![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О служении ближним (15,1-13)
Апостол Павел в своем нравоучении исходит из всеобщего закона христианской любви, которая по существу своему есть служение другому, принесение себя в жертву для другого. «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (15, 1-2).1 О немощных в вере уже было сказано выше (см. 14, 1). Сильные же – это те, которые в деле спасения руководствуются только внутренним принципом веры и любви к Богy. Но сильные стали сильными не сами собою, а по благодати. По принципу взаимной любви и из благодарности Богу мы должны носить немощи немощных, но не ради человекоугодия, а «во благо, к назиданию». Обязанность служить слабым основывается также и на обязанности подражать Христу, «Ибо и Христос не Себе угождал» (15, 3). Он снизошел к немощам нашим, на Себя понес грехи и грехи за них, хотя это стоило ему жизни, – таким же беспредельным, до самопожертвования, должно быть и наше служение ближним. Универсальность служения Христа, оправдавшего иудеев, по обетованию, и язычников, по милости (15, 7-12), «налагает и на всех христиан общую обязанность служить ближним во благо, к назиданию» (15, 2). Но для взаимного служения необходимо, чтобы Господь исполнил его силой Духа Святого. Апостол Павел молится, чтобы верующие «силой Духа Святого обогатили надеждою», чтобы Бог исполнил их «всякой радости и мира в вере» (15, 13). 4. Заключение (15, 14–16, 24)
В заключение апостол Павел объясняет, почему он осмелился поучать столичных христиан в Риме, «полных благости, исполненных всякого познания», которые и сами могут наставлять друг друга (15, 14). Основанием этого является призвание апостола, данная от Бога благодать «быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие «благовествования Божия» (15, 16).1 Замечательно определение апостолом своего служения: он – служитель, литургисающий в благовествовании, а жертва закалаемая – это сами верующие, принимающие Слово Божие покоряющиеся ему. Жертвенный нож здесь – Евангелие и слово проповеди. Жизнь по Евангелию, т.е. духовная жизнь верующих, есть та жертва, которая, «будучи освящена Духом святым» в таинствах, становится «благоприятна Богу» (15, 16). Апостол объясняет, почему он до сих пор не посетил Рим: он был занят распространением благовествования от Иерусалима до Иллирика (север Греции), т.е. в местах, где еще не было известно слово Христово, «дабы не созидать на чужом основании» (15, 20). И вот, когда вся огромная область Малой Азии, Греции и Македонии была уже охвачена проповедью, когда не стало «места в сих странах», апостол намеревается идти в далекую Испанию и по пути посетить столицу мира Рим (15, 24). Он просит у братьев святых молитв для успешного служения и особенно ввиду предпринимаемого путешествия в Иерусалим, «чтобы послужить святым» (15, 25), т.е. бедствующим братьям в Иерусалиме тем подаянием, которое он собрал для них в Македонии и Ахаии (юг Греции). Апостол Павел представляет подательницу Послания Фиву, диаконису Кенхрейскую; передает приветствие поименно 26 своим сотрудникам, их родным и другим братьям по вере. Еще раз предостерегает апостол от лжеучителей, сеющих расколы, соблазны и ереси. Они действуют хитро, вкрадчиво, «ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (16, 18), поэтому надо быть осмотрительными, удаляться надо от них. Апостол выражает веру, что в борьбе с еретиками Господь на стороне правых в вере, стоящих на почве евангельской веры и предания, и что Бог «сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» (16, 20). Это пророчество апостола относится к последним временам. В конце он преподает благословение от Господа Иисуса Христа. Переписывал Послание Тертий, который и от себя и своих братьев передал приветствие Римской Церкви. Вопросы для повторения Послания к Римлянам I 1. Что известно об основании Римской Церкви? 2. Где и когда написано Послание к Римлянам? 3. Что послужило поводом и какую цель преследовал апостол Павел при написании послания? 4. Указать главную тему послания и подразделения его по содержанию.
II. 1. Дать характеристику вступления (1, 1-15). 2. Какой смысл имеют выражения: «раб Иисуса Христа», «призванный апостол», «призванные святые», «благодать и мир». 3. Почему апостол Павел говорит, что он не стыдится «благовествования Христова» (1, 16). 4. Какими стихами предварительно выражена главная тема послания?
III. 1. Каков у апостола Павла план доказательства необходимости нового средства оправдания через веру? 2. Как учит апостол Павел о естественном откровении Бога в мире (1, 19-20). 3. В чем состояла вина язычников? (1, 21-25). 4. Каково было отношение Бога к уклонившимся в идолопоклонство язычникам? (1, 24-28). 5. Дать характеристику нравственного состояния языческого мира (1, 26-32).
IV. 1. В чем обвиняет иудеев апостол Павел (2, 1-23). 2. Что означает ненаказанность иудеев за грехи и к чему она ведет? (2, 3-8). 3. Выражение о всеобщности суда Божия (2, 12-13). 4. Как говорит апостол Павел о внутреннем нравственном законе (Законе совести)? (2, 14-15). 5. Привести примеры обличения самомнения иудеев? (2, 16-24). 6. Какое значение имеет обрезание? (2, 25-29). 7. Признает ли апостол Павел за иудеями какие-либо преимущества? (3, 1-9). 8. Какой ответ дает апостол Павел на софистический вопрос? (3, 5-9). 9. Как учит апостол Павел о греховности всех людей (3, 9-19)
V. 1. Какие главные стихи учения апостола Павла об оправдании? (3, 21-24). 2. Указать главные термины стихов (3, 21-24) и дать им толкование. 3. Какой смысл имеют выражения: «правда законная», «собственная правда» и «правда Божия»? 4. Какое объективное и субъективное условие оправдания? (3, 22). 5. Что значит выражение: «Закон утверждаем верою»? (3, 31). 6. В каком отношении друг к другу находятся выражения о вере апостола Павла (3, 28) и апостола Иакова (2, 14, 18).
VI. 1. Какую веру ставит в пример апостол Павел? (4 глава) 2. Чем оправдался Авраам? (4, 9) 3. Что значит слова: «делающий» и «верующий»? (4, 4-8) 4. Почему Авраам называется «Отцом всех верующих»? (4, 12-18) 5. В чем выразилась вера Авраама? (4, 19-22) 6. С какой целью привел апостол веру Авраама? (4, 23-25)
VII. 1. На какие главные плоды оправдания указывает апостол Павел? (5-8) 2. Какой первый плод оправдания? (5, 1-11) 3. Кто доставил примирение и что оно принесло? (5, 1-2). 4. Что нужно, чтобы сохранять «мир с Богом»? 5. Чем еще хвалится апостол? (5, 2-3) 6. Почему похвальны скорби для христиан? (5, 3-5) 7. Чем удостоверяет апостол Павел христианскую надежду? (5, 5-10) 8. Почему все человечество подвержено закону смерти? (5, 12-14) 9. В каком отношении к Адаму стоит Иисус Христос? (5, 12-21)
VIII. 1. Какой плод оправдания приведен в 6 главе? 2. Что значит «креститься в смерть Христову»? (6, 2) 3. Что значит «распятие ветхого человека»? (6, 6) 4. Какие советы дает апостол Павел для того, чтобы «освободиться от греха»? (6, 11-13) 5. С кем сравнивает апостол Павел подзаконного человека? (7, 1-4) 6. Какой результат жизни под законом и вне закона? (7, 5-6) 7. В чем апостол Павел признает полезность закона? (7, 7) 8. Что произошло с провозглашением закона? (7, 8-11) 9. Какими положительными терминами характеризует апостол Павел закон? (7, 12-14) 10. В чем заключалась бессилие закона? (7, 14-17) 11. Как описывает апостол Павел внутреннюю борьбу добра и зла в человеке? (7, 15-24) 12. Какой выход из бедственного положения указывает апостол Павел? (7, 25)
IX. 1. Как освобождается человек от «закона греха и смерти»? (8, 1-2) 2. Почему произошла отмена закона плотского? (8, 3-4) 3. В чем преимущество жизни «по духу» (8, 5-9) 4. Какие внешние признаки того, что мы имеем «Духа Божия»? (8, 10) 5. Какое обетование дано тем, в ком живет Дух Христа? (8, 11-13) 6. Какое субъективное и объективное свидетельство того, что мы «дети Божии» (8, 14-16) 7. Чем воодушевляет апостол Павел христиан в их скорбях? (8, 17-18) 8. В каком отношении к человеку находится бессловесная тварь? (8, 19) 9. Что значит: а) «и мы в себе стенаем» (8, 23) б) «мы спасены в надежде» (8, 24) 10. Как Дух святый помогает нам молиться? (8, 26-27) 11. Как учит апостол Павел о предопределении ко спасению? (8, 28-30) 12. Как изображает апостол Павел силу любви верующего к Богу? (8, 35-39).
X. 1. Почему апостол Павел обращает внимание на неуверовавших иудеев? (9 глава) 2. Как изобразил апостол силу своей любви к братьям по плоти? (9, 2-3) Как объяснить это в свете стихов 8, 35-39? 3. Какое свидетельство истинности своей любви привел апостол Павел? (9, 1) 4. Как говорит святитель Иоанн Златоуст об этой любви апостола? 5. Кто есть истинный Израиль и истинные дети Авраама? (9, 6-8) 6. Указать примеры истинных детей Божиих (9, 9-13) 7. От кого зависит избрание Божие ко спасению? (9, 15-18) 8. О чем говорит пример глины в руках горшечника? (9, 21) 9. На ком, в конечном счете, сбылось обетование Божие о спасении? (9, 33).
XI. 1. В чем была вина Израиля? (10, 3-4) 2. Как понимать выражение: «Конец закона – Христос» (слова святителя Иоанна Златоуста об этом) (10, 4) 3. Что значат стихи 10, 6-8? 4. Как говорит апостол о необходимости веры для спасения? (10, 9-10) 5. Чем подтверждает апостол мысль о неизвинительности неверия иудеев? (10, 14-21) 6. Какими примерами подтверждает апостол Павел наличие верного Богу «остатка» Израиля? (11, 1-5) 7. Как отразилось отпадение Израиля в домостроительстве спасения язычников и самого Израиля? (11, 11-25) 8. Какой плод был бы от полноты обращения Израиля? (11, 15) 9. О чем говорит образ масличного древа и привитых ветвей? (11, 17-24) 10. Навсегда ли отпал Израиль и какова его конечная судьба? (11, 25-26) 11. Привести дословно славословие апостола (11, 33-36)
XII. 1. Какими словами призывает апостол Павел к жертвенной любви к Богу? (12, 1-2) 2. Какой должна быть жертва Богу? (12, 1) 3. Что значит: «не сообразуйтесь с веком сим»? (12, 2) 4. Как должны относиться христиане к себе и к ближним? (12, 4-13) 5. Какая фраза апостола призывает к взаимному миру? (12, 18) 6. Как рекомендует апостол относиться к недругам нашим? (12, 17-20) 7. Какой общий принцип отношения ко злу? (12, 21) 8. Как апостол Павел понимает власть и ее происхождение? (13, 1-7) 9. Как рекомендует апостол относиться ко власти? (13, 5-7) 10. В чем заключается совершенное исполнение закона? (13, 8) 11. Чем убеждает апостол к добродетельной жизни? (13, 11-14)
XIII. 1. Кто такие «немощные в вере» и как надо к ним относиться? (14, 1-6) 2. Почему должно быть снисходительное отношение к немощным? (14, 6-12) 3. Как предостерегает апостол от соблазна немощных в вере? (14, 13-26) 4. Кто такие «сильные» в вере и какова их обязанность по отношению к «бессильным» и «ближним»? (15, 1-2) 5. На чем основаны обязанности служения ближним и какова их цель? (15, 3-6) 6. В ком состоит общая надежда иудеев и язычников? (15, 7-13) 7. Как характеризует апостол свое служение слова? (15, 14-15) 8. Как аргументирует апостол свое намерение посетить Рим? (15, 17-29) 9. Кем было доставлено Послание в Рим? (16, 1-2) 10. Сколькими лицами передаются приветствия от апостола Павла? (16, 3-4) 11. Какие последние предостережения дает апостол Павел? (16, 17-20)
|