Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Моральное оправдание богатства как признание заслуг верующего в католицизме.
Религиозная система Фомы Аквинского в её основных этических основаниях способствовала становлению рыночно-капиталистических основ хозяйствования. Основная идея этики Ф.Аквинского – это рационализация жизни путем упорядочивания чувственных, т.е. нерационалистических побуждений в направлении разума. Существо законченной добродетели по мысли Аквинского заключается в том, чтобы чувственное влечение стало подчинено разуму как более нравственному началу человеческой жизни. Таким образом, основная идея рационализации оказала существенное содействие капиталистическому мышлению. Система рациональных правил хозяйственного поведения стала опираться на авторитет католической церкви. Христианская этика католицизма расценивает как страшный грех праздность, начало всех пороков, т.к. это расточительство самого ценного блага человека – времени. Важная мещанская добродетель, воспитанная католической церковью – это честность, благоприличие. Церковь с самого начала межгородских торговых отношений в средневековой Европе внушала купцам, что обманные уловки – это смертный грех. В целом, фундаментальное учение Ф.Аквинского и его последователей ставило целью воспитание всей католической Европы в духе мещанства и благоприличия с упором на развитие таких черт как: благоразумие, память, рассудок, изобретательность, переимчивость, осмотрительность, предвидение, осторожность. Таким образом, в позднем средневековье через институт католической церкви произошло массовое ментальное переформатирование духовных установок хозяйственного поведения человека в сторону развития капиталистически-предпринимательских наклонностей. Матрица общественного сознания получила религиозно-этическое обоснование капитализма. Отношение к проблеме богатства и обогащения в хозяйственной этике Ф.Аквинского не является однозначно антикапиталистическим. Не забудем, что раннехристианский идеал бедности во времена Аквинского исчез окончательно. С одной стороны, Аквинский оставался принципиальным традиционалистом в вопросах доходов, соответствующих сословному положению человека. Мера богатства каждого должна соответствовать его сословному положению. Прогресс и развитие человеческой личности суть внутренние отношения каждого человека с богом. И в то же время Аквинский сумел перерасти свои традиционалистские убеждения и обосновать вертикальный лифт наиболее одаренных людей, стремящихся перерасти свое сословное положение. Главное, чтобы социально-имущественный рост каждого оценивался сообразно размеру его одаренности. Тем самым предпринимательская одаренность и накопление богатства получило религиозное освящение. Но католическая этика стремилась сохранить приоритет нравственного умонаправления капиталистического предпринимателя. Именно в этом заключалась двойственность и «непоследовательность» учения Аквинского. Он выступал за «совестливый» христианский капитализм, который оказался менее конкурентоспособным по сравнению с протестантским капитализмом по скорости накопления капитала.
|