Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура научного познания. Соотношение эмпир и теор уровней познания






В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания - эмпир и теорет. Применительно к познанию в целом, имея в виду не только научное, но и обыденное познание, художественно-образное освоение мира и т.д., чаще всего говорят о чувственной и рациональной ступенях познания. Категории эмпир и теорет близки к категориям чувственное и рациональное, но все-таки и различаются.

Эмпирическое познание не может быть никогда сведено только к чистой чувственности. Даже первичный слой эмпир знаний– данные наблюдения – всегда фиксируются в определенном языке с использованием не только обыденных понятий, но и специфических научных терминов. Т.е. уже на этом этапе переплетается чувственное и рациональное.

Второй этап эмпир познания состоит в формированиина основе данных наблюдения особого типа знания – научного факта.Научный факт возникает как результат сложной рациональной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации.

Теорет познание также не является чисто рациональным и содержит в себе элементы чувственного. Формы рационального познания(понятия, суждения, умозаключения)в теоретическом доминируют. Но в теории также используются наглядные модельные представления, которые являются формами чувственного познания, ибо представление, как и восприятие, относятся к формам живого созерцания. Все эти идеализированные объекты являются наглядными модельными образами (обобщенными чувствованиями), с которыми производятся мысленные эксперименты. Результатом этих экспериментов является выяснение тех сущностных связей, которые затем фиксируются в понятиях. Т.о. теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпир познания доминирует чувственное, а на теорет уровне – рациональное.

Различение эмпир и теорет уровней следует осуществлять с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные критерии различия: 1) характер предмета исследования; 2) тип применяемых средств исследования; 3) особенности метода.

· Различие предмета исследования. Эмпир исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне эмпир познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку.

На уровне же теор познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории как раз и заключается в том, чтобы воссоздать все эти отношения между законами и таким образом раскрыть сущность объекта.

Следует различать эмпир зависимость и теорет закон. Эмпир зависимость является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Теорет же закон – это всегда знание достоверное. Получение такого знания требует особых исследовательских процедур. Теория и эмпир исследование имеют дело с разными срезами одной и той же действительности. Эмпир исследование изучает явления и их корреляции, в этих корреляциях, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление закона. Но в чистом виде он дается только в результате теорет исследования. Следует подчеркнуть, что увеличение количества опытов само по себе не делает эмпир зависимость достоверным фактом, потому что индукция всегда имеет дело с незаконченным, неполным опытом.

· Различие по средствам. Эмпир исследование базируется на непосредственном практ взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпир исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.

В теор же исследовании отсутствует непосредственное практ взаим-е с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Кроме средств, которые непосредственно связаны с организацией экспериментов, в эмпирическом исследовании применяются и понятийные средства. Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпир объектами. Их следует отличать от объектов реальности. Эмпир объекты – это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей.

В теор познании применяются иные исслед средства. Язык теор исследования отличается от языка эмпир описаний. В качестве основного средства теор исследования выступают так называемые теор идеальные объекты (ТИО). ТИО, в отличие от эмпир объектов, наделены не только теми признаками, которые можно обнаружить у реальных объектов, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта.

· Различие в методах исследовательской деятельности. Основными методами эмпир иссл-я являются реальный эксперимент и реальное наблюдение. Важную роль играют также методы эмпирического описания, ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучаемых явлений.

В теор исследовании применяются методы: идеализация (метод построения идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеальными объектами; методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического исследования и др.

Но эмпир и теорет уровни знания тесно связаны. Например, рассмотрим проблему теоретической нагруженности фактов.

На эмпир уровне мы можем выделить два подуровня: 1) наблюдений 2) эмпирических фактов.

Данные наблюдения содержат первичную информацию, которую мы получаем непосредственно в процессе наблюдения за объектом.

Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает след познавательные операции. 1) рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них устойчивого инвариантного содержания. 2) истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. При этом широко используются ранее полученные теоретические знания. Из-за этого возникает проблема теоретической нагруженности фактов: получается, что для установления факта нужны теории, а они, как известно, должны проверяться фактами. Этот парадокс разрешается, если рассматривать взаимодействие теории и факта исторически. Эмпир факт действит зависим от предшествующих теоретических знаний. Но если эти предшествующие законы окажутся неверными, то необходимо будет пересмотреть и факты, основывающиеся на этих законах. Итак, в формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний, которые, в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в формировании новейших фактов и т.д.

Итак, научное знание представляет собой огромную массу взаимодействующих между собой различных типов знаний. Теория принимает участие в формировании фактов, в свою очередь, факты требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а потом обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу строится развитая теория, которая дает объяснение известным, но не нашедшим ранее объяснения фактам, либо заставляет по-новому интерпретировать известные факты.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал