Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация функций государственного и муниципального управленияСтр 1 из 2Следующая ⇒
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления» Механизм взаимодействия органов исполнительной власти субъекта РФ с органами местного самоуправления (на примере Волгоградской области) Выполнила: студентка группы ГМУ-111 Аржанова Анастасия Александровна Научный руководитель: к.э.н. доцент кафедры ГМУ Кайль Яков Яковлевич
Волгоград, 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………. 1.1. Сущность и содержание государственного и муниципального управления……………………………………………………………………… 1.2. Классификация функций государственного и муниципального управления……………………………………………………………………….. 1.3. Формы взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ с органами местного самоуправления…………………………………….. 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………… 2.1. Правовая и организационная основы формирования и функционирования механизма взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления………………………………….. 2.2. Анализ процесса взаимодействия органов исполнительной власти Волгоградской области с органами местного самоуправления……………… 2.3. Проблемы взаимодействия органов государственной власти субъекта с органами местного самоуправления…………………………………………… 3. СОВРЕШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Сущность и содержание государственного и муниципального управления Государственное и муниципальное управление – это широкая политическая трактовка управления. В нем участвуют все ветви власти. Оно представляет собой сферу деятельности органов государственного и муниципального управления, а также администрации. Это деятельность государства и органов муниципальных образований, которая выражается в направлении, организации и упорядочивании с использованием всех ветвей власти, органов, лиц и служащих. Управленческую деятельность в государственной сфере можно распределить на три вида. Они делятся по признаку их нахождения в системе реализации государственной власти, содержанию, а также по формам их проявления. Называя управленческую деятельность «видами», мы подразумеваем их как «ветви» власти. К таким ветвям относятся исполнительная, законодательная и судебная власти. Каждая из ветвей власти имеет сложную объединенную структуру, которая включает в себя различные формы, но не все эти формы являются определяющими и главными. Законодательные органы власти, или представительные, имеют следующий вид деятельности – законодательная. Однако, существуют органы власти, которые могут осуществлять деятельность и в других сферах. Примером является Федеральное собрание. Оно может принимать решения о назначениях и освобождениях должностей государственных органов, объявлять амнистии и принимать участие в процессе импичмента. Как правило, импичмент – это привлечение к ответственности высших должностных лиц в государстве и судебного рассмотрения их дел в парламенте по обвинению в нарушении конституции и совершении преступлений. Аналогично, органы исполнительной власти занимают следующую нишу управленческой деятельности – управленческая исполнительно-распорядительная деятельность. Исполнительная власть является представительным органом РФ в иностранных государствах, принимает участие в законотворчестве, разрабатывает концепции, как внешней политики, так и внутренней. Ветви власти являются прародителями специализированных форм государственной деятельности. Формами такой деятельности является прокурорская власть, Счетная палата, органы Центральной избирательной комиссии и другие элементы системы государственного аппарат. Деятельность специализированных органов государственной власти регулируется действующей Конституцией РФ и федеральными законами, направленными на их деятельность. Существуют функциональные формы государственной деятельности, которые включают в себя специфические функции правоохранительных и других государственных органов. В функции данных органов входит дознание, следствие, оперативно-розыскная деятельность и другие разнообразные функции в определенных сферах ведения(контрольные, разрешительные, регулирующие, исполнительные и др.). Одной из важнейших функций организационной управленческой деятельности является организация всех названных выше видов государственной деятельности, их сопровождение, обеспечение и обслуживание. Государственное управление является определяющей и главной формой реализации исполнительной власти. Как и любая деятельность, она имеет определенные признаки. Признаки государственного управления: 1) Умение и способность органов исполнительной власти обеспечивать исполнение норм и правил федеральных органов и субъектов Федерации, президентских указов и актов руководителей субъектов Российской Федерации. 2) Непрерывность и цикличность. Государственное управление имеет непрерывный характер. Управленческие процессы имеют начало и конец, но за одним управленческим процессом следует другой. Государственное управление является постоянным. 3) Государственное управление несет исполнительно-распорядительный характер. Именно этот признак определяет особенности исполнительных органов власти, которые действуют согласно требованиям и предписаниям законов и актов власти Президента РФ. Местное самоуправление в современной России – непростое многогранное общественное понятие. Это явление, которое невозможно определять одним термином, поэтому местное самоуправление как термин стоит рассматривать с различных сторон. В книге С. Ю. Наумова приведены следующие аспекты понятия местное самоуправление: 1) это особый способ организации власти на местах, которому присущи такие признаки, как самостоятельность в решении вопросов местного значения, выборность органов и должностных лиц, материально-финансовая независимость; 2) это институт гражданского общества; 3) это специфический уровень власти - власти, осуществляемой населением муниципального образования; 4) это децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность и автономность местных органов; 5) это форма народовластия; 6) это одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства. Не случайно положение о гарантированности местного самоуправления изложено в главе I Конституции РФ - " Основы конституционного строя". Из установления необходимости существования местного самоуправления на конституционном уровне следует признание важности, весомости и государственной значимости местных интересов; 7) это форма самоорганизации граждан на уровне муниципального образования; 8) это право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. В Конституции Российской Федерации также закреплено, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Для того, чтобы обобщить все аспекты, в современном российском законодательстве был принят следующий закон: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления действуют в рамках дозволенного той власти, которую принято называть местной или муниципальной. Муниципальная власть имеет те же признаки, что и государственная власть. Данные признаки отражают государственное начало муниципальных органов и подчеркивают ее уровень публичности. В то же время, местная власть не является видом публичной власти. Как и любая другая власть, местная власть имеет отличительные признаки: 1) территориальная ограниченность; 2) более широкий круг форм непосредственной демократии; 3) более мягкую систему принуждения в местном самоуправлении; 4) законодательное ограничение прав местной власти со стороны государства; 5) подконтрольность государству реализации передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; 6) преобладание в сфере полномочий местного самоуправления хозяйственной составляющей, а не властной. Возможность принимать решения нужна муниципальным органам местного самоуправления для того, чтобы эти решения гарантировали работу муниципального хозяйства и давали возможность для создания условий проживания граждан в данном поселении. Следовательно, управленческую деятельность в государственной сфере можно распределить на три вида. Называя управленческую деятельность «видами», мы подразумеваем их как «ветви» власти. К таким ветвям относятся исполнительная, законодательная и судебная власти. Каждая из ветвей власти имеет сложную объединенную структуру, которая включает в себя различные формы, но не все эти формы являются определяющими и главными. Государственное управление является определяющей и главной формой реализации исполнительной власти. Как и любая деятельность, она имеет определенные признаки. Местное самоуправление – это явление, которое невозможно определять одним термином, поэтому местное самоуправление как термин стоит рассматривать с различных сторон. Местное самоуправление: · Особый способ организации власти на местах · Институт гражданского общества · Специфический уровень власти · Децентрализованная форма управления · Форма народовластия · Основа Конституционного строя · Форма самоорганизации граждан на уровне муниципального образования · Право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения Органы местного самоуправления действуют в рамках дозволенного той власти, которую принято называть местной или муниципальной. Муниципальная власть имеет признаки, схожие с признаками государственной власти. Однако она имеет и отличительные черты: ограниченную территорию, широкий круг форм непосредственной демократии, мягкую систему принуждения, законодательное ограничение прав местной власти со стороны государства, подконтрольность государству реализации передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, преобладание в сфере полномочий местного самоуправления хозяйственной составляющей, а не властной. Классификация функций государственного и муниципального управления Как и любой предмет или явление, государственное и муниципальное управление имеет функции. Свои функции государственное и муниципальное управление реализует непосредственно через сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и духовную. Для государственного и муниципального управления функции – определенные способы воздействия государственного аппарата, отличающиеся друг от друга по предмету, содержанию и способам сохранения и реконструкции объектов, которыми управляет государство. Прежде всего, необходимо отметить главные функции государственного и муниципального управления: · Проведение мероприятий, обеспечивающих контроль и наблюдение процессов, которые проходят в управляемой или регулируемой сфере. · Предоставление возможности реализовать свои права физическим и юридическим лицам в сфере государственного и муниципального управления. · Регулирование работы негосударственных секторов. · Управление объектами государственного сектора. · Разработка и претворение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни. · Планирование и реализация политических основ, имеющих место в государственных программах различного масштаба. По содержанию, характеру и объему влияния государственных органов и органов местного самоуправления функции можно классифицировать как общие и специфические. Общие функции раскрывают сущность взаимодействия тех или иных объектов: планирование, организация, регулирование, контроль. Планирование представляет собой управленческую деятельность, которая вырабатывает цели и задачи управления, разрабатывает способы реализации установленных целей. Организационная деятельность уделяет внимание распределения процедур и управленческих стадий между соответствующими органами или должностями. Упорядочивание работы созданной системы и сохранение ее баланса выполняет функция регулирования. Контроль обеспечивает взаимодействие тех или иных органов, проверяет претворение в жизнь разработанных планов для достижения поставленных задач. Специфические функции показывают особое содержание конкретных способов реализации воли государства: налогообложение, финансирование, лицензирование, кредитование. Для кредитования характерен процесс финансирования кредитором заемщика. В компетенции органов, несущих ответственность за налогообложение, изымать имущество у подчиненных. Функция финансирования предусматривает предоставление денежных средств субъектам для достижения необходимых результатов. Лицензирование является подтверждением соответствия каких-либо услуг. Оно является проявлением контроля государственных органов за определенными видами деятельности. Также можно выделить особую подгруппу функций управления составляют управленческие функции внутреннего регулирования: повышение квалификации, подготовка кадров и учение законности. Повышение квалификации существует для подготовки кадров, соответствующих необходимым требованиям. Подготовка кадров отвечает за устранение нехватки рабочих в управленческой сфере деятельности. Учение законности формирует у квалифицированных рабочих чувство долга и ответственности, что немаловажно в нынешних условиях управления. Системы государственного и муниципального управления имеют собственные функции: · Институциональная · Регулятивная · Целеполагающая · Функциональная · Идеологическая Данные функции государственное и муниципальное управление реализует следующим образом. · Институциональную – реализует через принятие соответствующих институтов, регулирующих вопросы, возникающих в процессе существования сфер жизни общества. Институты разделяются по соответствующим управленческим органам. · Регулятивную – выполняет через нормы права и законы, устанавливающие порядок поведения для регуляции отношений. · Целеполагающую – осуществляет через создание и подбор наилучших путей развития сфер жизни общества с использованием проектов, которые поддержала большая часть населения. · Функциональную – притворяет в жизнь через деятельность, которая предусматривает развитие хозяйственной сферы страны в виде ее передовых отраслей. · Идеологическую – материализует через разработку общей мысли для объединения общества на территории государства. Таким образом, государственное и муниципальное управление выполняет различающиеся между собой функции. Каждая функция затрагивает определенные аспекты управленческой деятельности. Свои функции государственное и муниципальное управление реализует непосредственно через сферы жизни общества. Государственное и муниципальное управление имеет главные, общие, специфические, управленческие функции общего регулирования и функции управления как системы. Общие функции раскрывают сущность взаимодействия тех или иных объектов: планирование, организация, регулирование, контроль. Специфические функции показывают особое содержание конкретных способов реализации воли государства: налогообложение, финансирование, лицензирование, кредитование. Управленческие функции внутреннего регулирования – это повышение квалификации, подготовка кадров и учение законности. Как система, управленческая деятельность придерживается следующих функций: идеологической, функциональной, регулятивной, целеполагающей, а также институциональной.
|