Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность и явление. Спор вокруг проблемы сущности.
" Если бы форма проявления и сущность вещей конкретно совпадали, то всякая наука была бы излишня" (К. Маркс). Сложность задачки проникания в сущность часто порождает в философии искушение отрешиться от нее. " Мягкий" вариант отказа от сущности показывает И. Кант: объективная сущность у вещей имеется, но наше сознание принципиально не в состоянии проникнуть в этот мир вещей самих по себе. " Твердый" вариант отказа от сущности характерен для позитивизма. Так, Б. Рассел полагает, что сущность - это понятие, лишенное научного смысла и значения: " цена" - это всего только общее имя для ряда разнородных явлений, " материя", " элементарная частица" и т. д. - просто удачный метод увязывать действия воедино. Как уже было сказано, любые споры с таковой скептической гносеологической позицией бесперспективны без привлечения к этому спору человеческой практики. Знание внутреннего устройства вещи, её функции и роли в конкретной системе явлений дозволяет нам и создавать эту вещь и эффективно управлять ею. А это и есть критерий того, что мы овладели сущностью данной вещи. может быть, отрицание сущности некоторыми философами вызвано тем, что они просто не соображают, что это такое. Сущность - это не что-то таинственное, находящееся где-то в недоступной глубине предмета и не какое-то абстрактное общее. Сущность - это метод формирования предмета, его внутренняя взаимосвязь и его место в составе той либо другой развивающейся системы. 49. Категория " противоречие" как всеобщее, абсолютное определение сущности познаваемого объекта. Сущность нельзя представить по другому, ежели как в виде тождества взаимоотталкивания и взаимопритяжения противоположностей. Особо крупная награда в развитии данной идеи принадлежит Гегелю, определявшему истину как конкретное, а конкретное - как единство противоположных определений. Противоречие, по Гегелю, есть корень всякой жизненности. Противоречие есть внутренний источник всякого развития, а этапы разрешения противоречия - это главные этапы самого процесса развития. Ни в коем случае нельзя представлять суть противоречия лишь в виде сталкивания речей и позиций спорящих меж собой ученых. Основное - понять противоречие как " противовещие" (тут нам опять пригождается расщепление значения слова " речи" в российском и украинском языках). Исход-70 ная противоположность вещей, их параметров и отношений, т. Е. Объективное противоречие, вот что лежит в базе сущности. Содержание форма. Зависимость их соотношения от уровня развития объекта познания. Содержание вообще есть единство материи и формы, а форма - это организация, метод движения материи, определенность, придающая материи всякий раз данное специфическое неповторимое содержание. Правда, говоря таковым образом, необходимо держать в голове о том, что понятие материя не сводится к понятию " вещь". Материя - это не лишь материя-субстрат, но и материя-субстанция, порождающая из собственных недр все свои формы. Форма бывает внутренняя и внешняя, причем внутренняя форма - это форма, совпадающая с содержанием развитой системы. Из произнесенного следует, что характер соотношения формы и содержания как принципиальный аспект определения сущности зависит от того, в какой стадии - возникновения, становления либо развитого состояния - мы рассматриваем свой предмет.
|