " Определении агрессии", согласно ст. 1 которого агрессией " является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций". По способу осуществления а. может быть прямой и косвенной. Косвенная агрессия совершается вооруженными бандами, группами, регулярными силами или наемниками, формально не входящими в состав регулярных вооруженных сил какого-либо государства или скрывающими свою принадлежность к ним, хотя они организуются определенным государством либо действуют от его имени или по его поручению. Прямая агрессия совершается регулярными вооруженными силами государства. Поскольку регулярные вооруженные силы рассматриваются в качестве органов государства, совершаемые действия всегда являются действиями представляемого ими государства. Особым случаем соучастия в а. является " действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалось этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства". А. согласно ст. 3 " Определения агрессии" не может быть оправдана никакими соображениями политического, экономического или любого иного характера. В качестве актов агрессии рассматриваются независимо от объявления войны следующие случаи а.: 1) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию других государств, или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая с применением силы аннексия территории другого государства или части ее; 2) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства; 3) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; 4) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы либо морские и воздушные флоты другого государства; 5) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения. Приведенный перечень актов не является исчерпывающим. Совет Безопасности ООН может определить, что другие акты также представляют собой агрессию согласно положениям Устава ООН.
Аренда территории международная - предоставление на договорной основе одним государством другому государству части своей территории или расположенных на этой территории каких-либо объектов или сооружений в пользование на определенный срок, в определенных целях и на определенных условиях. Государство-арендодатель сохраняет суверенитет в отношении территории, предоставляемой в аренду, ограничивая в строго определенном договором об аренде порядке некоторые свои права в пользу государства-арендатора. К другим формам а.т.м. следует отнести пользование участками государственной территории международными организациями, осуществляемое на основе договоров этих организаций с государствами-арендодателями, аренды иностранными представительствами земельных участков, зданий, сооружений, помещений и т.п. СССР прибегал к а.т.м. в целях обеспечения безопасности своих границ и границ государства-контрагента. В настоящее время РФ на основании соглашений с Казахстаном арендует космодром " Байконур".
Архипелажные воды - воды государства-архипелага, расположенные между островами, из которых состоит государство-архипелаг, и отграниченные от других частей моря вокруг государства-архипелага прямыми исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и обсыхающих рифов архипелага. Длина таких линий не должна превышать 100 морских миль, и лишь 3% их общего числа могут иметь длину в 125 миль. Соотношение между площадью воды и площадью суши в пределах этих линий должно составлять от 1: 1 до 9: 1. Эти положения, касающиеся государств-архипелагов и а. в., были установлены Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. По путям, обычно используемым для международного судоходства в пределах а. в., устанавливается право архипелажного прохода иностранных судов и пролета иностранных летательных аппаратов. Если государство-архипелаг само не устанавливает морских и воздушных коридоров, право а.п. может осуществляться по путям, обычно используемым для международного судоходства. Все суда и летательные аппараты, пользуясь правом а.п., должны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государства-архипелага и не заниматься какой-либо деятельностью, не свойственной непрерывному и быстрому проходу через воды государств-архипелагов. Они должны также соблюдать законы и правила государств-архипелагов, касающиеся безопасности мореплавания и регулирования движения судов, рыболовства, проведения погрузочно-разгрузочных работ, предотвращения загрязнения окружающей среды.
Беженцы - лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали (обычно страну своего гражданства), в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. В 1951 г. была заключена многосторонняя Конвенция о правовом статусе б., а в 1967 г. принят протокол к этой Конвенции. Особую категорию образуют так называемые политические б., т.е. лица, подвергавшиеся преследованиям по политическим мотивам в стране своего постоянного проживания. Их нередко называют лицами без гражданства, поскольку практически статус таких б. ничем не отличается от статуса лиц без гражданства. Принадлежность к политическим б. может рассматриваться как основание претендовать на получение политического убежища. Однако в конечном счете решение этого вопроса зависит от законодательства и политики государства, на территории которого находятся политические б. Проблема б. не может решаться по единому образцу. На ее решение влияют различные факторы (социальный и национальный состав б., причины, побудившие их покинуть родину, и т.д.).
Безопасности международной система - комплекс взаимоувязанных межгосударственных отношений и организаций, политико-дипломатических, экономических, военных и общественных мероприятий и усилий, обеспечивающих коллективную безопасность государств и народов. Система международной безопасности может быть универсальной или региональной. Включает совокупность основополагающих принципов безопасности, межгосударственных механизмов и структур, международно-правовых норм, многосторонних договоров и других элементов, создаваемых и функционирующих для предотвращения военных столкновений, их локализации, урегулирования политических, экономических и военно-стратегических противоречий политическим путем, а также специальный режим контроля за международной, особенно военной, деятельностью и соответствующий режим информации. Основывается на реализации принципов предупреждения войны и снижения военного противостояния государств. Универсальная системы международной безопасности существует в рамках ООН. Основные средства реализации ее решений - миротворческие силы, система политических, экономических и военных санкций и т.д. Региональные системы безопасности носят ограниченный характер, их формирование идет с учетом конкретной обстановки, складывающейся в том или ином регионе. Наиболее развитые формы получила система европейской безопасности, ядром которой в начале XXI в. являются такие организации, как Европейский союз, ОБСЕ и НАТО.
Беларуси и России союз - договор между РФ и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. " О создании Союзного государства" закрепил, что Российская Федерация и Республика Беларусь создают Союзное государство, которое знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство. Для граждан обоих государств устанавливается гражданство Союзного государства Беларуси и России, дающее гражданам соответствующих государств ряд прав, например свободу передвижения по их территории, право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления на территории того из государств Союза, на которой они постоянно проживают, не являясь гражданами, и т.д.
Верительная грамота - документ, которым снабжается глава дипломатического представительства класса послов или посланников для удостоверения его представительного характера и аккредитования в иностранном государстве. В.г. подписывается главой государства, назначающего дипломатического представителя, и скрепляется подписью министра иностранных дел; она адресуется главе государства пребывания; вручается ему в торжественной обстановке. В в.г. указываются имя и фамилия дипломатического представителя, его класс, который определяется по соглашению между двумя государствами, высказывается просьба верить его заявлениям и действиям. В.г. имеет характер общих полномочий, в отличие от специальных полномочий для подписания, например, международного соглашения. В зависимости от местной протокольной практики дипломатический представитель считается приступившим к выполнению своих функций с момента вручения в.г. или с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенной копии в.г. МИД государства пребывания. Дату вручения в.г. или дату прибытия определяет протокольное старшинство глав дипломатических представительств одного класса. Согласно Конституции РФ Президент РФ дает в.г. российским послам и посланникам, а также принимает в.г. аккредитованных при нем представителей иностранных государств.
Взаимодействие международного и внутригосударственного права следует определить как согласованное действие двух правовых систем, обусловленное существованием общих для них целей, необходимое для их взаимного развития и предполагающее или не исключающее возможности существования у них общих сфер регулирования. Взаимодействие также характеризуется взаимным влиянием правовых систем. Цель взаимодействия - установление такого соотношения двух правовых систем, при котором возможна реализация их общих приоритетов. В этом процессе каждая из систем опирается на другую для достижения своих целей, а наличие общих приоритетов делает необходимой их согласованную деятельность. Функции взаимодействия - это координация деятельности всех субъектов международного и внутригосударственного права для достижения цели их взаимодействия, а также координация развития обеих систем права в необходимом для достижения поставленной цели направлении.
Внутренние воды - вся водная часть территории государства, за исключением территориального моря. К внутренним водам относятся воды рек, ручьев, озер и иных водоемов, в том числе пограничные воды в пределах границ государственной территории, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий территориального моря. Пограничными водами считаются водные пространства в пределах тех участков, по которым проходит линия границы. Правовой режим внутренних вод определяется внутренним законодательством государства, а в отношении пограничных вод - также и соглашениями с сопредельными государствами. Воды международных рек, которые используются для международного судоходства, также входят в состав территории того государства, в пределах границ которого части этих рек расположены. Правовой режим этих вод регулируется помимо внутригосударственного законодательства многосторонними соглашениями о судоходстве и хозяйственном использовании вод этих рек. Внутренние морские воды - это: а) моря, полностью окруженные сушей одного и того же государства, а также моря, все побережье которых и оба берега соединения с другим морем (океаном) принадлежат одному и тому же государству; б) воды морских портов; в) бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль; г) исторические морские воды, т.е. воды, принадлежащие государству в силу исторической традиции; д) воды, находящиеся между берегом и исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря. В.м.в. находятся под полным суверенитетом прибрежного государства, которое определяет как их правовой режим, так и порядок деятельности в них.
Война - организованная вооруженная борьба, в которой могут принимать участие государства, народы, ведущие национально-освободительную борьбу, а также стороны во внутригосударственном конфликте. В. сопровождается полным разрывом всех мирных отношений. Различают в. справедливые, правомерные (индивидуальная или коллективная самооборона против агрессии, принудительные вооруженные санкции против агрессора по решению Совета Безопасности ООН, национально-освободительные войны в осуществление права на самоопределение) и войны несправедливые, неправомерные (агрессия, колониальные войны). Несправедливые, агрессивные войны являются преступлением международным. Юридически состояние в. прекращается обычно мирным договором. Термины " война" и " вооруженный конфликт" в настоящее время употребляют как синонимы. Выделяют два вида вооруженных конфликтов: " вооруженный конфликт международного характера", " вооруженный конфликт немеждународного характера". Вооруженный конфликт международного характера - столкновение между вооруженными силами государств. В.к.м.х. характеризуется ограниченным театром военных действий и относительно небольшой протяженностью во времени. Вооруженный конфликт немеждународного характера происходит на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами. Вооруженным конфликтом немеждународного характера не считаются случаи нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, такие как беспорядки, отдельные акты насилия и иные акты аналогичного характера, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами.
Генеральная Ассамблея ООН - один из главных органов ООН. Состоит из государств-членов, каждый из которых наделен по Уставу ООН равными правами. Г.А. ООН обладает широкими полномочиями. В соответствии с Уставом ООН она может обсуждать любые вопросы или дела, в том числе относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН, дает рекомендации членам ООН и (или) Совету Безопасности ООН по любым таким вопросам или делам, уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности. Также уполномочена обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любым государством или Советом Безопасности, и делать в отношении любых таких вопросов рекомендации. Г.А. ООН имеет право выносить только рекомендации, которые, за исключением решений по вопросам бюджета и процедуры, не имеют обязательной силы для членов ООН. Решения Г.А. ООН по важным вопросам (рекомендации в отношении поддержания международного мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета Безопасности, приостановление прав и привилегий членов ООН и т.п.) принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов ООН, а по другим вопросам - простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании (ст. 18). Каждый член Г.А. ООН имеет один голос. Г.А. ООН избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, Совета по Опеке, Международного Суда ООН. По рекомендации Совета Безопасности она назначает Генерального секретаря ООН, производит прием в ООН новых членов, решает вопросы приостановления осуществления прав и привилегий государств-членов, их исключения из ООН. Официальными и рабочими языками Г.А. ООН являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский. Работа очередных сессий Г.А. ООН проходит в форме пленарных заседаний и заседаний ее семи главных комитетов.
Генеральный секретарь ООН является согласно Уставу ООН (ст. 97) главным административным должностным лицом Организации. Назначается Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности ООН. Г.с. ООН действует в этом качестве на всех заседаниях Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, ЭКОСОС и Совета по Опеке и выполняет такие функции, какие возлагаются на него этими органами. Г.с. ООН имеет право, согласно ст. 99 Устава ООН, доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Он представляет Генеральной Ассамблее ежегодные доклады о деятельности ООН и такие дополнительные доклады, которые ей могут потребоваться. При исполнении своих обязанностей Г.с. ООН не должен запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации, и должен воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на его положении как одного из международных должностных лиц, ответственных только перед ООН. В настоящее время Генеральным Секретарем ООН является Пан Ги Мун.
Государственно-подобные образования - производные субъекты международного права. Данный термин представляет собой обобщенное понятие, поскольку применяется не только к городам, но и к определенным районам. Г.п.о. создаются на основе международного договора или решения международной организации и представляют собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Они имеют свою конституцию или акт аналогичного характера, высшие государственные органы, гражданство. Г.п.о. является, как правило, демилитаризованным и нейтрализованным. Выделяют политико-территориальные (Данциг, Гданьск, Западный Берлин) и религиозно-территориальные государственно-подобные образования (Ватикан, Мальтийский Орден). В настоящее время существуют только религиозно-территориальные государственно-подобные образования. Ватикан обладает почти всеми атрибутами государства - небольшой территорией, органами власти и управления. Однако о населении Ватикана можно говорить только условно: это соответствующие должностные лица, занимающиеся делами католической церкви. Особенность статуса Ватикана заключается, помимо всего прочего, в том, что он имеет дипломатические отношения с рядом государств, которые официально признают его субъектом международного права. Мальтийский орден в 1889 г. был признан суверенным образованием. Местопребывание Ордена - Рим. Его официальная цель - благотворительность. Он имеет дипломатические отношения со многими государствами. Ни своей территории, ни населения у ордена нет. Его суверенитет и международная правосубъектность - правовая фикция.
Государство - первичный и основной субъект международного права, а также участник международных отношений. Г. представляет сочетание трех элементов: определенной территории, населения, на ней проживающего, и политической организации. На международной арене г. как политическая организация власти, особенно в лице его высших органов, выступает в качестве официального представителя г. как субъекта международного права. Основным качеством г., характеризующим его как субъект международного права, является государственный суверенитет. Первичность г. как субъектов международного права выражается в том, что никто не создает их в качестве таковых, они существуют в силу исторических причин. Г. сами могут создавать производные субъекты международного права. Как первичный субъект г. обладает универсальной международной правоспособностью. Г. вырабатывают нормы международного права, устанавливают ответственность за их нарушение, определяют международный правопорядок и функционирование международных организаций. Эти возможности государств ничем не ограничены, кроме как ими же самими созданными принципами и нормами международного права, в соответствии с которыми г. как субъекты международного права имеют основные права и обязанности, закрепленные в международных актах, в частности в Уставе ООН.
Границы государства - проведенные на карте или установленные на местности линии на земной и водной поверхности, а также проходящие по ним воображаемые вертикальные плоскости, которые определяют пределы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и недрами земли. Г. г. подразделяются на сухопутные, речные и озерные, а также морские. Существует мнение, что верхней границей следовало бы признать высоту в 100-110 км, что связано с минимальной высотой орбиты космического спутника. По источнику существования выделяют исторические и договорные границы. Исторические существуют на основе международно-правового обычая, договорные - на основе международного договора. В настоящее время большинство границ установлено на основании договора.
Деликт международный - совершаемое субъектом международного права действие (бездействие), представляющее нарушение международно-правовых норм и принципов или договорных обязательств, которое влечет за собой международную ответственность этого субъекта. Субъект международного права, совершивший д.м., именуется делинквентом. Термин " деликт" может употребляться и для обозначения любого правонарушения (международного правонарушения, международного преступления) или для обозначения отдельной группы международно-противоправных деяний. В теории международного права высказывается мнение, что д.м. - это обязательно умышленное международно-противоправное деяние, в отличие от правонарушения, совершаемого без умысла, без намерения причинить вред другому субъекту международного права. При таком подходе д.м. всегда является международным преступлением.
Делимитация границ - это договорное установление линии государственной границы, осуществляемое по картам, как правило крупномасштабным, с подробным изображением на них рельефа, гидрографии, населенных объектов. При делимитации договаривающиеся стороны проведенную на карте линию границы, как правило, сопровождают подробным описанием. Карта с нанесенной на ней линией государственной границы обычно подписывается или парафируется, скрепляется гербовыми печатями договаривающихся сторон и является составной частью договора о д.г. Договоры о д.г. подлежат, согласно Конституции РФ, ратификации и вступают в силу после обмена ратификационными грамотами. В тех случаях, когда к государству примыкают морские пространства, оно имеет право самостоятельно устанавливать свои морские границы и пределы распространения своего территориального моря, если они соприкасаются не с территориальным морем другого государства, а с водами открытого моря.
Демаркация границ - определение и обозначение линии государственной границы на местности в соответствии с договорами о делимитации границы и приложенными к ним картами и описаниями. Работу по определению линии границы на местности осуществляет специально создаваемая на то правительствами смешанная комиссия граничащих сторон. Смешанная комиссия, определив точное положение линии границы на местности, составляет протокол - описание демаркируемой границы, карты с ее обозначением, а также протокол на каждый пограничный знак и схему каждого знака. В ходе демаркационных работ смешанная комиссия может вносить некоторые уточнения в прохождение линии границы, установленной ранее в договоре и изображенной на карте, приложенной к нему. Линия государственной границы на местности обозначается пограничными знаками. Демаркационные документы после их подписания смешанной комиссией по демаркации границы подлежат утверждению каждой из сторон договора в соответствии с действующим в этих государствах законодательством и вступают в силу с момента обмена документами, извещающими об их утверждении.
Денонсация международного договора - способ прекращения действия двустороннего международного договора или выхода из многостороннего международного договора в порядке и сроки, обусловленные в таком договоре. Общим условием денонсации обычно является заблаговременное уведомление сторон договора о намерении одного из участников прекратить его действие или выйти из него. Такое уведомление производится по решению, принимаемому согласно внутреннему законодательству участника договора. Несоблюдение порядка денонсации влечет возможность оспаривать ее правомерность. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. имеет в виду как денонсацию в широком смысле, включая денонсацию, предусмотренную в самом международном договоре, так и так называемую подразумеваемую денонсацию, которая может быть выведена либо из намерения участников допустить возможность денонсации или выхода из договора, либо из характера международного договора. Различают д.м.д., заявление о которой делается в определенный срок, и д.м.д., заявление о которой делается в любое время. Некоторые договоры вообще запрещают денонсацию, в других возможность денонсации не упоминается. Денонсация многосторонних договоров имеет силу только для государств, заявивших о денонсации. В ряде многосторонних договоров к одному из видов денонсации причисляют отмену международного договора.
Дипломатическое право - система международно-правовых норм, относящихся к статусу и функциям государственных органов внешних сношений (иными словами, регулирующих порядок установления и осуществления межгосударственных официальных контактов). Кд.п. относятся: нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с обменом дипломатическими представительствами и их деятельностью; нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с посылкой одним государством в другое миссии специальной, т.е. делегации или представителя для решения того или иного внешнеполитического вопроса; нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с представительством государств в международных организациях и функционированием международных организаций на территории тех или иных государств, включая нормы, касающиеся привилегий и иммунитетов международных организаций, международных должностных лиц и служащих.
Дипломатическое представительство - зарубежный государственный орган внешних сношений, учреждаемый на основе взаимного соглашения одним государством на территории другого или при международной организации для поддержания постоянных официальных контактов и выступающий от имени учредившего его государства по всем политическим и иным вопросам. Обмен дипломатическими представительствами осуществляется после установления дипломатических отношений. В соответствии с международным обычаем, получившим договорное закрепление в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., д.п. может учреждаться на одном из трех уровней, которому соответствует класс его главы. Эти уровни имеют протокольное значение и не влияют на функции д.п., его иммунитеты и привилегии, а также иммунитеты и привилегии его персонала.
Европейский союз (ЕС) - межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства; возникло в 1993 г. на базе Европейских Сообществ. Договор о Европейском союзе, подписанный в 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) главами государств и правительств 12 государств - членов Европейского Сообщества, вступил в силу 1 ноября 1993 г. Он дополнен 17 протоколами и 33 заявлениями по различным аспектам договоренностей, в которых учтены результаты референдума в Дании, а также протоколом и соглашением о социальной политике, предусматривающими создание единого социального пространства. Договор дополнительно к национальному гражданству вводит гражданство ЕС. ЕС зиждется на трех основаниях: 1) Европейские Сообщества с дополнениями и формами сотрудничества, предусмотренными Договором о Европейском союзе; 2) совместная внешняя политика и политика в области международной безопасности; 3) сотрудничество во внутренней и правовой политике. Целями ЕС являются: 1) образование тесного союза народов Европы, содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу, особенно посредством: создания пространства без внутренних границ; усиления экономического и социального взаимодействия; образования экономического и валютного союза и создания в перспективе единой валюты; 2) утверждение собственной идентичности в международной сфере, особенно путем проведения совместной внешней политики и политики в области безопасности, а в перспективе и совместной оборонной политики; 3) развитие сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел; 4) сохранение и приумножение общего достояния.
Европейский суд по правам человека - орган, созданный в целях обеспечения уважения обязательств, вытекающих из Конвенции, для государств, являющихся ее участниками и сделавших специальные заявления о признании для них в качестве обязательной юрисдикции Е.с.п.п.ч. по всем вопросам, касающимся толкования и применения Конвенции. Е.с.п.п.ч. был образован 21 января 1959 г. Члены Е.с.п.п.ч. избираются на девять лет (и могут быть переизбраны) Парламентской ассамблеей Совета Европы большинством голосов из списка кандидатов, представленных государствами - членами Совета Европы. Число судей в Е.с.п.п.ч. должно соответствовать числу не стран - участниц Конвенции. При этом в Е.с.п.п.ч. одновременно не может быть дважды представлено одно и то же государство. Лицо, представляющее в Е.с.п.п.ч. то или иное государство, не обязательно должно быть гражданином последнего. Для рассмотрения дел Е.с.п.п.ч. образует палату в составе семи судей, в число которых обязательно должен входить судья, представляющий в Е.с.п.п.ч. заинтересованное государство; остальные определяются жребием. Компетенция Е.с.п.п.ч. распространяется на дела, касающиеся толкования и применения Конвенции и переданные на его рассмотрение государствами - участниками Конвенции. Решение Е.с.п.п.ч. является окончательным и обжалованию не подлежит. Оно передается Комитету министров, который наблюдает за его исполнением. Местонахождение Е.с.п.п.ч. - г. Страсбург (Франция).
Единогласия принцип закреплен Уставом ООН (п. 3 ст. 27), это порядок принятия решений в Совете Безопасности ООН, согласно которому для принятия решений по всем вопросам существа требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета Безопасности. Достаточно одному или нескольким постоянным членам Совета Безопасности проголосовать против, и решение считается отклоненным (так называемое " вето" постоянного члена). Е.п. применяется не только при решении Советом Безопасности вопросов существа, но и при определении того, является тот или иной вопрос процедурным или нет. Таким образом, на практике получается, что сначала может быть наложено вето при решении предварительного вопроса о том, имеет тот или иной проект резолюции Совета Безопасности процедурный характер или нет, а затем с помощью вето может быть отклонен и сам этот проект. Е.п. служит надежной преградой против использования Совета Безопасности ООН не в интересах международного сообщества.
Законные интересы государств в международном праве - интересы, не противоречащие основным принципам международного права. В международных отношениях выделяют два вида законных интересов государств: национальные и интернациональные. Национальные интересы - интересы всей нации в целом. Их можно классифицировать: на основные и второстепенные, внутригосударственные и интересы на международном уровне, экономические, политические, социальные, интересы в области защиты прав человека, охраны окружающей среды и т.д. Интернациональные интересы - это интересы общие для всего международного сообщества. К ним можно отнести: поддержание мира и безопасности в международных отношениях, установление суверенного равенства государств, всеобщего уважения прав и свобод человека, защиту окружающей среды, борьбу с международными преступлениями и т.д. Законные интересы государства оказывают непосредственное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства и развитие международного права и международных отношений, а также являются важным элементом механизма взаимодействия международного и внутригосударственного права.
Запрещенные методы и средства ведения войны - предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих войскам неприятеля; применение пыток с целью получения сведений о противнике; незаконное использование национальных и международных эмблем, сигналов и флагов; убийство парламентера и сопровождающих его лиц (трубача, горниста, барабанщика); вероломства, нападения на санитарные объекты, лиц, вышедших из строя, сдавшихся в плен, покинувших терпящий бедствие самолет или другой летательный аппарат (кроме десантников); геноцид, апартеид, террор в отношении гражданского населения; отдача приказа не оставлять никого в живых, принуждать военнопленных и других лиц противной стороны служить в вооруженных силах и участвовать в военных действиях против своей страны, уничтожать культурные ценности и др. Запрещенными средствами ведения войны являются средства, применение которых является недопустимым по международному праву и рассматривается как военное преступление или преступление против человечности, влекущее юридическую ответственность. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания, а также методы и средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.
Защита культурных ценностей во время войны - нормы международного права, направленные на охрану культурных ценностей в районах, где происходят военные действия. Основными актами, в которых эти нормы закреплены, являются: Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г., Дополнительные протоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. В этих актах понятием " культурная ценность" охватываются: а) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли; б) здания, главным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей; в) центры, в которых собрано значительное количество культурных ценностей, - " центры сосредоточения культурных ценностей". Защита культурных ценностей, согласно Гаагской конвенции 1954 г., включает охрану и уважение этих ценностей. Государства обязаны подготовить еще в мирное время охрану культурных ценностей, расположенных на их собственной территории, от возможных последствий вооруженного конфликта. Государства обязаны воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей. Запрещается реквизиция культурных ценностей, расположенных на территории других страны.
Капитуляция - способ прекращения военных действий в виде полного и окончательного прекращения сопротивления вооруженных сил одной из воюющих сторон целиком или сдача отдельных гарнизонов, окруженных группировок вследствие утраты равенства с победителем. При к., как правило, вся военная техника и военное имущество переходят к победителю, а личный состав вооруженных сил переходит на положение военнопленных победителя. К. формально не прекращает состояния войны между воюющими сторонами. Выделяют полную капитуляцию (прекращение военных действий на всех фронтах), частичную (на каком-либо фронте), почетную (с сохранением за государством-противником его боевых знамен и личного оружия лицам, относящимся к офицерскому составу) и безоговорочную (капитулирующая сторона не имеет права выдвигать свои требования, на которых она осуществит к.). Указанные виды могут применяться одновременно, так, например, капитуляция Германии в 1945 г. была полной и безоговорочной.
Комбатанты - лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях (п. 2 ст. 43 Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.). К. являются: а) личный состав сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил; б) партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют определенный, явственно видимый издалека отличительный знак, соблюдают в своих действиях правила ведения войны, открыто носят оружие во время каждого военного столкновения, а также в то время, когда находятся на виду у противника в ходе развертывания боевого порядка, предшествующего началу нападения, в котором они должны принять участие; в) экипажи торговых морских судов и экипажи самолетов гражданской авиации воюющих сторон, если они переоборудованы в военные. Применение военных мер насилия вплоть до уничтожения по отношению к к. в ходе боевых действий признается законным. К., попавший во власть неприятельской стороны, пользуется режимом военнопленного.
Консульское право - совокупность принципов и норм, регулирующих правовое положение консульского учреждения, а также определяющих порядок назначения (отзыва), функции, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц. Источниками к.п. являются международный договор, обычаи и законодательство государств. Влияние на становление норм к.п. оказывают постановления международных органов и национальные правовые доктрины. В 1963 г. на конференции ООН в Вене была разработана и принята большим числом государств Конвенция о консульских сношениях. Ряд положений этой Конвенции, однако, излишне ограничивал привилегии и иммунитеты консульского учреждения и его должностных лиц, ущемляя, таким образом, суверенные права государств. В силу этого СССР не стал ее участником. Консульские отношения РФ с другими государствами, как правило, регулируются двусторонними консульскими конвенциями.
Консульское представительство организуется в результате установления консульских отношений между двумя государствами. Его местонахождение, а в отдельных случаях и численность персонала согласуются между представляемым правительством и правительством государства пребывания. Согласованию подлежит также округ, в котором к.п. отправляет свои функции, а также режим пребывания и передвижения в нем консульских должностных лиц. Различаются следующие классы к.п.: генеральное консульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство. Соответственно этому к.п. возглавляются консулом генеральным, консулом, вице-консулом и консульским агентом. Работа у.п. направляется МИД и посольством представляемого государства. Она не должна противоречить законам и правилам государства пребывания. Статус к.п. определяется двусторонним соглашением и иными действующими нормами международного права (в основном Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г.).
Конференция межправительственная - временный коллективный орган ее государств-участников. Состоит из официальных представителей по крайней мере трех государств, каждое из которых обладает правом одного голоса, и нередко - из не обладающих правом голоса наблюдателей от третьих государств, национально-освободительных движений, межправительственных организаций. К.м. имеет согласованные ее участниками цели, а также, как правило, закрепленную в нормах правил процедуры определенную организационную структуру. Цели и деятельность любой к.м. должны соответствовать общепризнанным принципам международного права. В настоящее время к.м. все чаще созываются в рамках или под эгидой межправительственных организаций (например, кодификационные конференции). К.м. могут быть мирные, политические, экономические, дипломатические и смешанные. Правила процедуры, принимаемые на конференции, носят по обыкновению обязательный характер. Решения на конференциях принимаются, как правило, большинством голосов или консенсусом. К.м. принимают заключительные акты (обычно документы, содержащие основные характеризующие конференцию факты), конвенции (или акты, нацеленные на создание международно-правовых норм), а также резолюции (акты, содержащие рекомендации государствам или межправительственным организациям).
Луны и других небесных тел статус - Луна и другие небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел; их исследование и использование осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития; они являются достоянием всего человечества, свободны для научных исследований, не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. Деятельность по исследованию и использованию Луны и других небесных тел осуществляется в соответствии с международным правом; государства несут международную ответственность за национальную деятельность на Луне и других небесных телах независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами; государства избегают вредного загрязнения Луны и других небесных тел, запрещается вывод на орбиту вокруг Луны и других небесных тел или на другие траектории полета к ним объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения; государства имеют право собирать на Луне и других небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их с Луны; должны приниматься меры для предотвращения нарушения сформировавшегося равновесия среды Луны и других небесных тел, их вредоносного загрязнения; государства могут создавать на Луне и других небесных телах обитаемые и необитаемые станции; Луна и другие небесные тела и их природные ресурсы провозглашаются общим наследием человечества.
Международное воздушное право - отрасль международного права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в целях осуществления международных воздушных сообщений. М.в.п. регулирует межгосударственные отношения, возникающие в ходе установления, осуществления и развития воздушных сообщений. Предметом м.в.п. являются отношения между государствами, которые касаются правового режима воздушного пространства и международных воздушных сообщений. Воздушные сообщения между государствами регулируются на основе общепризнанных принципов международного права, принципов и норм, содержащихся в многосторонних и двусторонних соглашениях, заключенных между различными государствами. Принципами м.в.п. являются принцип суверенитета государства над воздушным пространством, расположенным над всей его сухопутной и водной территорией, принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации и принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве. Основные источники м.в.п.: Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. и приложения к ней (международные стандарты и рекомендации), Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. и другие двусторонние соглашения государств о воздушном сообщении, договоры государств с международными авиационными организациями о предоставлении технической помощи, об иммунитетах и привилегиях и др., а также международные обычаи.
Международное космическое право - совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в процессе исследования и использования космического пространства и небесных тел и определяющих их правовой режим. М.к.п. основывается на общих международно-правовых принципах, включая принципы Устава ООН и международных актах. Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1963 г.; Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.; Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.; Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. Принципы, регулирующие использование государствами искусственных спутников Земли для непосредственного телевизионного вещания, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1982 г. Космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом; космическое пространство не подлежит национальному присвоению; Луна и другие небесные тела используются исключительно в мирных целях; запрещается вывод на орбиту и иное размещение в космосе объектов с ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения; государства несут международную ответственность за всю национальную космическую деятельность, в том числе осуществляемую неправительственными юридическими лицами.
Международное морское право - совокупность юридических норм и правил, регулирующих отношения между государствами, а также международными организациями, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей и океанов и их ресурсов, и в ряде случаев воздушного пространства над отдельными морскими районами (например, проливами, открытым морем и т.д.). М.м.п. содержит специфические, присущие ему нормы и принципы, такие как свобода судоходства в открытом море и свобода полетов над ним, право мирного прохода иностранных судов через территориальное море, право транзитного прохода судов через международные проливы и пролета летательных аппаратов над ними и др. Среди источников м.м.п. большое количество обычаев и ряд договоров, например Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г., Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 г., Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. и др. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (вступила в силу 16 ноября 1994 г.).
Международное право - особая правовая система, состоящая из договорных и обычных норм и принципов, регулирующих отношения между его субъектами. Соблюдение м.п. обеспечивается индивидуальным или коллективным принуждением со стороны государств, пределы и формы которого определяются ими в процессе совместного нормотворчества. М.п. - это особая система правовых норм, не входящих в какую-либо национальную систему права и не включающих нормы национального права. М.п. не является системой, абсолютно обособленной от национального права участников международного общения, так как прогрессивные нормы государств каждой новой исторической эпохи оказывают соответствующее влияние на развитие м.п., как и нормы м.п. каждой новой исторической общественной формации оказывают прогрессивное влияние на развитие демократических основ национального права тех государств, которые сохраняют еще пережитки отмирающих правовых систем. Нормы м.п. регулируют отношения государств в условиях и в сфере как сотрудничества, так и борьбы. К этой области отношений относятся нормы и принципы, регулирующие порядок разрешения споров, поведение государств во время вооруженных конфликтов, устанавливающие формы и виды ответственности за правонарушения, и т.п. Публичное м.п. регулирует отношения между государствами и политическими образованиями государственно-правового характера, обладающими способностью осуществлять публичную власть в той или иной стране, а также между создаваемыми ими международными организациями и между такими организациями, с одной стороны, и государствами - с другой.
Международное право прав человека - сравнительно новая отрасль международного права, сложившаяся к 90-м гг. XX в. Представляет собой систему норм и принципов международного права, регулирующих международную защиту прав и основных свобод индивидов и выступающих в качестве международных стандартов для национального права. В этой же отрасли рассматриваются права народов. Победа антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне под лозунгами демократии и прав человека дала мощный стимул для становления м.п.п.ч. в качестве самостоятельной отрасли международного права. Вехами стали Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г. Сегодня источниками м.п.п.ч. являются более 100 только универсальных конвенций и договоров и более 200 - региональных, прежде всего европейских. Основу составляют два акта - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, принятые ООН в 1966 г. и вместе со Всеобщей декларацией прав человека 1946 г. и Факультативным протоколом входящие в Международный билль о правах человека. Иногда м.п.п.ч. именуют также международным гуманитарным правом, что нарушает устоявшуюся традицию использования данного понятия.
Международное преступление - тягчайшее международно-противоправное деяние, посягающее на основы существования государств и наций, подрывающее важнейшие принципы международного права, угрожающее международному миру и безопасности. В подготовленном Комиссией международного права проекте статей об ответственности государств подчеркивается, что " международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом, составляет международное преступление". Объектом м.п. могут быть всеобщий мир и международная безопасность; добрососедские отношения между народами и государствами; права народов и наций на самоопределение; законы и обычаи войны. К числу м.п. в соответствии с Уставом Международного военного трибунала 1945 г. (ст. 6) и другими международно-правовыми актами относятся преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности, преступления против человечества, среди которых можно назвать колониализм, геноцид, апартеид, экоцид. Такие преступления могут совершаться в результате тяжкого нарушения международных обязательств, имеющих основополагающее значение для обеспечения международного мира и безопасности, права народов на самоопределение, защиты человеческой личности, защиты окружающей среды. Ими затрагиваются интересы не только непосредственно пострадавшего государства, но и международного сообщества в целом. В этом случае отношения ответственности возникают между государством, совершившим м.п., и всеми другими государствами. Субъектами м.п. и субъектами ответственности за их совершение могут быть государства, международные организации и физические лица. Государства и другие субъекты международного права несут материальную, моральную и политическую ответственность за м.п., а физические лица - международную уголовную ответственность индивидов.
Международное уголовное право - система принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в предупреждении, расследовании и наказании в особом порядке за совершение преступлений, предусмотренных в международных договорах. Оно является отраслью международного публичного права и тесно связано с национальным уголовным правом государств. Среди особенностей м.у.п. следует отметить его комплексный характер (включает нормы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права); закрепленные в международных договорах особые принципы данной отрасли; неприменение сроков давности к военным преступникам и преступлениям против человечества; особые источники м.у.п. в виде универсальных и региональных международных договоров и вспомогательные источники в виде приговоров международных трибуналов и национальных судов; придание уставам международных трибуналов обратной силы в отношении преступлений, которые в момент совершения являлись уголовным преступлением согласно общим принципам права, признанным международным сообществом; особый субъект преступления в виде государств и юридических лиц (наряду с физическими лицами); особые санкции и т.п. В м.у.п. установлена ответственность за международные преступления и преступления международного характера.
Международное экономическое право представляет собой совокупность существующих и находящихся в стадии становления и развития принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права (прежде всего между государствами), выражающих их согласованные волеизъявления. Нормы м.э.п. направлены на содействие беспрепятственному осуществлению государствами суверенных прав в области международных экономических отношений, равноправному сотрудничеству государств независимо от их социальных систем, а также экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах. Принципы м.э.п. в зависимости от механизма их реализации можно подразделить на две группы. К первой относятся: принцип экономической недискриминации; принцип экономического сотрудничества; принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими богатствами, ресурсами и экономической деятельностью; принцип свободы выбора формы внешних экономических связей страны и др. Эти принципы общеобязательны и поэтому в процессе их применения не требуют включения в каждый конкретный договор. Во вторую группу входят принципы наибольшего благоприятствования, национального режима и взаимности. Они приобретают обязательный характер для отдельных государств лишь в случае включения в соответствующие положения конкретных договоров (или, что касается принципа взаимности, в национальное законодательство). М.э.п. имеет свои подотрасли: международное торговое право, международное валютно-финансовое право, международное инвестиционное право, международное транспортное право и др.
Международные организации - постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международного соглашения (устава, статута или иного учредительного документа) в целях содействия решению международных проблем, предусмотренных соответствующим учредительным документом, и развития всестороннего сотрудничества государств. М.о. обладают рядом характерных особенностей, позволяющих выделить этот важный институт из всей совокупности явлений международной жизни. К их числу, в частности, можно отнести: наличие учредительного документа, регламентирующего структуру, основные цели и направления деятельности организации; постоянный или регулярный характер деятельности; использование в качестве основного метода деятельности многосторонних переговоров и обсуждения проблем; принятие решений путем голосования или консенсусом, а также вид этих решений, которые нередко имеют силу рекомендаций. РФ является участником около 500 м.о. Различают международные организации межправительственные и международные организации неправительственные, универсальные, региональные, субрегиональные открытые, закрытые и др. Функции и полномочия организации и ее органов обычно определяются по соглашению государств так называемым конституционным документом этой организации (уставом, статутом, конвенцией, соглашением и т.д.). М.о.м. обычно имеют следующую структуру: периодически созываемое собрание представителей всех государств-членов, исполнительный орган (совет, исполнительный комитет и др.), а также, как правило, постоянный секретариат.
Международный договор - соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в политических, экономических или иных отношениях. М.д. является основным источником международного права. М.д. - родовое понятие, охватывающее все международные соглашения, которые могут иметь самые различные наименования и формы: договор, соглашение, пакт, трактат, конвенция, декларация, коммюнике, протокол и т.п. Твердо установленного значения тех или иных названий не существует. Независимо от наименования все договоры имеют одинаковую юридическую силу. По форме международные договоры могут быть письменными и устными. В зависимости от числа участников м.д. делятся на двусторонние и многосторонние. М.д. могут быть региональными или универсальными. Если в м. д. могут участвовать все заинтересованные государства, то он называется открытым. При ограничении возможностей участия в соглашении по каким-либо критериям это будет закрытый международный договор. Подписанный договаривающимися государствами м.д., как правило, подлежит ратификации или утверждению (принятию). Он вступает в силу после его подписания, если это прямо указано в договоре, или после обмена ратификационными грамотами либо сдачи их на хранение депозитарию. М.д. публикуются, как правило, заключившими их сторонами в официальных правительственных изданиях, периодической печати, сборниках и т.п. По законодательству ряда стран обнародованные (промульгированные) м.д. имеют силу закона. Действие м.д. прекращается: по истечении срока его действия; в связи с выполнением установленных им обязательств; по взаимному согласию сторон; в порядке денонсации; пересмотра (ревизии); в порядке аннулирования и др.
Международный обычай - правило, сложившееся в результате длительного применения в отношениях между всеми или некоторыми государствами, но не закрепленное в международном договоре. Является источником права в тех случаях, когда отношения не урегулированы международным договором. Необходимым условием признания м.о. источником права или, как его называют, обычной нормой международного права, является признание его всеми или некоторыми государствами, выраженное либо в активной форме (в виде определенных действий), либо путем воздержания от действий. Обычаи, в основе которых лежат принципы суверенитета и равенства, обязательны для всех стран. Другие обычаи действуют для признавших их государств. Обычаи часто являются общепризнанными нормами международного права, некоторые обычаи были положены в основу формирования принципов Устава ООН.
Международный суд ООН - один из главных органов ООН. Суд состоит из 15 судей, выступающих, согласно его Статуту, в личном качестве. Члены Суда избираются на девять лет из числа лиц " высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права". Среди членов Суда не должно быть " двух граждан одного и того же государства", и состав этого органа в целом должен обеспечивать представление " главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира". Состав Суда обновляется на треть каждые три года. Члены Суда избираются Советом Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеей ООН в ходе ее сессий из кандидатов, выдвинутых национальными группами Постоянной палаты третейского суда. Суд функционирует на постоянной основе. Он избирает своего председателя и вице-председателя, назначает секретаря, устанавливает правила процедуры. Его официальные языки - английский и французский. Сторонами в рассматриваемых Судом делах могут быть только государства. Обращение к Суду является факультативным, т.е. государства передают спор на его разрешение на основании заключенного ими соглашения-компромисса. Однако ряд государств, в том числе РФ по некоторым международным договорам, признают юрисдикцию Суда в качестве обязательной. Рассмотрение дела в Суде состоит из двух частей: письменной - сообщение Суду и сторонам соответствующих документов и материалов, и устной - заслушивание Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адвокатов. Решение принимается большинством голосов присутствующих судей. Просьба о пересмотре решения может быть заявлена лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, не известных ранее и важных для разрешения спора.
Мирные средства разрешения международных споров - средства, применяемые субъектами международного права в целях урегулирования международных споров в соответствии с принципом мирного решения международных споров. В ст. 33 Устава ООН в качестве таких средств названы переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. Этот перечень не является исчерпывающим: международному праву известны и другие средства - добрые услуги, консультации, комиссии по разрешению споров. Кроме того, в соответствии с Уставом ООН разрешением международных разногласий могут заниматься Генеральная Ассамблея ООН и Совет Безопасности ООН. В соответствии с принципом мирного разрешения споров, относящимся в современном международном праве к основополагающим, спорящие стороны обязаны урегулировать свои разногласия исключительно мирным путем с помощью перечисленных выше или каких-либо иных средств по их собственному выбору, а также в самый короткий срок.
Недействительность международного договора - установлена ст. 46-53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Среди оснований н.м.д. указаны явные нарушения внутреннего права, касающиеся компетенции заключать договоры; специальные ограничения правомочия представителя государства на выражение его согласия на обязательность договора; ошибки в договоре; заключение договора под влиянием обманных действий других участников договора; подкуп или принуждение представителя государства; принуждение государства посредством угрозы силой или ее применения, а также противоречие договора императивной норме международного права. Выделяют такие виды недействительности, как материальная (нарушение при заключении договора материальных особо значимых норм международного права или Конституции государства), процессуальная (нарушение при заключении договора процессуальных норм международного права), абсолютная (недействительность договора с момента его заключения), относительная (делающая договор оспоримым).
Нейтралитет в войне - правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим. Соблюдение государством н. в в. исключает право воюющих сторон превращать его территорию в театр военных действий, проводить через нее свои войска, действовать против такого государства вооруженными силами. В то же время разрешается перевозка через территорию нейтрального государства раненых, больных, гуманитарных грузов. Воюющие стороны не должны использовать это право для нелегального провоза через территорию нейтрального государства, средств ведения войны, сырья, из которого они могут быть изготовлены, и своих военнослужащих. В зависимости от времени действия выделяют: постоянный нейтралитет (т.е. нейтралитет во время любого вооруженного конфликта); временный нейтралитет (т.е. нейтралитет на период определенного вооруженного конфликта). В зависимости от вида территории, являющейся театром военных действий, выделяют нейтралитет в сухопутной, морской, воздушной войне. Постоянным нейтралитетом обладают такие государства, как Австрия, Швеция, Лаос и т.д.
Оговорка к международному договору - одностороннее официальное заявление одной из сторон международного договора относительно намерения исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данной стороне. О. к м.д. может заявляться при выражении согласия сторон на обязательность для них договора, в частности, при подписании международного договора, утверждении международного договора, ратификации и т.д. Оговорка фиксируется письменно при подписании или включается в документ либо ратификационную грамоту, о чем депозитарий договора обязан в
|