Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научные организации






Научная организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную или научно-техническую деятельность и подготовку научных работников. Это научно-исследовательские организации; научные организации вузов; опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации. Учреждаются они на основе государственной аккредитации и выдачи соответствующих свидетельств.

Управление научными организациями осуществляется на базе сочетания государственного регулирования и самоуправления, т.е. в пределах, не нарушающих свободу научного творчества. При учреждении научных организаций утверждаются их уставы. Руководители государственных научных организаций назначаются либо избираются в соответствии с их уставами. Органы исполнительной власти, учреждающие их, осуществляют контроль за эффективным использованием ими государственного имущества.

Центральное место в системе научных организаций принадлежит Российской академии наук (РАН). Она является высшим научным учреждением России и представляет собой общероссийскую самоуправляемую организацию, действующую на основе российского законодательства и собственного устава.

РАН объединяет действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов академии, а также других научных сотрудников академических учреждений (институты, лаборатории и т.д.). Все имущество, используемое РАН, передано в ее собственность.

РАН действует на основе устава, утвержденного общим собранием академии – ее высшим органом, решающим все основные вопросы ее деятельности. В период между общими собраниями действует в качестве исполнительного органа Президиум РАН в составе президента и вице-президентов, главного ученого секретаря, академиков – секретарей отделений, избираемых отделениями и утверждаемых общим собранием.

Отделения РАН – творческие и организационные центры, объединяющие членов академии по одной или нескольким специальностям по соответствующему направлению деятельности. Например, отделение философии и права. В составе отделений действуют научно-исследовательские институты. Например, Институт государства и права.

РАН имеет свои региональные отделения. Например, Уральское, Сибирское, Дальневосточное.

РАН и ее отделения и филиалы, институты обеспечивают исследования по основным направлениям фундаментальной науки, а также научные исследования прикладного характера.

В стране существует немало отраслевых академий наук. Например, Российская академия архитектуры, Российская академия медицинских наук и т.д. Это либо государственные научные учреждения, действующие в системе соответствующих федеральных органов исполнительной власти, либо самоуправляемые научные сообщества, не финансируемые государством. Например, Российская академия естественных наук (РАЕН).

Следует иметь в виду, что академиями сейчас называются многие высшие учебные заведения. Например, Московская государственная юридическая академия.

Отраслевая (ведомственная) наука сосредоточена в научно-исследовательских учреждениях системы соответствующих министерств, государственных комитетов и иных органов исполнительной власти РФ и ее субъектов. В основном в них проводятся исследования по прикладным направлениям науки, что не исключает и фундаментальные научные работы. Руководство ими осуществляется по линии названных ранее государственных органов преимущественно на госбюджетной основе. Например, Всероссийский научно-исследовательский институт глазных болезней, подведомственный Министерству здравоохранения РФ, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД РФ и т.д.

Вузовская наука – проявление эффективного использования научного потенциала вузов параллельно с решением образовательных и воспитательных задач. Государственная и финансовая дисциплина при проведении научных исследований обеспечивается руководителями вузов. Исполнители: профессорско-преподавательский состав, докторанты, аспиранты, стажеры. К научной работе привлекаются студенты.

В последние годы появилась новая форма научных организаций – государственные научные центры. Они создаются на базе существующих академических, ведомственных и вузовских научных коллективов в интересах сохранения и развития ведущих научных школ мирового уровня. Создаются также федеральные научно-производственные центры (связь науки и оборонного производства).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал