Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитание детей в семье
Семейная педагогика казачества, сложившаяся на рубеже ХVШ - начала ХIХ в., ставила целью воспитания подготовку целостной личности казака-семьянина, труженика, гражданина и воина. Именно в человеке, гармонично объединившем в себе эти качества, видели казаки идеал воспитания. Для реализации этой цели решались следующие задачи: воспитание у молодого поколения трудолюбия; военно-физическое воспитание; умственное воспитание; религиозно-нравственное воспитание; эстетическое воспитание. В воспитательной практике казаки успешно применяли следующие средства воспитания: труд, военно-спортивные и праздничные мероприятия, учение, обряды и обычаи, традиции. Семья выступала своеобразным форпостом, оберегающим вековые традиции, сформировавшиеся столетиями устои общества, в особенности нравственные устои. Деды и прадеды казаков считали, что наилучший возраст для развития человеческих способностей - это раннее детство (до пяти лет). Гуманное и заботливое отношение к детям - одна из отличительных черт казачьей семьи и общины. В воспитании родители всегда стремились соблюдать индивидуальный подход к детям, создавая условия для самовыражения личности. Старшие стремились научить детей приносить пользу не только семье, но и окружающим. Совместный организованный труд был радостным и приучал ребенка видеть прекрасное в любом деле. Немаловажным в семейном воспитании было стремление старших прививать детям чувство доброты и благожелательности. Казаки справедливо считали главными богатствами человека доброту и щедрость. Отец и мать, дед и бабка внушали детям, что быть добрым - значит соблюдать Божьи заповеди: не убий, не укради, не лги, почитай родителей, люби ближнего, как самого себя. Быть добрыми - всегда поступать по совести и защищать справедливость, стремясь к истине. Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье, и строились они по спирали. Каждый виток в ней – это замкнутый цикл, и занимал он определённый возрастной период, например, физическое развитие было основным в возрасте от 8 лет (в некоторых семьях от 7 лет) и до 12 лет. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. В семь лет мальчика стригли ритуально во второй раз. Бритоголовым он шел в первый раз с мужчинами в баню, а затем к первой церковной исповеди. Дома после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев. Старшие братья придирчиво осматривали его одежонку и немилостиво выбрасывали все, что считали излишне теплым или мягким. «Все! - говорили они. - Учись служить! Чай, теперь ты не дите, а полказака!». С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины (или, если отец погиб или умер, только мать). Женщины не имели права вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. «Смотри, - говорил отец, - на тебе дом и женщины. Доглядай хозяйство». В десять лет казачонок полностью понимал меру ответственности и был опорой дома и семьи. До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня. В этот момент воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И главное здесь – личный пример старших. Именно с этого возраста начиналось приобщение детей к старинным сказкам и былинам, рассказам о боевых подвигах казаков, к песням, пословицам и поговоркам. Мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам всё меньше позволяли сюсюкаться с ним: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плач, ты же казак, а казак не плачет!». В этот период детские игры играли немаловажную роль в воспитании детей, особенно мальчиков. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат. С 8 лет казачонка переселяли в мужскую половину куреня. С этого же времени казачонок учился владеть нагайкой, его начинали приглашать на «беседы». С 8 лет главная роль в воспитании мальчика принадлежала крёстному. Крёстный и кровный отцы как бы дополняли друг друга. Родной отец мог быть излишне мягок в отношении своего сына. Крёстный же мог быть излишне суров. Поэтому родной отец останавливал крёстного, когда дело могло принять опасный оборот, а крёстный не давал отцу жалеть сына. Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось учение его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!». В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. Именно обучения, но не развития. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию – шашке (кинжалу) и умению ездить на лошадях. Жена казачьего старшины по Риггельману.
|