Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль арбитражного суда в обеспечении законности.






Статья 127 Конституции РФ предусматривает создание Высшего Арбитражного Суда РФ, который является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Это означает, что Конституция РФ предусмотрела образование системы арбитражных судов, возглавляемых Высшим Арбитражным Судом РФ, и, соответственно, эта система функционирует самостоятельно, независимо от системы судов общей юрисдикции. То есть в России судебная власть по гражданским и административным делам осуществляется двумя самостоятельными судебными подсистемами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Принятие АПК РФ позволило некоторым ученым говорить о наличии особой процессуальной процедуры, не совпадающей по многим принципиальным моментам с процессуальными процедурами, в которых осуществляют правосудие суды общей юрисдикции. В то же время из текста Конституции РФ не явствует, что появился новый вид судопроизводства — арбитражное судопроизводство.

Экономическое правосудие представлено совокупностью всех арбитражных судов в стране, которая образует арбитражную систему. В свою очередь, она является всего лишь подсистемой судебной системы, входит в нее в качестве системы специализированных на осуществлении экономического правосудия судебных органов. Такая система обеспечивает не только доступность правосудия, но и возможность обжалования решений нижестоящих арбитражных судов в вышестоящие.

Полномочия, порядок образования и деятельности системы арбитражных судов, ее звеньев устанавливаются Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Четырехзвенной подсистема арбитражных судов стала с 2003 г. В ее состав вошли арбитражные суды субъектов Федерации (основное звено), 20 арбитражных апелляционных судов, 10 федеральных арбитражных судов округов и Высший Арбитражный Суд РФ, возглавивший эту подсистему.

Подсистема арбитражных судов, во-первых, осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к ее компетенции законодательством.

Во-вторых, основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В-третьих, деятельность арбитражных судов России строится на основе следующих принципов: законности; независимости судей; равенства организаций и граждан перед законом и судом; состязательности и равноправия сторон; гласности разбирательства дел.

В-четвертых, вступившие в законную силу решения, определения и постановления арбитражных судов (судебные акты) обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории России. Установлено, что неисполнение судебных актов арбитражного суда влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

В-пятых, в соответствии с п. 4 ст. 44 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» материально-техническое снабжение и обеспечение служебными помещениями арбитражных судов в России, а также медицинское, жилищное и социально-бытовое обслуживание судей и работников аппаратов арбитражных судов осуществляются соответствующим органом исполнительной власти по месту нахождения арбитражного суда за счет средств федерального бюджета.

В-шестых, в определенной мере вопросы организации работы арбитражных судов, формирования и деятельности судебных коллегий и судебных составов, организации проведения судебных заседаний, формирования и функционирования президиумов арбитражных судов всех уровней системы и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Совета председателей арбитражных судов регулирует Регламент арбитражных судов, утвержденный Пленумом.

Разрешая перечисленные споры, арбитражные суды вправе истребовать у соответствующих органов и должностных лиц необходимые документы, в том числе и правовые акты, для их изучения и проведения экспертизы, поскольку они могут быть письменными доказательствами при разрешении спора. Тем самым они контролируют правомерность и законность актов и действий органов исполнительной власти, Их должностных лиц, то есть ответчиков. Установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, либо издание его с превышением полномочий, арбитражный суд принимает решение в соответствии с законом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал