Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переход к конституционной монархии. Основные государственные законы.






Перед Россией на рубеже XIX—XX вв. встала проблема реформации всех сфер жизни, от экономики до государственного строя. Ее предстояло проводить на огромной территории, в стране с устойчивыми традициями и феодальными пережитками.

Возникли и получили развитие монополии в промышленной и банковской сфере. Характерной особенностью русского капитализма являлось то, что отечественное производство в значительной степени основывалось на иностранных капиталах. Крупнейшие монополистические объединения действовали при участии англо-французских финансовых кругов.

Также следует отметить сильное отставание социаль­но-экономического развития деревни. Сохранялись полукрепостнические методы эксплуатации крестьян, непомерно высокие платежи и т. д.

Дворянство, бывшее главной опорой самодержавия, теряло монополию на власть. На ведущую политическую роль стала претендовать буржуазия.

К началу XX в. в России обострились национальные и на­ционально-религиозные противоречия. Нарастала социаль ная напряженность: расширялось рабочее движение, происходили крупные крестьянские выступления. Поражение Рос­сии в русско-японской войне 1904—1905 гг. способствовало нарастанию революционных настроений.

Важнейшими документами стали Манифест от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положение о выборах в нее, Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Основные законы от 23 апреля 1906 г.

Согласно августовским Манифесту и Положению Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Цензовая система лишала избирательного права рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию и другие категории населения. К компетенции Думы относились: разработка и обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и др. Революционные события 1905 г. сорвали созыв Государственной думы.

17 октября 1905 г. манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» по сутиобъявлялся переход страны к новому строю — конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Государственной думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть.

Основные законы устанавливали двухпалатную парламентарную систему и сохраняли достаточно широкие полномочия императорской власти.

Сделанные правительством конституционные уступки были обусловлены усилением революционного движения, а не воздействием либеральных идей и программ. Основные государственные законыбыли утверждены императором Николаем II 23 апреля 1906 г.

Основные законы закрепляли такие гражданские права и свободы, как неприкосновенность жилища и собственности, свобода перемещения, выбора профессии, слова, печати, собраний, вероисповедания и др.

Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти неограниченной, но все основ­ные прерогативы императорской власти сохранились: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». Власть управления принадлежала императору во всем ее объеме. В соответствии со ст. 7 законодательную власть император осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой». В целом Основные законы придерживались принципа разделения властей.

Основные законы предоставили Государственной думе и Государственному совету право законодательной инициативы, они получили право утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемые правительством.

Царь имел право абсолютного вето. Однако Дума могла повторно рассматривать вопрос, отклоненный царем, и тем самым оказывать на него давление.

20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной думе. Этим актом определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению Государственным советом и императором.

Дума избиралась сроком на пять лет. Отстранение депутатов Государственной думы могло осуществляться сенатом. Император своим указом мог досрочно распустить Думу. 20 февраля 1906 г., одновременно с учреждением Государственной думы, было утверждено новое Положение о Государственном совете. Он становился верхней палатой, обладавшей такими же правами, как и Государственная дума. Законопроекты, принятые Государственной думой, поступали через Государственный совет на утверждение императора.

Состав Совета формировался следующим образом: половина членов назначалась императором, другая половина избиралась дворянскими обществами, губернскими и земскими собра­ниями, крупными промышленниками и торговцами, синодом, Академией наук и университетов. Члены Совета избирались на 9 лет, причем каждые три года обновлялась 1/3 состава. Председатель и вице-председатель Совета назначались императором.

В стране возникли и легализовались различные политические партии: РСДРП, социал-революционеры (эсеры), Радикальная партия, Партия свободомыслящих, Конституционных демократов (кадеты), Умеренно-прогрессистская, Торгово-промышленный союз, Союз 17 октября, Партия правового порядка, Монархистов-конституционалистов, Союз русского народа и др.

Левоцентристскими партиями были Конституционно-демократическая партия, Умеренно-прогрессистская партия, Всероссийский торгово-промышленный союз.

В сентябре 1905 г. прошел съезд земских и городских деятелей, на котором была обозначена программа партии, получившая название конституционно-демократической (кадеты). Содержание этой программы сводилось к следующим положениям: предлагалось сформировать двухпалатный парламент, вторая палата которого состояла бы из представителей органов местного самоуправления.

Все законодательные акты, а также бюджет должны были утверждаться парламентом. В области судоустройства предлагалось восстановить принципы уставов 1864 г, упразднить административное вмешательство в судебные дела и отменить смертную казнь. В финансовой сфере программа партии требовала отменить выкупные платежи для крестьян и развивать прямое обложение, аренду земли, наделять нуждающихся землями за счет отчуждения государственных и частновладельческих земель. В области трудовых отношений отстаивалось право на забастовку, выборные инспекции труда, восьмичасовой рабочий день, запрет ночного и сверхурочного труда, государственное страхование, уголовная ответственность за нарушение законов о труде.

Умеренно-прогрессистская партия была близка к кадетам в области государственно-политической системы. Ее представители настаивали на неприкосновенности верховной власти государя и ответственности министров перед народом. В области государственного устройства партия выдвигала идею целостности государства при самостоятельности местного самоуправления, выступала против автономии и федерации. В сфере трудовых отношений партия была против введения восьмичасового рабочего дня.

Всероссийский торгово-промышленный союз в области государственного устройства предлагал использовать английскую конституционную модель — единую империю с конституционным монархом и кабинетом министров, опирающимся на большинство Думы. Политической целью союза объявлялось экономическое содружество торгово-промышленных классов, представительство этого содружества во всех общественных организациях, Государственной думе и правительственных учреждениях.

К правоцентристским партиям принадлежали Союз 17 октября, Партия правового порядка, Партия монархистов-конституционалистов.

Союз 17 октября исходил из принципов «Манифеста 17 октября» — сохранение унитарного Российского государства, конституционной монархии с народным представительством, основанным на общем избирательном праве. В области аграрной политики Союз требовал отмены административной опеки над крестьянством, предлагал создать земельный фонд из государственных и удельных земель, а также включить общинные земли в гражданский оборот. В сфере трудовых отношений представители Союза выступали за социальное обеспечение и страхование, за урегулирование законом проведения стачек. В области местного управления предлагалось создание бессословных земств, введение выборных начал в местной юстиции, невмешательство администрации.

Партия правового порядка настаивала на сильной централизованной власти и единстве России. Упразднялась автономия территорий. Провозглашалось равноправие всех граждан. В аграрной сфере предлагалось снизить налоги для крестьянства, поощрять переход от общинного землевладения к личному, производить наделение крестьян землей. Для решения крестьянского вопроса предлагалось перевести землепользование из общинного в подворное и реорганизовать Крестьянский банк.

Для рабочих предусматривалось сокращение рабочего дня и страхование.

Образование предлагалось перестроить на корпоративных началах, поощряя национализм, организацию землячеств, проведение судов чести.

Весной 1905 г. возникло большое число национально-патриотических союзов, обществ, братств, дружин и лиг — «черная сотня». В ноябре 1905 г. возник Союз русского народа, объединивший ряд черносотенных организаций. Союз располагал местными органами и возглавлялся Главным советом. Его деятельность поддерживали государственные и церковные органы.

В промышленных центрах действовали черносотенные рабочие организации. Самодержавную монархию черносотенцы признавали единственно приемлемой формой правления для России.

В 1898 г. в Минске представители Союза борьбы за освобождение рабочего класса, групп «Рабочей газеты» и «Бунда» объявили о создании Российской социал-демократической рабочей партии. Программа РСДРП содержала следующие положения по государственному и политическому преобразованию страны. В политической сфере провозглашались свержение самодержавия и передача власти Учредительному собранию. Предлагалось сформировать однопалатное законодательное собрание на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, создать выборные суды, заменить войска всеобщим вооружением народа, отделить церковь от государства. В области экономической политики партия выступала за установление: прогрессивного подоходного налога, восьмичасового рабочего дня, уголовной ответственности предпринимателей за нару­шение охраны труда, за запрет штрафов на производстве. В аграрной сфере предлагалось отменить выкупные платежи, разрешить отчуждение земли крестьянами, возвратить крестьянам выплаченные ими деньги за счет монастырских, дворцовых земель и обложения налогом помещичьих земель. Предусматривались конфискация церковных, монастырских, удельных и частновладельческих земель и их передача в распоряжение органов местного самоуправления.

В 1903 г. на II съезде РСДРП произошел раскол партии на большевиков и меньшевиков.

Партия социалистов-революционеров (эсеров) считала себя идейной наследницей партии «Народная воля». Лозунгом партии была социализация земли, а основным методом ее деятельности — террор. Целями партии были борьба с самодержавием и созыв Земского собора (Учредительного собрания).

В области государственного устройства эсеры предлагали использовать федеративную форму. Предлагалось создать демократическую республику с широкой автономией областей либо всеобщим избирательным правом. В производственной сфере представители партии выступали за установление минимума заработной платы и государственное страхование. В области аграрной политики — за передачу земли в общинное владение и распоряжение.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал