Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внешние эффекты и общественные блага
1. Отрицательные и положительные внешние эффекты 2. Государственное регулирование внешних эффектов 3. Частные и общественные блага
1. Внешние эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не отраженные в ценах товаров. Они представляют собой воздействия на все третьи лица, не участвующие в сделке купли-продажи товара, и могут быть результатом как производства, так и потребления данного товара. Различают отрицательные и положительные внешние эффекты. Отрицательный внешний эффект (негативная экстерналия) это внешние издержки, т.е. стоимость использования ресурса, не отраженная в цене товара, что означает использование ресурса без соответствующей его оплаты. Классическим примером отрицательных экстерналии является загрязнение окружающей среды (воды, воздуха). В случае существования отрицательных внешних эффектов различают следующие виды предельных издержек: • предельные частные (внутренние) издержки (МРС) - дополнительные издержки, связанные с увеличением выпуска товара на одну единицу и включающие только стоимость тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют; • предельные внешние издержки (МEС) - дополнительные издержки, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьи лица. • предельные общественные (социальные) издержки единицы продукции (МSС) - сумма предельных частных издержек и предельных внешних издержек, представляющая совокупные предельные затраты как производителей, так и всех третьих лиц, связанные с увеличением производства и потребления данного продукта на одну единицу: МSС= МРС+ МЕС (20.1) Положительный внешний эффект (позитивная экстерналия) - представляет выгоду (полезность), не отраженную в цене товара. Фактически это означает не выявленное в рыночной сделке производство определенного блага без соответствующей его оплаты, что и приводит к возникновению внешней для данной сделки выгоды при производстве и потреблении указанного блага. Классическим примером внешней выгоды является высшее образование. Индивид, приобретая его, получает полезность для себя. Однако и третьи лица (общество) получают выгоду: ускорение развития науки, техники, уменьшение уровня преступности. В случае производства товаров с положительными внешними эффектами необходимо различать следующие виды предельных выгод: • предельная частная выгода (МРВ) – дополнительная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу блага; • предельная внешняя выгода (МЕВ) — предельная выгода, получаемая третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями этого блага; • предельная общественная выгода (МSВ) — сумма предельной частной выгоды и предельной внешней выгоды, характеризующая совокупную предельную выгоду как непосредственных потребителей, так и всех третьих лиц, вызванную увеличением производства и потребления данного блага на одну единицу: МSВ = МРВ + МЕВ (20.2) Расхождение предельных частных и общественных издержек либо предельных частных и общественных выгод при производстве и потреблении благ с внешними эффектами приводит к неэффективности в экономике. Общее условие достижения эффективности в случае существования отрицательного внешнего эффекта выглядит следующим образом: МРС+МЕС=МSС=МSВ (20.3) Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта рынок совершенной конкуренции приводит к перепроизводству данного товара и более низкой цене по сравнению с эффективными объемом и ценой: Q1 > Q 2, а P1 < P2. Это ведет к использованию излишних ресурсов в производстве данного блага и, следовательно, к неэффективному распределению ресурсов и продукта в экономике. Общее условие достижения эффективности в случае существования позитивной экстерналии имеет вид: МSВ = МРВ + МЕВ = МSС (20.4) Таким образом, результатом положительного эффекта является недостаточный выпуск и занижение цены товара: Q1 < Q 2, а P1 < P2. Это означает, что ресурсы в производство данного товара направляются в недостаточном количестве, следовательно, распределение ресурсов и продуктов в экономике неэффективно. На рисунке 20.1 представлены последствия отрицательного и положительного внешних эффектов, где заштрихованные области являются потерями эффективности. Как перепроизводство товаров с негативными экстерналиями, так и недопроизводство благ с позитивными экстерналиями обнаруживают сбои в работе рыночного механизма. Общий принцип решения проблемы снижения эффективности экономики в ситуации внешних эффектов заключается в достижении равенства предельных общественных издержек предельной общественной выгоде. Для этого необходима интернализация внешних эффектов т.е. трансформация внешних эффектов во внутренние. Она достигается путем корректировки предельных частных издержек или выгоды таким образом, чтобы они отражали действительные общественные издержки или выгоды уже для непросредственных участников сделок. Тогда работа рыночного механизма меняет цены и объемы производства соответствующих благ, а это вносит коррективы в распределение ресурсов и продуктов, которое становится эффективным.
а) б)
Рисунок 20.1 Отрицательный (а) и положительный (б) внешние эффекты.
2. Если отрицательные экстерналии устойчиво существуют в экономике, то к решению проблемы неэффективности привлекается государство. При этом возможны различные методы государственного регулирования внешних экстерналии. Корректирующий налог (налог Пигу) —это налог на производителя товара с негативной экстерналией. Он устанавливается в размере, равном внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции: Т=МЕС, (20.5) где Т — величина корректирующего налога. Этот налог увеличивает частные предельные издержки до уровня предельных общественных издержек, и после его введения возникает новое рыночное равновесие, когда цена продукции возрастает, а объем выпуска блага с отрицательным внешним эффектом сокращается. Рыночное равновесие, достигнутое после введения налога, эффективно, так как выполняется условие: МРС + МЕС =M SС, поскольку корректирующий налог(Т) =MEC. Корректирующая субсидия (субсидия Пигу) - это платеж потребителям или производителям блага, потребление которого создает положительный эффект. Она устанавливается в размере, равном предельной внешней выгоде на каждую единицу выпускаемой продукции с позитивными экстерналиями: S=МЕВ, (20.6) где S — размер корректирующей субсидии. Такая субсидия увеличивает предельную частную выгоду до уровня предельной общественной выгоды, что приводит к росту производства продукции с положительным внешним эффектом и к повышению рыночной цены. Новое рыночное равновесие эффективно, так как выполняется условие: М5В=МРВ+МЕВ =МSС, поскольку МЕВ =S. На практике установление корректирующих налогов и субсидий связано с высокими административными и трансакционными издержками сбора необходимой информации (например, каких субъектов облагать налогом и субсидировать, каковы конкретные размеры налогов и субсидий и т.д.), а также с противоречивыми интересами производителей и потребителей продукции и получателями внешних эффектов. Тем не менее некоторые налоги и субсидии используются в практике отдельных стран, например Германии, Франции. Нормы выброса - это ограничения, устанавливаемые правительственными органами на объемы и виды загрязняющих веществ, которые могут быть выброшены в воздух или в воду в течение года (углеводорода, окиси азота, окиси углерода и т.д.). Нормы выброса позволяют сократить размеры экстерналий, но не приводят, как правило, к эффективному уровню их сокращения, ибо не учитывают индивидуальных особенностей экономических субъектов – участников подобных ситуаций. Контроль за загрязнением окружающей среды с помощью единых норм выбросов малоэффективен. Однако установление индивидуальных норм выбросов связано со слишком высокими административными издержками на получение необходимой информации, определение таких ограничений и проверку их выполнения. К тому же число регулируемых таким образом объектов слишком велико, а потому подобный контроль в реальных экономических условиях неосуществим. Установление корректирующих налогов и субсидий и государственное лицензирование прав, связанных с отрицательными экстерналиями, не могут, как отмечалось, полностью решить проблемы, возникающие в связи с внешними эффектами — как положительными, так и отрицательными — в экономической жизни общества. В экономической теории за последние десятилетия сформировался иной подход к решению проблемы внешних эффектов, основоположником которого стал известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике (1991) Рональд Коуз (род.1910). Суть теоремы Коуза заключается в следующем: если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то распределение (аллокация) ресурсов и структура производства будут оставаться неизменными и эффективными независимо от изменений в распределении прав собственности. Иными словами, в условиях современной конкуренции (а именно из этих условий неявно исходила стандартная неоклассическая теория), когда трансакционные издержки ничтожно малы (практически нулевые), рынок сам сумеет справиться с внешними эффектами, а частные и социальные издержки будут одинаковыми. 3. Принципиальными критериями разграничения экономических благ на различные виды являются их конкурентность (соперничество) в потреблении и исключаемость из потребления. Конкурентность блага в потреблении означает, что получение выгоды (полезности) от потребления данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным получение этой выгоды другим экономическим субъектом. Исключаемость из потребления блага предполагает, что право использования блага данным экономическим субъектом одновременно означает для него возможность воспрепятствовать всем остальным субъектам потреблять данное благо. С позиций конкурентности различных сравниваемых благ в потреблении и исключаемости их из потребления все экономические блага можно разбить на четыре группы: чистые частные блага, чистые общественные блага и промежуточные между ними — перегружаемые общественные блага и исключаемые общественные блага. Чистое частное благо - это одновременно и конкурентное, и исключаемое благо, в силу чего такие блага максимально подходят для обращения на рынке. Чистое частное благо- товар, каждая единица которого может быть произведена и продана потребителям так, что она приносит полезность (выгода) лишь исключительно данному покупателю. Те субъекты, кто желает и в состоянии платить рыночную цену, получают благо, а кто не в состоянии или не желает ее платить, исключаются из числа получателей полезности, обеспечиваемой этим благом. Литр молока-пример чистого частного блага. Когда человек покупает молоко, он получает исключительное право на его использование. Никто другой не получает пользу, когда человек пьет молоко, купленное им на рынке. Чистое общественное благо - это такое благо, единицы производства которого потребляются коллективно всеми экономическими субъектами и потому не могут иметь денежной оценки. Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, обеспечение общественного порядка, прогнозы погоды, уличное освещение, услуги пожарных, правосудие. Чистые общественные блага имеют две основные особенности: а) они являются неконкурентными в потреблении, т.е. при данном объеме блага его потребление каким-либо одним субъектом не уменьшает его количества и доступности для потребления другими. Предельные издержки предоставления дополнительному потребителю права получить выгоду от чистого общественного блага равны нулю, так как никто не проиграет от этого «добавочного» потребителя. Например, если общественный водопровод подведен к жилому дому и эксплуатируется, то рождение ребенка в той или иной семье ничего не прибавляет к эксплуатационным расходам; б) чистые общественные блага не обладают исключительностью в потреблении. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены его потребления. Следовательно, такие блага не могут быть и оценены. Эту проблему называют феноменом «транспортного зайца», «безбилетника», который даром пользуется услугой, оплаченной другими. Например, уличное освещение доступно всем людям независимо от того, платят они за эту услугу или нет, поэтому и устанавливать цену такой услуги нерационально. Перегружаемые общественные блага — это блага, не конкурентные в потреблении до некоторого уровня потребления («точки перегрузки»), поскольку их может не хватать для всех Исключаемые общественные блага (общественные блага с ограниченным доступом) — это блага с низкой конкурентностью, но достаточно высокой исключаемостью, в силу чего на них легко назначить цену. Примером могут быть информация, здравоохранение, образование.
Контрольные вопросы по теме 14 (части 2): 1. Назовите и объясните критерии классификации экономических благ. 2.Чем отличаются чистые общественные блага от чистых частных благ. 3.В чем проявляются отрицательные и положительные внешние эффекты. Литература: 1. Экономическая теория. Учебник. Под ред. В.И. Видяпина и др. – М.: ИНФРА – М, 2009. Гл. 10, 11. 2. Экономическая теория. Учебник. Под ред. В.Д. Камаева. – 13-е изд. М.: Владос, 2010. - Гл.6. 3. Курс экономической теории. Учебник 5-е изд./ Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. – Киров: «АСА», 2009. Гл.5.
|