Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Псалтирь в духовной жизни христианина.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Пс есть высшее выражение духовной жизни ВЗ. Из всей дохристианской части Библии псалмы более всего вошли в НЗ религиозность. Поныне значит часть богослужения Ц состоит из псалмов. В книге отражено многообразие традиций библейского богословия. Она запечатлела учение пророков и священников, учителей Закона и мудрецов-книжников. ВасВел, что «Книга Псалмов объемлет все, что представляют собой все другие священные книги» Лютер метко назвал Псалтирь «малой Библией», так как в псалмах мы слышим: голоса гонимых праведников (эбионим, анавим); хвалебные гимны народа, уповавшего на Бога; о великих деяниях Господа в природе и истории; размышления о добре и зле, грехе и возмездии, об искушении и победе над ним; - славословия Царству Господню, на престоле которого воссел «сын Давидов» — прообраз Христа. В силу живой преемственной связи двух Заветов, Псалтирь находит отклик и в духовном опыте христианина. Судьбы праведников Израиля, их предстояние Богу прообразуют судьбы верных и в новозаветной Церкви, совершающих свой жизненный путь среди скорбей и испытаний, но в твердой надежде на Господа. Христ. читателя могут смутить резкие выражения, относящиеся к «беззаконникам», «грешникам», «врагам» в некоторых псалмах (Пс 138: 19). Но Пс связана с доевангельской фазой Откровения. От эпохи ВЗ было бы несправедливо требовать новозаветных понятий о прощении. Кроме того, в любую эпоху насилие и бесчеловечная жестокость, тирания и массовые убийства вызывали и вызывают страстный протест. Для псалмопевцев люди, творившие зло, являлись врагами Божиими. Призывая на них небесные кары, авторы псалмов по-своему выражали веру в нравственный миропорядок, установленный свыше. 2.1. Учительные книги Ветхого Завета: понятие, число, каноничность, форма. Особенность учительных книг Ветхого Завета по содержанию и по форме изложения состоит в том, что Уч кн ВЗ содержат учение ВЗ Церкви о предметах веры и благочестия. Они написаны мужами ВЗ. Всего Уч кн ВЗ в составе Библии перевода LXX имеется 7. Из них 5 книг - канонических: Иова, Псалтырь, Притчей, Екклезиаста и Песнь Песней; и две: Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова -неканонические. Уч кн знач отлич от, историч и пророч. Тот же Божественный Закон, который лежит в основании содерж друг кн находится и в содерж учит кн. Но-истина является плодом чел колебаний, рассуждений, как искомое, как вывод, основанный на многообразных наблюдениях (Иов, Еккл). Уч кн ВЗ отлич св общечел хар-ом: они одинаково понятны всем людям, а не одним лишь евреям. Содерж уч кн ВЗ являются общие положения веро - и нравоучения, они одинаково интересны всякому мыслящ. челу. Особенность учительных книг Ветхого Завета по содержанию и по форме изложения состоит в том, что предметом их учения являются преимущественно истины нравоучительные, определяющие религиозно-нравственное поведение ветхозаветного человека, и редко - чисто догматическое. В переводе с греческого слово «канон» значит правило, мерило. Оно происходит от аккадского слова «кан`у», или еврейского «кан`е», означавшего трость, которой производили измерения. Каноном Библии называется сумма книг, которые Церковь признает священными, боговдохновенным В правосл. традиции к У.к. относится также ряд *неканонических писаний В.З. (Прем, Сир). В евр. традиции У.к. входят в состав Ктувим, Кетубим) (Писания), в греч. — " агиографои" (свящ.писания). Канонизация сборника ветхозав. книг произошла в 1 в. н.э. 2.2. Увещание к целомудрию в книге Притчей Соломона. Прочитай конец 6, конец 9 и 23 главы и расскажи что-нибудь (проанализировать) 3.1.СХОДСТВО И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧИТ. КНИГ по сравнению с прочими книгами В.З: В Библии есть книги нравственно-назидательного содержания, которые принято называть «учительными». В эту группу входят Кн Иов, Пс, Прит Сол, Еккл, Пес.П Прем Сол и Прем Иисуса, сынаСир. Учит кн В.З. это плод размышления о данном еврейскому народу в законе Бож. Откровения.Цель учит.кн как всего Б.Откр. в целом заключается в том, чтобы внушить человеку страх Божий побудить соблюдать заповеди Божии. Средством к этому является, с одной стороны, разъяснение того положения, что все отвлекающее человека от Бога, приводящее к Его забвению, - различные житейские блага не составляют для человека истинного счастья, и потому предаваться им не следует, и с другой - раскрытие той истины, что хранение заповедей дает ему настоящее благо, так как приводит к даруемому за добрую жизнь блаженству ив земной жизни и по смерти это очень хорошо видно в кн Екклисиат.Равным образом и кн. Притчей содержит размышления о началах Богооткр. религии, законе и теократии и влиянии их на образование умств., нравств. и гражданской жизни Израиля. Результатом этого размышления является положение, что только страх Господень и познание Бога составляют истинную, успокаивающую ум и сердце, мудрость. И так как выражением подобного рода мудрости служат разнообразные правила религиозно-нравственной деятельности, то в основе их лежит убеждение в согласии Богооткр. истины с требованиями человеческого духа и в этом весь закон и пророки и вся история Богоизбр народа Изр, которую содержит Свящ. П. При назидающем характере всего Св.Пис. усвоение только некоторым книгам названия «учительных» указывает на то, что они написаны с специальной целью. научить, вразумить, показать, как должно мыслить. Данную цель в применении к религиозно-нравственным истинам и преследуют, действительно, учит.книги. Раскрывая богооткровенную истину со стороны ее согласия с пониманием человека, учительные книги являются показателями духовного развития народа еврейского под водительством закона. Другое отличие учительных книг - это их поэтическая форма с ее характерною особенностью - параллелизмом, определяемым исследователями еврейской поэзии как соотношение одного стиха с другим. Учительные книги значительно отличаются от закон, ист и пр. В учит кн божест. истины часто (но не всегда) предстают как выводы чел разума. 3.2. УЧЕНИЕ О СеМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В УЧИТЕЛЬНЫХ КНИГАХ В.З. ВЗ исходит из идеи богоустановленности брака. Супружеская любовь стала в Библии метафорическим образом для обозначения любви, к-рая связывает Бога с Его народом (Ос 2. 19-20; Ис 50. 1; Иез 16. 8). Именно поэтому ветхозаветный закон столь суров, когда попирается добрачное целомудрие или допускается супружеская неверность, предусматривая в подобных случаях смертную казнь.Ввиду нравственного несовершенства ветхозаветного человечества, в т. ч. и избранного народа, долг супружеской верности в юридическом отношении касался только женщин. Более того, ветхий закон допускал полигамию. Среди многоженцев были и ветхозаветные святые, напр. цари Давид и Соломон.Но в притчах премудрого Соломона часто повторяется совет " уклоняться" от распутной женщины и распутства, и вообще от увлечения женщиной, запрещается " отдавать ей силы, " настойчиво повторяется, что " стези ее ведут к смерти и рефаимам" и т. п. (5: 18, 20; 6: 24-35; 9: 16-18; 18: 23). Естественно, таким образом, видеть в этих советах предостережение от той опасности, которой подвергся сам мудрый приточник. Но после вавилонского плена многоженство постепенно уходит из жизни возвратившихся в землю обетованную иудеев, и в эпоху Христа и апостолов иудеи уже имели по одной жене. Например хотя обычно брак с вдовой брата запрещался, но был закон левиратаВетх.право. предоставляло женщине больше прав, чем это было у мн. др. народов. а) в рождении и воспитании детей, б) во всех нуждах, относящихся ко временной жизни". Жена называется " помощником подобным ему, то есть мужу. Древний, опытный, царственный мудрец Соломон изображает доблестную жену следующими чертами, доступными общему подражанию. Вкуси, яко добро есть делати (Притч. 31, 18). " То есть не жаждет она забав. В труде и полезном занятии находит более вкуса (ст. 18). Не предается она мрачному и долгому сну. Сугуба одеяния Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее (ст. 26). Не полагает она достоинства в дерзости суждения(ст. 22). ". Здесь также преподается главное правило воспитания детей: " заповедай сынам своим ходить путем Господним, творя правду и суд", или давай детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразно с законом Божиим. Мы находим прямо высказанные правила воспитания в ветхозаветных книгах, по преимуществу учительных – в книге Притчей Соломоновых и в книге Иисуса сына Сирахова. Соломон учит: " Наказывай сына (Притч. 19, 18). наказывай за проступки. Но премудрый ставит предел суровости наставления и строгости наказания: " возбуждай досады и раздражения".Наставляйдобродушно, Соломон обещает от него добрые плоды: " Учение Сына Сирахова более строго: " Есть у тебя сыновья? Учи их и с юности Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его. Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе. (Сир. 7, 25). Премудрa и спaсительнa тa родительскaя любовь, которaя, стесняя сaму себя, несколько удерживaет лaску к детям " Таково учение священных книг о воспитании. " Екклесиаст призывает читателя наслаждаться жизнью, пока она дается ему, как даром Божиим (ср. эти стихи с 2: 24-26; 3: 12-13, 22; 5: 18-19). Кажется, здесь он более чем в других местах подчеркивает те аспекты повседневного бытия, которым надо радоваться: это хлеб... вино (ср. Пс. 103: 15) жизнь с любимой женой (ср. Прит. 18: 22) Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь,.(Екл 9, 9). Все это, будучи насущной необходимостью каждого дня, является и некоторой, своего рода, роскошью, даруемой Богом. На страницах кН. Иова мы видим пример истинной праведности и Иов предает себя в руки Божии, и принимает со смирением посланные ему Богом испытания самым тяжелым испытанием было то что от него было сокрыто за что его испытывает Бог но не смотря на слова жены и собственную скорбь о детях он остается непреклонен и согрешает словом против Бога.Не успел он выслушать вестей о потере всего имения, как один из слуг сообщил ему о том, что все его дети погибли (Иов. 1, 21). тно поизнес неразумного о Боге” (Иов. 1, 22). Жену, посоветовавшую ему позабыть о своей " непорочности" и, вознеся хулу на Бога, избавиться от своих мучений (ибо хула на Бога каралась смертью; см. Лев. 24: 10 и далее), Иов называет " безумной" (употребленное здесь евр. набал подразумевает духовное невежество). Через женщину, по всей видимости, действовал сатана ведь это он дважды (см. 1: 11 и 2: 5) предсказывал, что Иов проклянет имя Божие. Итак, вместо утешения, жена усугубляет боль Иова тем, что дает ему понять: сама она больше не верит Богу и, если думает о Нем, то с чувством горечи. Ты говоришь как одна из безумных, восклицает патриарх, который по-прежнему доверяет " путям Божиим", и потому столь смиренно и мудро звучат его последующие слова: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими. Книга Песнь Песней по толкованию Св. Отцов Цер. содержит образ воссоединения души человека с Богом в свете же Н.З говориться о союзе Христа и Церкви Невеста и Жених нигде не названы по имени. Слово " Суламита" (7, 1) означает сунамитянку, жительницу Сунема, славившегося красотой женщин (3 Цар 1, 3-4), но в любом случае сохраняется единство духа и темы. Песнь говорит о двух любящих, которые преодолевают препятствия, стоящие у них на пути.Содержание Песни Песней – чувства влюбленных. " Два любящих лица – юноша и девица – выражают друг другу нежную и сильную любовь свою и между тем превозносят друг друга до небес, сравнивая со всем, что могло представиться им прекраснейшего и великолепнейшего" 4.1. Основные вехи истории происхождения термина «учительные книги». Святые отцы об Учительных книгах В. З. Книги, составляющие третий раздел Священного Писания Ветхого Завета, к изучению которого мы приступаем, называются по преимущественному содержанию учительными, а по своей форме – поэтическими. Воскресший Христос сказал ученикам: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лк. 24: 44). Из его слов видно, что эти книги в то время объединялись под общим названием «псалмы». Поэтическими эти книги называли святители Кирилл Иерусалимский и Григорий Богослов, а также преподобный Иоанн Дамаскин. Учительными же их одним из первых назвал писатель IV века Леонтий Византийский. По объяснению святителя Афанасия Великого, «прилично было, чтобы Св. Писание песнословило Бога не только последовательной [прозаической] речью, но и не имеющею строгой последовательности [поэтической]. Так, речью связною сказано принадлежащее к закону и пророкам и все повествовательное, со включением Нового Завета. Не имеющею же строгого порядка речью сказано заключающееся в псалмах и песнопениях. А этим и соблюдается требуемое Законом, чтобы люди любили Бога всею крепостию и силою». Также он называет речь учительных книг «распространенной», указывая тем самым на особую форму, свойственную еврейской поэзии, когда мысль передается посредством двух или более связанных между собой по смыслу выражений (параллелизм). Учительными эти книги мы называем потому, что в них содержится «учение благочестия». «Учительные книги носят по преимуществу субъективный характер, в отличие от объективного изложения истин веры и благочестия в законе и объективного же описания жизни еврейского народа в писаниях исторических» 4.2. Учение о Премудрости в Учит. книгах В. З. В Прологе Кн. Притчей Премудрость " ипостасирована". Это не просто олицетворение отвлеченной идеи, а нечто большее. Правда, в первых трех главах ее можно понимать как собирательное обозначение сословия мудрецов. Но Премудрость Божия Притчей есть и сила, исходящая непосредственно от Творца. В согласии с Кн. Притчей (3, 19) псалом 103 учит, что Бог все сотворил " премудро" (хокма – премудрость). Тем самым Премудрость сближается со Словом, Которое в Новом Завете открывается как второе Лицо Святой Троицы: " Все через Него начало быть" (Ин 1, 3). Слово " Хокма" в древнееврейском языке женского рода, и Притчи изображают ее в виде Жены, которая, построив прекрасный дворец, созывает туда всех, кто хочет внимать ее словам. " Дом Премудрости" и сама она означают осуществление на земле намерений Творца, царство людей, исполняющих Его заветы. " Дом" этот считается также прообразом Царства Божия, Церкви, Богоматери. Поэтому паремии из Притчей читают в Богородичные праздники, а храмы св. Софии справляют престольные праздники в Богородичные дни. Аспекты библейского понятия Премудрости (Мудрости) Житейская мудрость – плод естественного разума, данного Богом (Иов 32, 7) Высшая мудрость, полученная от Бога (Иов 28, 23) Мудрость Творца, отображенная в твари и нравственном миропорядке (Притч 8, 22-31; Пс 103, 24) Премудрость как Откровение Бога, касающееся основ веры и праведной жизни (Прем 10-15) Ипостасная Премудрость, то есть Слово Божие, Второе Лицо Св. Троицы (Пс 32, 6) 5.1. КРАТКАЯ ХАРАКТ-КА ПАРАЛЛЕЛИЗМА КАК ФОРМЫ БИБЛЕЙСКОЙ ПОЭТКИ. ВИДЫ БИБЛ. ПАРАЛЛЕЛИЗМА. Параллельные места Библии позволяют исследователю изъяснять книги Священного Писания через само Писание. Библейский параллелизм - это сопоставление двух или нескольких согласных между собой мест Священного Писания с целью объяснить трудные для понимания тексты, через понятное. Характерным признаком еврейского стихосложения является параллелизм. Стихотворный параллелизм наиболее часто встречается в тех разделах Библии, где содержатся образцы духовной еврейской поэзии: книга Иова, Псалмы, Притчи Соломона, Песни Песней, Плач Иеремии и многие главы Пророков. 1. Синонемический параллелизм. Это выражение одной и той же мысли в разных, но очень сходных оборотах речи. Например: «Что есть человек, что Ты помнишь его и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс.8, 5.) 2. Антитетический параллелизм. Он несет резко контрастную смысловую нагрузку. Например: «Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветет» (Пр.14, 11) 5.2. НАДПИСАНИЯ ПСАЛМОВ. Кроме цифровых обозначений псалмы имеют другие надписания, которые могут быть распределены на 5 групп: 1. Указывающие род псалма или характер его содержания: а) " Молитва" указывает на просительное содержание. б) " Хвала" - на прославление Бога. в) " Разума" - на учение, размышление. г) " Столпописание" - на ценность содержания или. Может быть, на внешний способ письма. 2. Указывающие способ исполнения: а) " Псалом" указывает на исполнение данной песни на " псалтири" - особом струнном инструменте. б) " Песнь" - на вокальное исполнение. в) " В песнех" - на назначение для пения. г) " О наследствующем" - на участь, на наследие праведных и нечестивых. д) " О осмом, о осмей" - на пение октавой, низким голосом. е) " О точилех" -или на особый музыкальный инструмент, или на время употребления псалма при уборке винограда и выжимания сока. ж) " О изменяемых" - на переменные музыкальные инструменты при пении псалма. з) " О маелефе", " да не растлиши", " о заступлении утреннем", " о лудех, от святых удаленных" - на песни, начинающимися такими словами и являющиеся образцами исполнения псалмов. и) " В конец" - на окончание исполнения псалма таким способом, который указывается другим словом Надписания, например, " в конец псалмом" – исполнение на псалтири. к) " Села" - на паузу после которой должно начаться другое исполнение. 3. Указывающие на писателя или исполнителя псалиа: а) " Псалом Давиду", " Асафу", " молитва Моисея" и др.-является указанием на автора б) " начальнику хора Идифуму", " В конец Идифуму" указывает на исполнение псалма начальником хора Идифумом. 4. Указывающие на повод написания псалма, например: " Псалом Давиду, когда он бежал от Авессалома, сына своего", " Псалом песни обнавления дому Давидова", т.е. при выборе места для нового храма. 5. Указывающие на богослужебное назначение, время и место исполнения псалмов. а) " Псалом Давиду, одинныя от суббот", т. е. в первый после субботы день. б) " Псалом песни в день субботний". в) " Псалом Давиду, исхода скинии", т.е. в конце праздника Кущей. Есть целый отдел псалмов с надписанием " Песнь степеней", что указывает на то, что псалмы исполнялись левитами на ступенях храма. 6.1.Общее содержание учительных книг. Книга Иова изложена в форме диалога между Иовом и его друзьями и между Богом и Иовом. Поводом к написанию книги были чрезвычайно тяжёлые испытания – страдания Иова. Иову было непонятно, зачем родится и живёт человек, поскольку его могут постигнуть такие незаслуженные наказания.По воззрениям Иова, жизнь человека на земле есть испытание его духовных сил, и чем оно лучше выдерживается, тем, по закону справедливости, должна быть выше и награда (7 глава). По отношению к себе Иов видит непонятное и полное нарушение этого закона. Он не знает за собой никакого сознательного греха, а страдает (7, 20; 9, 2I). Перед ним стоит вопрос: как понять и объяснить свои незаслуженные страдания? Друзья Иова, исходя из того положения, что Бог правосуден и незаслуженно никого не наказывает, объясняют страдания Иова его грехами, что счастье несчастье человека на земле находится в полном соответствии с его благочестием и бесчестием. Содержание псалтири чрезвычайно разнообразно.Здесь встреч-ся песни благодарственные, просительные, покаянные, учительные, пророческие и др. Посредством такого разнообразия в псалтири даётся, с одной стороны, изображения Бога, как Существа Всемогущего, Творца мира и человека, Законодателя, Судии и Промыслителя; с другой, мы видим человека, существо ограниченное и слабое, склонное к постоянным падениям. Жизнь его вне Бога – жалкое существование; а жизнь в Боге и с Богом – условие душевного мира и благополучия. Всё содержание Псалтири изложено в форме лирических гимнов. Теплота и искренность чувств писателя – отличительная черта всей Псалтири. Книга Притчей главным содержанием имеет выяснение превосходства премудрости Божей над человеческой. Божественная мудрость указывает человеку истинный пут жизни, направляет его и приближает к Богу; человеческие мудрования через проповедь удовлет-ворения земных влечений отдаляют его от Бога. Кроме того, в книге имеется много советов для земной жизни, согласных с заповедями Премудрости. Под премудростью разумеется Бог и Его закон данный через Моисея. Книга Екклезиаста путём рассудочного анализа и критики теории земного благополучия доказывает ошибочность такого пути. Ошибочность и несостоятельность состоит в ограниченность человеческого ума, стремящегося к удовольствиям временной земной жизни, ценность которой преувеличивается.Удовольствия же должны иметь цену не сами по себе, но как средства подкрепления сил человека в его стремлении для достижения жизни вечной. Книга Песнь Песней повествует о взаимоотношениях двух действующих жениха и невесты, причём под женихом разумеется Бог под невестой – Церковь или душа человека. В поэтических картинах книги изображается стремление к соединению с Богом. Средством приближения к Богу является верность и преданность Ему. Книга Премудрости Соломона вся посвящена выяснению превос-ходства Премудрости Божией перед человеком. Этой цели автор достигает двумя путями: во-первых, указанием на ценность предлагаемого от Бога учения; во-вторых, указанием на факты из истории чудесного водительства Премудростью богоизбранного народа, освоение Премудрости есть самое главное и необходимое условие человеческого благополучия. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, раскрывает учение о значении и свойствах Премудрости Божией. Автор предлагает множество частных советов и предписаний житейного характера. Следование им он считает необходимым условием для всех людей. Книга предназначена в руководство и наставление всему народу земли. Епископ Александр «Исследуйте Писание» Дмитрий Афонасьев «Руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета» Геннадий Егоров «Священное писание Ветхого Завета» Лопухин «Толковая Библия» том 1-2 Юнгеров «Введение в Ветхий Завет» Эрих Ценгер «Введение в Ветхий Завет»
|