Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 1. Инноватика как область знаний.Стр 1 из 42Следующая ⇒
Скузоватова Н.В. Конспект лекций ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Краткий курс лекций Тема 1. Объект и предмет курса. Вопрос 1. Инноватика как область знаний. Вопрос 2. Возникновение и основные черты инновационного менеджмента. Вопрос 3. Социально-экономические и познавательные функции науки и источники инновационных идей. Вопрос 4. Сущность, содержание и классификация инноваций. Вопрос 5. Понятие и объекты интеллектуальной собственности. Вопрос 1. Инноватика как область знаний. Инноватика - экономическая наука, изучающая закономерности инновационных изменений в макро- и микроэкономических системах. Предметом изучения инноватики являются: новации (новшества), инновации (нововведения), инновационные процессы. Содержание инноватики: • закономерности инновационного развития; • деловые циклы и технологические уклады; • понятие новации, инновации, их основные свойства; • жизненный цикл инноваций; • классификация инноваций; • характеристика инновационных процессов, этапы осуществления; • факторы, определяющие результативность инновационных процессов; • методы инновационного менеджмента; • виды эффектов в инновационной сфере. Условиями и предпосылками появления и развития инноватики — науки об инновациях явилось ускорение развития научно-технического прогресса, а также экономическая востребованность результатов научно-технического прогресса, новые возможности получения прибыли за счет создания и внедрения новшеств. Пульсации в промышленном развитии, характеризующиеся периодами подъема, насыщения, а затем спада, позволили ряду ученых выдвинуть гипотезу об объективных закономерностях, присущих индустриальному обществу. Эти закономерности экономического развития были обусловлены угасанием старых и зарождением новых отраслей. Уменьшить период и глубину стадии депрессии в развитии экономической системы и ускорить переход к стадии подъема возможно посредством активизации процессов нововведений. Изучением инновационных процессов, сущности нововведений, особенностей инновационного развития занимается наука — инноватика. Методами исследования инноватики являются: • методы анализа; • методы прогнозирования; • методы моделирования; • методы планирования. Инноватика оперирует следующими понятиями: Новация (новшество) — разработка, осуществленная на базе новой идеи (нового научного открытия). Инновация (нововнедение) — результат практического освоения новшества (внедренная новация). Изобретение — новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи. Научное открытие — выявление ранее неизвестного закона природы или получение ранее неизвестных данных. Инновационный процесс — последовательность этапов создания и использования нововведения. Инновационная деятельность — комплекс работ, включающих поиск и отбор инновационных идей, разработку на их основе новшеств, внедрение и тиражирование инноваций. Жизненный цикл инновации — совокупность стадий от разработки нового продукта до его ввода на рынок и устаревания. Жизненный цикл товара — совокупность стадий от ввода новшества на рынок до спада объемов продаж и выводы товара с рынка. Жизненный цикл технологии — совокупность стадий от зарождения технологических нововведений до их рутинизации, т.е. освоения в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов. В современной концепции инноватики выделяют инновации-продукты и инновации-процессы. Продуктовые нововведения — инновационные изменения, которые могут быть представлены в материализованном виде (в виде нового объекта). Процессные нововведения — инновационные изменения в последовательности или структуре выполнения определенных действий или операций. Инноватика как область научных знаний тесно связана с инновационным менеджментом. Понятие «инновационный менеджмент» характеризуют три аспекта: 1) область экономической науки по управлению инновациями; 2) управленческая деятельность по регулированию инновационных процессов; З) аппарат управления инновациями. В развитии инновационного менеджмента как области науки выделяют четыре этапа.
|