Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Трудовая мораль буддизма
Трудовая мораль буддизма своеобразна. С одной стороны, проповедуя отказ от мира, буддизм совсем запрещает своим монахам трудиться. Они живут только подаянием. Но это подаяние должно быть кем-то произведено, ведь продукты питания, одежда, утварь и прочее, несмотря на всю призрачность этого мира, не могут быть только продуктами сознания. Поэтому остальным людям положено трудиться. Противоречие преодолевается следующим путем: трудиться надо столько, чтобы обеспечить жизненный минимум. Излишний труд, порожденный стремлением к благополучию (то есть очередной жизненной страстью), может привести человека к появлению и других страстей, мешающих его лучшему перерождению. А среди этих страстей может вкрасться и самая сильная — любовь к женщине. Эта страсть опасна, так как больше всего привязывает к жизни. К женщинам в буддизме отношение весьма прохладное. Примеров подвижничества женщин-монахинь в буддийской литературе очень мало (рассказывают, что сам Будда, разрешив своей тете сделаться монахиней, горько об этом жалел и завещал ограничить доступ женщин в буддийскую общину). Основой буддизма является нравственное учение, цель которого - сделать человека совершенным. Первоначально моральные заповеди буддизма строятся в негативной форме (что характерно для всех ранних религий) и носят запрещающий характер: не убивать, не брать чужой собственности и т.д. Для стремящихся к совершенству эти заповеди приобретают абсолютный характер. Так, запрещение убийства распространяется на все живое, а запрет на брачные измены доходит до требования полного целомудрия и т.д. Следуя учению Будды, человек, пройдя все этапы совершенствования (медитация, йога), погружается в нирвану - небытие. Рассчитывать он должен не на богов, а только на самого себя: даже Будда никого не спасает лично, а лишь указывает путь спасения[9]. В те времена, когда сформировались традиции, женщина по своему положению была подчинена мужчине. Так, Будда сдержанно относился к тому, чтобы принимать в монашеский орден женщин. В монастырях четко оговаривалось разделение мужчин и женщин - с той целью, чтобы исключать ситуации, провоцирующие похотливые желания. Как бы то ни было, женщина не вытеснялась из буддийского социума - ни из мирской, ни из монашеской среды[10].. Буддийское учение подчеркивало важность роли матери, дарующей жизнь и поэтому заслуживающей сострадания. В целом, женщине отведена второстепенная роль по сравнению с ролью мужчины - независимо оттого, идет ли речь о монашеской сангхе или о мирской жизни. Статус монахини вообще спорен, и западных женщин, решивших посвятить себя монашеской жизни, заранее предупреждали о том, что им никогда не удастся достичь такого же положения, какого достигают монахи - мужчины. Винная (закон дисциплины) предписывает монахам жить в безбрачии. Следует отметить, что в определенных японских, корейских и тибетских общинах монахам и монахиням разрешается вступать в брак, хотя это скорее исключение, чем правило. Исповедующие буддизм на Западе могут быть женаты и иметь семью, а могут быть и холостыми. Некоторые практикуют безбрачие. Более поздние школы буддизма предоставляют женщине право перерождаться только в низших воплощениях. Существу в образе женщины закрыт вход в нирвану, сначала нужно переродиться в мужчину.
|