Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предельно допустимые размеры повреждений дорожных покрытий и сроки их ликвидации






Рис. 5. Расположение наряда вертолетного патрулирования при движении по маршруту

3. Способ свободного поиска применяется для преследования, розыска угнанного, похищенного, скрывшегося с мест ДТП и используемого в пре­ступных целях транспорта. Экипаж вертолета ведет поиск как во взаимо­действии с наземными постами ДПС и другими службами милиции, так и самостоятельно. Указанный способ применяется и тогда, когда наземные патрули заняты выполнением неотложных служебных заданий, не могут контролировать отдельные участки автомобильных дорог из-за осложнения дорожных условий и т. п.

Патрулируя в режиме свободного поиска, старший вертолетного наряда при необходимости может принимать решение о пресечении обнаруженных правонарушений путем использования звукоусилительной установки или осуществления посадки вертолета для выполнения соответствующих рас­порядительно-регулировочных действий. В экстренных случаях возможно приземление вертолета непосредственно на проезжую часть, если экипажу удастся предварительно согласовать перекрытие движения в месте посадки силами сотрудников милиции.

Экипаж вертолета может контролировать действия правонарушителей, преступников и участников ДТП, зависая над ними. Этот же прием эффек­тивен при ликвидации заторов на автомобильных дорогах. При наличии на месте ДТП пострадавших наряд воздушного экипажа в необходимых случаях может осуществить экстренное приземление, определить тя­жесть полученных ими травм, провести реанимационные и противошоковые мероприятия, а также решить вопрос о целесообразности и очередно­сти эвакуации пострадавших, если грузоподъемность вертолета ограничена. Используя бортовую радиостанцию, фельдшер передает в лечебные учреж­дения предварительный диагноз эвакуируемых, готовит к транспортировке и сопровождает их в полете. Наряду с быстрой доставкой пострадавших, эти меры обеспечивают значительное снижение смертности среди участни­ков ДТП.

4. В сложных дорожных условиях (например, в горной местности, при ограниченной видимости на автомобильной дороге и т. п.) патрульный вертолет может использоваться для сопровождения автомобилей специ­ального назначения и автомобильных колонн, перевозящих крупнога­баритные, ценные и опасные грузы. В этом случае он следует впереди со­провождаемых ТС, ведет разведку маршрута движения и корректирует действия личного состава автопатрулей или других сотрудников, обеспе­чивающих наземное сопровождение. Появление патрульного вертолета над проезжей частью и передаваемые им с помощью звукоусилительной установки сигналы предупреждения концентрируют внимание участников движения и обеспечивают беспрепятственное и безопасное движение

колонн.

5. Изучение условий движения с помощью вертолета целесообразно при необходимости проведения срочной рекогносцировки местности и быстрой расстановки сил ОВД (например, в ходе поисково-заградительных операций, стихийных бедствий, реализации планов гражданской обороны, массовых мероприятий с использованием большого числа ТС и т. п.). Эки­паж патрульного вертолета может эффективно выполнять функции опера­тивного управления наземными силами и средствами, занятыми ликвида­цией транспортных заторов, последствий ДТП, эвакуацией населения, ор­ганизацией объездов и устранением помех дорожному движению.

В настоящее время имеются правовые и организационно-технические предпосылки для использования в подразделениях ДПС мотодельтапла­нов- легких летательных аппаратов балансирного типа, пилотирование которых не требует продолжительной летной подготовки. Для их взлета и посадки не нужны специальные площадки, они могут приземляться с нера­ботающим двигателем на любые грунты, включая мягкие. Их стоимость и затраты на эксплуатацию многократно ниже, чем у вертолетов и самолетов. В частности, ОВД могут самостоятельно приобретать мотодельтапланы и обучать личный состав их пилотированию. Недостатки мотодельтаплана -отсутствие надежной защиты пилота от неблагоприятных климатических воздействий и относительно невысокая скорость (до 100 км/ч)- в значи­тельной мере компенсируются возможностью повсеместного совершения полетов малой продолжительности и по кратчайшим маршрутам.

В странах, имеющих автомобильные дороги большой протяженности в относительно малодоступной местности (Северо-Западные территории Канады, некоторые штаты США), для наблюдения за движением, розыска ТС и изучения дорожных условий успешно применяются двух- и четырех­местные самолеты. Учитывая близость указанных регионов к России по природно-климатическим и инфраструктурным параметрам, а также эконо­мичность самолетов по отношению к вертолетам, имеет смысл проводить эксперименты по патрулированию дорожной сети легкими самолетами.

 

3.4. Статичные формы контроля дорожного движения

 

3.4.1. Стационарные посты ДПС

Анализ сложившегося в России баланса форм организации ДПС свиде­тельствует о том, что большинство контрольно-проверочных операций в сфере дорожного движения органы внутренних дел производят на стацио­нарных постах ДПС (СП), сеть которых по масштабом, функциям, чис­ленности занятого личного состава и затратам на содержание не имеет аналогов в мировой практике.

Термином «СП» принято обозначать любое капитальное, временное или транспортабельное сооружение, предназначенное для создания благоприят­ных условий личному составу, занятому несением дорожно-патрульной службы на определенном участке автомобильной дороги или улицы. По месту размещения различают «городские» и «загородные» посты. Первые, как правило, представляют собой простейшие сооружения, обеспечиваю­щие защиту инспекторов от атмосферных осадков, установку средств связи и пульта управления светофорной сигнализацией. Они сравнительно деше­вы, занимают минимальную площадь и устанавливаются на улицах крупных, а также средних и малых городов с четко выраженной радиальной улнчно-дорожной сетью, большой загрузкой центра транзитным транспор­том либо городов, не имеющих объездных дорог.

Загородные посты - это преимущественно капитальные сооружения, включающие одно или несколько закрытых помещений, предназначенных для долговременного наблюдения за транспортным потоком, ведения слу­жебной документации, обогрева и отдыха личного состава ДПС, оказания доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происше­ствиях, хранения служебного и задержанного автотранспорта. Они разме­щаются на автомобильных дорогах, вблизи городов, крупных населенных пунктов и границ административно-территориальных единиц.

Оснащение СП комплексом средств связи, оперативной техникой, мощ­ным освещением и специальными устройствами обеспечивает необходимые условия для круглосуточной работы по надзору за дорожным движением и выполнения разнообразных контрольно-заградительных функций с привле­чением сотрудников уголовного розыска, ОБЭП, служб милиции общест­венной безопасности и представителей общественности, что значительно повышает результативность их работы. Однако в целом по стране примене­ние этой. связанной со значительными материальными затратами и сравни­тельно высокой потребностью в личном составе формы несения службы далеко не всегда дает ощутимый эффект. В связи с этим при решении во­проса о целесообразности сооружения СП необходимо учитывать их сле­дующие особенности.

1. Постоянство расположения постов и предварительное оповеще­ние участников дорожного движения об их наличии соответствую­щими дорожными знаками приводит к тому, что в зонах размещения СП правонарушители предпринимают меры к тому, чтобы избежать контакта с нарядами постов. Лица, не имеющие водительских, регистрационных и путевых документов, перегоняющие краденые ТС и скрывающиеся от пре­следования, стремятся использовать маршруты, исключающие проезд вблизи постов. Всвою очередь, инспектора ДПС, одним из общепринятых показателей активности которых является число обнаруженных и предот­вращенных правонарушений, вынуждены производить большей частью массовую проверку транспортных средств, водители которых не совершали каких-либо серьезных правонарушений, что приводит к преобладанию в административной практике ГИБДД дел с «формальным» составом.

2 Преимущественное размещение СП вне пределов населенных пунктов, относительная удаленность от мест дислокации основных сил, ДПС и фактическое отсутствие на них служебного автотранспорта называют более частые, в сравнении с городскими условиями, «прорывы» ТС, подлежащих задержанию. Число водителей, не останавливающихся по требованию инспекторов в зонах СП, в 3-7 раз превышает аналогичные показатели для автопатрулей. При проведении массовых проверок или ре­гистрации проезжающих ТС у СП могут скапливаться сотни автомобилей. Эксперименты показывают, что водители транспортных средств, которых не устраивает вызванная этим задержка, свободно выезжают из образовав­шихся колонн и направляются в объезд. В связи с этим необходимо исполь­зовать все возможности для обеспечения СП патрульным автотранс­портом специального исполнения, наличие которого оказывает большое психологическое воздействие на правонарушителей, вынуждая их избегать указанных выше действий.

3. От 60 до 90 % СП, расположенных в различных регионах России, подвергаются беспрепятственному объезду по существующей дорожной сета и улицам населенных пунктов. Причем в зимнее время и в период весенне-осенней распутицы показатель «обходимости СП» снижается не более чем на 20-30 %. Повышению профилактической роли СП способст­вует ликвидация полевых дорог и так называемых «диких» съездов, а также направление инспекторов ДПС для несения службы на традиционных объездах зон расположения данных постов. В то же время, осуществляя работу на СП, инспектора, как правило, не могут отлучаться, не приняв предварительно мер по обеспечению сохранности вверенного им оборудо­вания, документации и задержанных транспортных средств. Этому нередко способствуют распространенные практически повсеместно запрещения покидать СП для патрулирования их возможных объездов, что существен­но ограничивает применение более эффективных способов контроля ТС.

4. Поток транзитного транспорта, проходящего по дорогам федерально­го значения, влечет за собой выполнение нарядами СП значительного объ­ема информационно-справочных и контрольно-распорядительных дей­ствий, не характерных для других форм несения ДПС. Например, частота остановки транспортных средств по инициативе водителей у постов на дорогах со среднесуточной интенсивностью движения более 6000 ед. дос­тигает 5-20 автомобилей в час, что вынуждает личный состав отвлекаться от наблюдения за транспортным потоком, давать водителям разнообразные консультации и разъяснения, оказывать им необходимую помощь.

3.4.2. Выбор места размещения и варианта обустройства СП

Степень проявления той или иной особенности работы СП в конкретных условиях может значительно различаться. Однако в любом случае приня­тию окончательного решения о развертывании СП должны предшествовать: эксперименты по выбору места его установки, определению приемле­мого варианта технического оснащения зоны поста, а также оценка воз­можностей подразделения по обеспечению постоянной его работы. Первостепенное значение имеет выбор места сооружения СП, в ходе которого следует учитывать:

1) плотность и конфигурацию улично-дорожной сети;

2) природно-климатические условия региона;

3) использование естественных и искусственных преград (рек, насыпей, лесов, непреодолимых для транспорта сооружений значительной протяженности), концентрирующих транспортные потоки в определенных узлах;

4) обустройство полос замедления, ускорения и площадок для останов­ки, проверки, хранения задержанного транспорта и посадки патрульного вертолета;

5) видимость в плане и продольном профиле дороги, соответствующую условиям безопасности движения на участке размещения поста;

6) использование имеющихся коммуникаций (линий связи, электропере­дач и т. д.);

7) перспективы развития инфраструктуры городов, населенных пунктов и дорожной сети.

Оптимизация места размещения СП и варианта его обустройства пред­ставляет непростую задачу. Во многих случаях в подразделениях ДПС при­нимаются и реализуются компромиссные решения, хотя от сооружения СП. целесообразно отказаться вообще и применить на данных участках дру­гие, более действенные для сложившихся условий формы контроля. На­пример, широко распространенное сооружение постов в пределах город­ской черты существенно облегчает коммуникационное обеспечение. Одна­ко при этом сектор охвата транспортного потока определенного направле­ния оказывается минимальным. Удаление СП на 1-2 км по дорогам магист­ральных направлений также может не дать эффекта при наличии развитой сети местных и временных дорог. В подобных случаях посты, как правило, должны дислоцироваться в зоне максимальной интенсивности движения вне зависимости от наличия параллельных трасс, не «закрытых» нарядами ДПС. Чрезвычайно низкой результативностью отличаются СП, сооружен­ные на сложных транспортных развязках и не оснащенные техническими средствами дистанционного наблюдения.

