Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении(Ст. 24.5).
КоАП предусматривает ряд обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Они, подразделяются на две группы. Первую группу обстоятельств составляют те, которые исключают административную ответственность. К ним законодатель отнес отсутствие события или состава административного правонарушения, а также действия лица в состоянии крайней необходимости. Отсутствие события административного правонарушения означает, что не существует каких-либо данных, подтверждающих сам факт общественно вредного, противоправного, виновного, наказуемого деяния, либо они существуют, но признаны судьей, органом или должностным лицом, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении, несостоятельными. Отсутствие состава административного правонарушения безоговорочно признается основанием для прекращения дела в тех случаях, когда сам факт деяния, совершенного конкретным лицом, установлен, но это деяние не является правонарушением вследствие того, что: — деяние не предусмотрено законодательством об административных правонарушениях; — деяние предусмотрено законодательством как правонарушение, но в то же время имеются обстоятельства, лишающие это деяние общественно вредного и противоправного характера; — деяние предусмотрено законодательством и имело место, но отсутствует признак вины (умысел, неосторожность) лица, его совершившего; — лицо, совершившее деяние, на момент его совершения не достигло 16-летнего возраста либо находилось в состоянии невменяемости. Действия лица в состоянии крайней необходимости являются обстоятельством, исключающим его административную ответственность. В состоянии крайней необходимости вред причиняется для того, чтобы предотвратить ущерб другим, более значимым охраняемым общественным отношениям. При этом возникает столкновение интересов, а причинение вреда одному из них носит предпочтительный характер. Например, для защиты человека от нападающего животного иногда бывает необходимо в населенном пункте произвести выстрел из оружия, что может образовывать состав правонарушения, предусмотренного статьей 20.13 КоАП (стрельба из оружия в не отведенных для этого местах). Стало быть, действия, совершенные в условиях крайней необходимости, выполняют общественно полезную функцию и поэтому не могут быть признанны противоправными.
Вторую группу обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, составляют те, при которых имеется факт противоправного деяния, однако лицо, его совершившее, в силу ряда причин освобождается от административной ответственности. Такими обстоятельствами могут служить: – издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; – отмена закона, установившего административную ответственность; – истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; – наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; — смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В заключении можно отметить, что производство по делам об административных правонарушениях осуществляется по определенным правилам, принципам, основными из которых являются: § принцип законности (применение норм материального права во всех случаях в строгом соответствии с порядком, предписанным нормами административно-процессуального права); § объективность (принцип материальной истины) (всестороннее полное и объективное выяснение конкретных фактов и обстоятельств дела); § принцип равенства граждан перед законом и органом, рассматривающим дело (все граждане равны перед законом и органом, разрешающим дело, независимо от их происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств); § гласности производства (дело об административном правонарушении рассматривается открыто); § ответственности за нарушение правил производства и за принятый акт (должностные лица, виновные в нарушении правил производства или принятии незаконного постановления по делу, несут юридическую ответственность, а само решение может быть отменено или изменено в установленном законом порядке). § презумпции невиновности (лицо, привлекаемое к административной ответственности считается невиновным до тех пор, пока иное не будет доказано и зафиксировано в установленном законом порядке, бремя доказывания вины лица возложено на юрисдикционный орган).
|