Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И воспитанию слабоумных






В начале девяностых годов среди небольшой части русского общества, именующих себя национал-патриотами, Российским Собором, обществом «Память», наблюдается тенденция идеализировать русское самодержавие, не видеть ту сословную дифференциацию, которая определяла социальную политику в жизни русского общества. Новые монархисты не хотят призна­вать, что самодержавная Россия проявляла большую косность в отношении социальных проблем и потому отставала в их решении от многих зарубежных стран. Критика социальной политики царского правительства исходила не только от большевиков, но и от различных прогрессивных сил общества, далеких от антимонархических взглядов.

Косность и равнодушие проявлялись и в области помощи аномальным детям. Вследствие этого Россия позже других европейских государств приступила к осуществлению государственных, подчеркиваем государствен­ных, мероприятий по призрению, воспитанию и обучению умственно отсталых детей.

Такое положение аномальных детей в царской России не могли облегчить те несколько актов, которые в разное время издавались в России и должны были продемонстрировать заботу об убогих, но, как мы увидим дальше, на самом деле носили символический характер. Более высокой оценки заслу­живают те мероприятия, которые осуществляла русская церковь в древнее время и в последующие годы.

Но Россия—это не только самодержавие, не только чиновничий, бюрок­ратический аппарат, Россия—это многомиллионный народ, передовые пред­ставители которого не прекращали борьбы за политическое, экономическое и культурное преобразование России в целом и за удовлетворение насущных нужд просвещения и здравоохранения.

Борьба общественных сил за преобразование России нашла свое отражение


и на таком, казалось бы, скромном участке социальной и культурной жизни, каким является общественная помощь слабоумным. Русская общественность проявляла много инициативы, творчества, настойчивости, чтобы преодолеть косность правительства в данной области, и выдвинула много интересных, самобытных идей, намного опередивших дефектологическую мысль Запада. Отечественные педагоги и врачи внесли большой вклад в клиническое и психологическое изучение проблемы слабоумия и в разработку теории и практики воспитания и обучения умственно отсталых детей.

Интересно отметить, что борьба за развитие общественной помощи слабоумным в России всегда рассматривалась как часть общеполитического, социально-экономического преобразования всей жизни России.

История воспитания и обучения умственно отсталых детей в России по существу началась с конца XIX века. В предыдущее время можно лишь указать на некоторые факты, имеющие косвенное отношение к интересую­щему нас вопросу, но в какой-то степени подготовившие общественное мнение, и некоторые организационные условия к' осуществлению в России воспитания и обучения слабоумных.

§! • Первые государственные акты, касающиеся слабоумных

Первые на Руси официальные документы, касающиеся слабоумных, относятся к X веку, когда князь киевский Владимир Святославич в утвер­жденном им в 996 году Уставе о православной церкви обязывал церковь заботиться об убогих, нищих и юродивых.

О том, что церковь и, в частности, монастыри первыми стали опекать юродивых, слабоумных, подтверждает и «Повесть временных лет» — летопись киевского летописца Нестора, относящаяся к 1074 году. В ней сказано: «Аще кто коли приносяще детищ болен кацем либо недугом одержим, приносяху в монастырь».

Имеется ряд указаний, что в Киево-Печерской лавре уже в XI веке было убежище для слабоумных.

В Древней Руси слабоумные были окружены ореолом святости и таинст­венности. Простой народ считал призрение «дурачков», «блаженненьких» угодным Богу делом. Историк В. Ключевский в своей книге «Добрые люди Древней Руси» пишет: «Московская немощеная улица XVII века была очень неопрятна: среди грязи — несчастье, праздность и порок сидели, ползали и лежали рядом; нищие и калеки вопили к прохожим о подаянии...».

Слабоумные, юродивые, скитавшиеся по дорогам Руси, причиняли народу много зла. Они были виновниками поджогов и других преступлений. Становилось очевидным, что сентиментальное отношение к ним таило определенную общественную опасность. Возникла общественная необходи­мость в изоляции слабоумных.

1) Ключевский В. Добрые люди Древней Руси.—М., 1896.—С. 25.


Первые попытки принять официальные меры по борьбе с нищенством и бродяжничеством делались в России в царствование Федора Алексеевича (1676—1682). В последний год его царствования был издан указ, который должен был регулировать меры общественного призрения. До этого времени призрением занимались только церковь и монастыри. Этот указ запрещал нищим, убогим и юродивым бродить по улицам и дорогам. Он обязывал открывать для них «шпитальни» и богадельни. В результате этого указа в России в дополнение к тем убежищам для убогих, что имелись при монастырях, стали открываться первые учреждения общественного призре­ния—богадельни.

Первые русские государственные акты о слабоумных относятся к XVI веку. При Иване Грозном в 1551 году в «Стоглавый судебник» была внесена статья о необходимости попечения нищих, больных и тех, «кои одержимы бесом и лишены разума». Этих лиц рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых». Однако этот закон не имел-широкого применения. Более того, в царствование Алексея Михайловича (1645—1676), по данным Ю. Каннабиха, на Руси, как и в католической Европе, запылали костры, куда бросали людей, обвиняемых в колдовстве; среди них оказывались и юродивые.

Законодательный акт о правовом положении слабоумных в России был принят в царствование Федора Алексеевича в 1677 году. Этот акт лишал права управлять своим имуществом глухих, слепых, пьяниц и глупых.

В дальнейшем Петр I стремился осуществить ряд таких мероприятий, в результате которых государство могло бы осуществлять контроль за деятель­ностью учреждений общественного призрения. Петр I обратил внимание на то, что призрение в монастырях и богадельнях открывает возможность для разных злоупотреблений со стороны лиц, обслуживающих эти учреждения, и содействует развитию тунеядства среди лиц, пользующихся призрением. В связи с этим Петр I обязал выяснять, кого содержат монастыри. Он требовал удалить из монастырей трудоспособных убогих, а лиц, симулирующих увечья, болезни, бить батогами. Всех нищих он приказал возвращать к месту жительства, чтобы их кормили помещики этих мест и местные власти. На борьбу с тунеядством были направлены и указы Петра I «о дураках». Петром I был разработан проект указа о создании госпиталей для душевнобольных, в которых должны были помещаться и ненормальные заброшенные дети. Но этот указ не был претворен в жизнь.

Обычай призревать слабоумных в монастырях особенно распространился при Петре I. Это объясняется тем, что некоторые бояре с целью избавить своих сыновей от государственной службы, к несению которой их обязывал Петр I, стали под видом «дураков» помещать своих детей в монастыри. Петр I вынужден был принять меры, предупреждающие злоупотребление системой призрения слабоумных в монастырях. В числе таких мер были указы «о дураках», имевшие целью пресечение возможной симуляции.

'213


Петр I запретил посылать в монастыри «дураков» без предварительного их освидетельствования. В своих указах он называл признаки, на основании которых следует судить о том, является ли обследуемый действительно умственно ненормальным. «Дураками» он считал тех, кто «отповеди учинить не могут; не годятся ни в какую науку и службу; недвижимое к пустому приводят; беспутство расточают». Когда и эти меры по борьбе с симуляцией не дали ожидаемых результатов, Петр I ввел запрет «дуракам» жениться и наследовать имущество. Очевидно, эта мера оказалась более действенной.

Все приведенные выше высказывания в защиту слабоумных, а также попытки призревать их в монастырях сыграли определенную роль в форми­ровании гуманистических настроений в обществе, но не меняли фактического положения слабоумных. Общество не признавало за собой обязанностей по отношению к слабоумным.

В 1761 году к этому вопросу возвращается Петр III, который дал указание: «Безумных не в монастыри отдавать, но построить на то нарочитый дом, как на то обыкновенно в иностранных государствах учреждены долгаузы»1. И этот указ не был выполнен.

Впервые замысел о создании домов для душевнобольных осуществился лишь в царствование Екатерины II, издавшей в 1775 году «Указ об учреждении Приказов общественного призрения».

Этот указ сыграл положительную роль в дальнейшем развитии в России лечебных учреждений, благотворительных заведений и школ. Согласно указу в России создается ряд учреждений для призрения инвалидов, сирот, душевнобольных и других лиц, нуждавшихся в специальных домах. Приказу общественного призрения поручается попечение и надзор за народными школами, сиротскими домами, госпиталями и больницами, богадельнями, домами неизлечимых больных и сумасшедших, работными и смирительными домами. Указ определяет требования ко всем этим учреждениям.

Упомянутый указ официально узаконил эти учреждения. Однако для его реализации на практике в России делалось очень мало. В конце XVIII—на­чале XIX века было открыто лишь несколько домов для душевнобольных. В 1776 году был открыт дом для душевнобольных в Новгороде, в 1779—при Обуховской больнице в Петербурге, в 1785 открылась Преображенская больница для душевнобольных в Москве.

Этот указ Екатерины II и первые больницы для душевнобольных имеют очень далекое отношение к вопросам призрения слабоумных. Дело в том, что указ не предусматривал открытия учреждений для слабоумных. В больницы же для душевнобольных слабоумных детей помещали редко.

1) См.: Ю д и н Т. И. Очерки истории отечественной психиатрии.—М., 1951.—С. 30.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал