Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закон и его роль в правовой системе
Закон - это НПА, изданный высшим представительным органам гос власти (законодательными органами) и обладающий высшей юр силой, регулирующий наиболее важные общественные отношения. Принимается: 1) высшими представительными органами гос власти; 2) может приниматься народом. Выражается в следующем: ни один акт не должен в принципе противоречить закону. Законы - это НПА, которые принимаются в особом порядке. Виды законов: 1)по юридической силе и порядку их принятия подразделяются на конституционные или основные и обыкновенные или не основные. Конституционные обладают наивысшей юр силой и принимаются квалифицированным большинством (2/3) голосов. К ним относятся: 1) конституции, 2) конституционные законы, дополняющие конституцию, 3) конституции и уставы субъектов. Обыкновенные законы: должны соответствовать конституционным законам. Они принимаются простым большинством (50% + 1 голос) голосов. Обыкновенные законы подразделяют на: 1) кодификационные (семейное право) и 2) текущие (закон о прокуратуре). Судебный прецедент — это придание нормативной силы решению органа государства по конкретному делу, которое принимается за правило при разрешении других аналогичных дел.
№54 классификация, формы и методы реализации функции гос-ва Это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Понятие функции государства не следует отождествлять с такими понятиями, как: 1) цели и задачи государства (если цель общества то, к чему стремится государство, а задачи - цель и средства ее достижения, то функции лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и задачи определяют функции); 2) функции отдельных его органов (в отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности). В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения - на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешнии. К внутренним функциям современного РОССИЙСКОГО государства можно отнести следующие: 1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка; 2) экономическая; 3) налогообложения; 4) социальной защиты; 5) экологическая; 6) культурная. К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: 1) оборона страны; 2) поддержание мирового порядка; 3) сотрудничество с другими государствами и т.п. Характеристика основных внутренних функций Российского государства. Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение функциям государства и произвести их классификацию в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются. Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: 1) функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»); 2) экономическую функцию (здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями; если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.); 3) функцию налогообложения (в современных условиях налог становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.); 4) функцию социальной защиты (прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - об инвалидах, пенсионерах, студентах и др.; кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.); 5) экологическую функцию (с помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.); 6) культурную функцию (содержание ее сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в недостаточном объеме). Характеристика основных внешних функций Российского государства. Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение функциям государства и произвести их классификацию в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются. Внешние функции государства - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым. К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: 1) функцию обороны страны (базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов); 2) функцию поддержания мирового порядка (это деятельность Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов); 3) функцию сотрудничества с другими государствами (это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств) и т.п. Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.
№55 юр техника и её значение для правотворчества и систематизации законодательства Под юр техникой понимают: приемы конструирования правовых норм с точки зрения их существа. Юридическая техника — это выработанные на практике навыки и приемы создания правовых норм в форме принятия НПА. К юр технике относятся правила, которыми выражаются требования: 1) к работе над проектом — уяснить предполагаемый проектом предмет правового регулирования; убедиться, действительно ли имеется потребность в урегулировании тех или иных отношений и соответствует ли избранный уровень регулирования значимости данных отношений для об-ва и гос-ва и т.д.; 2) к проекту в целом — правильный выбор формы акта (закон, кодекс); соответствие установлений, содержащихся в проекте, полномочиям органа, который будет издавать акт; соответствие содержания проекта действующему законодат-ву; недопущение воспроизведения норм, которые содержатся в действующих НПА; 3) к организационным процедурам подготовки проекта — определение исполнителей; создание рабочих групп; планы работы; начальные, промежуточные и окончательные сроки подготовки проекта; привлечение экспертов и специалистов; 4) к оформлению проекта — реквизиты; правильное содержание правовой нормы; перечень понятий, употребляемых в акте, если такой перечень необходим для понимания содержания акта и т.д.; Юр техника является навыком юристов-профессионалов, которым обеспечивается осуществление правотворческого процесса как такового. По этой причине юр технику не следует включать в понятие правотворчества. Она является важнейшим средством его обеспечения и не выступает в качестве составного элемента правотворческого процесса.
№56 система органов публичной власти Теория разделения властей состоит в том, что вся гос (публичная) власть делится на законодат, исполнит и судеб. Цель законодательной власти — издание законов. Так же ветвь власти принято именовать представительной, так как эти органы представляют интересы всего народа (населения) или значительной его части. Речь идет об органах, которые принято именовать парламентами. Именно этим органам доверено принимать законы. Выборный характер этих органов и коллегиальный порядок принятия ими решений позволяют принять сбалансированный НПА, отражающий компромиссное (устраивающее большинство депутатов парламента) решение по важнейшим вопросам гос и об-ой жизни. Особенность этой ветви власти состоит еще и в том, что среди входящих в нее органов отсутствуют властная иерархия и система административного подчинения. Вторая ветвь — исполнительная Ее основная задача исполнять те, законы, которые приняты законодательными органами власти. Смысл деятельности этой ветви власти — фактически реализовать те положения принятых парламентом законов, которые нуждаются в принудительном исполнении или вмешательстве в их исполнение в иной форме органов публичной власти. Третья ветвь государственной власти — судебная. Ее положение отличается наибольшим своеобразием. Ее органы выступают своего рода противовесом первым двум ветвям власти в борьбе за обеспечение прав человека. Именно суд органы защищают человека от произвола первых двух ветвей публичной власти. Они разрешают споры между органами этих ветвей власти. Но самое главное — именно суд органы делают то, что неспособны сделать все остальные органы публичной власти: установить истину в юр смысле слова. Суд органы придают установленным ими фактам юр значение. А после этого следуют процедура защиты законных прав участников правовых отношений, наказание виновных лиц, отмена незаконных решений, восстановление нарушенного права, защита прав потерпевшего и т.д. Ещё одна ветвь публичной — контрольная власть. Цель выделения этой ветви власти в качестве самостоятельной — обеспечить независимость входящих в нее органов от иных ветвей публичной власти, дабы обеспечить большую эффективность их деятельности. Во многих странах мира эту ветвь гос власти образуют прокуратура, счетные палаты, иные контрольные органы. В нашей стране пока эта ветвь власти также не выделяется в качестве самостоятельной. Механизм осуществления публичной власти в России — это динамичная, развивающаяся система. Основная цель развития — оптимизация решения управленческих задач, повышение эффективности защиты прав человека, экономия бюджетных средств. Конечно, российская действительность не в полной мере подтверждает данный вывод. Однако следует учитывать: 1) речь идёт о теории вопроса, общих тенденциях, прослеживающихся в мире в целом, 2) короткий период демократических преобразований, который прошла наша страна за последнее десятилетие, не позволяет пока выработать оптимальную модель механизма осуществления публичной власти в Российской Федерации. Однако это не означает, что к этому не следует стремиться.
№57 правотворчество: понятие, принципы и виды Основными функциями правотворчества являются: а) обновление законодательства, издание новых НПА; б) устранение (отмена) устаревших юр норм; в) восполнение пробелов в праве. Принципы правотворческая деятельность: а) гласности, б) демократизма, в) научности, г) законности, д) исполнимости (финансовое обеспечение НП решений,) е) профессионализма, (использования спец приемов и средств юр техники для: 1)логической последовательности, 2)отсутствие внутренних противоречий, 3)компактность, 4)ясность и доступность, 5)точность и определенность его формулировок. Начинается правотворчество с выявления потребности в принятии нормы права. Это делается на основе изучения и анализа общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данную норму. Закон определяет компетентные гос органы или должностных лиц, уполномоченных на принятие нормы. Они устанавливают вид правового акта, который закрепит норму, принимают решение о подготовке проекта документа, создают для этого рабочую группу. Рассмотрение проекта делится: предварительное и официальное. Последнее производится с учетом всех процессуальных и технических требований к этой стадии правотворчества. После обсуждения проекта правовой акт принимается, оформляется должным образом, подписывается и публикуется.
№58 право в системе регулирования общественных отношений. Соотношение права и морали Роль права в жизни общества: 1) регулятивную функцию - обеспечивается общий порядок в эконом, торг, семейных и других отношениях (гос-во устанавливает общие для всех участников таких отношений права и обязанности). 2) охранительная функция права - госво защищает от посягательств жизнь, здоровье людей, их имущество, устанавливая меры ответственности.
|