Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные виды таможенных товарных экспертиз.

Тема: Цели и задачи таможенной экспертизы, их основные виды.

 

 

1. Основные понятия и определения в области экспертизы. Цели и задачи таможенных экспертиз.

 

Основные виды таможенных товарных экспертиз.

Объекты исследования таможенных товарных экспертиз являются непосредственно товары.

К экспертизам, связанным в той или иной степени с исследованием товаров, относятся идентификационная, материаловедческая, химическая, классификационная, товароведческая, оценочная (стоимостная), сертификационная, минералогическая. В некоторой степени к ним можно отнести также экспертизы технологическую и по определению страны происхождения товара, проведение которых в некоторых случаях не требует исследования конкретного товара.

Следует отметить, что виды таможенных экспертиз выделяют по основному их содержанию в зависимости от поставленных перед экспертом вопросов. Но при выполнении отдельных экспертиз приходится решать вопросы, являющиеся предметом экспертиз других видов. Так, при осуществлении классификационных экспертиз приходится, как правило, на первой стадии решать вопросы идентификации, при выполнении последней — материаловедческих или химических экспертиз и т.д.

Идентификационная экспертиза. Перед экспертом ставится вопрос за товар является объектом экспертизы? Так как среди множества товаров, перемещаемых через таможенную границу, имеются не только хорошо известные и легко узнаваемые, но и

большое количество товаров, внешний вид которых мало говорит об их существе (например, многочисленные виды сырьевых товаров, полуфабрикаты и т.д.), оперативно решить вопрос о виде, его составе, назначении и других важных характеристиках можно

только после специального исследования, т. е. экспертизы.

Идентификация – это установление тождества между двумя объектами. Идентификация неизвестного товара в этом смысле — установление его тождественности какому-либо известному товару. При этом известный товар необязательно должен быть представлен в виде материального объекта, для идентификации вполне пригодно его подробное описание или, иными словами, его образ в создании эксперта. Сопоставляя неизвестный товар последовательно с разными образами известных товаров, эксперт устанавливает в итоге тождественность исследуемого неизвестно одному из образцов известных товаров и, следовательно его идентифицирует.

Идентифицировать товар можно с разной степенью уточнения его характеристик, т.е. на различном уровне детализации. Так, последовательно уточняя описание товара, можно переходить на все более высокий уровень детализации. Например, при идентификации различных материалов можно представить такой переход в виде следующих схем:

1 Металл - черный металл - сплав, содержащий железо, углерод, хром, никель, титан - сплав на основе железа с содержанием Сг 18 %, N1 9 %, Ti около 1 % - нержавеющая сталь марки 1Х18Н9Т.

2 Ткань - шерстяная ткань - ткань шерстяная с содержанием полиэфирного волокна - шерстяная ткань с Добавлением 30% полиэфирного волокна - шерстяная ткань с добавлением 30% полиэфирного волокна шириной 150 см – шерстяная ткань с добавлением 30 % полиэфирного волокна шириной 150 см и поверхностной плотностью 320 г/м2 и т.д.

Количество уровней, или степень детализации, можно увеличивать до бесконечности, добавляя к известным уже характеристикам все новые и новые, но на практике их число должно быть разумно ограничено. В целях таможенной идентификации степень детализации устанавливается обычно детализацией исследуемого товара в ТН ВЭД, определяющей критерии таможенной классификации товаров. Эо объясняется тем, что основное назначение идентификации использование ее результатов при дальнейшей классификации. Однако при проведении других экспертиз, например оценочной (стоимостной), часто необходимо определить большее число показателей, чем требуется для классификации. Так, при оценке стоимости одежды дополнительно к критериям классификации ее идентифицируют на соответствие моде, состояние, качество изготовления и другие показатели.

Разновидностью таможенной идентификации является установление принадлежности товара к определенным совокупностям товаров, в отношении которых применяются конкретные меры регулирования. Такие совокупности товаров приведены в перечнях, утверждаемых приказами ГТК России или другими нормативными актами. В качестве примера можно привести следующие:

1.Перечень товаров, выпуск в свободное обращение которых на территории РФ не допускается без представления сертификата соответствия.

2. Перечень вредных отходов, ввоз которых на территорию РФ запрещен.

3 Список наркотических и психотропных средств.

4.Список товаров, которые могут быть применены для создания оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки.

В случае необходимости определения принадлежности товара к одному из списков перед экспертом ставится вопрос: «Определить относится ли данный товар к вредным отходам?», а при проведении идентификационной экспертизы надо не только установить основные характеристики товара, но и проверить, включен ли он в соответствующий перечень.

Особая разновидность идентификации в таможенном деле - идентификация сырья в продуктах переработки, что требуется при оформлении лицензии и таможенного контроля в режимах переработки товаров наличии вне таможенной территории и проведении технологических экспертиз. В этих случаях требуется установление тождественности сырья, отправляемого на переработку через таможенную границу, в готовой продукции. При такой идентификации нормативные документы участвуют очень высокой степени тождественности, включающей подтверждение того, что в готовой продукции использовано то же самое сырье, которое вывозилось для переработки. Во многих случаях такая идентификация невозможна.

Технологическая экспертиза. Выполняется в случае оформления таможенным органом лицензии на переработку товара на или вне таможенной территории, а также в период проведения такой переработки во время действия лицензии.

Переработка товаров на таможенной территории – таможенный режим, при котором иностранные товары (далее – товары для переработки) используются для переработки на таможенной территории РФ без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории РФ, за исключением случаев, предусмотренных утвержденным положением.

Под таможенный режим переработки на таможенной территории не могут перемещаться товары, запрещенные к ввозу в Россию, а также электрическая, тепловая и иные виды энергии, так же как и товары, продуктами переработки которых являются различные виды энергии, поскольку данные товары не могут быть идентифицированы.

Для переработки в товарную продукцию товары идентифицируют в целях установления того факта, что операциям по переработке подвергались именно товары для переработки в целях получения товарной продукции.

В качестве основных могут использоваться следующие методы идентификации:

- наложение таможенных обеспечений в виде пломб на складские помещения, участки технологических линий в целях недопущения использования в производственном процессе товаров, не указанных в лицензии;

- проставление заявителем, переработчиком или должностными лицами таможенных органов печатей, штампов или другой информации на товары;

- сопоставление предварительно отобранных проб товаров для переработки с товарной продукции.

- описание товаров для переработки, их фотографирование, использование имеющей маркировки и др.

В случае невозможности применения указанных методов заявитель вправе предложить свой метод, а таможенная лаборатория исследует возможность его использования.

Определение норм выхода товарной продукции также представляется заявителем и проверяется в процессе проведения экспертизы в таможенной лаборатории.

Достаточно часто нормы выхода товарной продукции определяются при контроле переработки, в результате которой вырабатываются изделия из плоских материалов, раскраиваемых в процессе производства.

К таким изделиям относятся, например, швейные, обувь, галантерейные (сумки, кошельки и др.). В этих случаях проверяется, какое число готовых изделий получается из определенного количества исходного материала.

Во всех случаях проверки норм выхода товарной продукции из сырья или, что, по сути, аналогично названной задаче — норм расхода сырья на производство товарной продукции, необходимо проверить, во-первых, материальный баланс переработки, во-вторых, обоснованность отдельных компонентов материального баланса применяемой технологии.

Материальный баланс переработки (как и любого технологического процесса) можно представить в следующем виде:

С = Пр + О + П,

где С — количество сырья; Пр — количество готовой продукции (количество сырья в готовой продукции); О — отходы производства; П — производственные потери.

Все компоненты материального баланса должны иметь одинаковую размерность, соответствующую общепринятым единицам измерения количества сырья, — тонны (килограммы), квадратные метры (квадратные дециметры), литры и т.д.

Во многих отраслях промышленности еще в период существования СССР были разработаны и утверждены отраслевые нормы расхода сырья и вспомогательных материалов на производство единицы продукции. В настоящее время эти нормы во многом утратили свое значение во внутренней экономике и для современных предприятий, являющихся в большинстве частными (акционерными), — необязательны. Любое предприятие вправе расходовать на производство своей продукции такое количество сырья, какое предусматривается используемой технологией. В этом случае единственный (и весьма действенный) стимул экономного расходования сырья — себестоимость продукции, обусловливающая ее конкурентоспособность. Но при расчете норм выхода товарной продукции в таможенных экспертизах разработанные ранее отраслевые нормы могут использоваться в качестве ориентира, если технология производства не претерпела существенных изменений со времени их разработки.

В процессе проведения таможенных экспертиз по определению норм выхода товарной продукции могут применяться прямые методы расчета, для которых используют утвержденные методики. Так, для расчета норм выхода швейных изделий из тканей весьма успешно используются различные методики, разработанные в швейной промышленности. В последние годы при определении норм выхода готовой продукции из плоских материалов при их раскрое широко применяются автоматизированные методики, основанные на компьютерной раскладке лекал и автоматическом расчете потребности сырья для изготовления заданного комплекта деталей. Эти методики можно использовать для таможенной экспертизы в случае таких производственных процессов, где операция раскроя материала определяет основные компоненты материального баланса.

В Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении (ЦЭКТУ) для расчета выхода продукции при раскрое материалов используют методику автоматизированного расчета норм выхода готовой продукции при переработке (раскрое) плоских текстильных, кожевенных и других материалов. Эта методика разработана в Центральном научно-исследовательском институте кожевенно-обувной промышленности (ЦНИИКП) под руководством Л. И. Гинзбурга. Для ее реализации применяется устройство ввода графической информации (дигитайзер), подключаемое к компьютеру. Лекало укладывается на стол дигитайзера и при помощи «мыши» его контур вводится в программу компьютера. Программа позволяет рассчитать чистую площадь детали, осуществить ее оптимальную раскладку (одиночной или в комплекте с другими деталями), рассчитать площадь материала, необходимую для изготовления любой детали и всего комплекта. В первоначальном варианте программа предназначалась для расчета потребности материалов, направляемых на изготовление обуви после ее модернизации, т.е. любых кроеных изделий из плоских материалов.

Классификационная экспертиза. Это одна из наиболее сложных и ответственных таможенных экспертиз. Сложность ее заключается в том что, как правило, приходится идентифицировать товар, а для некоторых товаров проводить материаловедческие испытания. При этом необходима кропотливая работа с ТН ВЭД в соответствии с определенными правилами.

Основная задача классификационной экспертизы — определить товарную позицию и субпозицию для представленного товара иными словами - определить код товара. Обе формулировки практически эквивалентны и взаимозаменяемы. В практической работе встречаются разновидности приведенных задач, что не меняет существа выполняемой экспертизы.

Ниже приводятся основные правила выполнения классификации по Гармонизированной системе (ГС) (см. главу 6), которые в полном объеме должны соблюдаться и в ТН ВЭД России.

ГС имеет пять уровней детализации:

- высший - раздел, группирующий товары по отраслям промышленности. Например, в разделе I объединены живые животные и продукция животноводства, IV - продукция пищевой промышленности, V - минеральные продукты, VI - продукция химической индустрии;

- группы где собраны товары в соответствии: с материалом, из которого они изготовлены (например, группа 10 «хлебные злаки»)- функциями, которые они выполняют (например, группа 92 «музыкальные инструменты»); со степенью обработки (например, группа 10 включает зерновые культуры в необработанном виде, 11 — продукцию мукомольного производства, 19 — мучные и кондитерские изделия);

- товарные позиции: на данном уровне товары детализируются по признакам более специфическим, чем было указано ранее (например, в групп? 10 на уровне товарных позиций отдельно детализируются пшеница и рожь). Кроме того, имеется и ряд других специфических признаков, например форма товара;

- два более низких уровня детализации: одно- и двухдефисные субпозиции, в которых используются те же критерии детализации товаров, которые были упомянуты выше, а также могут применяться и дополнительные критерии (например, в товарной позиции 0401 молоко и сливки детализируются как товар в зависимости от их жирности).

Для проведения различия между товарами в ГС используются два основных критерия: материалы, из которых товары изготовлены; функции, выполняемые этими товарами.

Данные критерии могут применяться как одновременно, так и по отдельности.

Например, при классификации напитков учитываются только некоторые материалы, из которых они изготовлены (минеральная вода — товарная позиция 2201, лимонад — 2202, пиво — субпозиция 220300, вино — 2204).

При классификации фотокамер (товарная позиция 9006) и наручных часов (9101), наоборот, рассматриваются только их функциональные особенности.

Однако при классификации ванн из литого чугуна (субпозиция 732421) учитывается как материал, из которого изготовлен данный товар (литейный чугун), так и его функциональное назначение (сосуд для купания).

В Гармонизированной системе в большинстве случаев товар классифицируют только по материалам, из которых он изготовлен, или только по его функциям.

Стальной стул может рассматриваться как изделие из стали и включаться в товарную позицию 7326 в соответствии с материалом, из которого он изготовлен, а также в товарную позицию 9401 исходя из его функции как мебели для сидения. То же самое справедливо и в отношении деревянного стула, так как в товарной позиции 4421 представлены «изделия деревянные прочие».

Таким образом, как видно из примера, некоторые товары можно классифицировать в соответствии с материалом, из которого они изготовлены, и исходя из их функций. Естественно, положение, при котором остается ничем не регламентируемая свобода выбора между различными вариантами классификации товаров, неприемлемо, так как это не соответствует требованию строгости (однозначности) классификации. Поэтому, если существует несколько вариантов возможной классификации товаров, необходимо выбрать только один. Довольно часто в решении данной проблемы помогают примечания к разделам и группам.

Следовательно, первым шагом в окончательном определении товарной позиции для товаров, классификация которых одновременно возможна в нескольких товарных позициях, является ознакомление с примечаниями к соответствующим разделам и группам, в которых предположительно могут классифицироваться данные товары.

Если вернуться к примеру классификации стульев, то следует отметить, что примечание 1к к разделу XV исключает классификацию мебели в данном разделе, а примечание 1о к группе 44 исключает ее классификацию и в этой группе. Таким образом, согласно данным примечаниям стул нужно классифицировать в товарной позиции 9401 не в соответствии с материалом, из которого он изготовлен, а исходя из его функции.

Другой принцип дифференциации товаров, заложенный в ГС, — степень их обработки.

Например, живые коровы включены в товарную позицию 0102, их мясо если оно свежее или охлажденное, - в позицию 0201, если оно замороженное, - в позицию 0202; сосиски или иные колбасные изделия, изготовленные из этого мяса, - в субпозицию 160100, а мясо в консервированном виде - в товарную позицию.

Аналогично этому необработанные шкуры коров относятся к товарной позиции 4101; кожа, изготовленная из этих шкур, - к позиции 4104, а кожаные перчатки — к позиции 4203.

Иногда могут возникнуть сомнения, в какой из товарных позиций с различными степенями обработки следует классифицировать некоторые товары. Например, человеческие волосы, сортированные только по длине и предназначенные для изготовления париков, могут, в принципе, входить в субпозиции 050100 и 670300 Однако в примечании 2 к группе 5 дается определение, что понимается под термином «необработанный волос»: волос, сортированный по длине, считается необработанным (при условии что основания волос и их концы не расположены в определенном порядке). В соответствии с этим примечанием данные волосы должны относиться к субпозиции 050100.

Таким образом, примечания к разделам или группам помогают при разрешении не только тех ситуаций, когда необходимо оценить, что является главным - материал, из которого изготовлен товар, или его функциональное назначение, но также и в случаях различной степени обработки товаров.

ГС охватывает все товары, находящиеся в торговом обороте.

При этом для товаров, имеющих относительно большой объем торгового оборота, в номенклатуре ГС выделены специальные позиции, например товарная позиция 0701 (картофель свежий или охлажденный).

Для остальных товаров во многих группах предусмотрены товарные позиции «прочие» (иногда их называют «корзиночные»). Так, в товарную позицию 0106 (живые животные прочие) включены среди прочих позиций живые слоны, киты, птицы, лягушки, комары и т.п. «Корзиночные» товарные позиции существуют в том числе и в группах, где товары классифицируют в соответствии с их функциями.

Так, в группе 65 представлены головные уборы. В данной группе имеется «корзиночная» товарная позиция 6506, где классифицируются головные уборы, особо не поименованные и не включенные в другие товарные позиции данной группы, например каски.

Таким образом, использование «корзиночных» товарных позиций дает абсолютную уверенность в том, что ни один товар не останется не охваченным номенклатурой ГС.

Наиболее важное назначение примечаний к разделам и группам уже было упомянуто в связи с возможным перекрытием «сфер влияния» различных товарных позиций. Данные примечания позволяют провести четкую границу между различными товарными позициями и определить их приоритеты.

Уже упоминались примечания, которые исключают конкретные товары из определенных разделов, групп или товарных позиций, например примечание 1а к группе 97, примечание 1 к разделу XVI.

Другая важная роль примечаний — определение значений терминов, применяемых в товарных позициях. Например, в примечании За к группам 61 и 62 приводится значение термина «костюм», используемого в товарных позициях 6103 и 6203. Естественно, данный текст не может быть полностью воспроизведен во всех товарных позициях, где упоминается термин «костюм».

Необходимо также иметь в виду, что значение тех или иных слов или терминов, имеющихся в ГС, необязательно соответствует их общепринятому пониманию. Например, в примечании 3 к группе 5 под термином «слоновая кость» рассматриваются зубы всех животных. Помимо всего прочего данное примечание распространяет значение этого термина на всю номенклатуру. Таким образом, в товарной позиции 9601 («обработанные и пригодные для резьбы кость слоновая...») будут классифицироваться обработанные зубы всех животных, например коров, а не только обработанная слоновая кость как таковая.

Следовательно, не всегда достаточно ознакомиться с примечаниями к определенным разделам или группам, но необходимо также изучить примечания к другим разделам или группам, имеющим какое-либо отношение к подобным видам товаров, материалам, из которых они изготовлены, и их функциям.

Следующие примеры демонстрируют несоответствие терминов, используемых в ГС, общепринятым терминам:

- примечание 4 к группе 5 уточняет значение термина «конский волос». В соответствии с этим примечанием данный термин обозначает также волосы грив и хвостов лошадей или крупного рогатого скота;

- примечание 16 к группе 51 ограничивает применение термина «тонкий волос животных», включая в него только волос определенных видов животных.

Помимо всего вышесказанного примечания к разделам и группам в некоторых случаях устанавливают особенности классификации товаров, например:

- товаров, представленных в наборах (примечание 3 к разделу VI);

- сплавов (примечание 5 к разделу XV);

- смесей различных продуктов (примечание 1 к группе 9);

- частей товаров (примечания За и 36 к группе 94);

- частей и принадлежностей товаров (примечание 3 к группе 95).

В ГС товары классифицируют в соответствии с материалами, из которых они изготовлены, функциями, выполняемыми данными товарами, степенью их обработки, а также исходя из других критериев, если они оговариваются специально. Чаще всего удается отнести товар к какой-либо товарной позиции исходя из ее наименования.

Тем не менее иногда товар на первый взгляд может быть отнесен к двум или более товарным позициям (например, в соответствии с материалом, из которого изготовлен, или с его функцией).

В этом случае необходимо обратиться к соответствующим примечаниям к разделам или группам, а затем к основным правилам интерпретации ГС в целях разрешения вышеуказанных противоречий.

Приведем в качестве примера порядок применения некоторых наиболее часто используемых правил интерпретации (правила 2 и 3).

Правило 2 может быть применено только после того, как определена соответствующая четырехзначная товарная позиция.

Правило 2а формулируется следующим образом: «Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться в том числе и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основными характеристиками комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного правила), представленный в несобранном или разобранном виде».

Как было отмечено выше, в некоторых случаях определение кода товара возможно лишь с применением основных правил интерпретации (например, при определении товарной позиции для велосипеда, представленного в разобранном виде).

Если обратиться к товарной позиции 8714, включающей в себя части велосипедов как таковые, то может сложиться мнение, что это именно та товарная позиция, которая необходима в данном случае. Тем не менее эти же самые части, будучи представленными вместе, могли бы быть отнесены к товарной позиции 8712, где классифицируются собранные велосипеды.

Правило 2а (вторая часть, после слов «а также») определяет, что несобранные или разобранные товары должны включаться в товарные позиции, где классифицируются собранные товары, т.е. велосипед, представленный в разобранном виде, должен быть отнесен к товарной позиции 8712.

Иногда текст товарных позиций предполагает, что товар можно транспортировать в несобранном виде, например стальные мосты (товарная позиция 7308) или строительные конструкции (9406). В этих случаях обращение к правилу 2а необязательно.

Правило 2а может использоваться и в других случаях. Предположим, что велосипед поставляется без седла. Первая часть правила 2а позволяет относить данный товар к товарной позиции 8712, так как он сохраняет основные характеристики велосипеда как такового (т. е. комплектного товара). В соответствии со второй частью правила 2а то же самое справедливо, если части, представленные вместе, образуют после сборки велосипед без седла.

Обезвоженные фруктовые соки остаются фруктовыми соками 2009) также в силу правила 2а.

Таким образом, правило 2а в основном касается некомплектных или несобранных товаров. Это позволяет и даже обязывает классифицировать данные товары как комплектные, поскольку они уже имеют основные характеристики последних.

Например, компьютер, поставляемый без корпуса, сохраняет основные характеристики компьютера и должен быть отнесен к товарной позиции 8471.

С другой стороны, в ГС имеются товарные позиции, в которых классифицируются только сырье и некомплектные товары. Конечно, в таких случаях соответствующие товары не могут быть отнесены к товарным позициям, предназначенным для завершенных в производстве товаров.

Например, заготовки для укупорочных пробок из натуральной пробки классифицируются в субпозиции 450200, в то время как готовые укупорочные пробки — в товарной позиции 4503. Очевидно, что в подобных случаях нет необходимости в применении правила 2а.

Иногда в номенклатуре некомплектные или незавершенные в производстве товары особо упоминаются в текстах товарных позиций, в которых классифицируются комплектные или завершенные в производстве товары, например пуговицы и заготовки для пуговиц (товарная позиция 9606). В данном случае потребность в применении правила 2а также отпадает.

В то время как правило 2а связано с товарами некомплектными или незавершенными в производстве, правило 26 применяется в случаях когда товары состоят из большего количества составляющих, что указано в тексте товарной позиции. Оно формулируется следующим образом: «Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала и вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества осуществляется в соответствии с положениями правила З».

Правило 2б применяется только в тех случаях, когда в товарных позициях имеется специальная оговорка, касающаяся материалов, из которых изготовлен товар. Так, в товарной позиции 4203 представлены кожаные жакеты, однако нередко при их изготовлении помимо кожи используют и другие материалы, например, металлические или пластмассовые пуговицы, застежки-молнии шерстяные манжеты, текстильные подкладки. Правило 2б позволит классифицировать данный товар как целиком изготовленный из кожи.

Необходимость в применении этого правила отпадает, если в наименовании товарной позиции нет никаких ссылок на материалы, из которых изготовлены товары (например, указанные в товарной позиции 6601 зонты могут быть изготовлены из любого материала), или когда добавление других компонентов однозначно но оговаривается (например, текстильные материалы товарной позиции 5903 должны быть пропитанными, с покрытием или дублированными полимерными материалами).

В то же время в некоторых товарных позициях номенклатуры четко оговаривается невозможность присутствия других материала. Например, товарная позиция 2940 включает в себя химически чистый сахар. Такая формулировка препятствует расширению использования данной товарной позиции с помощью правила 2б. То же самое справедливо и в отношении субпозиции 040900 (натуральный мед). Исходя из формулировок двух вышеуказанных товарных позиций, смесь сахара и меда не может классифицироваться ни в одной из упомянутых товарных позиции.

Иногда в товарные позиции допускается включать определенные вещества как например, в случае с продуктами органически химии (примечание 1 к группе 29). Тогда правило 26 также не применяется.

Аналогично этому в отдельных товарных позициях допускается присутствие других материалов за некоторыми исключениями. Например, в товарной позиции 7317 классифицируются стальные гвозди с головками из любых материалов, кроме меди. Таким образом в соответствии с правилом 2б стальные гвозди, имеющий медные головки, не могут входить в парную позицию 7317. Данный товар включается в товарную позицию 7415, где эти изделия поименованы.

При классификации одного и того же товара могут рассматриваться две разные товарные позиции: одна из них определяется материалом, из которого изготовлен товар, другая – функциями выполняемыми товаром. Когда товар изготовлен из двух или материалов, правило 2б позволяет относить товар к товарной позиции в которой указан только один из этих материалов. Если присутствием одного из материалов нельзя пренебречь (как, например, при классификации деревянной вешалки, снабженной металлическим крючком), то правило 2б не применяется.

Проблемы классификации многофункциональных товаров также возникает, но реже, так как наиболее часто встречающиеся комбинации этих функций уже описаны в товарных позициях (например, радиоприемник со встроенным проигрывателем описан в товарной позиции 8527; стиральная машина с отжимом -8450) или приведены в примечаниях к разделам и группам (например, автомобили-амфибии - см. примечание 46б к разделу XVII).

Кроме того, иногда возникает ситуация, когда тот или иной товар может рассматриваться, с одной стороны, как часть или принадлежность другого товара, а с другой - как товар, относящийся к определенной товарной позиции (например, электрические двигатели — товарная позиция 8501).

Если в данных ситуациях проблему не удается разрешить, используя примечания к разделам и группам и основные правила интерпретации 1 и 2, то следует обратиться к правилу 3, сформулированному следующим образом: «В случае, если в силу правила 2б или по каким-либо другим причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:

А) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, нежели товарные позиции с более общим описанием. Однако, когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к отдельным частям товара, представленного в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначным по отношению к данному товару, даже если одна из них и дает более полное или точное описание товара;

Б) Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями правила За, должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые определяют основной характер данных товаров, при условии, что этот критерии применим;

В) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями правила За или 3б, должны классифицироваться в товарной позиции последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров».

Область применения правила 3 охватывает те случаи, когда для классификации товара могут одновременно рассматриваться две и более товарные позиции.

Таким образом, товар классифицируется только в соответствии с его объективными характеристиками, и лишь когда характеристики таковы, что товар на первый взгляд может относиться к двум или более товарным позициям, а примечания к разделам и группам не позволяют решить проблему, можно применять правило 3, причем сначала правило За, затем, если оно не может быть применено, правило 36, а если и оно не решает вопроса, то правило Зв.

Подход который предусмотрен правилом За при необходимости выбора среди двух и более позиций, состоит в определении той позиции, которая наиболее точно описывает рассматриваемый товар, т.е. материал, из которого он изготовлен, степень его обработки, функции, внешний вид и т.д. среди тех позиции, которые дают более общее описание товара. Но это положение, конечно неприменимо к «корзиночным» позициям, которые используются только в том случае, когда товар не включается ни в одну из позиций с конкретным описанием. В этом случае в «корзиночной» позиции приводится такое описание, что нет необходимости в обращении к правилу За.

В ситуации когда в двух или более товарных позициях содержится описание лишь части материалов, из которых изготовлен товар применение правила За, т.е. отнесение товаров к той позиции в которой содержится его наиболее точное описание, может привести к неправильному решению. Например, для классификации бесконечной конвейерной ленты, изготовленной из пластмассы (60 % от общих массы и стоимости) и облегченной вулканизованной резины (40% от общих массы и стоимости), могут оыт рассмотрены две товарные позиции: 3926 (изделия прочие из пластмасс)- 4010 (ленты конвейерные из вулканизованной резины).

Товарная позиция 4010, безусловно, более точно определяй материал и, кроме того, указывает функцию, выполняемую данным товаром. Однако отнесение рассматриваемого товара к товарной позиции 4010 не учитывает то обстоятельство, что доля в массе и стоимости изделия одного материала (пластмассы) выше доли другого материала (вулканизованной резины).

В связи с этим вторая часть правила За обязывает оценивать обе позиции, как равнозначные в случаях, когда каждая рассматриваемая позиция включает лишь часть материала, из которого изготовлен товар. В таких случаях следует применять правило 3б, которое позволяет классифицировать товар в соответствии с тем материалом, который придает изделию основное свойство (в нашем случае - пластмасса, исходя из ее доли в массе и стоимости товара).

В случаях когда правило 3б неприменимо (например, если объем и стоимость двух или более материалов, из которых изготовлен товар, одинаковы), следует использовать правило Зв.

При возникновении противоречия между двумя позициями, описывающими функции товаров, положения 2 правила 3а не применяются. Так, при классификации текстильного коврика, предназначенного для использования только в легковых автомобилях, необходимо выбрать одну из двух товарных позиций: 5703 (ковры и прочие текстильные напольные покрытия); 8708 (части и принадлежности моторных транспортных средств).

В данном случае товарная позиция 5703 предпочтительнее. Если изделие выполняет две или более функции, описание которых приводится в разных товарных позициях, необходимо решить, какая из функции является определяющей.

В качестве примера рассмотрим такое изделие, как декоративный керамический горшок для выращивания растений. Его можно классифицировать в субпозиции 691200 как «керамическая посуда» и в товарной позиции 6913 как «декоративное керамическое изделие» в зависимости от того, какая функция является определяющей основной характер изделия.

Так как обе функции у данного товара равнозначны, то применение правила За не позволяет выбрать какую-либо позицию, поэтому следует обратиться к правилу 3б. Но оно также не предусматривает те случаи, когда обе функции равнозначны, поэтому товар должен быть отнесен к товарной позиции 6913 на основании правила 3в.

Часто возникает «конфликт» между двумя товарными позициями: в первой содержится описание материала, из которого изготовлен товар, а во второй – описание выполняемой этим товаром функции. Как правило, последняя содержит более конкретное описание. Например, такое изделие, как полицейская дубинка, более подробно описано в товарной позиции 9304, чем в субпозиции 401700, где оно может рассматриваться только как «изделие из твердой резины».

В то же время при классификации «частей» и «принадлежностей» нередко оказывается, что позиции, в которых описан материал являются предпочтительнее, чем описывающие функции, выполняемые изделиями. Например, для стекла иллюминатора самолета описание «стекло упрочненное», приведенное в наименовании товарной позиции 7007, является более точным, чем «части летательных аппаратов» (8803).

Первая область применения правила 36 - классификация смесей твердых, жидких и газообразных веществ. Для того чтобы товар мог рассматриваться как смесь, необходимо, чтобы составляющие ее компоненты включались в разные товарные позиции. В данном случае классифицировать смесь нужно по тому компоненту который придает ей основное определяющее свойство.

Вторая область применения правила 36 - классификация многокомпонентных (составных) изделий, изготовленных из комбинации разных материалов, соединенных между собой способом, отличным от простого смешивания, и представляющих неделимое целое. Примером таких составных товаров является конвейерная лента изготовленная из комбинации пластмассы и каучука.

В соответствии с преамбулой к правилу 3 деревянная вешалка со стальным крючком не может рассматриваться как составной товар так как этой преамбулой предписывается, чтобы товар мог классифицироваться по крайней мере в двух различных товарных позициях Руководствуясь правилом 26, можно расширить рамки товарной позиции 4421, куда входят «изделия деревянные прочие» чтобы отнести вешалку к данной товарной позиции как единый товар в то время как расширить рамки позиции 7318, включающей «стальные крючки», или позиции 7326 «изделия прочие из черных металлов» в целях классификации вешалки в одной из данных позиций как единый товар не представляется возможным.

Такой многокомпонентный товар классифицируют в той же товарной позиции, в которой представлен составляющий элемент товара определяющий его основное свойство. Для вешалки это будет товарная позиция 4421, так как металлический крючок выполняет лишь вспомогательную функцию, а главное свойство товара придается ему деревянным элементом.

Третья область применения правила 36 касается многокомпонентных (составных) товаров, например, если в наборе для специй состоящем из специальной деревянной подставки и стеклянной баночки, последняя является определяющей частью составного товара по стоимости и массе, то такой набор включают в товарную позицию 7010. Как правило, отдельные компоненты таких составных товаров собраны в единой упаковке.

Четвертая область применения правила 36 - наборы товаров, предназначенные для розничной продажи. Для того чтобы такие наборы могли быть рассмотрены как один товар, они должны удовлетворять следующим условиям: состоять по крайней мере из двух товаров, включенных в две разные товарные позиции; состоять из предметов, совместно выполняющих определенную функцию; должны быть упакованы в тару (коробки, контейнеры, ящики), используемую в розничной торговле.

Подобные наборы классифицируют по тому товару или товарам, включенным в одну товарную позицию, который (которые) придает (придают) набору его основное свойство; если только для такого набора не предусмотрена специальная товарная позиция (например, субпозиция 820600 «инструмент из двух или более товарных позиций 8202—8205 в наборах, предназначенных для розничной продажи»).

Факторы, определяющие основное свойство товара, зависят от особенностей рассматриваемого товара. Во многих случаях примечания к разделам и группам уже указывают материал или компонент, который является определяющим при классификации многокомпонентного товара.

Рассмотрим пример набора товаров для розничной продажи: набор для укладки волос, состоящий из двух электрических машинок для стрижки волос (товарная позиция 8510), расчески (9615), пары ножниц (8213), щетки (9603) и полотенца (6302), упакованный в кожаный футляр (4202), включается в товарную позицию 8510 в соответствии с основным компонентом набора (электрические машинки для стрижки волос).

Если имеется несколько «конкурирующих» между собой товарных позиций и вопрос классификации не может быть решен с помощью правил За или 36, то товар включают в товарную позицию с наибольшим порядковым номером. Это позволяет разрешать трудные ситуации, когда ни одна из рассматриваемых товарных позиций не содержит достаточно полного описания товара или невозможно определить материал или компонент, который придает товару основное свойство.

Большинство товаров, которые подпадают под это правило, — это товары, состоящие из двух материалов одинаковой значимости, например мужской жакет, изготовленный частично из кожи (4203) и частично из трикотажа (6103).

Для того чтобы расширить границы применения товарных позиций, включающих только один из составных элементов товара (кожа или трикотаж), прежде всего нужно обратиться к правилу 26.

Использование правила За в.подобных случаях, т. е. когда каждая из товарных позиций включает лишь часть материалов составного товара, исключается (см. вторую часть правила За).

В рассматриваемом случае составной товар в трактовке правила 36 классифицируют по тому компоненту, который придает жакету его основное свойство. Если ни один из двух материалов не доминирует ни по массе, ни по объему, ни по выполняемой функции, то применение правила 36 невозможно. Тогда следует использовать правило Зв и отнести жакет к последней из двух по порядковому номеру товарных позиций, в данном случае — к товарной позиции 6103.

Определение страны происхождения товара. Основная цель — осуществление тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию России и вывоза товара с этой территории. Принципы определения страны происхождения товара основываются на существующей международной практике. Порядок определения страны происхождения товара устанавливается Правительством РФ на основании положений Закона о таможенном тарифе РФ. Порядок определения страны происхождения товара см. в главе 7.

Товароведческая экспертиза. Проводится для определения вида товара, его назначения, важнейших потребительских характеристик состояния, наличия дефектов, марки, сорта и других особенностей. Эти вопросы решаются обычно при определении возможностей использования товара по назначению и его реализации. Иногда товароведческая экспертиза является частью оценочной (стоимостной) экспертизы и проводится для определения цены товара. Для таможенных целей определяется обычно свободная рыночная цена товара на уровне оптовой цены. Под свободной рыночной ценой понимается средняя цена сделок на развитом (отечественном) рынке, характеризующемся, с одной стороны, достаточно большим предложением товара и спросом, с другой — достаточно свободном от различных экономических и административных ограничений.

Свободная рыночная цена товара определяется в следующих основных случаях:

при нарушении таможенных правил. Это необходимо для установления тяжести правонарушения и в дальнейшем как база для расчета начисленного штрафа за правонарушение;

при реализации товара, являющегося федеральной собственностью;

при расчете сумм НДС, возвращаемых экспортерам при экспорте товаров.

Для определения рыночной цены товара могут быть использованы различные источники информации: каталоги и прайс-листы организаций — изготовителей и продавцов, материалы выставок и оптовых ярмарок, конъюнктурные и аналитические обзоры по отдельным группам товаров, сайты фирм в Интернете и др.

Свободная рыночная цена товара при проведении оценочных экспертиз определяется для конкретного региона и по состоянию на определенный момент времени. Подробнее о товароведческой и оценочной экспертизе см. главу 12, где эти вопросы рассмотрены на примере ювелирных изделий.

Определение таможенной стоимости товаров. Таможенную стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию России, определяют не таможенные лаборатории, а специально созданные для этого таможенные органы и их подразделения. Таможенная стоимость товара — одна из важнейших его характеристик, контролируемая при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, так как она является базой для начисления всех денежных сборов и определяется с помощью одного из следующих методов:

- по цене сделки с ввозимыми товарами;

-по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами;

- вычитания стоимости; сложения стоимости; резервного метода.

Основной метод определения таможенной стоимости — по цене сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если этот метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных выше. При этом используют каждый последующий метод, если таможенная стоимость не может быть определена с помощью предыдущего метода.

Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться последовательно.

Таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию РФ товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы РФ (до порта или иного места ввоза).

При определении таможенной стоимости в цену сделки включают следующие компоненты, если они не были ранее в нее включены:

- расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию РФ: стоимость транспортирования; расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров; страховая сумма;

- расходы, понесенные покупателем: комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара; стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с товарной номенклатурой они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами; стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

- соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров: сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью оцениваемых товаров; инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров; материалов, израсходованных при производстве оцениваемых товаров (смазочных материалов, топлива и др.); инженерной проработки опытно-конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей, выполненных вне территории РФ и непосредственно необходимых для производства оцениваемых товаров;

- лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;

- величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории РФ.

Указанный метод не может быть использован для определения таможенной стоимости товара, если:

- существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар, за исключением: ограничений, установленных законодательством РФ; ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы; ограничений, существенно не влияющих на цену товара;

- продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;

- данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными;

-участники сделки являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом. При этом под взаимозависимыми лицами понимаются лица, удовлетворяющие хотя бы одному из следующих признаков: один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки; участники сделки являются совладельцами предприятия; связаны трудовыми отношениями; один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале; оба участника сделки находятся под непосредственным или косвенным контролем третьего лица; участники сделки совместно контролируют непосредственно или косвенно третье лицо; один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника сделки; участники сделки или их должностные лица являются родственниками.

При использовании метода оценки по цене сделки с идентичными товарами под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим признакам: физические характеристики; качество и репутация на рынке; страна происхождения; производитель.

Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных,

если в остальном такие товары соответствуют указанным требованиям.

Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если товары: проданы для ввоза на территорию РФ; ввезены одновременно с оцениваемыми товарами не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров; ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях. В случае, если идентичные товары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу РФ ее обоснованность.

В случае, если при использовании настоящего метода выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.

При использовании метода оценки по цене сделки с однородными товарами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми. При этом под однородными понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять функции оцениваемых товаров и быть коммерчески взаимозаменимыми.

При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки: качество, наличие товарного знака и репутация на рынке; страна происхождения; производитель.

При использовании метода определения таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами применяются те же положения, что и по предыдущему методу.

При использовании метода вычитания стоимости в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории РФ не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.

Из цены единицы товара вычитаются следующие компоненты: расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в РФ ввозимых товаров того же класса и вида; суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в РФ в связи с ввозом или продажей товаров; обычные расходы, понесенные в РФ, на транспортирование, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.

При использовании метода оценки на основе сложения стоимости в качестве основы для определения таможенной стоимости принимается цена товара, рассчитанная путем сложения: стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара; общих затрат, характерных для продажи в РФ из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортирование, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы РФ, и иных затрат; прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в РФ таких товаров.

Материаловедческая экспертиза. Проводится для определения конкретных показателей или параметров товара. При выполнении этих экспертиз самым главным условием достоверности результата является строгое соблюдение методики испытания При этом следует иметь в виду, что если в ТН ВЭД или пояснениях к ней указаны конкретные методики испытаний, то их нужно придерживаться неукоснительно. В остальных случаях предпочтительно пользоваться международно-признанными методиками — стандартами ISO (международная организация по стандартизации). ASTM American Standarts for Test Materials, DIN (стандарты Германии), а также отечественными ГОСТами, если они гармонизированы с международными стандартами.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Морфологическое описание | Верхний разрыв тасуки
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.036 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал