Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Негативные стороны рынка
а) подвержен нестабильному развитию и инфляционным (нерегулируемым) процессам; б) не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен; в) не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования; г) не создает действенных стимулов для развития фундаментальных наук и претворения в жизнь научно‑ технических программ; д) не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; Решение задач по стабилизации рыночной экономики берет на себя государство. Его функции в современном рыночном хозяйстве изменились. Начиная с XX века, государство стало выполнять такие функции, которые присущи ему как экономическому субъекту, а именно: развитие государственной собственности и государственного предпринимательства, обеспечение правовой основы и такого социального климата, которые способствовали бы эффективному функционированию рыночной экономики. Это достигается через регулирование рыночного хозяйства при помощи как экономических (рыночных) рычагов, так и прямого воздействия государства, направленного на компенсацию негативных сторон рынка. Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, различают следующие модели рыночного хозяйства: социальное рыночное хозяйство, смешанная экономика, корпоративная экономика. Модели современного рыночного хозяйства представлены на рис. 7
Рис. 7 Плановая форма организации общественного производства. Условия перехода РФ к рыночной экономике. Плановая экономика основана на общественной собственности на средства производства (общенародной, кооперативной и личной), планомерном (согласованном) регулировании экономики на макроуровне и управлении ею из единого центра. Она может быть представлена двумя моделями: планово-директивной и нормативной. Что касается российской экономики, то исторически она основывалась либо на государственной, либо на общинной, либо на общественной собственности, что и обусловило, в конечном счете, основные проблемы рыночных реформ. Рис. 8
Рис. 8
Условия перехода к рыночной экономике в России следующие: а) становление многообразия форм собственности на факторы и результаты производства с учетом современного уровня реального обобществления производства (разделения, специализации и кооперирования труда и производства; б) формирование конкурентной среды как важнейшего фактора стимулирования предпринимательской активности в) сохранение наряду с рыночным сектором нерыночного сектора в отраслях и сферах, обеспечивающих экономическую безопасность страны; г) обеспечение со стороны государства социальных гарантий гражданам, поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества, предоставление всем равных возможностей для предпринимательства; д) последовательная интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей.
|