Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация функций государственного и муниципального управления






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Основы государственного и муниципального управления»

Механизм взаимодействия органов исполнительной власти субъекта РФ с органами местного самоуправления (на примере Волгоградской области)

Выполнила:

студентка группы ГМУ-111

Аржанова Анастасия Александровна

Научный руководитель:

к.э.н. доцент кафедры ГМУ

Кайль Яков Яковлевич

 

Волгоград, 2013


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………….

1.1. Сущность и содержание государственного и муниципального управления………………………………………………………………………

1.2. Классификация функций государственного и муниципального управления………………………………………………………………………..

1.3. Формы взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ с органами местного самоуправления……………………………………..

2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ……………………………

2.1. Правовая и организационная основы формирования и функционирования механизма взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления…………………………………..

2.2. Анализ процесса взаимодействия органов исполнительной власти Волгоградской области с органами местного самоуправления………………

2.3. Проблемы взаимодействия органов государственной власти субъекта с органами местного самоуправления……………………………………………

3. СОВРЕШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..……………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Сущность и содержание государственного и муниципального управления

Государственное и муниципальное управление – это широкая политическая трактовка управления. В нем участвуют все ветви власти. Оно представляет собой сферу деятельности органов государственного и муниципального управления, а также администрации.

Это деятельность государства и органов муниципальных образований, которая выражается в направлении, организации и упорядочивании с использованием всех ветвей власти, органов, лиц и служащих.

Управленческую деятельность в государственной сфере можно распределить на три вида. Они делятся по признаку их нахождения в системе реализации государственной власти, содержанию, а также по формам их проявления.

Называя управленческую деятельность «видами», мы подразумеваем их как «ветви» власти. К таким ветвям относятся исполнительная, законодательная и судебная власти. Каждая из ветвей власти имеет сложную объединенную структуру, которая включает в себя различные формы, но не все эти формы являются определяющими и главными. Законодательные органы власти, или представительные, имеют следующий вид деятельности – законодательная. Однако, существуют органы власти, которые могут осуществлять деятельность и в других сферах. Примером является Федеральное собрание. Оно может принимать решения о назначениях и освобождениях должностей государственных органов, объявлять амнистии и принимать участие в процессе импичмента. Как правило, импичмент – это привлечение к ответственности высших должностных лиц в государстве и судебного рассмотрения их дел в парламенте по обвинению в нарушении конституции и совершении преступлений. Аналогично, органы исполнительной власти занимают следующую нишу управленческой деятельности – управленческая исполнительно-распорядительная деятельность. Исполнительная власть является представительным органом РФ в иностранных государствах, принимает участие в законотворчестве, разрабатывает концепции, как внешней политики, так и внутренней.

Ветви власти являются прародителями специализированных форм государственной деятельности. Формами такой деятельности является прокурорская власть, Счетная палата, органы Центральной избирательной комиссии и другие элементы системы государственного аппарат. Деятельность специализированных органов государственной власти регулируется действующей Конституцией РФ и федеральными законами, направленными на их деятельность.

Существуют функциональные формы государственной деятельности, которые включают в себя специфические функции правоохранительных и других государственных органов. В функции данных органов входит дознание, следствие, оперативно-розыскная деятельность и другие разнообразные функции в определенных сферах ведения(контрольные, разрешительные, регулирующие, исполнительные и др.).

Одной из важнейших функций организационной управленческой деятельности является организация всех названных выше видов государственной деятельности, их сопровождение, обеспечение и обслуживание.

Государственное управление является определяющей и главной формой реализации исполнительной власти. Как и любая деятельность, она имеет определенные признаки.

Признаки государственного управления:

1) Умение и способность органов исполнительной власти обеспечивать исполнение норм и правил федеральных органов и субъектов Федерации, президентских указов и актов руководителей субъектов Российской Федерации.

2) Непрерывность и цикличность. Государственное управление имеет непрерывный характер. Управленческие процессы имеют начало и конец, но за одним управленческим процессом следует другой. Государственное управление является постоянным.

3) Государственное управление несет исполнительно-распорядительный характер. Именно этот признак определяет особенности исполнительных органов власти, которые действуют согласно требованиям и предписаниям законов и актов власти Президента РФ.

Местное самоуправление в современной России – непростое многогранное общественное понятие. Это явление, которое невозможно определять одним термином, поэтому местное самоуправление как термин стоит рассматривать с различных сторон. В книге С. Ю. Наумова приведены следующие аспекты понятия местное самоуправление:

1) это особый способ организации власти на местах, которому присущи такие признаки, как самостоятельность в решении вопросов местного значения, выборность органов и должностных лиц, материально-финансовая независимость;

2) это институт гражданского общества;

3) это специфический уровень власти - власти, осуществляемой населением муниципального образования;

4) это децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность и автономность местных органов;

5) это форма народовластия;

6) это одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства. Не случайно положение о гарантированности местного самоуправления изложено в главе I Конституции РФ - " Основы конституционного строя". Из установления необходимости существования местного самоуправления на конституционном уровне следует признание важности, весомости и государственной значимости местных интересов;

7) это форма самоорганизации граждан на уровне муниципального образования;

8) это право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. В Конституции Российской Федерации также закреплено, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Для того, чтобы обобщить все аспекты, в современном российском законодательстве был принят следующий закон:

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления действуют в рамках дозволенного той власти, которую принято называть местной или муниципальной. Муниципальная власть имеет те же признаки, что и государственная власть. Данные признаки отражают государственное начало муниципальных органов и подчеркивают ее уровень публичности. В то же время, местная власть не является видом публичной власти. Как и любая другая власть, местная власть имеет отличительные признаки:

1) территориальная ограниченность;

2) более широкий круг форм непосредственной демократии;

3) более мягкую систему принуждения в местном самоуправлении;

4) законодательное ограничение прав местной власти со стороны государства;

5) подконтрольность государству реализации передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

6) преобладание в сфере полномочий местного самоуправления хозяйственной составляющей, а не властной. Возможность принимать решения нужна муниципальным органам местного самоуправления для того, чтобы эти решения гарантировали работу муниципального хозяйства и давали возможность для создания условий проживания граждан в данном поселении.

Следовательно, управленческую деятельность в государственной сфере можно распределить на три вида. Называя управленческую деятельность «видами», мы подразумеваем их как «ветви» власти. К таким ветвям относятся исполнительная, законодательная и судебная власти. Каждая из ветвей власти имеет сложную объединенную структуру, которая включает в себя различные формы, но не все эти формы являются определяющими и главными.

Государственное управление является определяющей и главной формой реализации исполнительной власти. Как и любая деятельность, она имеет определенные признаки.

Местное самоуправление – это явление, которое невозможно определять одним термином, поэтому местное самоуправление как термин стоит рассматривать с различных сторон.

Местное самоуправление:

· Особый способ организации власти на местах

· Институт гражданского общества

· Специфический уровень власти

· Децентрализованная форма управления

· Форма народовластия

· Основа Конституционного строя

· Форма самоорганизации граждан на уровне муниципального образования

· Право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

Органы местного самоуправления действуют в рамках дозволенного той власти, которую принято называть местной или муниципальной.

Муниципальная власть имеет признаки, схожие с признаками государственной власти. Однако она имеет и отличительные черты: ограниченную территорию, широкий круг форм непосредственной демократии, мягкую систему принуждения, законодательное ограничение прав местной власти со стороны государства, подконтрольность государству реализации передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, преобладание в сфере полномочий местного самоуправления хозяйственной составляющей, а не властной.


Классификация функций государственного и муниципального управления

Как и любой предмет или явление, государственное и муниципальное управление имеет функции. Свои функции государственное и муниципальное управление реализует непосредственно через сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и духовную.

Для государственного и муниципального управления функции – определенные способы воздействия государственного аппарата, отличающиеся друг от друга по предмету, содержанию и способам сохранения и реконструкции объектов, которыми управляет государство.

Прежде всего, необходимо отметить главные функции государственного и муниципального управления:

· Проведение мероприятий, обеспечивающих контроль и наблюдение процессов, которые проходят в управляемой или регулируемой сфере.

· Предоставление возможности реализовать свои права физическим и юридическим лицам в сфере государственного и муниципального управления.

· Регулирование работы негосударственных секторов.

· Управление объектами государственного сектора.

· Разработка и претворение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни.

· Планирование и реализация политических основ, имеющих место в государственных программах различного масштаба.

По содержанию, характеру и объему влияния государственных органов и органов местного самоуправления функции можно классифицировать как общие и специфические.

Общие функции раскрывают сущность взаимодействия тех или иных объектов: планирование, организация, регулирование, контроль.

Планирование представляет собой управленческую деятельность, которая вырабатывает цели и задачи управления, разрабатывает способы реализации установленных целей.

Организационная деятельность уделяет внимание распределения процедур и управленческих стадий между соответствующими органами или должностями.

Упорядочивание работы созданной системы и сохранение ее баланса выполняет функция регулирования.

Контроль обеспечивает взаимодействие тех или иных органов, проверяет претворение в жизнь разработанных планов для достижения поставленных задач.

Специфические функции показывают особое содержание конкретных способов реализации воли государства: налогообложение, финансирование, лицензирование, кредитование.

Для кредитования характерен процесс финансирования кредитором заемщика.

В компетенции органов, несущих ответственность за налогообложение, изымать имущество у подчиненных.

Функция финансирования предусматривает предоставление денежных средств субъектам для достижения необходимых результатов.

Лицензирование является подтверждением соответствия каких-либо услуг. Оно является проявлением контроля государственных органов за определенными видами деятельности.

Также можно выделить особую подгруппу функций управления составляют управленческие функции внутреннего регулирования: повышение квалификации, подготовка кадров и учение законности.

Повышение квалификации существует для подготовки кадров, соответствующих необходимым требованиям.

Подготовка кадров отвечает за устранение нехватки рабочих в управленческой сфере деятельности.

Учение законности формирует у квалифицированных рабочих чувство долга и ответственности, что немаловажно в нынешних условиях управления.

Системы государственного и муниципального управления имеют собственные функции:

· Институциональная

· Регулятивная

· Целеполагающая

· Функциональная

· Идеологическая

Данные функции государственное и муниципальное управление реализует следующим образом.

· Институциональную – реализует через принятие соответствующих институтов, регулирующих вопросы, возникающих в процессе существования сфер жизни общества. Институты разделяются по соответствующим управленческим органам.

· Регулятивную – выполняет через нормы права и законы, устанавливающие порядок поведения для регуляции отношений.

· Целеполагающую – осуществляет через создание и подбор наилучших путей развития сфер жизни общества с использованием проектов, которые поддержала большая часть населения.

· Функциональную – притворяет в жизнь через деятельность, которая предусматривает развитие хозяйственной сферы страны в виде ее передовых отраслей.

· Идеологическую – материализует через разработку общей мысли для объединения общества на территории государства.

Таким образом, государственное и муниципальное управление выполняет различающиеся между собой функции. Каждая функция затрагивает определенные аспекты управленческой деятельности.

Свои функции государственное и муниципальное управление реализует непосредственно через сферы жизни общества.

Государственное и муниципальное управление имеет главные, общие, специфические, управленческие функции общего регулирования и функции управления как системы.

Общие функции раскрывают сущность взаимодействия тех или иных объектов: планирование, организация, регулирование, контроль.

Специфические функции показывают особое содержание конкретных способов реализации воли государства: налогообложение, финансирование, лицензирование, кредитование.

Управленческие функции внутреннего регулирования – это повышение квалификации, подготовка кадров и учение законности.

Как система, управленческая деятельность придерживается следующих функций: идеологической, функциональной, регулятивной, целеполагающей, а также институциональной.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал