Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библейские дни творения

Преподобный Ефрем Сирин понимает день творения буквально, как сутки – 24 часа. Климент Александрийский, святитель Афанасий Великий и Ориген говорили о мгновенном творении и предлагали понимать дни аллегорически. Их мнение разделяли святитель Григорий Нисский и блаженный Августин. Святитель Григорий Нисский пишет: «Всё было сотворено в один миг. И без всякого промежутка во времени, ибо слово «начало» не позволяет разуметь промежутка. Как точка есть начало линии, атом – начало материи, так момент – есть начало времени. Когда Моисей говорит, что мир сотворен в начале, этим самым он указывает на сотворении всех причин, всех начал и всех сил сразу, в один момент. При первом движении воли Божией всё уже существовало. Сущность всех вещей: небо, эфир, звёзды, огонь, воздух, море, земля, животные, растения». Различение дней в библейском повествовании святитель Григорий Нисский объясняет необходимостью последовательности изложения. Затем, однако, он замечает, что Бог в начале сотворил всё в виде семян и зародышей, но не произвёл всего в отдельности. Свет, например, существовал с первого дня, но звезды созданы были в четвертый день, потому что тогда только дело сгущения, вследствие которого появились отдельные тела. Процесс этот сравнивает он с тем, как три смешанные вещества – вода, ртуть и елей отделяются друг от друга.

Так говорили богословы Александрийской школы. Антиохийская школа учила по-другому. Святитель Иоанн Златоуст: «Всесильная десница Его и беспредельная премудрость не затруднилась бы создать всё и в один день. И что говорю - в один день? Даже в одно мгновение. Но так как Он создал всё сущее не для Своей пользы, потому что не нуждается ни в чём, будучи вседоволен, напротив, создал всё по человеколюбию и благости Своей, то и творит по частям. И преподаёт нам, устами блаженного пророка ясное учение о творимом, чтобы мы обстоятельно узнав о том, не подпадали тем, которые увлекаются человеческими умствованиями. Если уже и после этого есть люди, которые утверждают, будто всё произошло само собою, то на чтобы не отважились охотники говорить и делать всё ко вреду собственного спасения, если бы Бог не явил такого снисхождения и вразумления».

Блаженный Августин писал, что Бог сотворил в один момент, но для того, чтобы приспособиться к нашему слабому разуму, Он нашел нужным представить творение так, как будто оно сотворилось во времени. «Бесформенная материя не предшествовала по времени образовавшимся вещам, потому что всё было сотворено сразу и материя, из которой были созданы вещи, и сами сотворенные вещи. Подобно тому, как голос есть материя слов и слова указывают на образовавшийся звук, но тем не менее, говорящий не начинает издавать бесформенные звуки, чтобы потом собирать и образовывать из них слова. Так и Бог Творец не сотворил сначала бесформенную материю, чтобы потом в несколько приёмов вновь приступать к своему творению и образовывать её, располагая естества по их порядку. Он сотворил материю всю в своей форме».

Дни творения для блаженного Августина – это некоторые логические приёмы изложения. «Что такое эти дни? Для нас очень трудно, если даже не невозможно понять это. Дни, которые мы знаем, имеют вечер в тот момент, когда заходит, и утро, когда солнце восходит. А эти три первые дня протекали без солнца. Которое, как повествует Писание, было сотворено в четвертый день». Вечер и утро первой главы Библии – это, по Августину, различные способы познания мира ангельскими духами. Познание, которое они имеют о предметах, которые они созерцают объективно, называется вечером, как менее совершенно. А то, которое они имеют, созерцая в Слове, называется утром, как более совершенное. «Эти первые шесть дней были какого-то необычайного рода, нам неизвестного».

Берман пишет: «День на иврите связан со словами «встать, подняться» - это пора действия жизни. Ночь «лайла» - время, когда всё сворачивается «луль», уходит в себя как «лула» - петля, причем сама длительность дня или ночи не имеет значения».

В некоторых библейских изречениях можно найти: «пред очами Твоими тысяча лет как день вчерашний» (пс.89: 5). «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что один день у Господа как тысяча лет, и тысяча лет как один день».

Слово, переведенное на русский язык как день «йом». Это слово в древнееврейском языке не имеет настолько конкретного значения, оно имеет почти абстрактное значение, практически соответствующее слову «время». Поэтому некоторые библеисты понимают дни творения как некие периоды во многие миллионы лет.

Тем не менее, если стать на такую позицию, то возникает следующая проблема. Ведь если слово «йом» имеет широкий смысл, то слова «и было утро, и был вечер», а слова переведенные «утро» и «вечер» не имеют широкого значения, поэтому следует понимать как сутки.

Объяснить это может визионерная теория. Мы знаем, что святые мужи, писавшие Священное Писание получали откровение разными способами. Таким образом, дни откровения – это серия картин, представленных духовному взору Моисея. И каждая из этих картин составляла длительный период времени мира, но была представлена в виде суток. Но это абсолютно неверная теория.

«И сказал Бог: да будет свет». Слово «сказал» вызывает вопрос, особенно если иметь в виду текст оригинала. Берман пишет: «Творение осуществляется речениями Бога. «Вайомер элогим» - «и сказал Бог». Слово «вайомер» на языке Торы всегда – «сказал кому-то». Первое речение вывело свет в мир и обращено к источнику света - к Самому Себе». Поэтому в христианстве возникает толкование, что это откровение, которое указывает на Слово, которое указывает на то, что второе лицо Святой Троицы участвует в творении. Предметом первого дня творения является свет, который по своей сущности не зависит от Солнца и поэтому мог явиться ранее небесных светил. Практически все святые отцы понимают под светом именно свет.

Августин Блаженный: «Слова, которые Ты сказал в начале творения: «да будет свет» и стал свет» - я не без основания отношу к существам духовным уже как-то жившим, способным просветиться светом Твоим».

«И увидел Бог свет, что он хорош». Берман отмечает, что слово «тов» - «хорошо, добро, благо» - это понятие нравственное. Святитель Василий Великий говорит о том е: «Бог произносит теперь суд о красоте, без сомнения не имея в виду приятности для зрения, но предусматривая пользу света впоследствии».

«И отделил Бог свет от тьмы». Святитель Иоанн Златоуст: «Что значит отделил? Каждому назначил свое место и определил соответственное время». Возникает вопрос, как происходила смена дня и ночи, до сотворения светил? Святитель Василий Великий в Шестодневе пишет: «Первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался».

«И назвал Бог свет днём, а тьму ночью». Называние или наречение имени является знаком власти. Берман комментирует: «Назвал, или еще вернее призвал Элогим свет исполнять функцию дня, а тьму призвал исполнять функцию ночи».

«И был вечер и было утро: день один». Почему сначала вечер, а потом утро, а не наоборот? Так принято было считать дни у древних евреев. Евреи преимущественно занимались скотоводством. С образом жизни пастухов был связан весь быт. А смена пастухов происходила с вечера. Оттуда же произошла как иудейская, так и церковная религиозная традиция – любой праздник начинает праздноваться с вечера.

Предметом второго дня творения является твердь. Слово «твердь» является буквальным переводом греческого слова σ τ ε ρ έ ω μ α. Однако это слово не является переводом еврейского слова. Слово еврейского текста звучит как «ракиа» происходит от глагола «рака», что значит «растягивать, распространять», и слово это заключает в себе пространства, промежутка, вследствие отдаления предметов друг от друга. Таким образом, это слово можно было бы перевести как «пространство». 70 толковников перевели это слово как «твердь» под влиянием тогдашних представлений на небо, как на нечто твердое. Такой взгляд присутствует в книге Иова: «Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало?» (Иов.37: 18).

«И отделил воду, которая под твердью от воды, которая над твердью». Если вспомним, что водою была названа вся первоматерия, то можно под словами «воды под твердью» как вещество Земли, а вещество «над твердью» - это вещество, из которого образовалось небесные тела. Другое, более буквальное толкование говорит, что воды под твердью – это вода на поверхности Земли, а воды над твердью – это облака.

«И назвал Бог твердь небом». Берман: «И призвал Элогим раки стать небом».

Третий день – происхождение суши и растений. «Да произрастит земля». Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое оное повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды». Библия по порядку называет три разновидности растений – зелень, траву, деревья. То есть показывает некоторое развитие растительного царства, от более простого к более сложному.

Четвертый день – создание светил. В повествовании о создании светил стоит глагол «аса», а не «бара», указывая на то, что они уже были в каком-то первообразном, первоначальном виде существовали (необразованном), теперь же они получили окончательное устроение. Светила созданы для освещения Земли, чтобы полагать различия между днём и ночью, чтобы служить знамениями.

Особо обращает на себя внимание тот факт, что автор не называет солнце и луну по имени. Сами названия «солнце» и «луна» воспринимались в те времена как имена божеств. Моисей, таким образом, подчеркивает, что это просто светила, и не надо строить гипотез об их каких-либо астрологических функций.

Пятый день. Происходит новый творческий акт – творение души живой. При творении водоплавающих, рыб и птиц стоит так же глагол «бара». Создается нечто новое, чего ранее не было.

Возникает вопрос о том, что в пятый день творятся пресмыкающиеся, а в шестой день творятся «гады». В еврейском тексте стоит слово «шерец» - дословно «многородящие», а не «пресмыкающиеся». То есть это какие-то водные животные, которые живут в воде - «сотворил рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода» (Быт.1: 21).

В шестой день были созданы наземные животные и человек. В т.ч. и гады – это пресмыкающиеся в современном понимании. Творение животных шестого дня не представлено как нечто принципиально новое. И в тоже время, отнесение одних видов живых существ к пятому дню, а других к шестому дню указывает на значительный промежуток во времени их появления. Следуя порядку творения от простого к сложному Бог после всех видимых тварей творит человека. Святитель Филарет (Дроздов) говорит: «Все прочие твари земные сотворены на службу его и потому он вводится в мир, как владыка в дом, как священник во храм, совершенно устроенный и украшенный».

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт.1: 26). Множественное число по христианскому толкованию говорит об участии всех Трех Лиц Святой Троицы. Евреи же объясняют это, что Бог обращается к ангелам. Но слова «образу Нашему» говорят о Боге, а не об ангелах, так как у Бога и ангелов разная природа, разный образ. Это одно из самых древних указаний на Троичность Бога. А слова «сотворим человека по образу Нашему» в богословии называются советом Святой Троицы. Святитель Филарет (Дроздов): «Именем совета изображается в священном Писании Божие предведение и предопределение».

В повествовании о сотворении человека употребляется один раз глагол «аса», а второй раз «бара». В 26 стихе «сотворим» - глагол «аса». А в 27 стихе «сотворил» - глагол «бара».

В оригинале стоит слово «адам», переведенное как «человека». То есть слово «адам» - это не только имя, но и человек вообще. «Адам» происходит от слова «адама» - «земля» и означает земной. То есть тут оно употребляется как имя нарицательное и как собирательное существительное, что видно из последующей формы глагола «да владычествуют они».

Святитель Григорий Нисский в труде «об устроении человека» пишет: «Адам есть всечеловек». По словам блаженного Августина Адам есть «totum genus humanorum» - «весь род человеческий». Иногда, слово Адам и позже используется для обозначения всего человечества. Например, «на землю пришел еси да спасеши Адама».

«по образу нашему и по подобию нашему». Первое слово в еврейском языке носит более конкретный характер. Его можно перевести как «облик», «изображение». Второе – более абстрактное, связанное с идеей, замыслом, планом. Святитель Григорий Нисский рассматривает образ как то, что дано человеку от природы. А подобие как тот высший идеал, к которому человек должен стремится. «Первое мы имеем по сотворению, а последнее мы совершаем по произволению».

Обратим внимание на то, что в 26 стихе говорится о намерении Бога сотворить человека по образу и подобию. А в 27 стихе сказано, что Бог сотворил человека только «по образу Своему». Святитель Василий Великий рассуждает: «Одно мы имеем в результате творения, другое – приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божьему. Своей же волей приобретаем мы бытие по подобию Божьему». «По образу я обладаю бытием существа разумного. По подобию же я делаюсь, становясь христианином. Если ты станешь врагом зла, забудешь прошлые обиды и вражду, если будешь любить своих братьев и сочувствовать им, то уподобишься Богу. Если от всего сердца простишь врагу своему, то уподобишься Богу. Если ты относишься к брату, погрешившему против тебя, так же, как Бог к относится к тебе, грешнику, ты своим состраданием к ближнему уподобляешься Богу. Что такое христианство? Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой. Если ты, по милости Божией, решил быть христианином - торопись стать подобным Богу, облекись во Христа».

???

Об особенности души человеческой говорит образ её создания. Сам Бог как бы вдувает её в лицо человека. Эта непосредственная близость, прикосновения Создателя к созидаемому, не обозначенная ни в одном из предыдущих актов творения. Это говорит о некоторой причастности души человека к существу Творца. А следовательно, это говорит о высшем положении человека в ряду всех земных тварей.

«И стал человек душою живою». То есть сознательной личностью, одаренной разумом и свободной волей. Образ создания человека явно подчеркивает главенство души, главенство духовного начала в человеке. Святитель Григорий Ниский писал так: «Двоякого я знаю человека: одного видимого, другого скрытого под видимым – невидимого, внутреннего. Итак, мы имеем внутреннего человека и некоторым образом двояким. А если сказать правду, то мы только внутри, ибо меня составляет только внутренний человек. Внешнее – не я, а моё. Ибо я – не рука, а то, что мыслит в душе. А рука – часть человека. Так что тело есть орудие человека, орудие души. Человек же собственно есть сама душа».

«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке». В еврейском тексте буквально стоит «сад Едемский». В греческом тексте стоит слово, которое означает или земляной каменный вал, или же сад или парк. Святитель Иоанн Златоуст «Что сказали бы и о нынешнем изречении те, которые всё, что ни говорится о Боге, дерзают понимать по-человечески. И насадил – говорит - Бог рай. И что же? Не понадобились ли ему и заступ, и земледелие, и другая работа, чтобы украсить рай? Да не будет! И здесь слово «насадил» должно понимать так, что Бог повелел быть на земле раю, чтобы в нем жить созданному человеку».

Рай, согласно книге Бытия находился на востоке. По нему, как сказано в тексте, протекало 4 реки. 2 из них известны – это Тигр и Евфрат. Две другие представляют собой загадку. Точное географическое местоположение рая определить затруднительно. Но большинство библеистов полагают, что это была южная часть Месопотамской долины – между Вавилоном и Персидским заливом.

В раю было два особых и главных дерева – дерева жизни, и дерево познания добра и зла. Назначение дерева жизни состояло в том, чтобы поддерживать бессмертие тела людей.

Древо познания добра и зла, по мнению Иоанна Златоуста, оно названо так не потому, что могло сообщить прародителям знания о добре и зле, человек уже понимал, что такое добро и зло, а потому, что через вкушение запрещенного плода они на опыте познали всё различие между добром и злом. «Между добром, – говорит блаж. Августин, – от которого ниспали, и злом, в которое впали». Добро они знали, но не ценили его, не дорожили им, а вот зло на себе узнали только после грехопадения. «Потому божественное писание назвало это дерево деревом познания добра и зла, что у него должно было совершиться преступление или соблюдение заповеди». Приблизительно такой же точки зрения придерживается и современный иудейский толкователь Берманн. «Что нового познал Адам, когда нарушил запрет Бога? Да ничего. Вернее, только то, что бывает, когда нарушают веление Бога. Древо познания есть древо проверки на добро и зло».

Следует обратить внимание на специфическое значение глагола «знать» в Библии. Он обозначает теснейшее единение субъекта и объекта познания. Неслучайно он употребляется в Библии и для обозначения супружеских отношений. Что означает заповедь не вкушать от древа познания? Это значит не соединяться со злом, не принимать зла в себя.

У св. Феофила Антиохийского мы встречаем такое рассуждение: «Прекрасно было само по себе древо познания. Прекрасен был и плод его. Ибо не оно, как думают некоторые, было смертоносно, но нарушение заповеди. В плоде его ничего другого не было, кроме только познания. Познание же прекрасно, если кто им хорошо пользуется. По возрасту Адам был еще младенец, почему и не мог принять надлежащим образом познания».

По мысли преподобного Ефрема Сирина древо познания добра и зла не заключало в себе ничего губительного. «Змий склонил к преступлению, обольстил делателя, чтобы прежде времени сорвал он плод. Которого приятность в свое время стала бы инаковою, но для сорвавшего его прежде времени заключало в себе горечь. Хитрец прикрыл истину обманом, ибо знал, что дерзновенных постигнет совершенно иное. Потому что благо, приобретенное через грех, обращается в проклятие приобретающему».

«Познание добра и зла – говорит реп. Иоанн Дамаскин, - есть познание собственной природы, которое прекрасно для людей совершенных и твердо стоящих в божественном созерцании. Под природой здесь разумеется именно телесная природа, чувственная сторона человека. В результате познания человек своей телесной природы, она возобладала над духом. Дух стал рабом тела. Если бы человек, повинуясь заповеди послушания, духовно утвердился в сознательном следовании добру, Господь снял бы со временем запрет на вкушение плодов древа познания. И человек, вкусив, уразумел бы, как добро заключающее в познании своей телесной природы, так и зло, которое могло постигнуть его, в случае преждевременного познания. Но которое теперь не подействовало бы губительно на его существо».

Богословы склонные к более аллегорическому толкованию Библии говорят, что древо познания добра и зла символизирует установленный Богом нравственный порядок. Запрет есть плоды его предостерегает человека от покушения на своевольную, независимую от Бога власть над миром. Этот запрет был дан с целью развития высших нравственных сил развития человека.

Поселив человека в раю Бог заповедует ему возделывать и хранить рай. Эти слова указывают на то, что труд изначально был присущ человеку. Труд – это не что-то явившееся после грехопадения. Святитель Иоанн Златоуст: «Так как жизнь райская доставляла человеку полное наслаждение, то чтобы человек от чрезмерного покоя не развратился, Бог повелевает ему возделывать и хранить рай».

«а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2: 17). «Смертью умрешь» – усилительное выражение, можно перевести «непременно умрешь».

Наречение имени животным и сотворение женщины.

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2: 18).

Оно говорит о том, что одиночество неестественно для человека. Человек – является существом общественным и только в общении с другими людьми человек раскрывается как личность. По аналогии со словами божественного совета, перед творением первого человека и здесь следует видеть важность акта, о котором идет речь.

Во-первых, наречение имен животных означало власть над ними. Во-вторых, это свидетельство о способности первозданного человека видеть самую сущность творений, так как в древности назвать имя, означало выразить сущность предмета.

«но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт.2: 20).

Читая рассказ пророка Моисея о сотворении женщины не следует, как иногда бывает, задавать вопрос как Бог так мог сотворить женщину. Следует помнить, что Бог всемогущ

Некоторые считают, что перевод «помощника» не совсем верный. Профессор Троицкий пишет, что боле точный перевод был бы такой: «Сотворим ему восполняющего, который был бы перед ним». Таким образом здесь идет речь не о восполнении в труде, а восполнение в самом бытии. Жена, прежде всего, нужна мужу, как его альтерэго.

Берман: «эзер – это тот, кто берет на себя выполнение некоторой области работы или определенной части труда».

«Соответственного ему» - «одно значение кинегдо – быть лицом к друг к другу, быть вместе и вместе делать работу, но каждый свою. Другое значение кенегдо – быть партнером имеющим силу стоять против другого. А вместе эзер кенегдо - …»

Библейский рассказ говорит об истинности равноценности человеческой природы. Тот факт, что жена взята от мужа означает, что муж должен быть главою семьи. Еще в этом повествовании важно обратить внимание на фразу: «Она будет называться женою, ибо взята от мужа своего». По-еврейски муж – иш. А жена – иша.

Берманн: «Может показаться, что имя иша создано по канонам вульгарной этимологии от слова иш – «муж». Но это не так. Иш и иша от разных корней иврита. Иш от слова «уш» – «мощь, изливающийся поток бытия». Близкое слово «эш» - «огонь». А иша от слова «наша». Множественное число от иша так и будет нашим – женщины. Значение «наша» - получать, но не пассивно, а получать и требовать. Получать, чтобы продолжать. Сравните со словом «ишарит» - «кредитор», тот, кто дает и требует. Иш и иша – пара. Это слышно ухом. Но в словах этих скрыт смысл и назначение мужчины, и смысл и назначение женщины. Имя иша означает, что она получает от изливающей мощи иш. Но получает не для того, чтобы взять себе, а чтобы, вытребовав, принять, выносить, свершить в себе».

«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.2: 24)

Святитель Иоанн Златоуст указывает, что эти слова Адама были сказаны по особому внушению Святого Духа и явились пророческими и в них обычно видят установление Богом таинства брака.

«И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». (Быт.2: 25)

Стыд – это ощущение недостатка, порока, несовершенства. Всего того, что не может быть делом Божиим. Поэтому Адам и Ева не стыдились, потому что в них не было пороков и недостатков. Они явились позже, вследствие грехопадения. До него Адам и Ева ходили в свете и истине, им нечего было скрывать от Бога и от своей совести. Им нечего было стыдиться.

При сравнении райского совершенства людей с последующим их состоянием на земле, оно представляется недосягаемо высоким. Однако, оно было относительным. Меньше, по сравнению с совершенством воскресших праведников в будущем. Адам и Ева для поддержания своего бессмертия нуждались в плодах древа жизни. Светоносные тела праведников будут бессмертны по природе своей. Заповедь воздержания от плодов древа познания показывает, что люди еще нуждались в укреплении и развитии своих нравственных сил. Наконец относительная степень со всей очевидностью обнаружилась в факте грехопадения, которое уже немыслимо для обитателей рая, уготованного Христом для Своих верных последователей. Пределом совершенства достичь которого предназначено достичь первозданным людям является обожение.

Преп. Иоанн Дамаскин выразил это так: «Сделаться богом, хотя и не в смысле перехода в божественную сущность, а только в смысле участия в божественном свете». Совершенствуясь сам, человек своим трудом так же преображал бы видимый мир. И хотя человек пал, эта задача для него как и для всего мира осталась и преображение этого видимого мира будет. «Ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» - писал святой апостол Петр. Но образ преображения мира будет иным, по сравнению с тем, как оно совершилось бы без временного вторжения зла в мир. «Небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушаться. Земля и все дела на ней сгорят». Это будущее преобразование мира через разрушение его, через огненную смерть обусловлено грехопадением человека. Пав, человек сделал возможным для себя достижение своего конечного предназначения только через смерть. Падение человека отразилось расстройством во всей видимой природе. А потому и обновление неба и земли стало возможно только через временное разрушение их. Через процесс, подобный смерти человека.

Грехопадение

Нарушить завет с Богом человека подстрекает существо, названное змеем. Дабы исключить возможность толкования этого образа как независимого от Бога злого начала, Моисей прямо указывает, что змей был созданием Божиим. Кем было это существо? Окончательный и ясный ответ мы находим в апокалипсисе: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю Вселенную». Откуда же он взялся? Как появилось в мире зло?

Святитель Григорий Богослов: «Зло ни безначально, ни самабытно и не сотворено Богом. Божество по естеству благое, не мало не виновно во зле, и злые дела принадлежат произвольно избирающему злое». Кто же первый избрал злое? По глубокому богословскому учению христиан зло зародилось в сфере высших духов и оттуда проникло в жизнь человека. Денница, один из высших ангелов, а по мнению святителя Григория Богослова – самый высший ангел, воспротивился Богу и из светлого, доброго духа стал духом тьмы и зла – сатаною. Православное богословие учит, что этот могущественный ангел пал по причине гордости (Ис. 14: 12-15; 1Тим.3: 6). Он увлек за собою множество меньших ангелов и вступил в борьбу со всем остальным ангельским миром. Он также решил погубить и человека, подняв его на противление воли Божией. Пророк Моисей изображает его в образе змея. В том образе, в котором он предстал перед Евой.

И вот, дьявол, внушает женщине мысль о возможности свободной независимой от Бога жизни. Он сеет в жене сомнение, раздвоение мысли: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт.3: 1) При этом он явно преувеличивает повеление заповеди. Он говорит это, чтобы вызвать у Евы недовольство заповедью. Сомнение посеяно. Жена вступает в диалог со змеем. Тогда он предпринимает следующий шаг – он клевещет на Бога, представляя Его существом завистливым, властолюбивым. Видя, что жена удерживается в сохранении заповеди не любовью к Богу, а лишь страхом смерти дьявол старается рассеять ее опасения: «нет, не умрете» (Быт.3: 4). И здесь наступил перелом. До сих пор жена верила Богу. Теперь она поверила дьяволу и посмотрела на дерево познания добра и зла.

«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела;» (Быт.3: 6)

Потеря веру Богу и поверив дьяволу, жена другими глазами посмотрела на мир. Она впервые увидела дерево вне Бога, потому что в ее душе поселился грех. В акте грехопадения Евы видны три главные типа греха, выделенные святым апостолом Иоанном: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Иоан.2: 16).

«и дала также мужу своему, и он ел»

Блаженный Августин: «Супруг последовал супруге не потому, что введенный в обман поверил ей как бы говорящей истину, а потому, что покорился ей ради супружеской связи. Ибо не напрасно апостол сказал, не Адам прельщен, но жена, прельстившись впала в преступление. Это значит, что он не захотел отделиться от единственного сообщества с нею даже и в грехе».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Тест 4.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал