Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какую школу я выбираю?






Дорогой читатель! Я с удовольствием хочу напомнить об одном из величайших гениев всех времен – Леонардо да Винчи.

Нет такой области науки и искусства, где бы он не оставил свой след. Его вдохновенному перу принадлежит самая известная картина в мире – портрет Моны Лизы. Скульптуры да Винчи отличались изяществом и благородством линий. Он великолепно играл на лире. Как архитектор он построил немало зданий в Милане, причем множество его проектов остались невоплощенными. Он сделал чертежи летательных аппаратов за четыреста лет до того, как люди поднялись в небо. Он первым создал совершенные военные машины. Он изобрел акваланг, и даже унитаз. Он изучал анатомию и создал прекрасные атласы строения человеческого тела. Еще тогда он выявил такое явление, как холестерин, и понял, что отвердение артерий приводит к сердечным заболеваниям. Он обнаружил, что свет в атмосфере отражается от крошечных частичек воды, поэтому небо голубое. Он разработал новый способ орошения земель в сельском хозяйстве и классические схемы механики.

До него считали, что глаз излучает энергию, с помощью которой человек видит. Он первым догадался о том, что, наоборот, глаз принимает свет, и мозг воссоздает изображение, отраженное на сетчатке.

После него осталось около семи тысяч страниц рукописей. Некоторые из них хранятся в библиотеке английской королевы. Шестьсот листов эскизов и набросков этого выдающегося гения стоят более 5 миллиардов долларов.

Какое же образование получил этот гениальный мыслитель?

Никакого.

Леонардо родился в 1452 году в селении Анкиано около городка Винчи. Он был незаконнорожденным, и это определило всю его жизнь. Незаконнорожденным запрещалось изучать греческий и латынь – языки, на которых были написаны книги того времени. Недостаток его образования сказался в том, что его некому было поправить, и он сам научился писать левой рукой справа налево.

Другой величайший изобретатель Томас Эдисон жил в XX веке. Он изобрел лампу накаливания, фонограф, кинокамеру, электрический двигатель. Эти открытия также навсегда изменили мир.

Томас Эдисон учился в школе всего два месяца.

Мы часто с вами видим мотоциклы «Хонда», машины «Хонда», генераторы «Хонда». Какое же образование получил их создатель Соичиро Хонда? Никакого. Он родился в бедной деревенской семье, живущей в одной из самых малоразвитых провинций Японии. Сегодня 70 % мирового рынка мотоциклов принадлежат компании «Хонда». Ее создатель – неграмотный человек – внес колоссальный вклад в развитие мировой промышленности.

Величайший меценат всех времен и народов – Эндрю Карнеги. Человек, который стал королем сталелитейной промышленности США и в конце жизни потратил на благотворительность все свое состояние – более 100 миллиардов долларов. Он основал восемь университетов, открыл две тысячи восемьсот одиннадцать публичных библиотек, а в то время книга была единственным доступным для всех слоев общества источником знаний. Какое же он получил образование? Никакого. Он не учился в школе. Ему, мальчику из семьи бедных ирландских эмигрантов, с 12 лет пришлось работать на ткацкой фабрике.

Всем вам хорошо известны торговые марки «Панасоник», «Техникс». Разнообразные электронные приборы под этими марками продаются по всему земному шару. Какое образование получил создатель этой могучей империи Камасоки Мацусито, которого в 1975 году называли самым богатым человеком в мире? Родившийся в семье разорившегося фермера, он начал работать с девяти лет. В течение жизни он создал два университета и удостоился огромного количества докторских званий и степеней.

Мацусито не имел никакого формального образования.

В вашем городе наверняка есть магазин фирмы «Бенеттон». Крупная компания стоимостью 8 миллиардов долларов одевает десятки миллионов детей и взрослых в прекрасную и качественную недорогую одежду. Рекламная компания торговой марки «Бенеттон» вошла во все учебники по маркетингу и рекламе как образец рекламного искусства. Какое образование получил ее основатель – Лучано Бенеттон? Тоже никакого. После войны все родители в Италии хотели, чтобы их дети были адвокатами или врачами. Но так случилось, что у Лучано погиб отец. Ему пришлось работать с одиннадцати лет. У него не было возможности учиться и получить стандартное образование.

Создатель крупнейшей в мире компании по доставке писем и грузов ЮПС («Юнайтед Парсел Сервис») Джеймс Кейзи начинал с шести посыльных и двух велосипедов. Сегодня эта компания обладает собственными транспортными самолетами (их у компании более шестисот), стоимость каждого из которых около 100 миллионов долларов. Компания владеет автопарком в шестьсот пятьдесят тысяч грузовиков, развозящих грузы по всему миру. Что за вундеркинд создал столь могучую компанию? Какое он получил образование? Никакого.

Великий скульптор Огюст Роден. С трех раз так и не смог поступить в художественную академию. Его отец сокрушался. Роден плакал. Но, может быть, только поэтому мир получил удивительно свободно мыслящего творца. Одного из самых известных скульпторов современности.

Авраам Линкольн, о котором Лев Толстой писал: «Он был в политике тем, чем Бетховен в музыке, Данте в поэзии, Рафаэль в живописи, Христос в философии жизни...», родился в семье бедного фермера. С малых лет он помогал отцу содержать семью. Школу ему удавалось посещать лишь изредка, и первым его учителем был сосед. С его помощью Авраам научился читать по слогам и немного писать. У мальчика не было ни карандашей, ни бумаги – он выводил цифры и буквы углем при свете очага. Спустя сорок лет Авраам Линкольн стал самым известным президентом Америки.

Список людей, не учившихся в школе и тем не менее изменивших наш мир в области искусства, науки и бизнеса, я мог бы продолжить.

Но перейдем к высшему образованию.

Бизнесмен № 1 в мире – Билл Гейтс. В девятнадцать лет ушел со второго курса Гарвардского университета. В тридцать один год он стал самым молодым, самым агрессивным и самым заметным миллиардером в истории. Вместе со своим другом Полом Алленом он создал величайшую компанию «Майкрософт», изменившую будущее компьютерного бизнеса и бизнеса как такового. В школьные годы учителя отзывались о нем как о «заторможенном».

Основатели фирмы «Эппл Макинтош» Стив Джап и Стив Возняк также бросили учебу на втором курсе университета и изменили наш мир, открыв эпоху персональных компьютеров. Первые компьютеры они собирали в гараже.

«Второго Билла Гейтса», как его называют в Америке, Лоренса Эллисона, выгнали из Иллинойского университета за прогулы. Еще через год его исключили из университета Чикаго. Имея капитал всего в 1200 долларов, и заняв еще 400 долларов, он основал компанию «Оракул», ставшую символом производства корпоративных компьютеров. В 1994 году прибыль этой компании составляла уже 2 миллиарда долларов.

«Король пиццы» – основатель и владелец транснациональной корпорации «Доминоз пицца» Том Монаган, сирота и воспитанник приюта, дважды поступал в университет Мичигана, но в конце концов ушел оттуда, потому что тот «оказался слишком трудным». Вместо этого они со своим братом Джимом всего за 500 долларов выкупили у владельцев маленькую пиццерию в университетском городке. Через тридцать лет «Доминоз» превратилось в гигантское предприятие с более чем пять тысяч точек во всем мире, а Том Монаган стал миллиардером.

Дон Кинг, выдающийся антрепренер американского бокса, афроамериканец по происхождению, родился в «черном» районе Кливленда пятым из семи детей в бедной семье рабочего-сталелитейщика. Мать с сестрами пекли пирожки, а Дон с братом жарили арахис и продавали пакетики соседям. Так были накоплены 580 долларов для оплаты первого года обучения в Кентском университете. Но эти деньги пришлось отдать брату, ставшему жертвой нечестных букмекеров.

Через год Дон умудрился прибрать к рукам весь букмекерский бизнес в своем районе, и у него появились деньги, чтобы получить профессию адвоката. Еще через год Дон оставил колледж, потому что пришел к выводу, что «образование получаешь, чтобы делать деньги. Но я уже имел деньги, так зачем же мне учиться?».

Дон Кинг стал первым антрепренером в истории бокса, которому удалось устроить более двухсот боксерских поединков за звание чемпиона мира и продать телевидению бой за миллион долларов. Он первым собрал миллиардную аудиторию. Его называют «героем черной экономики», он владеет четырехсотакровым поместьем и ранчо в Огайо, системой кабельного телевидения и газетным бизнесом и не собирается останавливаться на достигнутом.

Список людей, не получивших диплома о высшем образовании, и тем не менее ставших символами современного мира, поверьте, намного обширнее.

Думаю, этих имен достаточно, чтобы понять: получение формального образования совершенно не связано со способностью создавать что-то неординарное, добиваться успеха и связанного с ним финансового процветания.

Давайте поразмышляем. Устраивает ли нас школа в том виде, в каком она существует сегодня? Да. Как культурная и социальная среда растущей личности. Как учреждение, призванное дать нашим детям базовые знания, ознакомить с общепринятыми точками зрения современного общества о тех или иных проблемах. Но не более.

Можем ли мы сказать, что одного стандартного образования в наше время вполне достаточно для того, чтобы воспитать выдающихся, творческих личностей? Можем ли мы с легким сердцем признать, что если наш ребенок будет золотым медалистом, то есть самым лучшим учеником, он и в жизни добьется столь же впечатляющих успехов? Что из студента-отличника он совершенно естественно вырастет в лидера, новатора, творца будущего, чье имя останется в истории?

Нет.

Приведенные выше примеры однозначно говорят о том, что в наше время помимо общего культурного уровня в ребенке нужно воспитать еще и качества, учитывающие реалии сегодняшнего дня. А они таковы, что и в науке, и в политике, и в спорте, и в бизнесе – во всех сферах жизни наибольших успехов добивается не тот, кто больше всех знает, а тот, кто обладает определенными личностными качествами и умеет направить знания – свои и чужие – на достижение определенной цели.

Как шутил Карнеги, эпитафия на его могиле должна гласить: «Здесь лежит тот, кто окружил себя людьми гораздо умнее его самого».

Я – такой же отец, как и вы. И делая смелые выводы, я, так же как и вы, испытываю волнение. Не страх, а легкое волнение, потому что я точно знаю, что в большинстве своем педагоги – самые консервативные люди на земле.

Дорогие учителя, дорогие педагоги! Я ни в коем случае не хочу обидеть никого из вас. Я знаю, как вам тяжело. Я знаю, что вы делаете нужное и очень важное дело. Я ни в коем случае не выступаю против личности педагога как такового. Среди моих друзей и знакомых очень много преподавателей, перед которыми я преклоняюсь, которыми восхищаюсь. Но я критикую саму систему, в которой вам приходиться работать. Особенно задыхаются в ней творческие люди. Особенно тяжело в ней людям думающим.

Это проблема не только отечественного образования. Точно так же вопросы о качестве образования задаются родителями во всем мире – в Америке, Японии, Швеции и Сингапуре. Прогрессивные, передовые родители не могут не видеть, что получение образования ради самого образования – путь абсурда, дорога, ведущая к появлению армии высокообразованных винтиков, послушных, но малозначимых элементов индустриальной экономики.

Мы стараемся дать детям наилучшее образование, они усердно учатся, затем так же усердно работают. Так происходит во всем мире. Но дает ли им одна усердная работа финансовую независимость, становятся ли они богатыми, успешными, счастливыми людьми? Нет. Во время кризисов, во время социальных перемен именно эти люди, несмотря на все свое образование и исправно оплачиваемые налоги, оказываются в числе безработных, в числе бедных, в числе несчастных людей.

Чтобы понять, почему образование больше не является гарантией успеха, нужно знать историю школьного образования. Давайте посмотрим, из какого прошлого нам досталась эта система, штампующая в большинстве своем стандартных учеников, выпускающая юных граждан по образцу и подобию даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня.

Миллионы лет человек жил свободным искателем, собирателем, охотником. Но за последние двести-триста лет мир глобально изменился: сообщество «человек – природа» было нарушено появлением третьего элемента и стало выглядеть таким образом: «человек – машина – природа». В обмен на свободу человечество получило машинную цивилизацию. Вместе с машинами человек получил и унификацию мыслей, унификацию культур, унификацию сознания.

Машины – идеальное средство получения прибыли. Идеальное средство производства стандартных продуктов и товаров. Чтобы этот конвейер не останавливался, чтобы его кто-то обслуживал, появилась соответствующая система образования. Если кто-то из вас читал или видел старые фильмы о жизни рабочих начала прошлого века, тот помнит: там обязательно был гудок. Громкий гудок, который в 5 утра оповещал жителей рабочих кварталов, что нужно идти на работу. Будильник, гудок, железная дисциплина. Машина – не человек. Она не устает. Она штампует шестеренки и винтики. Она пакует, фасует, мешает. И для того, чтобы эта дорогая штуковина работала, нужны люди, которые, как хорошо смазанные шестеренки, будут крутиться вокруг этого конвейера, монстра, поглощающего человеческие души. И все образование встало на службу индустриальному веку.

За двести лет система образования достигла своего совершенства. Штамповка однообразных, покорных служащих банковских систем, производства, сферы обслуживания. Сегодня постоянно проводятся конференции, встречи, по их итогам издаются сотни буклетов, журналов, в которых приведены массы умных советов, как вести управление, как эффективнее извлекать прибыль, как лучше «замотивировать» своих служащих. Образованность стала нормой. Многие фирмы и предприятия укомплектованы сегодня штатом, состоящим исключительно из дипломированных служащих. Некоторые из них имеют даже несколько дипломов. Но по-прежнему лишь немногие из этих работников и служащих могут оторваться от своего конвейера, лишь единицы добиваются успеха. Почему? Потому что современным бизнес-технологиям по-прежнему нужны исполнители, послушные рабы.

Большинство людей в Америке, России, Китае глубоко заблуждаются по поводу демократии. По поводу свобод. Им только кажется, что после рабовладельческого строя прошло много времени, и мир очень сильно изменился. Действительно, сегодня нерадивым рабам не отрубают руки, не выжигают каленым железом позорное клеймо на лбу, не бьют плетью. Сегодня этого и не нужно.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал