Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система и административно-правовой статус органов управления юстицией.
Система органов управления юстицией. Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции, является Министерство юстиции Российской Федерации. Министерство осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через министерства юстиции республик в составе Российской Федерации, органы (управления, отделы) юстиции краев, областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также непосредственно подчиненных ему учреждений и организаций.
Правовое положение Министерства юстиции. В своей деятельности Минюст России руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общими принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Положением о нем и другими нормативными актами, определяющими правовой статус Минюста России. Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, текущий, расчетный, валютный и иные счета в банках.
Основные задачи Министерства. На Минюст России возлагаются следующие основные задачи: · участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента России и Правительства России; · организационно-правовое обеспечение судебной реформы; обеспечение необходимых условий функционирования судов общей юрисдикции и военных судов; · государственная регистрации нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти; проведение юридической экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации; проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществление функций генерального заказчика межгосударственной системы правовой информации Российской Федерации; · регистрация уставов общественных и религиозных объединений; · организация и развитие системы юридических услуг; · обеспечение кадрами органов, учреждений и организаций юстиции, повышение квалификации кадров; участие в · международно-правовой охране прав и законных интересов граждан; · реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности. Основные функции Министерства. В соответствии с перечисленными задачами Минюст России реализует следующие функции: · координирует нормотворческую деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти; · разрабатывает проекты нормативных актов или участвует в подготовке таких проектов, вносимых Правительством России в порядке законодательной инициативы; · проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проектов федеральных законов и иных актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти в Правительство России, · осуществляет государственную регистрацию нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер, а также контролирует своевременность и правильность их официального опубликования; · осуществляет работу по систематизации законодательства: ведет банк нормативных актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор по законодательству; участвует в подготовке к выпуску официальных изданий кодексов и сборников законодательства; · осуществляет контроль за соответствием ведомственных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности, в том числе по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению; организует работу по исполнению судебных решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, приговоров по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений других органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей; организует работу по ведению судебной статистики; · способствует развитию системы юридических услуг; осуществляет регистрацию и выдачу лицензий гражданам и юридическим лицам на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг; открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы, ведет реестр этих контор, а также контор нотариусов, занимающихся частной практикой; · сотрудничает с объединениями и организациями адвокатов ву интересах развития правовой помощи гражданам и организациям; · осуществляет другие функции, вытекающие из его компетенции.
Структура Министерства юстиции. Структуру Минюста России составляют: руководство Министерства (Министр, заместители министра), управления, отделы и другие подразделения, осуществляющие соответствующие функции Министерства. При Министерстве состоят: Российский федеральный центр судебной экспертизы: Научный центр правовой информации, обеспечивающий суды, органы, учреждения и организации системы Министерства информацией о правовых актах; Российская правовая академия, являющаяся центральным научным и учебным заведением Минюста России. При Министерстве образуется научно-консультативный совет. Состав совета и положение о нем утверждаются Министром. Министерство возглавляет Министр юстиции Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр имеет заместителей, назначаемых в установленном порядке. Распределение обязанностей между заместителями Министра производится Министром. В Министерстве образуется коллегия. Члены коллегии, кроме входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством России. Решения коллегии реализуются приказами и распоряжениями Министра.
Полномочия Министра юстиции Российской Федерации. Министр осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач. Министр вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к ведению Министерства; издает приказы и распоряжения, дает указания, проверяет их исполнение; издает инструкции и разъяснения Министерства по вопросам организационного обеспечения деятельности государственного нотариата и органов записи актов гражданского состояния, организации судебных экспертиз, ведения судебной статистики и другим вопросам, относящимся к его компетенции. Эти ведомственные нормативные акты являются обязательными для работников судов, учреждений и организаций системы Министерства, центральных органов федеральной исполнительной власти, иных органов, должностных лиц, и граждан, на которых они распространяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Министр назначает и освобождает в установленном порядке руководителей краевого, областного, гг. Москвы и Санкт-Петербурга органов юстиции, назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства и руководителей подведомственных Министерству учреждений и организаций. Министр имеет право внесения Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации представлений о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента России и постановлений и распоряжений Правительства России. Министр юстиции в пределах своей компетенции вправе: · запрашивать и получать у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц необходимые информацию, документы и материалы; · запрашивать у федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения, связанные с уставной деятельностью общественных объединений; · привлекать для осуществления законопроектных, экспертных и исследовательских работ, консультаций научные организации, сотрудников государственных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов; · привлекать в необходимых случаях к осуществлению контроля сотрудников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Министр юстиции осуществляет и другие правомочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Задачи и функции органов управления юстицией субъектов Российской Федерации. Задачи и функции министерств юстиции республик, управлений (отделов) юстиции краев, областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга в основном аналогичны задачам и функциям Минюста России. Вместе с тем, сфера их деятельности ограничена территорией соответствующего субъекта Российской Федерации, а также теми вопросами, которые они уполномочены решать. Органы управления юстицией субъектов федерации осуществляют регистрацию и выдают лицензии гражданам и юридическим лицам на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг населению и юридическим лицам; разрабатывают предложения по вопросам организации районных (городских) судов: их местонахождении, структуре, штатах, кадровом и материально-техническом обеспечении и др. Органы управления юстицией субъектов федерации сотрудничают с объединениями и организациями адвокатов, согласовывают дислокацию юридических консультаций; участвуют в правовом просвещении граждан, в том числе с использованием средств массовой информации; организуют работу государственных нотариальных контор, проверяют их деятельность; организуют рассмотрение жалоб и заявлений граждан, связанных с работой учреждений и организаций юстиции, и др.
|