![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды общения
1. Контакт масок – формальное общение, при котором используются привычные маски вежливости, безразличия, участия и т.д., т.е. набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику и не вступать в личный контакт. 2. Формально-ролевое общение – вид общения, при котором регламентированы содержание, средства общения социальными ролями партнеров по общению: преподаватель и студент, врач и пациент и т.д. «Роль» — это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных: базовых психологических установок нашего «Я» и ожиданий других людей. В течение одного дня деловой человек может «играть» несколько ролей: руководителя, коллеги, подчиненного, партнёра по пёреговорам и т.д. Во всех случаях предпосылкой успеха является не только всесторонний и глубокий анализ деловой ситуации, но и готовность к успеху, обусловленная состоянием и ориентацией нашего «Я». Единственное ограничение, которое налагается на нас, — это наша неспособность признать неограниченность наших возможностей. Однако не нужно никаких усилий, чтобы смириться с поражением, ленивым созерцанием собственных неудач. Большинство проживает всю жизнь, так и не использовав возможность полного контроля над собственными чувствами, не отдавая себе отчета в том, что это единственное, что подвластно нашей воле. Следовательно, необходимо постоянно развивать позитивное мышление. Позитивное восприятие действительности означает, что мы должны направить свои усилия на решение стоящих перед нами проблем, вместо того чтобы сетовать по поводу их существования. Победитель «вгрызается» в проблему, тогда как неудачник всячески старается ее обойти, но постоянно на нее наталкивается. Есть только два типа проблем: 1) проблемы, которые мы в состоянии решить, и 2) проблемы, с которыми мы ничего поделать не можем. Какой смысл, например, переживать по поводу своего роста? Позитивное мышление предполагает отказ от бесплодных сетований по поводу надуманных и еще не существующих трудностей. Тем более непродуктивно завидовать другим — лучше радоваться их продвижению и просить у них советов, как нам добиться успехов в своей деятельности. Социальная роль – совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе. Роль – социальная функция личности; понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению (руководитель, подчиненный, отец, мать и т.д.). Статус – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, степень авторитета в глазах остальных участников группы. Социальные ожидания – ожидаемые от человека, занимающего в обществе определенное положение, суждения, действия и поступки, соответствующие его социальной роли. Социальная установка – устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающие мысли, эмоции и действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта. Социальная установка – состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом, в отношении объекта, детерминированное его прошлым опытом. Социальный институт – начало, организующее членов общества в систему отношений ролей и статусов. Нормы групповые (социальные) – принятые в данном обществе или группе правила поведения, регулирующее взаимоотношения людей. Референтная личность – человек, особенно значимый и ценный для другого человека как образец для подражания. Выступает как источник основных ценностей, норм и правил поведения, суждений и поступков для другого человека. Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. 3. Светское общение - вид общения, определяемый формальной вежливостью. При таком виде общения собеседники говорят то, что положено говорить в подобных случаях. Светский этикет – это знание приличий, умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить всеобщее одобрение: и никакими из своих действий не оскорбить кого-бы то ни было. Интеллигентность заключена не только в знаниях, но и способности к пониманию другого. Терпимое отношение к миру и к людям. В наше время постоянно растет спрос на деловых, организованных людей. Организованного человека отличает определенная система работы, техника личного труда, уважение ко времени. 4. Манипулятивное общение - вид общения, направленный на получение односторонней выгоды от собеседования с применением манипулятивных техник воздействия на собеседование по общению (лесть, обман, демонстрация силы, слабости, доброты, запугивание и т.д.) в зависимости от особенностей личности собеседника. 5. Духовное межличностное общение - вид общения, при котором раскрываются глубинные структуры личности, основой этого вида общения является доверие к личности партнера. 6. Деловое общение – формально-неформальное (личностно-ролевое) общение, целью которого является организация и оптимизация того или иного вида совместной предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д. Ролевое общение определяется служебными и социальными статусами людей. Личностное общение обусловливается личностными статусами и личными целями. Кроме основной цели делового общения можно выделить и личные (частные) цели, например стремления: 1) к личной безопасности; 2) к повышению своего жизненного уровня; 3) к власти; 4) повысить свой престиж, престиж занимаемой должности, престиж организации. Деловое общение - особая форма взаимодействия людей в процессе трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между коллегами, между руководителями и подчиненными. Деловое общение – это процесс взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Основными этико-психологические принципами делового общения являются принципы: а) принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности, благодаря которому согласовываются личные цели сотрудника с общими целями организации; б) принцип полномочий и ответственности, регламентирующий деловое общение в рамках служебных прав и обязанностей сотрудника, оценку его деловых качеств и использование его квалификации и опыта. Характеристика основных видов делового общения. В специальной литературе имеются ряд классификаций видов делового общения. Типология видов делового общения по цели общения. Виды делового общения: эмоциональное, информационное, убеждающее, конвенциональное, суггестивное, императивное, манипуляторное, партнерское. Основные формы делового общения: деловая беседа, деловое совещание, делового переговоры, пресс-конференция. Общепризнано, что основными видами делового общения считаются: когнитивное (познавательное), убеждающее (эмоциональное), экспрессивное (эмоциональное), суггестивное (внушающее). Цель когнитивного (познавательного) общения – это расширение информационные ресурсы партнера. Условия организации, формы, средства и способы, результат когнитивного (познавательного) общения представлены в таблице 1.1. Таблица 1.1.
Убеждающее (эмоциональное) общение. Цель данного вида общения: сформировать у партнера новые ценностные ориентации и установки. Условия организации, формы, средства и способы, результат убеждающего (эмоционального) общения представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2.
Экспрессивное (эмоциональное) общение. Цель экспрессивного (эмоционального) общения заключается в формировании у партнера эмоционального настроя, передаче чувств, переживаний, побуждающие к необходимому действию экспрессивное (эмоциональное). Условия организации, формы, средства и способы, результат экспрессивного (эмоционального) общения представлены в таблице 1.3. Таблица 1.3.
Целью суггестивного (внушающего) общения: изменение мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения.. Условия организации, формы, средства и способы, результат суггестивное (внушающее) общения представлены в таблице 1.4. Таблица 1.4.
По способу обмена информацией различают устное и письменноеделовое общение. Устные виды делового общения разделяются на монологические и диалогические. Монологическими видами являются: приветственная речь, торговая речь (реклама), информационная речь, доклад. Диалогические виды делового общения: деловой разговор (кратковременный контакт на одну тему); деловая беседа (продолжительный обмен сведениями, точками зрения, сопровождается принятием решений); переговоры (обсуждение, цель которого служит соглашение по какому-либо вопросу); интервью (разговор с журналистом, предназначен для печати, радио, телевидения); дискуссия; совещание (собрание); пресс-конференция; контактный деловой разговор (живой диалог); телефонный разговор (дистантный). Письменные виды делового общения – многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, инструкция, решение, приказ, доверенность и др. По содержанию деловое общение может быть разделено на: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности); когнитивное (обмен знаниями); мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами и т.д.); деятельностное (обмен действиями, умениями, навыками). По средствам общения можно выделить 4 вида общения: непосредственное (голова, туловище, голосовые связки и т.д.); опосредованное – связанное с использованием специальных средств и орудий; прямое – личные контакты и непосредственное восприятие друг другом в акте общения; косвенное – через посредников. Вопросы для обсуждения: 1. Структура и задачи курса. 2. Понятие делового общения. 3. Психология делового общения как часть социальной психологии. 4. Характеристика проблем, возникающих в процессе делового общения, их причин и источников возникновения. 5. Развитие взглядов на проблемы деловых отношений и этикета в России и за рубежом. Литература 1. Психология и этика делового общения: Учеб. для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриенко.-М., 2001. - С.8-53, 74-126. 2. Бороздина Г.В. Психология делового общения.: Учеб. пособие-М., 1998. 3. Деловое общение: УМП/ НФМГЭИ, Т.Н. Васильева, Т.А. Фокина - Н. Новгород, 2003.-С. 62- 66. 4. Хазанов В.Е. Деловое общение. Программа. – М.; МГЭИ, 2003. – 8 с. Дополнительная литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 2000. 2. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003. 3. Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006 (электронный ресурс). – Режим доступа: http: www.aup.ru/books/m161/5.htm.
|