Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка социально-экономического развития муниципального образования.






Научная оценка факторов, определяющих механизм планирования социально-экономического развития муниципальных образований Ленинградской области

С точки зрения системного подхода уровень развития региона в известной мере определяется уровнем развития территорий, в него входящих.
С позиции системного похода муниципальное образование, как объект стратегического планирования, можно рассмотреть как совокупность шести взаимосвязанных систем:
-муниципальное хозяйство, включающее всю инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность муниципального образования;
- производственная сфера, в которую входят все отрасли материального производства;
- агропромышленный комплекс, включающий сельское и лесное хозяйство, территорию и природные ресурсы как источник муниципального богатства;
- социальная сфера, в состав которой входят все отрасли воспроизводства и духовного развития населения муниципального образования;
- финансово-экономическая сфера, обеспечивающая макроэкономические пропорции, финансовые связи отраслей муниципального образования в виде бюджета муниципального образования;
- управленческая сфера, включающая совокупность федеральных, региональных и муниципальных органов власти.
В состав каждой сферы входят 4-8 подсистем муниципального образования, выделенные по признаку отрасли народного хозяйства (промышленность, транспорт, торговля, образование, культура и т.п.) или предмету управления (экономика, финансы, инвестиции, персонал, рыночные институты и т.п.).
Управление отраслями экономики на разных уровнях составляет прерогативу функционального управления муниципального образования.
Проблема оценки уровня социально-экономического развития территорий не имеет однозначного ответа, так как определяется множеством факторов и условий, характерных только для данных территорий. Кроме того, подходы к оценке, выбор методов оценки зависят от целей исследования. В одних случаях оценка производится с целью установления типов территорий для определения направления экономического развития, в других - для использования оценки уровня развития для установления качества и уровня жизни населения.
Однако в современных условиях экономического и социального развития территории решающую роль в оценке уровня развития играет наличие и разнообразие внешних и внутренних факторов, включающих в себя следующие потенциалы: ресурсный, структуру производства территорий, социальной инфраструктуры, определяющие уровень и качество жизни населения.
Исходя из задач исследования, необходимо выявить внешние и внутренние факторы социально-экономического развития.
Внешние факторы
и условия носят общеэкономический характер и создают диспропорции развития как государства в целом, так и его отдельных территорий.
К таким факторам относятся прежде всего:
- отсутствие стабильных правил игры на рынке из-за его недоразвитости, диспаритета цен на товары и услуги;
- отсутствие стимулирования внутреннего спроса на сельскохозяйственную продукцию;
- недостаточность активов для вложения и, как следствие, не внедрение инноваций, принятия мер по снижению издержек;
- относительно малая доля малых и средних предприятий в объеме валового продукта, что мешает адаптации социальной сферы к условиям рынка, колебания спроса.
Воздействие на социально-экономическое развитие внутренних факторов четко прослеживается в новых условиях экономического кризиса.
К внутренним факторам можно отнести следующие:
1.Экономико-географическое положение.
2.Демографический потенциал и структура населения.
3.Природно-ресурсный потенциал. Способствует экономическому и, следовательно, социальному развитию районов. Влияние вовлеченных в эксплуатацию природных ресурсов проявляется в структуре (специализации) производства, а также через привлечение инвестиций. Разведанные, но не освоенные ресурсы могут заинтересовать инвесторов при условии, что государство берет на себя инфраструктурное обустройство территории.

4.Финансовая обеспеченность района. Характеризует, прежде всего, собственный налоговый потенциал (отношение собранных на территории налогов к расходам бюджета).
При падении объемов производства налоговая база, естественно, снижается. В сельской местности, при передаче объектов социальной сферы в муниципальное управление, трудности на содержание социальной инфраструктуры, при невыполнении государством обязательств по ее содержанию, неизмеримо выросли.
5.Инвестиционная привлекательность районов. Это возможности вложения средств в основные и оборотные фонды предприятий, рабочую силу, приобретение имущества в аренду и в собственность.
Природно-ресурсный, экономико-географический и демографический потенциалы являются широкой основой, внутри которой развиваются экономико-социальные отношения. Но они являются пассивными факторами на фоне которых развиваются различные направления хозяйства. С учетом данного положения возможно деление районов для определения практических целей развития социальной сферы каждого района с учетом важности отдельных факторов.
Источниками информации для проведения анализа явились статистические сводки технико-экономических показателей, содержащихся в специальных бюллетенях. Использование этих материалов позволило детализировать потенциалы развития и их содержание.
Решение вопроса безработицы затрагивает проблему уровня жизни, а следовательно и ликвидации бедности. Крайне слабое развитие альтернативных рабочих мест в аграрной сфере, свертывание подсобных предприятий и промыслов непосредственно в сельскохозяйственных предприятиях отрицательно повлияло на занятость и доходы сельских жителей, провоцируя рост безработицы. и уход работников в АПХ. В условиях низкой мобильности сельских трудовых ресурсов неразвитая система рабочих мест порождает монополию на рынке труда. В этих условиях развитие дополнительных рабочих мест не в аграрных видах деятельности является одним из важнейших факторов стабилизации занятости и доходов сельского населения.
С точки зрения использования ресурсного потенциала в сельской местности имеется возможность увеличения занятости трудового потенциала в результате расширения хозяйственной деятельности потребительской кооперации, что влечет за собой создание рабочих мест в торговле, услуг, заготовок, надомничества, переработки сельскохозяйственной продукции.
Перспективным направлением развития альтернативной занятости населения является жилищное строительство. Его развитие возможно лишь при условии активизации рыночного спроса, что предполагает существенное увеличение доходов сельского населения.

политика выравнивания уровней социально-экономического развития муниципальных образований может вестись в нескольких направлениях.
Это может быть:
- прямое финансирование территории из областного бюджета;
- стимулирование инвестиционной активности в районе;
- привлечение иностранных инвесторов;
- создание наиболее благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса;
- разработка и реализация стратегических планов развития муниципального образования, создание на территории района специализированных промышленно-инвестиционных зон и т.д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал