Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешние эффекты и общественные блага






1. Отрицательные и положительные внешние эффекты

2. Государственное регулирование внешних эффектов

3. Частные и общественные блага

 

1. Внешние эффекты (экстерналии) - это издержки или выго­ды от рыночных сделок, не отраженные в ценах товаров. Они представляют собой воздействия на все третьи лица, не участ­вующие в сделке купли-продажи товара, и могут быть результа­том как производства, так и потребления данного товара. Разли­чают отрицательные и положительные внешние эффекты.

Отрицательный внешний эффект (негативная экстерналия) это внешние издержки, т.е. стоимость использования ресурса, не отра­женная в цене товара, что означает использование ресурса без соот­ветствующей его оплаты. Классическим примером отрицательных экстерналии является загрязнение окружающей среды (воды, возду­ха).

В случае существования отрицательных внешних эффектов различают следующие виды предельных издержек:

предельные частные (внутренние) издержки (МРС) - дополнительные издержки, связанные с увеличением выпуска товара на одну единицу и включающие только стоимость тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют;

предельные внешние издержки (МEС) - дополнительные издержки, связанные с выпуском дополнительной единицы про­дукции, которые не оплачиваются производителями, а перекла­дываются на третьи лица.

предельные общественные (социальные) издержки единицы продукции (МSС) - сумма предельных частных издержек и предельных внешних издержек, представляющая совокупные предельные затраты как производителей, так и всех третьих лиц, связанные с увеличением производства и потребления данного продукта на одну единицу:

МSС= МРС+ МЕС (20.1)

Положительный внешний эффект (позитивная экстерналия) - представляет выгоду (полезность), не отраженную в цене товара. Фактически это означает не выявленное в рыночной сделке производство определенного блага без соответствующей его оп­латы, что и приводит к возникновению внешней для данной сделки выгоды при производстве и потреблении указанного бла­га. Классическим примером внешней выгоды является высшее образование. Индивид, приобретая его, получает полезность для себя. Однако и третьи лица (общество) получают выгоду: ускорение развития науки, техники, уменьшение уровня преступности.

В случае производства товаров с положительными внешни­ми эффектами необходимо различать следующие виды предель­ных выгод:

предельная частная выгода (МРВ) дополнительная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу блага;

предельная внешняя выгода (МЕВ) предельная выгода, получаемая третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями этого блага;

предельная общественная выгода (МSВ) сумма пре­дельной частной выгоды и предельной внешней выгоды, харак­теризующая совокупную предельную выгоду как непосредственных потребителей, так и всех третьих лиц, вызванную увеличением производства и потребления данного блага на одну единицу:

МSВ = МРВ + МЕВ (20.2)

Расхождение предельных частных и общественных издер­жек либо предельных частных и общественных выгод при про­изводстве и потреблении благ с внешними эффектами приводит к неэффективности в экономике.

Общее условие достижения эффективности в случае суще­ствования отрицательного внешнего эффекта выглядит следую­щим образом:

МРС+МЕС=МSС=МSВ (20.3)

Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эф­фекта рынок совершенной конкуренции приводит к перепроиз­водству данного товара и более низкой цене по сравнению с эффективными объемом и ценой: Q1 > Q 2, а P1 < P2. Это ведет к использованию излишних ресурсов в производ­стве данного блага и, следовательно, к неэффективному распре­делению ресурсов и продукта в экономике.

Общее условие достижения эффективности в случае суще­ствования позитивной экстерналии имеет вид:

МSВ = МРВ + МЕВ = МSС (20.4)

Таким образом, результатом положительного эффекта явля­ется недостаточный выпуск и занижение цены товара: Q1 < Q 2, а P1 < P2. Это означает, что ресурсы в производство данного товара направляются в недостаточном количестве, следовательно, рас­пределение ресурсов и продуктов в экономике неэффективно.

На рисунке 20.1 представлены последствия отрицательного и положительного внешних эффектов, где заштрихованные области являются потерями эффективности.

Как перепроизводство товаров с негативными экстерналиями, так и недопроизводство благ с позитивными экстерналиями обнаруживают сбои в работе рыночного механизма. Общий принцип решения проблемы снижения эффективности эконо­мики в ситуации внешних эффектов заключается в достижении равенства предельных общественных издержек предельной об­щественной выгоде. Для этого необходима интернализация внеш­них эффектов т.е. трансформация внешних эффектов во внут­ренние. Она достигается путем корректировки предельных част­ных издержек или выгоды таким образом, чтобы они отражали действительные общественные издержки или выгоды уже для непросредственных участников сделок. Тогда работа рыночного механизма меняет цены и объемы производства соответствующих благ, а это вносит коррективы в распределение ресурсов и продуктов, которое становится эффективным.

 


а) б)

 

Рисунок 20.1 Отрицательный (а) и положительный (б) внешние эффекты.

 

 

2. Если отрицательные экстерналии устойчиво существуют в экономике, то к решению проблемы неэффективности привле­кается государство. При этом возможны различные методы го­сударственного регулирования внешних экстерналии.

Корректирующий налог (налог Пигу) —это налог на произ­водителя товара с негативной экстерналией. Он устанавливается в размере, равном внешним издержкам на каждую единицу вы­пускаемой продукции:

Т=МЕС, (20.5)

где Т — величина корректирующего налога. Этот налог уве­личивает частные предельные издержки до уровня предельных общественных издержек, и после его введения возникает новое рыночное равно­весие, когда цена продукции возрастает, а объем выпуска блага с отрицательным внешним эффектом сокращается.

Рыночное равновесие, достигнутое после введения налога, эф­фективно, так как выполняется условие: МРС + МЕС =M , поскольку корректирующий налог(Т) =MEC.

Корректирующая субсидия (субсидия Пигу) - это платеж по­требителям или производителям блага, потребление которого создает положительный эффект. Она устанавливается в размере, равном предельной внешней выгоде на каждую единицу выпус­каемой продукции с позитивными экстерналиями:

S=МЕВ, (20.6)

где S — размер корректирующей субсидии. Такая субсидия увеличивает предельную частную выгоду до уровня предельной общественной выгоды, что приводит к росту произ­водства продукции с положительным внешним эффектом и к повышению рыночной цены. Новое ры­ночное равновесие эффективно, так как выполняется условие: М5В=МРВ+МЕВ =МSС, поскольку МЕВ =S.

На практике установление корректирующих налогов и суб­сидий связано с высокими административными и трансакционными издержками сбора необходимой информации (например, каких субъектов облагать налогом и субсидировать, каковы кон­кретные размеры налогов и субсидий и т.д.), а также с противо­речивыми интересами производителей и потребителей продук­ции и получателями внешних эффектов. Тем не менее некото­рые налоги и субсидии используются в практике отдельных стран, например Германии, Франции.

Нормы выброса - это ограничения, устанавливаемые прави­тельственными органами на объемы и виды загрязняющих ве­ществ, которые могут быть выброшены в воздух или в воду в течение года (углеводорода, окиси азота, окиси углерода и т.д.). Нормы выброса позволяют сократить размеры экстерналий, но не приводят, как правило, к эффективному уровню их сокраще­ния, ибо не учитывают индивидуальных особенностей экономических субъектов – участников подобных ситуаций.

Контроль за загрязнением окружающей среды с помощью единых норм выбросов малоэффективен. Од­нако установление индивидуальных норм выбросов связано со слишком высокими административными издержками на полу­чение необходимой информации, определение таких ограниче­ний и проверку их выполнения. К тому же число регулируемых таким образом объектов слишком велико, а потому подобный контроль в реальных экономических условиях неосуществим.

Установление корректирующих налогов и субсидий и госу­дарственное лицензирование прав, связанных с отрицательными экстерналиями, не могут, как отмечалось, полностью решить проблемы, возникающие в связи с внешними эффектами — как положительными, так и отрицательными — в экономической жизни общества.

В экономической теории за последние десятилетия сфор­мировался иной подход к решению проблемы внешних эффек­тов, основоположником которого стал известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике (1991) Рональд Коуз (род.1910). Суть теоремы Коуза заключается в следующем: если права соб­ственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то распределение (аллокация) ресурсов и структура произ­водства будут оставаться неизменными и эффективными неза­висимо от изменений в распределении прав собственности. Ины­ми словами, в условиях современной конкуренции (а именно из этих условий неявно исходила стандартная неоклассическая теория), когда трансакционные издержки ничтожно малы (прак­тически нулевые), рынок сам сумеет справиться с внешними эффектами, а частные и социальные издержки будут одинако­выми.

3. Принципиальными критериями разграничения экономических благ на различные виды являются их конку­рентность (соперничество) в потреблении и исключаемость из потребления.

Конкурентность блага в потреблении означает, что получе­ние выгоды (полезности) от потребления данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным получение этой выгоды другим экономическим субъектом.

Исключаемость из потребления блага предполагает, что право использования блага данным экономическим субъектом одновременно означает для него возможность воспрепятствовать всем остальным субъектам потреблять данное благо.

С позиций конкурентности различных сравниваемых благ в потреблении и исключаемости их из потребления все экономи­ческие блага можно разбить на четыре группы: чистые частные блага, чистые общественные блага и промежуточные между ни­ми — перегружаемые общественные блага и исключаемые обще­ственные блага.

Чистое частное благо - это одновременно и конкурент­ное, и исключаемое благо, в силу чего такие блага максимально подходят для обращения на рынке. Чистое частное благо- то­вар, каждая единица которого может быть произведена и прода­на потребителям так, что она приносит полезность (выгода) лишь исключительно данному покупателю. Те субъекты, кто же­лает и в состоянии платить рыночную цену, получают благо, а кто не в состоянии или не желает ее платить, исключаются из числа получателей полезности, обеспечиваемой этим благом. Литр молока-пример чистого частного блага. Когда чело­век покупает молоко, он получает исключительное право на его использование. Никто другой не получает пользу, когда человек пьет молоко, купленное им на рынке.

Чистое общественное благо - это такое благо, единицы производства которого потребляются коллективно всеми эконо­мическими субъектами и потому не могут иметь денежной оценки. Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, обеспечение общественного порядка, прогнозы погоды, уличное освещение, услуги пожарных, правосудие. Чистые общественные блага имеют две основные особенности:

а) они являются неконкурентными в потреблении, т.е. при данном объеме блага его потребление каким-либо одним субъектом не уменьшает его количества и доступности для потреб­ления другими. Предельные издержки предоставления дополнительному потребителю права получить выгоду от чистого общественного блага равны нулю, так как никто не проиграет от этого «доба­вочного» потребителя. Например, если общественный водопро­вод подведен к жилому дому и эксплуатируется, то рождение ребенка в той или иной семье ничего не прибавляет к эксплуа­тационным расходам;

б) чистые общественные блага не обладают исключительно­стью в потреблении. Это означает, что потребители, не желаю­щие платить за такие блага, не могут быть лишены его потреб­ления. Следовательно, такие блага не могут быть и оценены. Эту проблему называют феноменом «транспортного зайца», «безби­летника», который даром пользуется услугой, оплаченной дру­гими. Например, уличное освещение доступно всем людям не­зависимо от того, платят они за эту услугу или нет, поэтому и устанавливать цену такой услуги нерационально.

Перегружаемые общественные блага — это блага, не конкурентные в потреблении до некоторого уровня потребления («точки перегрузки»), поскольку их может не хватать для всех
потребителей. Начиная с некоторого количества потребителей, предельные издержки, приходящиеся на каждого следующего потребителя данного объема блага, становятся больше нуля, а предельная выгода уже существующих пользователей уменьша­ется. Классическим примером перегружаемых общественных благ являются дороги. Дополнительные пользователи не умень­шают доступность услуг шоссе вплоть до «точки перегрузки». Однако в такой точке дополнительный пользователь уменьшает скорость движения существующих пользователей и делает шоссе более опасным.

Исключаемые общественные блага (общественные блага с ограниченным доступом) — это блага с низкой конкурентно­стью, но достаточно высокой исключаемостью, в силу чего на них легко назначить цену. Примером могут быть информация, здравоохранение, образование.

 

Контрольные вопросы по теме 14 (части 2):

1. Назовите и объясните критерии классификации экономических благ.

2.Чем отличаются чистые общественные блага от чистых частных благ.

3.В чем проявляются отрицательные и положительные внешние эффекты.

Литература:

1. Экономическая теория. Учебник. Под ред. В.И. Видяпина и др. – М.: ИНФРА – М, 2009. Гл. 10, 11.

2. Экономическая теория. Учебник. Под ред. В.Д. Камаева. – 13-е изд. М.: Владос, 2010. - Гл.6.

3. Курс экономической теории. Учебник 5-е изд./ Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. – Киров: «АСА», 2009. Гл.5.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал