Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 7. Тема: физическое и нервно-психическое развитие(НПР) грудного ребенка.
1. Физическое развитие грудного ребенка На первом году жизни ребенок интенсивно растет и развивается. В оценке здоровья ребенка имеет значение физическое и НПР. Физическое развитие грудного ребенка - совокупность морфологических и функциональных признаков организма обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды. На физическом развитии отражается - особенности лимита, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, перенесенные заболевания, наследственность, тип конституции, иненсивность обмена веществ. На первом году жизни масса тела интенсивно нарастает. Масса доношенного ребенка минимальная-2500гр, средняя 3300-3500гр. 1. Увеличивается на 600гр 2. На 800 3. На 800 4. 750 5. 700 6. На 50гр меньше 7. На 50гр меньше 8. На 50гр меньше 9. На 50гр меньше 10. На 50гр меньше 11. И тд 12 и тд К 4, 5 месяцам масса удваивается, к 1 голу утраивается. В 1 год - ребенок весит примерно 10-10, 5кг. Массу можно рассчитать по формуле Мазурина и Воронцова: 1е полугодие - Mд=Мп+ 800*n 2е полугодие - MD=Мп+(800+6)+400( Поправочный коэффициент K= +- 10% Длинна тела насчитывается поквартально: 1- по 3см ежемесячно(9см за кв) 2- по 2, 5см ежемесячно (7, 5см за кв) 3- по 1, 5 см ежемесячно (4, 5см за кв) 4- по 1см (3см за кв) За 1 год ребенок вырастает примерно на 24-25см. И в год его рост 75см. Поправочный коиф цент к=+-5% от долженствующего роста. Окружность головы - у новорожденного ребенка в среднем равна 34-36см. Затем она увеличивается на 1см в месяц. Окружность грудной клетки - новорожденного ребенка в среднем равной 32-34см. Затем она увеличивается на 1.3см в месяц. Размеры головы и груди сравниваются в 4 месяца. Для оценки Физического развития используются цельтильные таблицы.
2. Нервно-психическое развитие (НПР) грудного ребенка - оценивается по формированию у ребенка умений, развитию речи и двигательных навыков. Линия развития - это существенный показатель НПР, который формируется в более или менее одинаковом периоде времени и по этому может быть использован как критерий оценки НПР. Основные критерии (линии) развития: Аз - анализатор зрительный Ас - анализатор слуховой Э - эмоции Д - движения До- движения общие Др - движения руки Ра - речь активная Рп - речевые понимания Н - навыки 1 месяц. Аз - сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете Ас - длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого и звуку игрушки) Э - первая улыбка на разговор взрослого До - лежа на животе пытается поднять и удержать голову(до 5сек) Ра - издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним 2мес. Аз - длительное зрительное сосредоточение, следит за движущейся игрушкой или взрослым Ас - поворачивает голову на звук, в сторону взрослого Э - улыбается в ответ на разговор с ним, длительное сосредоточение на другом ребенке До - лежа на животе поднимает и некоторое время удерживает голову(более 5сек) Ра - повторно произносит отдельные звуки
Воспитание в 1-2 месяца: Надевают ребенку ползунки во время бодрствования, общаются при переодевании, разговаривают, наклоняясь над ним или отойдя в сторону. Стараются вызвать улыбку и оживление ребенка различными звуками. Подвешивают игрушки разного цвета и формы на 50-70см на кроватку, затем опускают ниже(с2месяцев), чтобы ребенок мог трогать их руками. Перед кормлением ребенка выкладывают на живот.
3 месяца. Аз - зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на руках у взрослого) Э- отвечает комплексом оживления на эмоциональное обращение с ним Др - случайно наталкивается руками на низко висящие игрушки. До - лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову(1мин) 4месяца: Аз- узнает мать или близкого человека, радуется Ас - поворачивает голову в сторону невидиммого источника звука и находит его глазами Э - во время бодорствования часто или легко возникает " комплексное оживления". Громко смеется на эмоциональное речевое общение Др - рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью игрушки До - удерживает голову в вертикальном положении на (руках у взрослого) при поддержки подмышки упирается о твердую опору ногами согнутыми в тазобедренных суставах. Ра - гулит Н - во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку 5 месяцев: Аз - отличает близких людей от чужих Ас - узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию Э - радуется ребенку, берет у него из рук игрушку Др - берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке До - долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот, устойчиво стоит при поддержки подмышки. Ра - по долгу певуче гулит. Н - ест с ложки полу пустую пищу
Воспитание в 3-5 месяцев - ласково разговаривают с ребенком, поддерживают " комплекс оживления" поют песенки, вызываю улыбку, перед кормлением ребенка выкладывают на живот, стимулируют ползание, перевороты со спины на живот. Игрушки яркие, пластмассовые, удобные для захвата, погремушки, кольца.
6мемяцев. Ас - по разному реагирует на свое и чужое имя Др - уверенно берет игрушки находясь в любом положении и по долгу ими занимается, перекладывая из одной руки в другую До - переворачивается с живота на спину, передвигается переставляя руки и немного подползая сидит. Ра - произносит отдельные слоги Н - ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашки небольшое количество жидкости
7 месяцев Др - стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее До - хорошо ползает, уверенно сидит Рп - на вопрос " где? " Находит взглядом предмет находящийся в определенном месте. Ра - по долгу лепечет Н - пьет из чашки которую держит взрослый 8 месяцев Э - с острит на действия другого ребенка, смеется и лепечет Др - игрушками занимается долго и разнообразно(толкает мяч, стучит, вынимает) подражает взрослому До - сам садится, ложится; держась руками за барьер встает, стоит, переступает и опускается Рп - на вопрос " где? " Находит 2-3 предмета Ра - громко четко повторно произносит различные слоги Н - ест корочку хлеба, которую сам держит у руке, пьет из чашки которую держит взрослый
9 месяцев Ас - плясовые движения под музыку Э - догоняет ребенка подражая действиям др ребенка Др - действует с предметами по разному(катает, вынимает, нажимает) До - переходит от 1 предмета к другому слегка придерживаясь за них руками Рп - на вопрос " где? " Находит несколько предметов; знает свое имя, оборачивается на зов Ра - подражает взрослому, повторяя за ним слоги Н - хорошо пьет из чашки, слегка придерживаясь ее руками, формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок) 10 месяцев: Э - действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним Др - самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушкой действия; вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает; действия с предметами принимают устойчивый характер До - всходит на невысокую поверхность или горку держась за перила, сходит с нее, идет в перед с поддержкой за обе руки. Рп- по просьбе " дай! " Находит и дает знакомые предмет, в прятки " догоню-догоню", " сарока-ворока" Ра - подражает взрослому, повторяет слоги которых не было в его лепите Н - закрепляет умения приобретенные в 9 мес
11 месяцев Э - радуется приходу детей Др - накидывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца на стержень До - стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги Рп - по словесной инструкции водит куклу, кормит собачку, находит и дает любую куклу, мяч, которые видит среди игрушек. Н - закрепляет навыки полученные а 9 месяце
12 месяцев За - узнает на фотографии знакомого взрослого Э - протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом, ищет игрушку спрятанную другим ребенком Др - катает, водит, кормит, баюкает До - ходит самостоятельно Рп - понимает действия без показа (найди, дай), понимает имена детей и взрослых Ра - произносит 5-10 облегченных слов Н - самостоятельно пьет из чашки
Воспитание в 6-12 месяцев - у ребенка следует стимулировать лепет, вызывать подражание произносимым слогам и простым словам, него разговаривать, называть предметы, имена, действия, увить ребенка выполнять " до свидания, ладушки, сорока-ворона", побуждать ребенка к ползанию (6 мес), вставанию(7, 5 мес), ходьбе с опорой (8-9 мес), без опоры (11-12 мес). Для развития речи показывать животных, игрушки. С 10 месяцев - картинки. Игрушки: куклы, машина, пирамидки из 2-3 колец, кубики, коробочки разных цветов и величины.
3. Комплексная оценка состояния здоровья грудного ребенка- включает следующие этапы: - проведение антропометрии - оценка физического развития: рост и вес соответствуют(не соответсвуют) возрастной норме; физическое развитие гармоничное(дисгармоничное) - оценка НПР: НПР соответсвует возрасту ребенка; ребенок отстает на столько-то месяцев (ретардация НПР); ребенок опережает в НПР возрастную норму на столько-то месяцев (аксилирация НПР). -Оценка состояния здоровья ребенка за прошедший период -определения группы здоровья -составления плана мероприятий в соотвествии с группой здоровья
Лекция 8. Тема: " естественное вскармливание грудных детей"
1. Виды вскармливания и их характеристики. Пища - источник веществ, которые обеспечивают ребенка энергией и пластическим материалом для построения органов и тканей. Постоянный рост и развитие ребенка обеспечивает рациональное вскармливание. У детей до 1 года различают 3 вида вскармливания: -естественное - это при котором ребенок до 5 месяцев проучает только материнское молоко, а с 5 месяцев еще и прикорм -смешанное - это при котором на ряду с грудным молоком ребенок получает искусственные смеси. -искусственные - это при котором ребенок получает вместо материнского молока искусственные смеси. Единственно правильным адекватным и оптимальным для грудного ребенка являются естественное вскармливание. Этот вид вскармливания соответсвует основным принципам рационального питания: -получение достаточного количества пищи -удовлетворение потребностей ребенка в основных ингредиентах (белки, жиры, углеводы), витаминах и микроэлементах -соблюдения режима питания с учетом возраста и индивидуальных потребностей ребенка. Принципы организации вскармливания грудью: 1) ранние прикладывание ребенка к груди матери в первые 30 минут после рождения; 2) в первый месяц жизни - кормление " по требованию ребенка" с последующим установлением режима питания; 3) вскармливание только грудным молоком в течение 4-5 месяцев; 4) исключение воды из рациона детей находящихся на естественном вскармливании(в 1й месяц); 5) отнятие ребенка от груди не ранее 1-1, 5 лет при условии, что ребенок здоров.
2. Характеристика лактации. Материнские гормоны выработки и выделения молока: 1) пролактин - выделяется после кормления для подготовки следующего кормления; наибольшая секреция происходит ночью; действует на ольвиолы молочных желез; угнетает овуляцию; 2) окситоцин - вырабатывается до и вовремя кормления; действует на мышечные клетки, заставляет молоко выделяется; способствует сокращению матки; Признаки рефлекса окситоцина: Тяжесть, покалывание в молочных железах, выделение молока, боль в матке и ощущение прилива крови. Усиливает рефлекс: полные любви мысли о ребенке, звуки, вид малыша. Тормозят рефлекс: стресс, боль, сомнения. Различают 3 вида женского молока: 1) молозива- клейкая густая жидкость, желтовато-серого цвета, вырабатывается после рождения ребенка до 4-5 дня его жизни. Богата - белками, витаминами, ферментами, иммуноглобулинами. 2) переходное - вырабатывается с 4-5 дня до 2-3 неделе жизни. Имеет промежуточный состав между молозивом и зрелым молоком. 3) зрелое молоко - вырабатывается со 2-3 недели жизни ребенка и имеет полное биологическое сродство с организмом ребенка.
Состав грудного молока и значение грудного вскармливания: 1) в женском молоке содержится оптимальное количество белков, жиров, углеводов в соотношении 1: 3: 6. 2) белки - мелкодисперстные индентичные белкам плазмы крови, не нуждаются в переработки и сразу всасываются в кровь. В молоке содержится ряд незаменимых аминокислот, которые не вырабатываются организмом, а поступают с молоком матери. Самое важное из них - таурин. Функции таурина: -влияют на дифференцировку тканей -участвуют в формировании сетчатки глаз -стимулируют функции печени -влияет на формирование миелиновой оболочки нервных волокон -учавствовует в сократительный функции миокарда -обладает антитоксическим действием -усиливает фагоцитарную активность лейкоцитов -регулирует натриева-калиевый обмен 3) жиры - это легко усвояемые не насыщенные жирные кислоты, участвующие в развитии ЦНС. Представлены комплексом " омега 3" (ленолевая кислота, линоленовая кислота, арахидовая кислота) 4) углеводы - представлены молочным сахаром - лактозой, которая способствует развитию кисломолочной микрофлоры кишечника, предупреждая развитие дисбактериоза и острых кишечных инфекций 5) оптимальное соотношение солей кальция и фосфора, предупреждает рахита 2: 1. 6) факторы иммунитета - антитела, лизоцим, макрофаги, нейтрофилы, естественные антибиотики(лактофелицин) 7) биологически активные вещества - ферменты, гормоны 8) различные витамины и микроэлементы -
Преимущества грудного вскармливания для ребенка: - Грудное молоко всегда готово для ребенка - оно теплое и стерильные - молока вырабатывается по потребностям ребенка, поэтому редко быват недокорм или перекорм - благотворно влияет на нервную систему ребенка. Способствует лучшему контакту между ним и матерью Преимущество грудного вскармливания для матери: -ускоряет сокращение и заживление матки после родов - предупреждает онкологические заболевания половых органов и молочных желез -создает психологический комфорт, возвышает женщину в глазах мужа, родственников и общества - молоко экономически выгодней смесей
3. Особенности кормления ребенка грудью Правильное положение у груди: -мать принимает удобную позу и расслабляется - тело ребенка прижато к материнскому лицом к груди - голова и тело малыша лежат в одной плоскости -подбородок касается груди -ребенка поддерживают за ягодицы (относится только к новорожденному) -контакт матери и ребенка " глаза в глаза"
Правила вскармливания грудью: 1) прикоснуться соском к губам ребенка 2) подождать пока он широко откроет рот 3) прижать к себе поддерживая за спинку 4) приложить к груди
Признаки правильного сосания: рот широко открыт, нижняя губа вывернута наружу, язык изогнут вокруг груди, щеки круглые, ореола больше видна над ртом ребенка, медленное глубокое сосание с паузами, можно видеть или слышать как ребенок глотает молоко.
Завершение кормления грудью: продолжительность кормления грудью 15-20минут, после насыщения ребенок отпускает грудь, при необходимости мать сцеживает остатки молока, мать смазывает молоком сосок и ореолу, грудь оставляют открытой для контакта с воздухом на 10-15 минут.
4. Питание и режим кормящей женщины. Питание: - Рациональное и разнообразное 5-6 раз в день. Колоритность выше обычного рациона на 700-1000ккалл -количество жидкости 1, 5-2л в стуки - ограничить: лук, чеснок, бобовые, острые и пряные блюда - исключить: продукты - аллергены, крепкий чай и кофе, консервы, копчености, алкоголь. Суточный рацион кормящей матери: 200гр мяса или рыбы, 1л молока или кисломолочных продуктов. 100-150гр творога, 20-30гр сыра, 200-300гр хлеба, 100-150гр круп или монотонных изделий, 500-600гр овощей, 200-300гр фруктов или ягод, 15-20гр сливочного и 25-30гр растительного масла. Режим кормящей женщины - психологический и моральный комфорт; полноценный отдых; сон не менее 8ч ночью и 1-2ч днем; прогулки на свежем воздухе; тщательная личная гигиена тк резкие запаха матери могут способствовать отказу ребенка от груди: душ с мылом 2р день, перед каждым кормлением вымыть с мылом подмышечных впадины и под молочными железами; исключение через мерных физических нагрузок; всесторонняя поддержка мужа и сблизить родственников; прием лекарств должен быть ограничен, лечение назначается только врачем.
5. Режим кормления и способы расчета питания для ребенка до 1 года. Новорожденные: по требованию после 1 месяца ребенка кормят 6-7 раз в сутра с перерывами между кормлениями. Между кормлениями 3-3, 5 часа, ночью 6ч. Со 2-5 месяц 6 раз в сутки с перерывами 3, 5ч, ночным 7ч. С 5-12 месяц: кормят 5 раз в стуки с перерывами 4ч, ночью 8ч.
Способы расчета питания для ребенка до 1 года: Существует объемный и колоритный методы расчета питания. По объемному методу ребенок должен получать в сутки следующее количество пищи в возрасте: 1-14 день жизни - 70хn(если масса при рождении менее 3200гр) или 80xn (если масса при рождении более 3200гр), где n -день жизни, От 2 недель до 2 месяцев - 1/5 массы ребенка, От 2 месяцев до 4 мес - 1/6 масса ребенка, От 4 мес до 6 мес - 1/7 масса ребенка, От 6мес до года - 1/8 масса ребенка, но не более 1л. При калорийном методе(проводит врач) ребенок должен получать сутки: 0-3 мес: 120 ккал/кг массы тела 4-6 мес: 115 ккал/кг массы тела 7-9 мес: 110 ккал/кг массы тела 10-12 мес: 100 ккал/кг массы тела Критерии насыщения ребенка - о насыщении ребенка судят по общему виду ребенка, по его поколению, между кормлениями, по нарастанию массы тела и физиологическим отправлениями (частота стула и мочеиспусканий). Проблемы по грудном вскармливании: Настоящие проблемы - гиппогалактия, втянутые соски, отказ матери от кормления ребенок грудью, болезненность в груди или сосков, озноб, жар, отказ ребенка от груди. Потенциальные проблемы - риск развития заболеваний у ребенка и матери, риск снижения массы тела ребенка, риск развития гипотрофии ребенка.
Лекция 9. Тема: " смешанное и искусственное вскармливание" План: 1. Определение видов вскармливания 2. Смешанное вскармливание 3.искусственне вскармливание 4. Коррекция питани
1. Определение видов вскармливания Признаки видов вскармливания: - достоверные: прилавка массы тела менее 500гр в месяц, редкие, менее 6 раз в сутки, мочеиспускания, небольшое количество концентрированной мочи. - вероятные: беспокойство, частный плач, частые и продолжительные кормления, редкий стул с небольшим количеством кала, отсутсвие молока при сцеживании после кормления. Определение вида вскармливания: Необходимо провести контрольное кормление (взвешивание) - это взвешивание ребенка сначала до, потом после кормления грудью. Цель контрольного кормления - определение фактического разового объема молока, высасываемого младенцем из груди. Если молока достаточно, то матери рекомендуют продолжить естественно вскармливание. Если молока мало, то проводят лечение гипогалактии, при неэффективности назначают докорм, т.е. смешанное вскармливание. Если молоко отсутствует, то проводят искусственное вскармливание. Причины гипогалактии: Нарушение правил кормления грудью: 1) Позднее и неправильное прикладывание к груди 2) Редкое и непродолжительное кормление 3) Раннее введение другой пищи или питья 4) Применение сосок, пустышек 5) Снижение активности сосания при заболевании Психологические факторы: 1) Неудовлетворение в достатке молока 2) Усталость, стресс 3) Отсутствие желания кормить грудью Профилактика и лечение гипогалактии: 1) Установить и устранить причину 2) Убедить мать в ее способности кормить грудью 3) Стимулировать лактацию – кормить чаще, ночью, прикладывать в 1 кормление к обеим железам 4) Нормализовать режим дня, обеспечить достаточно отдыха 5) Ограничить режим питания увеличенным количеством жидкости, давать напиться(отвары укропа, тмина, крапивы), чай с молоком. 6) Использовать массаж, душ. Иглоукалывания 7) Медикаменты (аппилак, витамины)
2. Смешанное вскармливание – виды вскармливания, при котором ребенок в 1 получение на ряду с грудью молоком, получает докорм в виде молочной смеси. Правила введения докорма: 1) Прикладывать грудь не мене 3-4 раз в сутки 2) Докорм давать после каждого кормления грудью, прикорм с ложки 3) Воизбежании недокорма периодически проводить расчеты 4) Кормить по желанию 5) Расчет питания, сроки введения новых … такие же, как и при естественном вскармливании Абсолютные противопоказания к 1 прикладываю к груди (со стороны ребенка): 1) Гемолитические болезни (ГБН) 2) Тяжелые нарушения мозгового кровообращения (ВЧРТ) 3) Глубокая недоношенность 4) Тяжелая форма дыхательного расстройства Ребенка кормят сцеженным молоком, до улучшения, потом прикладывают к груди матери (при ГНБ первые 5 дней – искусственные смеси), далее грудное молоко. Абсолютные противопоказания к 1 прикладываю к груди (со стороны матери): 1) Сердечная и почечная недостаточность 2) Тяжелые болезни крови 3) Тяжелая эндокринная патология 4) Злокачественные опухоли 5) Острые психич. заболевания 6) Некоторые инфекции: туберкулез, сифилис, ВИЧ В этом случае ребенка сразу переводят на искусственное вскармливание. Затруднения при вскармливании грудью (со стороны ребенка): 1) Врожденные аномалии лица(заячья губа, волчья пасть) 2) Короткая уздечка языка 3) Заболевания слизистой полости рта 4) Нарушение носового дыхания Затруднения при вскармливании грудью (со стороны матери): 1) Проблемы с количеством молока – гипогалактия, гапактория 2) Проблемы с сосками 3) Проблемы с молочными железами – мастит Особый случай - Кесарево сечение, болезнь матери. Правила экстренного отнятия ребенка от груди: 1) На 2-3 день разлучить мать и ребенка 2) Ограничить потребления пищи и жидкости 3) На грудь наложить давящую повязку 4) Медикаменты (диуретики, брошкриптики) Не желательно отнимать ребенка от груди в жаркое время года. При острых заболеваниях и во время проведения прививок.
3. Искусственное вскармливание –это ребенок получает вместо материнского молока искусственные смеси. Причины перевода на искусственное вскармливание: 1) Отсутствие молока (аголактия) 2) Противопоказания со стороны матери 3) Отсутствие матери Правила искусственного вскармливания: 1) Система проводящая расчет питания и энергетич.ценности пищи с последующей коррекцией (жиры – слив.масло, белки – творогом, углеводы – сироп) 2) Суточный объем пищи рассчитывается так же как и при естественном вскармливании 3) Сроки введения навых блюд, могут быть как и при естественном вскармливании 4) Для переваривания и усвоения смеси (не характерной пищей для организма), требуется больше времени (3-5ч), по этому кормят реже (до 3м - 6р/с, с 3-13м – 5р/с) 5) Смеси стерильны и согреты до 40 градусов 6) Отверстия в соске … небольшого размера, чтобы смесь вытекала каплями 7) Горлышко бутылки всегда … заполнено 8) Кормить только … 9) После кормления … поддерживать вертикально и уложить на бочок 10) Смеси надо менять (не часто) Молочные смеси – это продукты детского питания, используются вместо грудного молока и приближено к нему по Нарушение правил кормления грудью: 1) Позднее и неправильное прикладывание к груди 2) Редкое и непродолжительное кормление 3) Раннее введение другой пищи или питья 4) Применение сосок, пустышек 5) Снижение активности сосания при заболевании Психологические факторы: 1) Неудовлетворение в достатке молока 2) Усталость, стресс 3) Отсутствие желания кормить грудью Профилактика и лечение гипогалактии: 1) Установить и устранить причину 2) Убедить мать в ее способности кормить грудью 3) Стимулировать лактацию – кормить чаще, ночью, прикладывать в 1 кормление к обеим железам 4) Нормализовать режим дня, обеспечить достаточно отдыха 5) Ограничить режим питания увеличенным количеством жидкости, давать напиться(отвары укропа, тмина, крапивы), чай с молоком. 6) Использовать массаж, душ. Иглоукалывания 7) Медикаменты (аппилак, витамины)
2. Смешанное вскармливание – виды вскармливания, при котором ребенок в 1 получение на ряду с грудью молоком, получает докорм в виде молочной смеси. Правила введения докорма: 1) Прикладывать грудь не мене 3-4 раз в сутки 2) Докорм давать после каждого кормления грудью, прикорм с ложки 3) Воизбежании недокорма периодически проводить расчеты 4) Кормить по желанию 5) Расчет питания, сроки введения новых … такие же, как и при естественном вскармливании Абсолютные противопоказания к 1 прикладываю к груди (со стороны ребенка): 1) Гемолитические болезни (ГБН) 2) Тяжелые нарушения мозгового кровообращения (ВЧРТ) 3) Глубокая недоношенность 4) Тяжелая форма дыхательного расстройства Ребенка кормят сцеженным молоком, до улучшения, потом прикладывают к груди матери (при ГНБ первые 5 дней – искусственные смеси), далее грудное молоко. Абсолютные противопоказания к 1 прикладываю к груди (со стороны матери): 1) Сердечная и почечная недостаточность 2) Тяжелые болезни крови 3) Тяжелая эндокринная патология 4) Злокачественные опухоли 5) Острые психич. заболевания 6) Некоторые инфекции: туберкулез, сифилис, ВИЧ В этом случае ребенка сразу переводят на искусственное вскармливание. Затруднения при вскармливании грудью (со стороны ребенка): 1) Врожденные аномалии лица(заячья губа, волчья пасть) 2) Короткая уздечка языка 3) Заболевания слизистой полости рта 4) Нарушение носового дыхания Затруднения при вскармливании грудью (со стороны матери): 1) Проблемы с количеством молока – гипогалактия, гапактория 2) Проблемы с сосками 3) Проблемы с молочными железами – мастит Особый случай - Кесарево сечение, болезнь матери. Правила экстренного отнятия ребенка от груди: 1) На 2-3 день разлучить мать и ребенка 2) Ограничить потребления пищи и жидкости 3) На грудь наложить давящую повязку 4) Медикаменты (диуретики, брошкриптики) Не желательно отнимать ребенка от груди в жаркое время года. При острых заболеваниях и во время проведения прививок.
3. Искусственное вскармливание –это ребенок получает вместо материнского молока искусственные смеси. Причины перевода на искусственное вскармливание: 1) Отсутствие молока (аголактия) 2) Противопоказания со стороны матери 3) Отсутствие матери Правила искусственного вскармливания: 1) Система проводящая расчет питания и энергетич.ценности пищи с последующей коррекцией (жиры – слив.масло, белки – творогом, углеводы – сироп) 2) Суточный объем пищи рассчитывается так же как и при естественном вскармливании 3) Сроки введения навых блюд, могут быть как и при естественном вскармливании 4) Для переваривания и усвоения смеси (не характерной пищей для организма), требуется больше времени (3-5ч), по этому кормят реже (до 3м - 6р/с, с 3-13м – 5р/с) 5) Смеси стерильны и согреты до 40 градусов 6) Отверстия в соске … небольшого размера, чтобы смесь вытекала каплями 7) Горлышко бутылки всегда … заполнено 8) Кормить только … 9) После кормления … поддерживать вертикально и уложить на бочок 10) Смеси надо менять (не часто) Молочные смеси – это продукты детского питания, используются вместо грудного молока и приближено к нему по составу. Характер молочных смесей: Различают: -По физ: сухие и жидкие -По основному продукту: сладкие(на молоке), кисломолочные(на кефиры) -По составу: адаптированные и простые -По назначению: для здоровых и спец.лечебные Адаптир.смеси - … приближено по соству к жен. Молоку, обычно изготавливается фабричным сособом. Критерии выбора адап. Смеси: 1) С.г 2) Указание оптимального возраста применения 3) Наличие лактозы, таурина, витаина Д3, микроэементы, комплекс «Омега 3» Критерии индивидуального приготовления смеси ребенка: Ранее (в течениие1 сутки после приема): Хорошее самочувствие ребёнка, отсутствие аллергии, отсутствие диспепсического расстройства (срыгивание, понос, рвота) Позднее (в течение 1-3 мин после приема): Адекватное физическое и нервно-психическое развитие.