В отличие от других форм несения дорожно-патрульной службы, допус­кающих применение скрытого наблюдения, работа на СП носит демонст­ративный характер, и поэтому размещение таких постов должно произ­водиться на открытых, без крутых поворотов, спусков и железнодорожных переездов участках дорог. Однако практически каждый пятый пост находится в месте, где ландшафтные и геометрические параметры полосы отвода автомобильной дороги не позволяют выполнять это условие. С дру­гой стороны, у СП скорость движения обычно ограничивается от 5 до 40 км/ч дорожными знаками или специальными сооружениями. Это не всегда оправданно, так как в настоящих условиях нельзя не считаться с экономическими факторами. При хорошей видимости фиксация проезда отдельных ТС вполне обеспечивается и на более высоких скоростях, что повышает пропускную способность дорог и экономичность перевозок. Данное обстоятельство предопределяет целесообразность установки в зонах стационарных постов соответствующих многопозиционных дорожных зна­ков, позволяющих варьировать скоростной режим в зависимости от плот­ности, интенсивности движения и условий видимости. Для обеспечения безопасности маневров, связанных с остановкой и выездом ТС, проезжая часть должна иметь соответствующие полосы торможения и ускорения, а также горизонтальную и вертикальную дорожную разметку. При этом длина полосы торможения должна выбираться с учетом протяжен­ности пути перестроения крупнотоннажного транспортного средст­ва, движущегося по крайней левой полосе проезжей части в условиях максимальной интенсивности движения.

Немаловажное значение для увеличения пропускной способности дорог и обеспечения безопасности движения в зонах размещения СП имеет пра­вильный выбор размера площадок для останавливаемого транспорта. В противном случае в точках наблюдения транспортного потока создается «слепая» зона от 30° до 90°. При интенсивности движения свыше 4000 ав­томобилей в сутки площадка должна обеспечивать размещение и независи­мый выезд на проезжую часть не менее трех транспортных средств длиной по 20 м каждое без занятия полосы ускорения и «экранирования» зоны обзора в обоих направлениях движения. Кроме того, возникает потребность в дополнительной площади для стоянки поврежденного и задержанного транспорта. Что же касается ТС, водители которых останавливаются на ночлег в зонах размещения СП, то ввиду массовости такого способа обес­печения безопасности участников дорожного движения соответствующее обустройство используемых для этой цели участков автомобильных дорог вряд ли возможно. Подобные скопления транспорта, горючих материалов и людей у постов практически исключают применение нарядами ДПС огнестрельного оружия, существенно снижают возможности маневра личного состава и патрульных автомобилей, создают относительно благоприятные условия для побега и вооруженного сопротивления лиц, подлежащих задержанию, а также порождают множество аварийных ситуаций и помех для движения. Поэтому данная проблема должна решаться преимущественно за счет сооружения охраняемых стоянок необходимой емкости.

В настоящее время на многих автомобильных дорогах сооружены дву- и полутораэтажные либо установленные на опорах «высотные» посты, пер­вый этаж которых занимают вспомогательные помещения (комната для хранения оборудования и принадлежностей, гараж для патрульного транс­порта), а второй- наряд, осуществляющий несение службы. По мнению руководителей ряда отделов и управлений ГИБДД, такие конструктивные решения увеличивают сектор визуального обзора и размеры площадок у постов. Однако большинство инспекторов, занятых несением службы на таких постах, отдают предпочтение одноэтажным вариантам СП, где не приходится каждый раз подниматься по лестнице для оформления служебной документации, ведения переговоров по телефону, радиостан­ции и т. д.

Выбор того или иного варианта конструкции СП прежде всего должен определяться его прямым назначением. Например, строительство «высот­ного» поста будет оправданно на многополосных дорогах в случае, если численность его наряда позволит выделить одного инспектора для постоян­ного наблюдения и передачи.информации о движении транспортных средств. Когда выполнение чисто наблюдательных функций отдельным сотрудником невозможно, целесообразно использовать более простые и дешевые сооружения. Их желательно превращать в своеобразные филиалы дежурных частей подразделений ДПС по обеспечению информационно-справочной и координационной работы всех пеших и подвижных нарядов, патрульного вертолета, привлеченных сил и представителей общественных объединений, дислоцированных на данной автомобильной дороге. Это позволяет быстро перекрыть примыкания и неорганизованные съезды на удалении 5-10 км от СП для контроля и перехвата не остановившихся или разыскиваемых ТС. Здание СП должно иметь помещения, достаточные для работы наряда и установки оргтехники, приема пищи, хранения оружия, специальных и противопожарных средств, подсобного инвентаря. В целом здание СП сооружают с усиленной несущей способностью крыши, стальной входной дверью, внутренним засовом и глазком. Территория СП оснащает­ся осветительным оборудованием, светофором, соответствующими дорож­ными знаками, стационарными средствами остановки ТС, вольером для содержания сторожевой собаки.

 

3. 4.3. КПМ и другие разновидности СП

 

На базе существовавшей сети СП и дополнительно к ней на магистраль­ных дорогах России созданы около двухсот контрольных постов мили­ции (КПМ), представляющих собой функциональную разновидность стационарных постов. Личный состав КПМ может включаться в соответст­вующие территориальные строевые подразделения ДПС и ГОРОВД.

Несмотря на четко выраженную в нормативах заградительную и розы­скную направленность, обязанности нарядов КПМ, по сути, идентичны обязанностям личного состава обычных СП. Они проводят проверку ТС, грузов, водительских и регистрационных документов с целью выявления и задержания разыскиваемого автомототранспорта, а также лиц, совершив­ших преступления, использующих поддельные документы, управляющих ТС в состоянии опьянения и т. п. Специфика КПМ состоит в следующем:

1) их штаты утверждаются Министром внутренних дел России;

2) дислокация согласуется с ГУГИБДД и ГУУР МВД РФ;

3) содержание может обеспечиваться за счет средств как государствен­ного, так и местного бюджетов;

4) по решению Правительства РФ в порядке, определяемом МВД РФ, на них могут возлагаться дополнительные функции по контролю за передви­жением ТС и перевозкой грузов;

5) они работают круглосуточно с обязательным выставлением наряда, в состав которого включаются:

- старший инспектор по розыску (он же старший наряда КПМ);

- инспектор по розыску;

- старший инспектор ДПС;

- инспектора ДПС;

- сотрудники других служб милиции (при выполнении дополнительных функций) (см. рис. 6.);

6) данные посты обязательно оборудуются линиями связи, терминалами федеральных информационно-поисковых систем и обустраиваются в порядке, обеспечивающем эффективную защиту от вооруженного нападения.

 

Рис. 6. Структура КПМ на автомобильной дороге с интенсивностью движения от 6000 до 14000 ТС в сутки

 

3.5. Соотношение мобильных и статичных форм несения службы

Несмотря на наличие реальных возможностей реализации в ДПС раз­личных форм контроля дорожного движения, многие руководители подраз­делений ГИБДД стремятся «прикрыть» стационарными постами как можно больше пересечений, примыканий и многоуровневых дорожных развязок. Это неизбежно приводит к культивированию статичных форм ДПС, установ­кам на предупреждение краж ТС посредством широкого применения такой административно-предупредительной меры, как массовая проверка ТС, доку­ментов у участников дорожного движения и, следовательно, к постоянному ощущению дефицита ресурсов из-за огромной трудоемкости этой работы.

На практике нередки субъективные подходы в решении проблемы кон­троля транспортных потоков. Например, на равных по протяженности, усло­виям дорожного движения и техническим параметрам участках одной и той же автомобильной дороги в пределах смежных административно-территориальных единиц могут размещаться соответственно 1 и 4 СП. Чаще всего ограничение допустимых и возможных способов решения задачи кон­троля движения ТС порождается отсутствием у субъектов контроля реальной информации о характере, масштабах и последствиях противоправных дейст­вий в сфере БДД, влиянием централизованного установления структуры и форм СП (КПМ), а также сложностью проверки работы подвижных нарядов ДПС. Симптоматично, что даже не имеющая аналогов по плотности система СП Московской области, образующая сеть «пеленгующих» узлов, располо­женных на расстоянии от 5 до 60 км друг от друга, не всегда способна зафик­сировать направление и время проезда разыскиваемых ТС.

Несомненно, что сложившаяся в России структура организационных форм ДПС вызвана не только низкой плотностью дорожной сети и клима­тическими факторами, но и многолетним функционированием затратного механизма финансирования работы органов внутренних дел. Вложив большие средства в строительство и содержание СП, ОВД стремятся к их максимальному использованию, что, в конечном итоге приводит к гипертрофированию этой ресурсоемкой и наименее гибкой в тактическом отно­шении формы контроля дорожного движения, а также распространению мнения о сравнительно больших затратах на приобретение и эксплуатацию патрульных автомобилей. Вместе с тем сопоставление стоимостных пара­метров СП и автопатрулей показывает, что, во-первых, различия между ними далеко не столь разительны, как представляется. Суммарные затра­ты на обеспечение функционирования одного автопатруля (в масштабах дей­ствующих оптовых цен на строительные материалы и работы, автомобили, электроэнергию, горюче-смазочные материалы в средней полосе Европей­ской части РФ) лишь в 1, 8—2, 5 раза превышают затраты на содержание СП.

Однако этот результат может быть получен только при условии, что данные посты не оснащаются служебным транспортом и, следовательно, не будут способны полноценно выполнить возложенные на них задачи.

Во-вторых, при всей безусловной значимости чисто экономической оценки, она в данном случае не является определяющей, так как здесь ва­жен общий положительный эффект правоохранительной деятельности. В-третьих, мировой опыт дает вполне приемлемые для России варианты снижения расходов на содержание патрульных автомобилей, улучшения их технического состояния и эффективности3. В частности, применительно к функциям ДПС, оптимальным признается применение автомобилей обыч­ного исполнения, работающих методом свободного поиска.

Анализ материалов, отражающих вмешательство нарядов ДПС в дейст­вия участников дорожного движения, показывает, что решения, принимае­мые экипажами автопатрулей, как правило, наиболее оперативны и доказа­тельны. Расширенное использование автопатрулирования способствует пе­реходу к гибкой системе контроля в сфере ОБДД. При этом создаются ус­ловия для реального взаимодействия с другими службами ОВД, которые, как правило, не имеют ресурсов для оперативного выполнения этой задачи на автомобильных дорогах.

Практикой выработана промежуточная между СП и автопатрулем форма несения дорожно-патрульной службы - транспортабельные (передвижные) посты, которые выполняются на базе автобусов, грузовых автомобилей или прицепных автофургонов и имеют значительные преимущества в районах, географические особенности которых обусловливают высокую «обтека­емость» статичных нарядов ДПС. Их основные недостатки- ограничен­ность времени работы в автономном режиме и худшие условия обеспечения безопасности движения — устраняются путем соответствующего обустрой­ства участков дорог в местах периодической установки данных постов (отсыпка уширений земляного полотна, подведение коммуникаций, монтаж мачт для радиоантенн и т. п.).

3.6. Автоматизированный контроль дорожного движения

Объективная ограниченность сил и возможностей ОВД не позволяет решить проблему предупреждения нарушений ПДД лишь традиционными средствами милицейского надзора. При высокой плотности и интенсивности дорожного

3 Например, во многих штатах США полицейские автомобили передаются в личное пользова­ние сотрудников. Подобная «приватизация» позволяет возложить всю заботу о содержании ТС на самих полицейских. В свою очередь, они получают право использовать автомобили в личных целях, хранят их дома и при выходе на службу с помощью быстросъемных креплений монтируют на крыше автомобилей СГУ и проблесковые маяки.

движения непосредственное вмешательство в транспортный процесс неизбежно влечет массовые остановки ТС, задержки движения, снижение скорости автомобильных перевозок и субъективизм при оценке действий водителей и пешеходов. Решению данной проблемы способствует применение электронно-оптических систем, обеспечивающих скрытую и открытую автоматическую фиксацию нарушений - АСК (автоматизирован­ные системы контроля).

Современные АСК позволяют следить за дорожным движением на мно­гополосных автомобильных дорогах и пересечениях любой степени слож­ности, с высокой точностью осуществлять одновременную или последова­тельную регистрацию нескольких правонарушений. Датчики и приемные устройства АСК могут монтироваться на мостах, эстакадах, путепроводах, опорах электроосвещения и других элементах улиц и автомобильных дорог, а также устанавливаться на СП и патрульных ТС. Они снабжаются дистан­ционным управлением и контрольно-сигнальными устройствами, опове­щающими о возникновении в них неисправностей или необходимости за­мены эксплуатационных материалов (фото-, видеопленки и т. п.). Напри­мер, видеосистемы могут вести непрерывную запись транспортного потока с отражением динамических характеристик движения отдельных ТС на дисплеях СП и патрульных автомобилей с последующей фиксацией изо­бражения или распечаткой на принтерах.

Главные достоинства АСК - возможность документального под­тверждения пространственно-временных параметров конкретных правонарушений и чрезвычайно высокая «производительность» в плаче фиксации тех или иных деликтов. При условии регулярного перемеще­ния и правильной эксплуатации одна такая система в состоянии заменить десятки сотрудников ДПС. Применение ламп-вспышек переменной мощно­сти и инфракрасных излучателей обеспечивает высокую разрешающую способность работы АСК при любых условиях освещенности контролируе­мых участков автомобильных дорог. АСК дают возможность существенно облегчить анализ и квалификацию правонарушений и передать эту работу относительно небольшому числу специалистов, в распоряжение которых предоставляется соответствующая просмотровая аппаратура (видеомони­торы, видеокамеры с автоматической фокусировкой, термопринтеры для распечатки фото-, видео кадров). Наглядность и детальность информации, предоставленной АСК, практически полностью устраняют жалобы участ­ников дорожного движения по поводу предвзятости работников ДПС (подробнее см.: раздел 5.11 пособия).

К недостаткам АСК можно отнести их высокую стоимость и слож­ность, ограниченность номенклатуры фиксируемых правонарушений дей­ствиями динамического характера (превышение установленной скорости движения, несоблюдение дистанции и интервала между ТС, нарушение правил обгона, проезда перекрестков, перевозки грузов и т. п.), необходи­мость надежной противоударной защиты4, предохранения от неблаго­приятных природно-климатических воздействий и загрязнений, а также потребность в специалистах по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию и метрологическому контролю данных систем.

Установка АСК должна производиться с учетом условий видимости, характера дорожного покрытия, диапазона скоростей ТС, состава транс­портного потока и других параметров дорожного движения. В зоне дейст­вия электромагнитных и оптических излучателей таких систем не должны находиться мощные газосветные рекламы, металлические конструкции, антенны радиопередающих устройств, электросиловые подстанции, воз­душные линии электропередач и другие объекты, способные оказать влия­ние на работоспособность АСК. Наконец, автоматические устройства не всегда решают проблему идентификации ТС и лиц, управлявших ими в момент нарушений ПДД (например, в условиях сильного загрязнения сте­кол кабин и салонов ТС, а также их номерных знаков).

Современные АСК пока не могут пресекать неправомерные действия участников дорожного движения и осуществлять блокировку разыскивае­мых ТС за исключением тех, на которых предварительно были установлены специальные устройства. Однако в будущем такая возможность появится, поскольку подобного рода оборудование станет неотъемлемой частью бор­товых систем контроля (БСК) большинства ТС различных типов. БСК осуществляют не только регистрацию режима движения и контроля рабо­тоспособности узлов автомобиля по типу современных тахографов больше­грузных автомобилей и авиационных «черных ящиков», но и не позволяют водителям совершать такие потенциально опасные действия, как управле­ние ТС в состоянии алкогольного опьянения или утомления, езда с не при­стегнутыми ремнями безопасности, несоблюдение безопасной дистанции с другими ТС, неправильное использование световых приборов, длительная езда без остановки (смены водителя) и др.

Отметим, что автомобильным БСК присущи те же недостатки, что и АСК. Более того, придется считаться с возможностью их «корректировки» владель­цами ТС путем применения соответствующих технических средств нейтрали­зации. Технический уровень перспективных АСК и БСК дает основания пола­гать, что эффективный контроль дорожного движения в ближайшие годы может быть обеспечен лишь путем комбинирования традиционных ме­тодов милицейского вмешательства в транспортный процесс с авто­матической и полуавтоматической фиксацией нарушений ПДД.

 


4. КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ И ОБУСТРОЙСТВА УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ

 

 

4.1. Роль ДИ в обеспечении безопасности дорожного движения

Совершенная по своим техническим характеристикам улично-дорожная сеть и ее правильное содержание позволяют в полной мере реализовывать эксплуатационные качества автомототранспортных средств и тем самым существенно повышать эффективность и безопасность их использова­ния. В этом направлении есть немалые резервы. Например, средняя ско­рость сообщения городского пассажирского наземного транспорта не пре­вышает 13-18 км/ч, а в часы «пик» и того меньше. Что касается грузового транспорта, то вследствие низкой эксплуатационной скорости (в среднем не более 25-30 км/ч) для перевозки одинаковых объемов грузов Россия нуж­дается в 1, 8-2 раза большем количестве транспортных средств, чем запад­ноевропейские страны. При этом резко возрастает расход автомобильного топлива, происходит усиленный износ ТС и дорожных покрытий. Наконец, несовершенство элементов ДИ проявляется как прямая или косвенная при­чина более 60 % ДТП1 Вместе с тем действующее законодательство предусматривает в качестве основного принципа обеспечения БДД (/.приоритет жизни и здоровья граждан, участников дорожного движения над резуль­татами экономической деятельности и приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над от­ветственностью граждан, участвовавших в дорожном движении»2.

 

1 По официальным ам, из-за неудовлетворительного состояния и недостатка элементов ДИ в регионах России происходит от 3 до 15 % ДТП. В то же время по сведениям, представ­ленным сотрудниками Транспортной комиссии Европейского парламента по вопросам БДД, в Великобритании из-за недостатков в обустройстве дорог происходит около 30 % ДТП, во Франции - 28 %. Очевидно, что данные по России не соответствуют действительности, по­скольку формируются, главным образом, на основе результатов осмотра мест ДТП работни­ками ГИБДД, следователями, другими сотрудниками органов внутренних дел (ОВД) в присутствии участников происшествия, понятых и свидетелей. Указанные лица, как и прочее большинство граждан России, обычно не имеют необходимых знаний в данной области и настолько свыклись с плохими дорогами, отсутствием разметки, укрепленных обочин, до­рожных ограждений, указателей и т. п., что не замечают или не воспринимают их как нечто существенное. Например, немало ДТП происходят вследствие наличия на проезжей части незначительных, на первый взгляд, наплывов асфальтобетона высотой всего лишь 30-50 мм. Обычно они остаются после ремонта дорожных покрытий или образуются в процессе экс­плуатации дорог. При определенном сочетании скорости ТС и частоты расположения таких наплывов они вполне способны «сбросить» с проезжей части тяжелые грузовики и автобусы. Боковая сила, возникающая при этом на серповидных профилях дорожных покрытий или при наклонном положении данных дефектов по отношению к продольной оси дороги, может легко превысить порог боковой устойчивости того или иного ТС. В этих условиях даже на скоро­стях менее 50 км/час водители, следующие по дорогам с обочинами шириной 2-3 м, не успе­вают среагировать, поскольку необходимое для этого время намного превышает физиологи­ческий порог восприятия[10.22].

2См. ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

В настоящее время основные параметры ДИ в России не соответствуют фактически сложившейся интенсивности и плотности дорожного движения. Протяженность дорог федерального значения составляет всего лишь 44 тыс. км (3, 6 погонных метра на 1 кв. км площади страны), более 300 тыс. населенных пунктов не имеют дорог с твердым покрытием, причем 150 из них являются центрами административных районов. Основные автомо­бильные дороги перегружены в 2-3 раза в сравнении с расчетными пара­метрами, плотность дорожной сети даже в крупных городах в 2-2, 5 раза ниже установленных норм. На 78 % протяженности автомобильных дорог федерального и регионального значения имеются дефекты, недопустимые с точки зрения действующих стандартов и правил. К числу наиболее распро­страненных условий, способствующих совершению ДТП, следует отнести:

ограниченность ширины проезжей части; повышенную скользкость дорож­ных покрытий; отсутствие дорожной разметки, искусственного освещения, средств связи; большое количество несанкционированных пересечений и выездов на автомобильные дороги; отсутствие укрепленных обочин; пере­грузку дорог запрещающими знаками; наличие мостов с ограниченной грузоподъемностью; размещение и комбинирование дорожных знаков без учета особенностей их восприятия водителями движущихся транспортных средств; массовые нарушения установленного порядка содержания и обуст­ройства дорог; низкие эксплуатационные качества световозвращающих покрытий элементов ДИ ламп накаливания, используемых в светофорах, и т. п. В частности, ширина проезжей части большинства автомобильных дорог России не превышает 10м при максимальной интенсивности движе­ния до 8 тыс. ед. в сутки; более половины ДТП происходит на дорогах ши­риной 7 м и менее, где относительно безопасное движение возможно толь­ко при скорости ТС не более 30 км/ч.

Среди факторов, обусловливающих возникновение ДТП, заметное место занимает информационное качество ДИ. На недостаток необходимой ориентирующей информации как причину нарушений ПДД указывают око­ло 65 % водителей. Конечно, в немалой степени аргумент подобного рода является удобным средством оправдания ими своих неправомерных дейст­вий, однако в целом его обоснованность не вызывает сомнений. Наблюде­ния за водителями, впервые попадающими в незнакомые регионы, показы­вают, что более половины из них испытывают затруднения в ориентировке на маршруте движения, при поисках пунктов питания, технической помощи, связи, кемпингов и гостиниц. Более трети из них вынуждены обращаться за соответствующими разъяснениями к сотрудникам ДПС, работникам АЭС, местным жителям и т. д. Особенно остро указанные потребности проявляют­ся при изменении сложившихся схем движения в связи с проведением до­рожных работ. В ночное время подобные ситуации возникают повсеместно, чему в значительной степени способствует отсутствие или неудовлетвори­тельное качество дорожной разметки и соответствующих указателей.

Дефекты ДИ (например, такие как выбоины на дорожных покрытиях, отсутствие укрепленных обочин и дорожных знаков) могут оказывать не только прямое, но и косвенное неблагоприятное влияние (создают по­вышенную запыленность, загазованность проезжей части, увеличение плотности транспортного потока, загрязнение окружающей среды транс­портом, стоящим или ремонтирующимся в не приспособленных для этого местах и т. п.). В разделе 1 пособия мы отмечали, что в состав ГИБДД вхо­дят подразделения организации дорожного движения и дорожной инспек­ции, главной целью которых является «исключение дорожного фактора как условия дорожно-транспортного происшествия» (см. п. 1, 2 [1.8]). Однако в силу своей относительной малочисленности, а также сосредоточенности преимущественно на инженерной проработке технических решений по) организации движения и плановом обследовании улично-дорожной сети они не в состоянии обеспечить ежедневный широкомасштабный контроль состояния ДИ. Решение этой задачи возлагается на сотрудни­ков ДПС. Для их соответствующей профессиональной подготовки, организации и координации деятельности в этом направлении в штат строевых подразделений включены специалисты-госавтоинспекторы дорожного надзора.

 

4.2. Оценка параметров безопасности элементов ДИ

 

Перед заступлением на службу инспектора ДПС должны получать све­дения о местах и видах ремонтно-восстановительных и других работ на улицах и дорогах, сводку погоды на ближайшие сутки, а также другую ин­формацию о состоянии дорожной сети и средств регулирования движения. Прибыв к месту несения службы, инспектора обязаны произвести предва­рительный осмотр участка патрулирования, при необходимости опро­сить о его состоянии водителей ТС, работников дорожно-эксплуатационных, коммунальных служб, а также личный состав сменяемых ими наря­дов. При этом фиксируются:

1) наличие выбоин, вспученностей, просадок, келейности, посторонних предметов, гололеда, снежного наката, разливов битума и других дефектов на дорожных покрытиях;

2) места разрушения (размыва, оползня) обочин и их сопряжений с до­рожным покрытием;

3) появление зарослей на обочинах, откосах, поворотах и в зонах огра­ниченной видимости;

4) образование съездов с проезжей части, не организованных в установ­ленном порядке;

5) повреждения, загрязнения, загромождения и пропажи дорожных зна­ков, указателей, светофоров и пешеходных ограждений;

6) отсутствие или недостаточная видимость вертикальной и горизон­тальной дорожной разметки;

7) отсутствие ограждений, предупреждающих знаков и сигнальных фонарей в местах производства ремонтно-строительных работ (см. рис. 7);

8) разрушение водоотводных и водопропускных устройств, неисправно­сти или отсутствие смотровых люков городских коммуникационных сетей, неисправности системы канализации, водо- и газопроводов, расположен­ных в полосе отвода автомобильных дорог, и т. д.;

9) наличие на проезжей части и обочинах транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, оставленных без присмотра и соответствую­щего обозначения;

10) нарушения правил производства ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах.

При осмотре участка патрулирования особого внимания требуют:

1) подъемы и спуски;

2) участки дорог, простирающиеся на 100 м за вершинами подъемов и на 150 м у подошв спусков;

3) пересечения дорог в одном уровне с прилегающими к ним участками на протяжении 50-100 м;

4) кривые с ограниченной видимостью подходов к ним;

5) кривые малых радиусов;

6) мосты, путепроводы, дамбы, высокие насыпи и прилегающие к ним участки длиной до 75 м и более в обе стороны;

7) участки дорог около остановок общественного транспорта при отсут­ствии уширения проезжей части;

8) участки дорог с узкой проезжей частью и неукрепленными обочинами;

9) скользкие места на кривых большого радиуса;

10) железнодорожные переезды.

 

4.3. Основные условия проведения ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах

1. Все предприятия независимо от ведомственной принадлежности и отдельные граждане при проведении работ на дорогах в условиях дорожно­го движения обязаны составить, согласовать с ГИБДД и утвердить у руко­водителя соответствующей дорожной организации схему организации дорожного движения в месте производства данных работ с указанием вида работ и сроков их проведения. После согласования эта схема служит раз­решением на производство работ [4.2.], [4.16].

Примеры: см. рис. 7, 7а, 76, 7в, 7 г:

 

 

Рис. 7. Организация движения и ограждение дорожных работ, выполняемых на половине ширины проезжей части двухполосной автомобильной дороги

Таблица 1

Длина отгона на ремонтируемых участках автомобильных дорог [4.16]

 

 
п/п   Скорость на подходе к ремонтируемому участку Длина отгона при ширине проезжей части, закрываемой для движения (м)
2, 5 3, 0 3, 5 4, 0 5, 0 7, 5
               
               
               
  601            
               

1 Для использования инерции разгона ТС на затяжных подъемах в местах произ­водства работ допускается устанавливать ограничения скорости 60 км/час, если позволяют дорожные условия и предприняты предусмотренные меры безопасности.

Рис. 7а. Организация движения и ограждение дорожных работ, выполняемых на обочине двухполосной дороги

 

2. Неотложные аварийные работы по устранению отдельных повреж­дений дорог и дорожных сооружений, а также все технологические опера­ции, связанные с содержанием дорог, могут выполняться без согласования, но с условием предварительного оповещения ГИБДД о месте и времени проведения таких работ.

 

Рис. 76. Организация движения и ограждение дорожных работ, выполняемых на средней полосе движения трехполосной автомобильной дороги

 

Краткосрочные работы могут проводиться по согласованной с ГИБДД упрощенной схеме расстановки дорожных знаков и ограждений, если они начинаются и заканчиваются в светлое время суток, а по их окончании проезжая часть и обочины полностью освобождаются от дорожных машин, механизмов, ограждений и временных дорожных знаков. Если зона проведения краткосрочных работ перемещается по проезжей части (ямочный ремонт, исправление просадок и т. п.), то схема организации движения должна быть следующей (см. рис. 7в):

 

Рис. 7в. Организация движения и ограждение краткосрочных дорожных работ

3. При нанесении линий продольной дорожной разметки инспекто­рам следует оказывать помощь исполнителям работ и следить за тем, чтобы данная операция велась в соответствии с установленными требованиями безопасности и на всех дорожных машинах и автомобилях прикрытия были включены проблесковые маяки (см. рис. 7г).

 

 

Рис. 7г. Организация движения и ограждение работ по нанесению линий продольной дорожной разметки

 

4. Перед началом работ все рабочие и водители машин должны быть проинструктированы о применяемой условной сигнализации, подаваемой жестами и флажками, о порядке движения, маневрирования дорожных ма­шин и ТС, местах разворота, въезда и съезда, складирования строительных материалов и инвентаря.

Трактористы (машинисты) инструктируются о запрете движения тракторов и других самоходных машин на гусеничном ходу по проезжей части дорог с асфальто- и цементобетонными покрытиями [9].

Дорожные рабочие должны иметь одежду (жилеты) ярко-оранжевого цвета, а дорожные машины и оборудование — окраску белого (желтого) цвета с полосами красного цвета на габаритных частях.

5. В местах въезда ТС на дороги с усовершенствованным покрытием лица, производящие работы, должны обеспечить очистку колес машин от грязи или постоянную уборку загрязнений с проезжей части.

6. Временные дорожные знаки, ограждения и другие технические сред­ства, применяемые при производстве работ, должны отвечать требова­ниям действующих стандартов.

7. Особо опасные места (траншеи, котлованы, ямы и т. п.) должны быть ограждены специальными щитами с сигнальными фонарями и флажками.

8. Предприятия, учреждения и граждане, производящие такие работы, несут ответственность за соблюдение сроков их производства и обеспечение БДД. По завершению работ они обязаны восстановить поврежденное дорожное покрытие, зеленые насаждения, дорожные знаки, разметку и другие средства регулирования движения [4.16].

Таблица 1а

Основные параметры проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог (по СНиП 2. 05. 02 - 85)

 

№ п/п   Параметры   Номер технической категории дорог  
  III   IV   V  
  Число полос движения          
  Ширина полосы движения (м)   3, 75   3, 5     -  
  Ширина проезжей части (м)   7, 5       4, 5  
  Ширина обочин (м)   3, 75 (1, 5)*   2, 5 (1, 0)*   2(1, 0)*   1, 75 (1, 0)*  
  Ширина земляного полотна (м)          

 

*На горных участках, в местах с переходно-скоростными и дополнительными полосами движения.

 

4.4. Контроль состояния дорожных знаков, разметки и дорожных покрытий

 

За разработку дислокации дорожных знаков на автомобильных дорогах России отвечают дорожно-эксплуатационные организации или владельцы автомобильных дорог. Дислокация утверждается:

1) на магистральных дорогах федерального значения - Федеральным департаментом дорог Минтранса РФ и ГУГИБДД;

2) на федеральных, а также областных, краевых и республиканских (в составе России) дорогах - органами, уполномоченными управлять этими дорогами, и управлениями (отделами) ГИБДД соответствующих субъек­тов РФ;

3) на ведомственных и частных дорогах - владельцами и соответствую­щими территориальными органами ГИБДД.

1. Сотрудники, занятые несением дорожно-патрульной службы, должны следить за тем, чтобы:

1) поврежденные или разрушенные дорожные знаки приоритета 2.1-2.7 [8] были заменены или восстановлены в течение суток, а все прочие знаки - не позднее 3 суток с момента повреждения или потери эксплуата­ционных качеств;

2) в одном сечении дороги устанавливались не более 3 дорожных зна­ков (без учета дублирующих знаков и табличек);

3) на дорогах с двумя и более полосами для движения в одном направ­лении дорожные знаки дублировались, если существует вероятность, что они могут оказаться своевременно не замечены водителями ТС;

Дублирующие знаки устанавливают на разделительной полосе, а если ее нет, то на левой стороне дороги, когда для движения во встречном направлении имеется не более двух полос. Если видимость знака, уста­навливаемого на левой стороне дороги, не может быть обеспечена, а также в случае, если для движения во встречном направлении имеется три полосы и более, знаки размещают над проезжей частью [ГОСТ 23457-86].

4) высота установки дорожных знаков составляла:

а) 1, 5-2, 2 м вне населенных пунктов;

б) от 2 до 4 м в населенных пунктах;

в) не менее 0, 6 м на островках безопасности и проезжей части;

г) 5, 0-6, 0 м над проезжей частью;

5) расстояние от края проезжей части (при наличии обочины - от бровки земляного полотна) до ближайшего к ней края знака, установленно­го сбоку от дороги, составляло 0, 5-2, 2 м, а до края знаков 5.20.1-5.27, 5.31 [8] - от 0, 5 до 5 м;

6) предупреждающие знаки 1.1-1.30 [8] устанавливались в зависимости от разрешенной скорости движения, условий видимости и возможности их размещения на расстоянии 150—300 м от начала опасного участка вне насе­ленных пунктов и 50-100 м в населенных пунктах;

7) величина габаритной высоты, указанная на знаках 3.13 «Ограни­чение высоты», была меньше фактической на 0, 2-0, 3 м, а для путепроводов, по которым проходит автомобильная или железная дорога, соответственно на 0, 3 и 0, 4 м;

8) величина габаритной ширины, указанная на знаках 3.14 «Ограни­чение ширины», была меньше фактической на 0, 2-0, 3 м;

9) временно установленные знаки демонтировались не позднее суток с момента устранения причин, вызвавших их установку;

10) дорожная разметка восстанавливалась, если ее износ на участке протяженностью 50 м составляет более 50 % при выполнении ее краской и более 25 % - термопластиком;

11) световозвращающие приспособления, используемые вместо дорож­ной разметки, не возвышались над проезжей частью более чем на 15 мм;

12) стойки и балки дорожных ограждений, а также сигнальные столбики имеющие трещины, сколы бетона до арматуры или механические повреж­дения (в случае их изготовления из металла, дерева или пластмасс), свое­временно ремонтировались;

13) перегоревшие лампы и поврежденные рассеиватели светофоров заменялись в срок не более суток;

14) геометрические размеры дефектов дорожных покрытий не превышали допустимых для них значений (для выбоин и просадок - 15 см по длине, 60 см по ширине и 5 см по глубине независимо от категории дорог и улиц);

15) параметры отдельных элементов ДИ соответствовали установлен­ным нормам (см. табл. 2 и табл. 3 [4.2]).

Таблица 2

Предельно допустимые размеры повреждений дорожных покрытий и сроки их ликвидации

 

№ п/п   Группа дорог и улиц   Условное обозна­чение группы   Повреждения на 1000м2 покрытия, не более (м2)   Срок ликвидации повреж­дений (сут)  
  Автомобильные дороги с интен­сивностью движения более 3000              
    авт/сут; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги   А   0, 3 (1, 5)*    
    скоростного движения, магист­ральные улицы общегородского              
    значения непрерывного движения              
  Автомобильные дороги с интен­сивностью движения от 1000 до              
    3000 авт/сут; в городах и населен­              
    ных пунктах - магистральные дороги регулируемого движения,   Б   1, 5(3, 5)*    
    магистральные улицы регулируе­мого движения общегородского и              
    районного значения              
  Автомобильные дороги с интен­сивностью движения менее 1000 авт/сут; в городах и населенных   В   2, 5 (7, 0)*    
    пунктах - улицы и дороги местного              
    значения              
*Для весеннего периода  

2. Нарядам ДПС необходимо своевременно принимать меры по опове­щению дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб о разрушении крышек люков смотровых колодцев и решеток дождеприемников, которые, по существующим нормам, подлежат немедленному ограждению и замене в течение не более трех часов [4.2].

 

Таблица 3


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.045 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал