Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реализм и Номинализм как направления средневековой схоластики






См. в вопросе 12.

Схоластическая философия (9- первая пол. 14 в.) в лице ее представителей (Эриугены, Бонавентуры, Альберта Великого, Фомы Аквинского, Росцеллина, Абеляра, Ансельма Кентерберийского и многих других) сохраняла интерес к поднятым патристикой философским проблемам. На первый план все же выходят отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения общего и единичного (спор о природе общих понятий, или уни версалий).

Этот последний вопрос о том, существует ли общее понятие лишь в уме (как имя, а значит реально существуют только единичные вещи) или реально (в виде некой сущности). По этому вопросу в схоластике были 2 направления: номинализм и реализм.

Номинализм (от лат. Nomen – род, падеж, nominis – имя, наименование) – философское учение, отрицающее онтологическое значение универсалий (от лат. Universalis – общий), общих понятий. Представители: Росцелин, Иоганн Дунс Скот, Оккам и др.

Номиналисты считали, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении. Реально существуют лишь единичные вещи, и только они могут быть предметом познания. Универсалии – это только имена вещей. А это равносильно материалистическому тезису о примате материи. Универсалии – это только имена вещей.

Реализм (от позднелатинского – realis – вещественный, действительный) в средневековой философии – один из основных вариантов решения спора о природе общих понятий, универсалий. Представители: Иоганн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский и другие. Крайний реализм: общее существует только вне вещей.

Реалисты, основываясь на положении Аристотеля, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформировали концепцию о трех видах универсалий: общее существует «до вещей», в божественном разуме; общее существует «в самих вещах», как их формы или сущности; общее существует «после вещей», т.е. в человеческом разуме (умеренный реализм).

КЛАССИЧЕСКАЯ И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (см. Вопрос 23)

Классическая и неклассическая философия – это две эпохи развития европейской философии. В широком смысле слова классическая философия начинается с именами Платона и Аристетеля и заканчивается немецкой классической философией (до второй половины 19 в.; Фейербах ее последний представитель и первый критик).

Неклассическая философия - это тип философствования, который начинается со второй половины 19 в. и продолжает свое развитие до настощего времени. Неклассическая философия полемизирует в мягкой или жесткой форме с классикой. Ее лозунги: “Назад к Канту! (неокантианство, 60-е гг. 19 в.), “Назад к Гегелю” (неогегельянство); неотомизм (70-е гг. 19 в.) призывает возродить и обновить учение Фомы Аквинского, особенно его теорию гармонии веры и разума).

Неклассическая философия полемизирует с классической по следующим позициям:

1. Классика полагала разум внутренней структурой мира (субстанцией), что гарантировало миру упорядоченность и направленность развития. Неклассическая же философия противопоставляет этой “философии разума” “философию жизни”. То есть основой мира она провозглашает жизнь как исходную стихию, наделенную собственными формами активности и самоорганизмации, как первичную основу бытия - целостную, изначальную, живую, спонтанную, не разделенную на объективное и субъективное (Шопенгауэр – бессознательная мировая воля; Ницше – воля к власти как усилие организовать завоеванное пространство жизни; Бергсон – “жизненный порыв).

2. Если классическая философия ориентировалась на рациональное познание (познание в понятиях) и выявление причинно-следственных цепочек, то неклассическая считает, что понятийными средствами (средствами разума) жизнь не постичь, она может открыться только интуиции, переживанию, ее можно описывать только художественными средствами.

3. Классика считала разум человека фундаментальной характеристикой человека. То есть не только социум можно переустроить на разумных основаниях (принципах разума), но и индивидуальную жизнь можно познать средствами разума и переустроить на принципах разума, с помощью рациональной рефлексии. Неклассическая философия полагает первичным и более фундаментальным спонтанный, дорефлексивный, дорациональный слой человеческого опыта. Разум и рефлексия – производны, вторичны. Это означает, что все первоначальные смыслы рождаются на дорефлексивном уровне, все решения принимаются до всякой рефлексии. Рефлексия “приходит слишком поздно” (Сартр).

4. Если классическая философия безгранично верила в разум, науку, прогресс, то неклассическая выступает с критикой этой веры.

Неклассическая философия развивается по трем основным направлениям:

- Социальное критическое (марксизм, марксистско-ленинская философия, неомарксизм, фрейдо-марксизм, “марксизированный экзистенцизм” и др.)

- Критико-аналитическая программа (позитивистская линия философии, или философия науки; структурализм, аналитическая философия)

- Иррационалистическая линия философствования (философия жизни, из которой в 20 в. развились такие направления, ка кфеноменология, экзистенциализм, герменевтика, персонализм).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал