Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Народное художественное творчество⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25
Народное искусство достигло высокого развития у всех народов нашей страны. Под названием народного искусства (народного художественного творчества) принято понимать совокупность произведений зодчества (с декоративными украшениями), устного народного творчества (фольклора) и художественных промыслов. Народное искусство (фольклор). Крупный фольклорист профессор В. И. Чичеров дает следующую классификацию жанров народного поэтического творчества: былины, исторические песни, сказки, пословицы и поговорки, загадки, песни (трудовые, обрядовые, хороводные, игровые и плясовые, колыбельные и детские и др.), календарная поэзия и обряды (земледельческий календарь, религиозные суеверия в календарных обрядах, новогодняя обрядность, песни и гадания, масленичные обряды, заговоры, заклинания и др.), семейная обрядовая поэзия, народная драма, рабочий фольклор (частушки, сказы, революционные марши и гимны, песни 1905 г. и пр.). Зачастую фольклорное произведение может играть роль исторического документа. В нем отображаются отдельные события из истории гражданской войны, фабрик и заводов, колхозного строительства, Великой Отечественной войны и т. д. Древнейшим жанром фольклора являются календарные обрядовые песни, связанные с культом земледелия, олицетворяющие добрые или злые силы природы, трудовые песни, четкий ритм которых, подчиняясь рабочему ритму, облегчал труд. Помимо обрядовых песен были семейные (свадебные, похоронные, заплачки и причитания), последние сохранились и до сих пор. Большое место занимали (и занимают) лирические песни: любовные, семейно-бытовые, рекрутские и солдатские, посвященные крепостному праву, бурлацкие, ямщицкие, тюремные, шуточно-сатирические. В XVIIIв. зародилась фабричная поэзия рабочих и еще позднее — частушки — современные коротенькие песенки. Большое место в народном творчестве занимают сказки. Сказочных сюжетов очень много, еще больше различных вариантов сюжета со значительными или незначительными изменениями: сказки о животных, бытовые, волшебные сказки-легенды, короткие сказочные новеллы, анекдоты и сатирические сказки с излюбленными героями — глупым и жадным барином, попом, сметливым и смелым солдатом. Народные идеалы и мечты о счастье порождали сказки о крестьянском герое и его удачливой судьбе. Особый жанр коротких афоризмов, выражающих народную мудрость и жизненный опыт, представляют собой пословицы, поговорки. Во все времена они пользовались и пользуются в наши дни большой популярностью, постоянно встречаются в произведениях художественной литературы (например, широко использованы в названиях пьес А. Н. Островского), в речах и выступлениях ораторов. Былины, исторические и духовные песни - это произведения народного эпоса, имеющие особый склад и содержание. Былины - сказания героического характера, воспевающие подвиги, силу и мудрость древнерусских богатырей. Исторические песни сродни былинам. Они обычно посвящались реальным героям, существовавшим в истории: С.Разину, Е.Пугачеву, С.Юлаеву и т. д. В настоящее время они, как и былины, почти исчезли, сохранились лишь кое-где в северных областях: Совершенно выродившийся вид народной поэзии — духовные стихи, обычно религиозного содержания. Пели их нищие, «калики перехожие» вблизи монастырей и церквей. Песни, сказки, пословицы и поговорки не исчезли и в наше время. Теперь они наполнены новым, современным содержанием; народ вкладывает в них иные надежды, иные мысли и чувства. Народное творчество во все времена оказывало большое влияние на литературу. Присущие отечественной художественной литературе национальные черты, народность, самобытность, образность, язык, - все они - следствие тесной связи с народом, его творчеством, его духовным богатством. Еще в дореволюционное время народ знал и любил лучших наших писателей и поэтов, пересказывал по-своему их произведения, озвучивал и пел стихи. В тех местах, где они подолгу жили, их культура влияла на население, воспитывала, просвещала. Это оставило заметные следы в развитии культуры края. Очень интересен для изучения детский фольклор: дразнилки, игровые песенки, считалочки. Получила широкое распространение народная самодеятельность: музыка и музыкальные оркестры, песенные хоры с многоголосьем, разнообразные народные танцы. Запись фольклора. Первое и основное правило - точность записи. Записывать надо слово в слово, ничего не пропуская и не переделывая, в том числе, не смягчая грубых выражений (в фольклоре встречается и это). Записаны должны быть все повторения, каждая частица, вроде «ах» да «эх», иначе нарушится ритм, особая окраска рассказа; нельзя упустить также и все особенности местного говора. Запись фольклора легче всего вести вдвоем, по очереди: 5—10 слов записывает один, потом другой начинает запись с того слова, которым окончил первый. Удобнее всего пользоваться портативным магнитофоном или диктофоном. Запись получается точнее и передает все особенности речи исполнителя. Речь рассказчика нельзя прерывать вопросами или репликами. Это сбивает с толку, расхолаживает. Даже если рассказ неинтересен, необходимо выслушать его до конца и навести рассказчика вопросами на нужную вам тему. Второе обязательное условие — паспортизация каждой записи. Следует записать все основные сведения об исполнителе: § фамилия, имя, отчество; § национальность; § возраст (год рождения); § здешних ли мест уроженец, если нет, когда и откуда § приехал сюда; § специальность; § образование рассказчика; § подробный адрес. Помимо этого, очень важно знать, от кого слышал рассказанное исполнитель, от кого перенял (т. е. проследить пути распространения рассказанного). Важно знать и характеристику населенного пункта, где проводится исследование, есть ли (и насколько велики) культурные связи с городом, состав населения данной местности: является ли большинство жителей старожилами, или население смешанное, или преобладает народ, недавно переселившийся сюда. Все эти сведения дадут возможность сделать правильные выводы и заключения при изучении собранного материала. Записанные сокращенной записью фольклорные произведения обязательно в тот же день должны быть переписаны полностью. Если отложить текст, то все замеченные детали рассказа забудутся. Восстановить их в памяти полностью через два-три дня будет трудно, даже невозможно.
|