Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Были: Елена, Лена, Лена, Антон, Иван, Максим, Дима, Ирина, Оля, Александр.
Домашняя встреча 05.03.15 Антикафе 12 комнат 19.00 Были: Елена, Лена, Лена, Антон, Иван, Максим, Дима, Ирина, Оля, Александр. Теория. Административное решение конфликта - прекращение конфликтного поведения участников конфликта либо устранение предмета спора (конфликта) силовым, административным образом. Не надо заниматься психологией там, где можно решить вопрос деловым или административным образом. Если можно устранить предмет конфликта, снять объективный раздражитель, порождающий конфликт - устраните. Дети ссорятся из-за игрушки - игрушку забираем. Один сотрудник кидает обвинения другому - даем задание написать объяснительную и заняться рабочими обязанностями. Сотрудник ведет себя конфликтно, не выполняет ваши распоряжения - увольняем.
Классификация конфликтов Во-первых, есть конфликты, в которых участвуем мы сами, и есть конфликты людей вокруг нас. Насколько мы захотим и сможем участвовать в конфликтах вокруг нас - вопрос совсем отдельный.
Во-вторых, начиная конфликт, люди пытаются решить свои задачи. Этими задачами могут быть: 1. конкурентная борьба за нечто ценное, конфликт интересов. Например: Кому достанется последний билет? Два ребенка хотят одну игрушку. Два молодых человека соперничают за внимание девушки. Одно свободное место на стоянке, к нему одновременно подъезжают два автомобиля...
2. устранение опасности: мне что-то или кто-то грозит, я хочу избежать потерь и других неприятностей. Например: " У меня стали отбирать кошелек, я стал отбиваться".
3. устранение препятствия: я хочу что-то получить, другой человек или его мнение выступает препятствием. Стоит задача устранения препятствия... Например: " Я хочу на Черное море, а муж хочет на Белое. Ну и что мне с ним делать, если нам ехать вместе? " 4. решение вопроса о власти: должно быть по-моему, так, как сказано, как мне хочется. Например: " Я сказал, что в субботу мы едем на дачу! " 5. уважение статуса: человека задевает то, как к нему обращаются, и его задача добиваться уважения собственного статуса. Например: " Я не претендую, чтобы было по-моему, но я настаиваю, чтобы мое мнение было рассмотрено. Мы - на равных! "
Таким образом, основные типы конфликтов, это конфликт конкуренции, опасности, конфликт препятствия, конфликт власти и конфликт статуса. Не все люди в конфликте понимают свои задачи. Часто люди вовлекаются в конфликт, уже начатый другими людьми, и только отыгрывают те роли, которые им заданы извне. Таким образом, есть конфликт авторский, и есть конфликт Жертвы.
Например: Конфликт близких людей - типовой конфликт Жертвы. Если разбирать конфликты Жертвы по причинам, их вызывающим, то можно выделить конфликт интересов, конфликты по недоразумению, конфликт из-за конфликтного поведения сторон, конфликт из-за конфликтной личности, и многие другие.
Если различать конфликты по областям протекания (это привносит некоторую специфику в их развитие и разрешение), то выделяют конфликты межличностные, внутриличностные, хозяйственные, межгосударственные и многие другие.
По способу протекания различают конфликты дикие и цивилизованные. Дикое поведение и дикий конфликт - это всегда пассивное, как правило эмоциональное, вовлечение в конфликт, после чего следует сдача (следствие - унижение) либо ответная агрессия, как правило с превышением уровня (следствие - эскалация конфликта)
Цивилизованное поведение в конфликте и цивилизованный конфликт предполагает осознанность, возможность как свободного входа в ситуацию конфликта, так и выхода из нее (следствие - сохранение достоинства и прекращение конфликтного поведения).
Когда-то конфликтное поведение можно не заметить, пропустить, продолжать вести себя по прежнему тепло и синтонно. Если просто к синтонности добавляется конструктив, ситуация может быть просто решена без всяких разборок. Мягкая конфронтация - это уже «цивилизованный» конфликт. В этом случае просто внимание акцентируется на конфликтогене, звучит просьба снять конфликтоген, ситуация разруливается в мирную сторону. Жесткая конфронтация - это нарастающая жесткий вариант «мягкой конфронтации». Здесь звучит уже не просьба, а требования, синтонов употребляется по минимуму, звучат уместные конфликтогены. Управляемый конфликт - конфликт раскручивается на более высокую инстанцию, поднимается на ступеньку вверх.
Конфликт - взаимные враждебные действия. Мягче - враждебное отношение. Враждебные действия не обязательно должны быть намеренными - конфликты нередко начинают с конфликтогенов, которые люди допускают без всякого злого умысла. Разрастаясь, от случайных ударов конфликт нередко разрастается в протест, ссору, вражду, отсутствие контактов, а в более серьезных случаях и в войну...
Конфликты и конфликтные ситуации изучает конфликтология.
Не торопитесь видеть конфликт там, где его еще нет. Конфликтное поведение одного человека - еще не конфликт. Объективно конфликтная ситуация - сильная предпосылка конфликта, но конфликт в этой ситуации может и не состояться.
Межличностные конфликты часто провоцируются чувствами и эмоциями, но пока не было враждебных действий, конфликта еще нет. Однако для женщин конфликт - в большей степени чувство, чем объективка, и если девушка чувствует негативное отношение к себе другой женщины, она легко может сказать: " Мы в конфликте". Повышенная чувствительность к возможности конфликта при хорошей голове - благо, при плохой голове - беда.
Есть ситуации, провоцирующие людей на конфликт; тем не менее, возникновение (или не возникновение) конфликта во многом зависит от человеческого фактора. Есть люди, которые как будто притягивают к себе конфликты, а есть такие, вокруг которых конфликты редкость. Чтобы реже попадать в конфликт, обходите ненужные вам конфликтные ситуации, не связывайтесь с ненадежными или конфликтными людьми, учитывайте эмоциональное состояние свое и окружающих, заботьтесь о том, чтобы не провоцировать конфликты своим собственным поведением и стилем общения.
Конфликты - естественная часть человеческой жизни: люди конфликтовать любят, в конфликтах люди крепчают, без конфликтов просто мало кто умеет жить. С другой стороны, цивилизованные люди хотят жить без ненужных конфликтов и имеют на это право. Там, где можно договориться, лучше договориться, а не конфликтовать. Мудрые люди учатся ненужные конфликты предупреждать, а начавшиеся - гасить.
Всегда ли плохи конфликты? Распространено мнение, что конфликты - это всегда плохо. В целом это скорее так, но жизнь всегда сложнее простых ответов. В конфликтах есть не только очевидные минусы, но и иногда нужные плюсы. Конфликт вреден тем, кто не умеет вести себя в конфликте, и бывает полезен в руках подготовленных людей.
Конфликт может начаться и не по вашей воле. Так или иначе, он уже начался или начинается. Как себя вести в этой ситуации разумному и порядочному человеку? Обычная схема поведения, решающего конфликт цивилизованным образом, состоит из следующих друг за другом этапов: реагируем по-доброму, переходим к предупреждению, проводим управляемый конфликт. При правильном поведении конфликт удается погасить еще на начальных стадиях, тогда ни предупреждение, ни управляемый конфликт оказываются не нужны.
Ввязываться ли в конфликты вокруг нас? Иногда это наша обязанность: например, защитить слабого или остановить наглого. Можешь прекратить ссору или драку - прекрати. Если ты мудрый и сильный, тем более, если дело происходит на твоей территории - наведи порядок, научи и приучи людей жить по-доброму, по-человечески. Однако, если дело происходит на чужой территории, то мудрые люди помнят, что конфликт провоцируется чаще двумя сторонами, и лишний раз в чужой конфликт стараются не влезать.
Если вы хотите (или обязаны) разрешить происшедший между кем-то конфликт, нужно устранить его причины и создать условия для мирного и конструктивного взаимодействия. Разрешение конфликта может идти по достаточно разным направлениям, учитывающим разнообразие причин конфликта. А именно, если можно устранить предмет конфликта, снять объективный раздражитель, порождающий конфликт - устраните. По возможности выведите из ситуации конфликтных людей, провентилируйте эмоции, снимите конфликтное поведение и конфликтное общение участников. Если нужно - сделайте это административным образом. Если причина в конфликте интересов, либо в тех или иных разногласиях - переводите конфликт в оперативные переговоры. Если дело в недоразумении либо негативном восприятии происходящего, попробуйте изменить видение конфликтной ситуации, когда пройдет острая фаза конфликта, на будущее - поищите возможность изменить личные отношения между участниками конфликта. Конфликтогены разнообразны, как сама жизнь. Среди них можно выделить конфликтогены поведенческие, отношенческие и коммуникативные, грубые и мягкие, намеренные и случайные. В любом случае, чтобы не допускать конфликтогены, их полезно знать " в лицо". Типичные коммуникативные конфликтогены - грубость и оскорбления, обвинения и оправдания, запреты и возражения, категоричность, перебивания. Бывает, что на уровне общения человек ведет вежливо, а на уровне отношений ведет себя конфликтно. Конфликтогены в отношениях: это нарушение договоренностей, обещаний и принятых гласных и негласных норм взаимоотношений. Например: Если девушка прижимается во время танца к другу своего любимого - это явная отношенческая провокация. Муж всем лицом показывает, что ему здесь плохо и тошно - он зачем-то ищет конфликта.
|