4. коррекция питания – проводят с помощью введения корригированных добавок и прикорма. Корригирующие – дозировка блюда, которые включают в рацион как источник витаминов, минералов веществ, микроэлементов. Прикормы – это блюда, которые полностью заменяют грудное молоко. Правила введения добавок и прикорма: 1) Новые блюда дают перед кормлением грудью с ложки 2) После каждого прикорма рекомендуют прикладывают ребенка к груди 3) Вводят новые блюда постепенно 4) Срок введения нового блюда – 1 неделя, и еще 1 неделя необходима для адаптации 5) Интервал между 2 новыми блюдами не менее 3х недель 6) Вводить одно блюдо, переходить к следующему после привыкания к предыдущему. Блюда однородные, без комков. Один и тот же вид прикорма дают 1 р/д Коррегир. Добавки: фрукты, сок, пюре, творог, яичный желток. В настоящее время рекомендуют вводить коррегир.добавки и прикормы старше 6 месяцев, пр сохранению индивидуального подхода к питанию. Фруктовый сок – дают с целью обогащения рациона, вводят с 4х месяецв, начиная с 2-3 капель и доведя в первые 7 дней до нужного количества. Суточный объем сока рассчитывается: V=np * 10, где n= число месяцев, не более 100мл, в 2 приема. Соки готовят непосредственно перед употреблением и дают после еды. Первое и последние кормление соки не назначают. С 4-5 мес – фруктовое пюре. Выбор сока – яблочный(зеленые яблоки), морковный, грушевый, тыквенный. При склонении к жидкому стулу – вишеневый, гранатовый, черной смородины, черничный При запорах – персиковый, абрикосовый, сливовый. Исключение: цитрусовый, томатный, малиный, клубничный, виноградный, ананасовый. Творог – является источником белка и кальция, вводится с 5-5, 5 мес, питания с 1/2 ч/л, и доводят до 30г (к 1г не более 50) дают только свеже приготовленных продуктов. Желток - …… Вводят в рацион с 5, 6-7 мес. Начиная с крошки и доводят до 1/2 ч/л желтка. Возможна аллергическая реакция Яйцо варят в крутую 10 минут. Растирают с грудным молоком. Прикормы – овощное пюре, каши, кефир. Овощное пюре – с 5 мес. Используют: капуста, кабачки, морковь, тыква, горох, свеклу, картофель. Сначала из 1 овоща, затем смешивают пюре из 2-3 овощей, заправив 3-4 мл растительного масла. Начиная с 1 ч/л добавляя в течение 7 дней до расчета дозы (100-150мл) постепенно замещая одно кормление грудью Полезно в г отовую кашу добавлять свежие фрукты и овощи. Мясо - с 7 мес, в виде мясного пюре из нежирного мяса, вместе с овощным пюре (обед). Начиная с 1ч/л доводят в течениие 7дней до 50гр (к 1г до 70г). В 9-10 мес мясное пюре заменяют на фрикадельку. В 11-12 мес – на паровые котлеты, с 10 мес – а 1-2 р/н мясо заменяют рыбой. Кефир – 8м, с 1 ч/л доводят до 7 дней 100-150мл, постепенно заменяя 3 кормления грудью. Сроки введения добавок и прикорма: в 4м – сок, в 4, 5м – пюре, в 5м – овощное пюре, в 5, 5 – творог, в 6м - каша молочная, в 6, 5м – желток, в 7м – мясное пюре. Для расширения меню: в 9-10м – фрикадельки, в 11-12м – котлеты паровые, после 1-м – 2р/н рыба вместо мяса, 8м – кефир, в 10м – 4кормел -> молоко цельное, в 10м – 5кормл -> молоко цельное, во 2 полугодии – сухари и печенье. Алгоритм составления меню: 1) Определить суточный объем пищи – 2н- 2м: 1/5 массы тела ребёнка. 2-4м = 1/6 м.т. 4-6м = 1/7 м.т. 6м-1г = 1/8 м.т. не более 1 л 2) Определить разовый объем пищи: - суточный объем: количество кормления, исходя из возраста: 1-2м = 7р (через 3ч), 2-5м = 6р (через 3, 5ч), 5-12м = 5р(через 4ч). 3) записать часы кормления в зависимости от частоты кормления 5мес - 1 прикорм (овощное пюре), 6 мес - 2 прикорма (овощное пбре, молочная каша), 7 мес - 2 прикорма(овощное пюре+мясо, молочная каша), с 8-12 мес - 3 прикорма(овощное пюре+ мясо, кифир,... 4. Определить количество при кормов в зависимости от корма - 7 раз 6: 00, 9: 00, 12: 00, 15: 00, 18: 00, 21: 00, 24: 00. 6 раз - 6: 00, 9: 30, 13: 00, 16: 30, 20: 00, 23: 30. 5 раз - 6: 00, 10: 00, 14: 00, 18: 00, 22: 00
5. Записать прикормы и грудное молоко (смеси) по часам кормлений 6. Ввести в меню каррегирующие добавки, рационально распределив их в течении дня: с 4 мес - фруктовы йсок, с 4, 5 м - фруктовое пюре, с 5, 5м - творог, с 6, 5 м - яичный желток.
Организация работы молочной кухни. Молочная кухня является профилактическим учреждением медицинского типа. Заведует молочной кухней - мед работник(фельдшер или врач). Основной задачей являются - приготовление кисломолочных смесей для детей до 2 лет. К сотрудникам кухни, помещением, сырью для изготовления продукции предъявляются повышенные санитарно-гигиенические требования. Питание с молочной кухни получают платно по рецепту врача педиатра .
Лекция 10. Тема: период " молочных зубов"
Период от 1г до 7л называют периодом " молочных зубов". Условно в нем выделяют 2 периода: от 1-3л - преддошкольный или старший ясельный возраст; 1-7 лет - дошкольный возраст. Данный период характеризуется интенсивным НПР и изменением пропорций тела ребенка. В течении первых 6 лет жизни закладывается основы личности ребенка, формируется характер и привычки, проявляются его склонности и таланты.
1. АФО молочных зубов. Нервная система - характеризуется дальнейшим развитием и созреванием, расширением условно рефлекторных связей, становлением и развитием второй сигнальной системы - речи. Дети этого возраста коммуникабельны, активно вступают в контакт, испытывая возрастающую потребность в общении. Они чрезвычайно любознательны, эмоциональны, проявляют привязанность к родителям. Необходимо помнить что привычки закрепленные в этом возрасте зачастую сохраняются на всю жизнь. Дети до 3 лет удовлетворяются общением с членами семьи. Старше 3 лет нуждаются в общении со сверстниками и способны организовывать с ними сюжетные и ролевые игры. Целесообразно в этом возрасте отдать ребенка в дет.сад. К 5-7 годам нарастает сила и подвижность нервных процессов. Ребенок может описать впечатления, свободно общаться с взрослыми, игры приобретают абстрактный характер - усложняются. Появляются различия в поведении мальчиков и девочек. К 7 годам большинство детей готовы идти в школу. Кожа и ее придатки продолжают развиваться, совершенствуется терморегуляция, выделительная и защитная функции. Отмечаться снижение функции сальных желез, уменьшение количества и выраженности естественных складок. К 5-6 годам они сглаживаются и исчезают. Отмечается рост бровей и ресниц, иногда происходит изменение цвета волос. Ребенка необходимо обучать навыкам гигиены(подмывание, умывание, чиста зубов) и пользованию горшком. Гигиеническая ванна в холодное время года может проводится 2 раза в неделю. Костно-мышечная система - продолжает расти и развивается. К 2 года (24м) заканчивается форсирование молочного привкуса - 20 зубов. С 5 лет нас начинается смена их на постоянные зубы. В 6 лет - 1 постоянный зуб, в 7 лет - не меня 4х. Позвоночник до 1, 5 лет растет равномерно, затем рост шейных и верхних грудных позвонков замедляется, а с 5 лет снова рост позвоночника становится равномерным. В костях сохраняется еще много хрящевой ткани, что обеспечивает их гибкость и подвижность. Но они легко искривляться и деформируются. Для предупреждения деформации костей необходимо: рациональное питание, достаточная двигательная нагрузка, адекватные физические нагрузки, правильный подбор мебели. Характерно развитие мышечной системы: нарастание силы, ловкости, массы мышц(диаметр мышц увеличивается в 2-2, 5 раза). Первые 3 года жизни преимущественно развиваются крупные и средние мышцы, обеспечивающие ходьбу, бег, прыжки. Развитие мелких мышц происходит медленнее и продолжается до 9-10 лет. Для стимуляции работы кисти детям рекомендуется специальные упражнения (мазайка, кубики, рисование, лепка, штриховка). Дыхательная - развивается и совершенствуется функция газообмена в легких. К 2 годам формируются придаточные пазухи носа. До 3 лет дыхательные пути относительно узкие, а слизистая нежная и слабо защищенная. В связи с тем, что количество контактов у детей после года увеличивается, создаются условия для заболеваний ОРВИ, по этому пик заболеваемости орви, бронхитами и пневманией происходит в возрасте 1-3 года. Тип дыхания: к 2 годам - смешанный(диафрагмально-грудной), к 5 годам - грудной. Частота дыхания до 3 лет - 28-32, после 3 лет - 25-30, дыхательная аритмия сохраняется до 2-3 лет. При выслушивание до 2-3 лет определяется пуэрильное дыхание. Потом шумы ослабевают и к 7 годам становится везикулярным(когда слышно только вдох). ССС - увеличивается в размерах и обогащается развлетленой сетью капилляров. Пульс составляет в 1-3 года - 115-105 в мин, в 4-6 лет - 100-90 в мин. Ад систалическое до 5 лет = 80+2n, n- число лет ребенка. В 5 лет - 100, старше 5 лет = 100+n. Диастолическое давление = 1/2 - 2/3 от систалического давления. Пищеварительная система - значительно увеличивается в размерах, совершенствуются ее функции: ферментативная, двигательная, всасывающая и тд. Однако слизистая остается по прежнему уязвимой и по нарушени питания проявляется симптомами диспипсии. К 2 годам достигает полного развития - слюнных железы, расширяется вкусовое восприятие, появляются индивидуальные пищевые пристрастия. Длина пищевода к 2 года - 16см. Емкость желудка: в 2 года - 300-400мл, в 3г - 400-500мл, 5-6л - 1000 мл. Значительно улучшается функция печени, но остается менее совершенной чем у взрослых. Стул урежается до 2 раз в сутки, а после 3 лет до 1 раза. Мочевыделительная система - притерпивает значительные изменения. К 5-6 годам почки становятся анатомически зрелыми, хотя функции из еще не совершенны. Суточный объем мочи составляет: до 5 лет = 600+100*(n-1); старше 5 лет: 0 = 100*n+5. Разовый объем мочи составляет 90-120мл. Относительная плотность равна 1010-1020. Частота мочеиспускания 8-10 раз в сутки. Произвольное мочеиспускание формируется: у девочек - к 1, 5-2голам, у мальчиков - к 3-3, 5 годам.
Динамика физических показателей: Масса тела в 1 года = 10кг, от 1-5 лет m=10+n; от 5-10лет m=20+3*(n-5). Длинна тела в 1 год = 75см, от 1-5лет = 75+5n, в 5лет 110см, 5-10 лет - 110+6*(n-5). Окружность головы до 5 лет увеличивается по 1 см в год, в 5 лет =50см, потом увеличивается на 0, 5мм в год. Окружность груди от 1 года до 10 лет увеличивается на 1, 5 см в год. В 10 лет =63см, после 10 лет увеличивается на 3 см в год.
2. Особенности питания для детей от 1 года до 7 лет. Питание детей старше 1 года изменяется, что связано с развитием жевательного аппарата. Увеличением объема желудка возрастанием функциональных возможностей пищеварительной системы. Однако функции жкт еще не совершенны, по этому сохраняется опасность возникновения дисфункции жкт. Задача мед первоначальной и родителей строго следить за качеством продуктов и их кулинарной обработки. Рекомендации по рациональному питанию: - ежедневно ребенок должен получать 2 овощных блюда и 1 крупинное. - обязательно должны быть горячие блюда: супы, борщи, гарниры. - в 1 половине дня лучше давать мясо, рыбу, бобовые, во 2 половине - творог, каши, овощи - предпочтительны вареные и печеные блюда, реже поджаренные - калорийность: завтрак 25%, обед 35-40%, полдник 10%, ужин 20-25% - молоко должно составлять ежедневно не менее пол литра, творог - 50гр. - кисломолочные продукты: кифир, простокваша и тд - мясные блюда готовятся из мяса, не жирных сортов в виде тефтелей, котлет, фрикаделек. -В меню должны использоваться сырые овощи и фрукты, ягоды, зелень и соки. - 10-15% от суточного количества жиров должны быть растительными маслами
3. Подготовка детей к ДДУ(детское дошкольно учреждение) У детей старше 3 лет возникает потребность общаться со сверстниками по этому их необходимо с 3 лет и старше посещать в ДДУ. Но если это делать не рекомендуется, необходимо ребенка подготовить к перемене обстановки, к расставанию с близкими людьми, к изменению режима дня. Подготовка к поступлению в ДДУ: 1) максимальное приближение домашнего режима к режиму ДДУ 2) ликвидация вредных привычек(укачивание, кормление с бутылочки, пользование соской) 3) обеспечение основных навыков опрятности и самообслуживания(произвольное мочеиспускание и дефикация, самостоятельное умывание, одевание, пользование столовыми приборами) 4) обеспечение вакцинацией за 2-3 месяца в полном объеме для данного возраста 5) проведение оздоровительных мер(при анемии, диатезах, частых ОРВИ) 6) проведение санитарно просветительных работ с родителями 7) обеспечение постепенного увеличения длительности прибывания ребенка в ДДУ: в течении 1 недели - 3-4ч в день(до обеда), в течении 2 недели - 5-6ч в день(до дневного сна); в течении 3 недели - 8-9ч полный день.
Необходимо помнить что адаптация ребенка к ДДУ протекает индивидуально, значит требует разного подхода. Условно выделяют по степени тяжести следующие виды адаптации: 1 группа - физиологическая адаптация: дети не болеющие в период адаптации и легко переносящие ее, длительно 2-3 недели 2 группа - напряженной(средне тяжелой) адаптации: дети болеющие ОРВИ в период адаптации 1-2 раза в легкой форме, длительность от 2-3 недель до 2-3 месяцев. 3 группа - патологической(тяжелой) адаптации: дети с неблагополучным социальным и биологическим анамнезом. Болеющие ОРВИ 3-4 и более раз за период адаптации обычно в тяжелой форме, часто с осложнениями; дети с психологическими переживаниями(депрессии), извращенные поведенческие реакции, длительность от 2-3м до 6 мес и более.
4. Обязанности мед.раьотника ДДУ - в сотрудничестве с врачем и воспитателями мед.сестра выполняет лечебные, контрольные и профилактические мероприятия с целью: 1) профилактики заболевания у детей 2) стимуляции го ироничного развития личности ребенка в физическом, нервно-психическом и социальном аспектах 3) просвещение родителей по актуальным вопросам
Мед сестра должна следить чтобы в период бодрствования с детьми проводились занятия: по развитию речи и ознакомлению с окружающей средой, по совершенствованию движений, по использованию в играх дидактического и строительного материала, по музыке, рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Основные обязанности мед сетсры(фельдшера) ДДУ: 1) лечебная работа: оказание неотложной помощи, выполнение назначения врача 2) контролирующая работа: контроль здоровья детей, контроль здоровья сотрудников и оформление мед.книжек, контроль состояния всех помещений ДДУ, контроль технологии и приготовления и качества пищи, контроль подбора мебели и игрушек, контроль соблюдения режима дня, контроль проведения утренней зарядки и физкультурных занятий: утренняя зарядка проводится ежедневно детям старше 2 лет. С 3 лет проводятся занятия физкультуры 2 раза в неделю группами по 3-10 человек. Используют мячи, палки, обручи, скамейки. Детям старше 4 лет включают спортивные элементы. Контроль проведения закаливания, у детей старше 1 года закаливание включает: воздушные ванны, отпирание водой, обливания местные и общие, полоскание горла, купание в бассейне, реке, море и осторожное закаливание под рассеянными лучами солнца. 3) профилактическая работа: планирование и проведение проф.прививок, организация и проведение врачебных проф.осмотров. Посезонные проф.мероприятия: прием витаминов, фитетеропя и тд 4) сан.просвет работы: проведения бесед с персоналом, родителями и детьми 5) противо эпид.работа: утренние фильтры в группах при наличии возможных инфекционных заболеваниях, изоляция инфекционных больных, противо эпид.мероприятия в очаге инфекции 6) отчетно учетная деятельность: ведение документации 7) подготовка детей к школе
Лекция 11. Тема: " период младшего школьного возраста"
1. Подготовка ребенка к школе. Ребенка посещающего ДДУ в школу готовит мед.сестра(фельдшер) ДДУ. Если ребенок не посещает ДДУ, то в школу его готовят участковая мед сестра. При подготовки ребенка к школе необходим индивидуальный подход к ребенку. В школу оформляется индивидуальная карта развития(форма номер 26). Для оценки школьной зрелости существует следующие тесты: 1) определение физической зрелости: выпадение первого зуба, способность правой рукой через голову достать мочку левого уха. 2) определение умственной зрелости: способность спокойно сидеть в течении 1 урока, подчинятся требованию учителя, достаточная общая самостоятельность ребенка, отсутсвие патологии зрения, слуха, опорно двигательного аппарата, проведение тестов Керна и Расика.
Психофизиологических исследования включают: 1) тест Керна и Расика состоит из 3 заданий: 1 - нарисовать человека (мужчину); срисовать короткую фразу из 3 слов(он ел суп); нарисовать группу точек. Каждое задание оценивается от 1-5 баллов. Каждый ребенок считается готовый к школе получив 8-9 баллов за все задания 2) характер звуком произношения 3) монометрический тест (вырезание круга)
Установление степени готовности ребенка в школе основывается на результатах разностороннего медицинского и психофизиологического исследований. Педиатр, логопед, окулист, психолог, хирург-ортопед осматривают ребенка в возрасте 5-6 лет. При выявлении тех или иных дефектов развития проводится соответствующая коррекция и повторное обследование непосредственно перед поступлением в школу. Детей условно относят к следующим группам риска: 1) с отклонениями в биологическом развитии(недостаточная прибавка роста, отсутствие постоянных зубов и тд) 2) с функциональными отклонениями(неврозы, гипертрофия миндалин, сколиоз 1 степени, ОРВИ 4 и более раз за год) 3) с хроническими заболеваниями Окончательное законченные о готовности ребенка к школе дается по совокупности всех данных. При необходимости проводят ряд профилактических мероприятий, в том числе: прививки, санации хронических очагов инфекции, оздоровительные процедуры, перевод на новый режим дня приближенный к школьному, устранение вредных привычек, занятие с психологом и логопедом
2. АФО органов и систем школьников Школьные годы важнейший период жизни ребенка. Изменяется режим дня, увеличиваются умственные нагрузки, В то же время данный период характеризуется завершением формирования всех органов и систем ребенка, совершенствований всех его функции. С 11-12 лет начинается период полового созревания во время которого происходит фундаментальная перестройка эндокринной системы и формирование вторичных половых признаков. Период младшего школьного возраста(препубертатный) - 7-11лет; период старшего школьного возраста(пубертатный) с 12-17лет; и юношеский с 17-18 лет до 24 лет.
Нервная система завершает свое развитие, сформированы нервные центры и ПНС. Хорошо регулируются двигательные функции, в том числе мелкая моторика, однако с 12 лет отмечается нарастаивающая неустойчивость нервных процессов с преобладанием процессов возбуждения, что связано с начавшимся половым созреванием. В этот период из-за быстрого роста мозга несколько ухудшается его кровоснабжение. По этому у ребенка могут возникнуть функциональные расстройства: неготивизм, раздражительность, грубость, плаксивость, депрессии, обмороки. Осознание своего социального " я" у большинства детей появляется к 7-8годам. Поступление. В школу ребенок воспринимает как работу уравнивавшую его с взрослыми, как шаг к самостоятельности. В адаптации к школьной жизни ребенку должны помогать родители, педагоги, психологи. В начальных классах у детей еще отмечается неустойчивость внимания, рассеянность, неспособность долго заниматься одним видом деятельности. В старших классах основной опасностью является перегруженность информацией верующая к умственному переутомлению.
Кожа и ее придатки - достигают полной анатомической и функционально зрелости. Подкожная клетчатка с 3-8 лет почти не увеличивается. С 8 лет интенсивно нарастает максимально откладываясь в местах обусловленных полом ребенка. С 12-13 лет значительно увеличивается секреция потовых и сальных желез, появляются юношеские угри. С 13-14 лет начинают функционировать апокриновые железы, секрет которых имеет резкий запах. Это предъявляет особые требования к гигиене кожи подростка. В связи с половым созреванием появляется оволосение подмышечных впадин, лобка, а у мальчиков еще и лица.
Костно-мышечная система: характеризуется интенсивным ростом и развитием. Отмечается формирование координации движений и развивается мелкая моторика. до 9 лет длина верхней половины туловища преобладает над нижней. С 9-10 лет наблюдается интенсивный рост нижних конечностей. К 12 года костная ткань как у взрослых. Не правильно подобранная мебель, неудобная поза во время занятий дома и в школе часто приводят к патологическому искривлению позвоночника - сколиозу. С 5-6 лет начинается замена молочных зубов на постоянные. Интенсивно развиваются и укрепляются мышцы, связки, нарастает масса и сила мышц. Для нормального развития мышечной системы необходимы адекватные физические нагрузки. При оценки моторного развития выделяют 3 группы детей: 1) зрелые дети (моторика развита соответственно возрасту) 2) дети с незначительным отставанием в моторном развитии 3) дети с существенным отставанием в моторном развитии
Дыхательная система: продолжает развивается и увеличиваться в размерах. И к 8-10 годам становится как у взрослых. Форма грудной клетки приближается к форме взрослого, увеличивается масса и сила межреберных мышц. Продолжается рост хрящей гортани, особенно у мальчиков в 12-13 лет. Тип дыхани у мальчиков - брюшной, у девочек - грудной. ЧДД с 7-12 лет - 20-25 в мин; с 12 и старше 16-20 в мин. Дыхание ритмичное ровное.
ССС: продолжает развиваться и растет вместе с увеличением размеров тела. К 7 годам сердце приобретает форму взрослого. К 12 годам завершается развитие эластической ткани сердца и формирование.. Аппарата. Легочный ствол до 10 лет шире аорты. С 10-12 лет их диаметр сравнивается, а после 12 лет аорта становится шире легочного ствола. Пульс становится устойчивым, ритмичным, менее частым. У детей с 7-11 лет 80-90 в мин; с 12 лет и старше 70-80 в мин. Ад систалическое у детей до 11 лет стабильное 100+n. С началом полового созревания рост сосудов несколько отстает от роста тела и как следствие отмечается дисфункции в виде болей в области сердца, приступов сердце биения, жаров и приливов к голове, с покраснением кожи лица, периодическим подъемом давления. В среднем у подростков 120/80
Пищеварительная система: продолжает расти и увеличиваться в функциональном отношении. К 7-11 годам желудок приобретает форму взрослого. Объем желудка к 7-10 годам составляет 1300мл, к 12-13 годам - 1500мл. Становится высоко активными и зрелыми фермент не системы, устанавливаются процессы переваривания и всасывания, стабилизируется иннервация гладкой мускулатуры ЖКТ.
Мочевыделительная система: завершает свое развитие, становится анатомически и функционально зрелой. Форма и расположение мочевого пузыря как у Взрослого. Размеры мочеиспускательных каналов достигает размеров взрослых. (У девочек - 3-4см, у мальчиков 16см). Число мочеиспусканий 6-8 раз в сутки. Относительная плотность мочи 1008-1022. У детей. Старше 12 лет 1015-1025. Объем 1 порции мочи = 150-200мл. Суточный диурез у детей старше 5 лет определяется по формуле 100*(n+5).
Динамика физических показателей школьников. Масса тела ребенка: От 5-11 лет = 20+3*(n-5). К= +-6кг От 12-15 лет = n*5-20. к= +-10кг
Длина тела ребенка: от 5-10 лет 110+6(n-5) к =+-10см В 8 лет в среднем = 130см; на каждый последующий год прибавляется 5 см.
3. Особенности питания школьника: Суточный объем пищи около 2л, распределение ккал зависит от режима жизни и обучения, физической активности, состояния здоровья. Дети занимающие в 1 смену должны завтракать дома(25% калоража). В школе после 2-3 урока - 2 завтрак(20% калоража) желательно чтобы это было горячее блюдо. Обедать дети могут в школе, если остаются на доп.занятия или дома(35-40%калоража). Ужинают как правило дома(15-20% калоража). Очень важен качественный состав пищи. Рекомендуется не жирные сорта мяса, птицы, молоко и молочные продукты, не жирная рыба, сыр, овощи и фрукты. Ограничиваются: кондитерские изделия, сладости, газированные напитки. Исключаются: жирные, острые блюда, алкоголь. В школьном меню запрещены: грибы, майонез, бульон на костях, жаренные блюда, фастфуд.
Лекция 12. Тема: " период старшего школьного возраста"
1. НПР школьников Эмоционально-вегетативная сфера 1) самато-вегетативные показатели -настроение: хорошее, ровное или повышеная плаксивость, раздражительность, тревожность, и тд -наличие страхов: темноты, одиночества, смерти, болезни, высоты - аппетит: без отклонений или повышенный, пониженный, избирательный и тд - сон: без отклонений или беспокойный, ночные кошмары, затрудненное засыпание, и тд. - отсутсвие или наличие энореза(недержание мочи) или энкопреза(недержание кала) 2) вегетативно-диэнцифальные показатели: - головные боли: отсутсвие или наличие, возникают при физических нагрузках, утомлении; бывают часто или редко; боль тупая, острая, локальная, диффузная - утомляемость: отсутсвие или наличие, связано с физическими или психическими нагрузками - плохая переносимость жары, транспорта, громких звуков, яркого света, некоторых запахов - наличие головокружение, обмороков
Поведение и показатели психомоторной сферы: - поведение: ровное поведение, спокойное, уравновешенные или повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная расторможенность, замкнутость, склонность ко лжи, жестокость, неготивизм, и тд - речь: нормальная или заикание, косноязычие, дизартрия, и тд - навязчивые действия и тики: отсутсвие или наличие(моргание, гримасничанье, навязчивый счет, ритуалы и тд. - патологические привычки: отсутсвие или наличие(кусание ногтей, выдёргивание волос, раскачивание головы и тд)
Интеллектуальное развитие: - оценивается по результатам тест опроса, направленного на изучение общего развития, внимания, памяти, мышления. - отмечается успешность усвоения школьных программ, наличие трудности обучения в следствие плохой сообразительности, памяти, недостаточного внимания и тд
Ребенку предлагается ответить на вопросы из 3 разделов связанных с обучением: - общего развития(осведомленности) - дает представление о запасе знанием и способности к их накоплению и долговременной памяти - сообразительности, понятливости; характеризует социальную зрелость ребенка - абстрактно-логичного мышления: характеризует способность к логическому, абстрактному мышлению, обобщением понятий
2. Половое созревание: Пол ребенка определяется служащими составляющими: - комплекса половых хромосом - внутренними половыми органами - половыми железами (ганадами) - наружными половыми органами(гениталиями) - фенотипом(вторичными половыми признаками) - психо-сексуальной ориентацией
При недоразвитии или отсутствии одного из компонентов у ребенка определяется нарушение полового развития.
Этапы полового созревания девочек: 9-10 лет: рост костей таза, округление ягодицы бедер, не значительное приподнимание сосков молочных желез 10-11 лет: куполообразное приподнимание молочных желез(стадия " бутона"), появление волос на лобке. 11-12 лет: увеличение гениталий, перестройка эпителия влагалища. 11-14 лет: наступление 1 менструации(менархе) в зависимости от национальности, места жительства и индивидуальных особенностей. 12-13 лет: пигментация сосков, развитие железистой ткани грудных желез 13-14 лет: рост волос в подмышечных впадинах 14-15 лет: окончательно формирование ягодиц и таза по женскому типу 15-16 лет: регулярные менструации 16-17 лет: остановка роста скелета
Для определения стадии развития вторичных половых признаков и их соответствия возрасту у девочек используют следующие показатели: - развитие волос на лобке " Р" (pubis) -развитие волос в подмышечной впадине " Ах" - развитие грудных желез " Ма" - становление менстуральнйо функции " Ме"
Оценка полового созревания девочек: - преждевременное половое созревание: появление вторничных половых признаков ранее 8 лет - нормальное половое созревание: своевременное появление и правильная последовательность появления вторичных половых признаков и первой менструации - задержка полового созревания: отсутствие или недоразвитие вторичных половых признаков и отступит менструации к 15 годам.
Этапы полового созревания мальчиков: 10-11 лет: начало роста яичек и полового члена 11-12 лет: увеличение простаты и рост гортани 12-13 лет: значительный рост гениталий, рост волос на лобке по женскому типу 13-14 лет: быстрый рост гениталий, уплотнение околососковой области, начало голосовой мутации 14-15 лет: рост волос в подмышечных впадинах, появление волос на лице, дальнейшее изменение голоса, пигментация мошонки, первая эякуляция(семяизвержение) и начало полюций(ночной эякуляции). 15-16 лет: созревание сперматозоидов 16-17 лет: оволосение лобка по мужскому типу, рост волос по всему телу, появление зрелых сперматозоидов 18-21 год: остановка роста скелета
Для определения стадии развития вторичных половых признаков и их соответствия возрасту у мальчиков используют следующие показатели: - развитие волос на лобке " Р" - развитие волос в подмышечной впадине " Ах" - развитие волос на лице " F" - развитие щитовидного хряща " L" - изменение тембра голоса " V"
Оценка полового созревания мальчиков: - преждевременное половое созревание: появление вторичных половых по знаков ранее 11 лет - нормальное половое созревание: своевременное появление и правильная последовательность появления вторичных половых признаков и полюций - задержка полового созревания: отсутсвие или недоразвитие вторичных половых признаков к 15 годам
3. Половое воспитание детей и подростков - является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Оно должно основываться на этапности полового развития: 1) свою половую принадлежность ребенок начинает осознавать на 3 году жизни и это постепенно влияет на его поведение. Мальчики играют с мальчиками, строят сооружения из камешков и песка, любят играть в войну, пытаются мастерить. Девочки играют чаще с девочками, подражая матери, возятся с куклами. Уже в раннем и дошкольном возрасте девочки проявляют интерес к своей внешности, одежде. У них преобладает эмоциональное восприятие мира, а в поведении - послушность, аккуратность, женственность. Однако при погрешностях в воспитаем они более капризны и своевольно, чем мальчики. Отношения ребенка в дошкольном возрасте с родителями устанавливаются в зависимости от его пола. Ребенок воспринимает роли которые играют в семье мать и отец, эмигрирует их. Привязанность к родителям своего пола, подражание ему, определяют на этом этапе особенности половой индентификации. К 5-6 годам уже складывается представление ребенка о принадлежности к полу. Пол родителей огромна, они - среда обитания для ребенка. Ребенок не испытавший м
|