Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 16: Советское государство и право в период либерализации советского государственного строя






С середины 50-х годов в СССР происходит постепенный отход государства от жесткого послевоенного курса И.В. Сталина в области законодательства и социальной политики. Особенно это становится заметным с 1956 года, после XX съезда КПСС (на XIX съезде ВКП(б) в 1951 году ее название было изменено на Коммунистическая партия Советского Союза). На этом съезде впервые прозвучала в докладе Н.С. Хрущева критика в адрес И.В. Сталина за нарушение советской законности, за массовые репрессии 30-х годов и нарушении принципов советской демократии.

В июле 1958 года Президиум Верховного совета СССР принял положение о правах местных комитетов профсоюзов, по которому увольнение работающих по инициативе администрации допускалось только с согласия фабзавкомов, на них возлагался контроль за выполнением администрацией законодательства о труде и заработной плате.

В июне 1956 года был принят Закон о Государственных пенсиях, установивший единый принцип их начисления (возраст для мужчин 60 лет, а для женщин 55). В том же году сокращается продолжительность рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни, увеличивается продолжительность отпусков по беременности и родам, сокращается рабочая неделя подростков. В 1958 году разрешена передача государственной техники из машинно - транспортных станций колхозам, расширялись права колхозных собраний в измененном Уставе сельскохозяйственной артели, принятого еще в 1935 году.

Колхозы могли теперь определять размеры приусадебных участков, количества скота в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и исключать из нее.

В декабре 1958 года принимаются новые (с 1924 года) Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, где главной задачей значилась охрана Советского и государственного строя, социалистической собственности и правопорядка. Преступным признавалось общественно опасное деяние, прямо предусмотренное законом. Ранее действующий принцип аналогии отменялся. Наказание могло применяться только по приговору суда, учитывавшего все объективные и субъективные обстоятельства дела. Сокращался максимальный срок лишения свободы (с 25 лет до 15). На базе Основ в октябре 1960 года Верховный совет РСФСР принял новый Уголовный кодекс РСФСР.

В декабре 1958 года были приняты Основы уголовного судопроизводства СССР, а также Основы законодательства в области судоустройства, уголовного процесса и уголовного права. В декабре 1961 года принимаются Основы гражданского законодательства и Основы гражданского судопроизводства. В те же годы (1961 – 1964) приняты процессуальные кодексы (уголовный и гражданский) и на базе отмеченных Основ была проведена кодификационная работа в союзных республиках. Не менее энергично в конце 50-х – начале 60-х годов шла законодательная работа в высших органах власти СССР и союзных республиках (Указы президиумов Верховных советов, постановления Советов Министров составили значительную часть подзаконных актов).

Энергичная законотворческая деятельность органов власти и управления в отмеченный период отражала и сопровождала не менее напряженную хозяйственную и социальную работу партийных и государственных органов. Изменились принципы управления промышленностью и сельским хозяйством. Наметилась тенденция децентрализации и демократизации. Расширялись права союзных республик. После XX съезда КПСС наметилась определенная либерализация общественной жизни. В частности, были реабилитированы репрессированные ранее чеченцы, ингуши, крымские татары, карачаевцы, балканцы, немцы Поволжья; были реабилитирован многие жертвы сталинских репрессий. В это де время были предприняты попытки реформирования управления народным хозяйством, внедрения экономических методов в промышленности, в финансировании и стимулировании примышленного производства.

В октябре 1961 года состоялся XXII съезд КПСС, на котором была принята новая Программа партии, названная в пропагандистских документах программой построения коммунизма в СССР. По ней в 1961 – 1971 года отводись на создание материально – технической базы коммунизма, а последующие десять лет должны были стать временем вступления в коммунизм. Государство должно было за это время перерасти в органы общественного самоуправления. В основе этого документа не было никаких расчетов: ни экономических, не социальных. По своей сути это было чисто волюнтаристическое пропагандистское заявление, призванное связать роль стимулятора социальной энергии, вдохновителя трудового энтузиазма народа. Но эффект получился обратный, поскольку заявленное намерение не подкреплялось материально государственными средствами.

В 1965 году были приняты Постановления «Об улучшении планирования и стимулирования производственной экономики» и «О государственном производственном предприятии при социализме», которые по замыслу руководителей, должны были стать основой перелома в промышленности. Число обязательных отчетно – плановых потребителей было сокращено. Введены новые, с акцентом на рентабельность и себестоимость; часть доходов оставалась предприятию, их которых разрешалось материальное поощрение работников, развитие системы социально – бытового обеспечения трудящихся и т.д. Однако в условиях жесткой ведомственной вертикали управления и планирования эти новации не дали ожидаемых результатов. Экономическая система обнаруживает не только не гибкость, а невосприимчивость к техническому прогрессу, отторжение новаций, консерватизм в руководстве, низкую производительность труда и качества продукции. Кризисные явления в промышленности не получили должной оценки и адекватных действий руководства. Незамеченным проходит факт невосприимчивости советской системы к результатам научно – технической революции, разворачивающейся на Западе с начала 50-х годов (автоматика, кибернетика, электроника, компьютеризация и т.д.). Развитие технически более современного военно – промышленного комплекса не сопровождается аналогичными сдвигами в хозяйственных отраслях. Наоборот: чем дальше, тем больше военное состязание с США, съедает средства народного хозяйства.

Аналогично складывается ситуация в сельском хозяйстве. Оно не выходит в послевоенные годы из кризисного состояния. Попытка решить проблему за счет освоения с середины 50-х годов целинных и залежалых земель не дала ожидаемого результата. Запрет на свободное перемещение (на свободный выбор места жительства), фактически прикрепления к колхозу, без достаточного материального обеспечения в течение многих лет, лишили колхозников стимула к труду и соответственно к его результатам. Попытки в начале 60-х годов поправить положение паспортизации деревни 1966 года, распространением на нее пенсионного обеспечения 1964 года, дело не поправили, а лишь увеличили отток населения из сельской местности в города.

Но по внешним показателям состояние СССР в 60-е годы не казалось тревожным. Скорее наоборот. Усиленно развивалась атомная энергетика, ракетостроение, космонавтика. Всеобщим ликованием и гордостью сопровождался полет первого в мире советского космонавта. Строились новые города, развивалось жилищное строительство, непрерывно возрастал объем промышленного строительства. Медленно, но росла и заработная плата. Кто работал – не голодал.

В целом государство развивалось и убедительно (за счет роста объемов: промышленности, продукции, населения, строительства, добычи природных ресурсов, объектов культуры и т.д.). Негативная сторона обнаруживается наиболее заметно лишь в снабжении населения продуктами питания и недостатком жилья в городах.

Тема 17: Государство и право в период «развитого социализма» (1977 – 1985 гг.)

 

В общей характеристике состояния советской государственно – политической системы и общественной жизни в период от XX съезда КПСС и до середины 60-х годов получил название «оттепели» по наметившейся тенденции либерализации и поискам оптимальных форм административно – хозяйственной организации. По аналогии с этим последующие двадцать лет обозначались как период «застоя», иногда стагнации. Однако последняя характеристика не отражает всего объема и содержания государственно – правовой практики тех лет и общественно – политической жизни населения. Если партийно – государственное руководство в эти двадцать лет благодушно – спокойно относилось к тревожным тенденциям, то управленческий аппарат, советская общественность чем дальше, тем больше ощущали на себе налогообложение в хозяйственных делах, в пропаганде, в бытовом обеспечении. По существу системный кризис выходил на поверхность, а его старательно не замечали в верхнем эшелоне власти.

Сложившаяся еще в предвоенный период командно – административная система управления народным хозяйством, жесткой вертикалью соподчинения во всех звеньях, фактически исключала творческую самодеятельность снизу, не допускала инициативных решений, культивировала бюрократическое всевластие. Сращивание государственной организации с партийной, начавшееся с истоков Советской государственности, привело к верховенству Коммунистической партии в государственном механизме, к полной зависимости институтов государства от партийной организации. Организация, юридически безответственная перед властью и обществом, встала над тем и другим. Постановления в разные годы Съездов Советов, ВЦИКа, его Президиума, Верховного Совета о полномочиях Советов, об оживлении их работы не выполнялись руководившими этим процессом партийными организациями. Очевидно, принятое в 1971 году, Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся» также не увенчались успехом.

С приходом к партийной власти Л.И. Брежнева (1964 – 1982гг.) вернулись к отраслевому управлению народным хозяйством, увеличилось число министерств и государственных комитетов (к 1978 г. до 80), вновь ужесточилась отчетность, расширились полномочия Госплана, Госснаба СССР в сторону контрольных функций.

Вместе с тем отчасти осознанная вследствие необходимость укрепления социальной основы реализовалась в реорганизации органов народного контроля, создании народных дружин содействия милиции, товарищеских судов, домовых комитетов и т.д. В 1965 году была создана единая система государственных органов народного контроля СССР, создан Комитет народного контроля. В 1974 году был принят Указ Президиума Верховного совета СССР «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка». На основе его создавались повсеместно народная дружина в помощь милиции, народные посты на предприятиях и в учреждениях. Тогда же были по Указу Президиума уточнены права милиции, ее подчинения. Линия на предоставление общественности более активного участия в органах управления получила дальнейшее развитие в Конституции СССР 1977 года и РСФСР 1978 года.

Решение о необходимости выработки новой Конституции СССР было принято еще в 1961 году на XXII Съезде КПСС, но подготовлена она была лишь через 15 лет. В основу ее легла Конституция о построении в СССР «развитого социалистического общества» и создания «общенародного государства». В качестве основной цели развития указывалось построение «бесклассового общества» при перерастании государства в общественное самоуправление. Социалистическая собственность на средства производства составляла основу экономической системы, а Советы народных депутатов – основу политической системы.

В Конституции защищалась (ст.6) «руководящая и планирующая» роль Коммунистической партии, а также новые гражданские права – на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, на критику действий государственных организаций и т.д. Впервые в Советском праве Конституция подчеркивала роль личности, охрану ее прав и свобод. Также впервые на конституционном уровне закреплялись права на охрану здоровья, жилища, свободу творчества. Сохранялось право республик на свободный выход из СССР как единого всесоюзного многонационального государства.

Система высших государственных органов оставалась в основном прежней. Верховный совет СССР осуществлял высшую власть, а его Президиум – постоянно действующим представителем этой власти. Правительственные функции осуществлял Совет министров СССР.

В Конституции была выстроена единая система органов судопроизводства: народный (районный) суд, областной (краевой) суд, суд автономной республики, верховный суд автономий, Верховный суд СССР. Аналогично строилась система прокуратуры. Появились органы государственного арбитража.

В целом этот документ содержал намерения более широкого привлечения общественности к делам государственного управления. Вслед за Конституцией СССР в 1978 году была принята новая Конституция РСФСР, соподчиненная в основных нормах союзной. Одновременно с Конституцией СССР была развернута энергичная кодификационная и законодательная работа, целью которой было стремление учесть в правовых нормах и институтах изменения, произошедшие в стране в предшествующие десятилетия. В то же время принимались по сложившейся практике нормативные документы ЦК КПСС с Президиумом Верховного совета, с Советом Министров СССР. Эта же практика продолжала набирать силу и в союзных республиках. С конца 70-х годов развернулась работа над Основами гражданского законодательства и над Сводом законов СССР.

В 1981 году Верховный совет СССР принял Основы жилищного законодательства СССР и союзных республик, на базе которого был принят в 1983 году Жилищный кодекс РСФСР. В 1984 году был принят Кодекс об административных правонарушениях в РСФСР, еще раньше принимается Кодекс законов о Труде РСФСР, Кодекс законов о семье и браке, Водный кодекс РСФСР (1972), Лесной кодекс. Впервые было кодифицировано исправительно – трудовое законодательство СССР и союзных республик, пересмотрен ряд нормативных положений уголовного права СССР.

Этот перечень нормативных актов свидетельствует об энергичных попытках институтов власти откорректировать правовые основы государственной практики с учетом нового уровня государственного развития и потребностей общества. Теоретический постулат XXIV съезда КПСС, закрепленный в Конституции 1977 года как утверждение о вступлении СССР в новый этап своего развития – этап «развитого социализма», стимулировал отмеченную законодательную деятельность.

Устаревшие нормы права подвергались пересмотру и уточнениям. Подвергались критике и некоторые критерии, дефиниции советского права. Но все новации не затрагивали ни основ экономических явлений в том и другом.

В 1984 году Верховный совет РСФСР принял Кодекс РСФСР об административных нарушениях. Впервые государство кодифицировало важнейшую область государственного принуждения – административную ответственность, установило принципы, порядок изменения, а также составы административных проступков. В 70-е годы возрождается практика всенародных обсуждений важнейших законопроектов. Однако эти оказывают существенного влияния на создание законов. Они носили преимущественно демонстративный характер.

Завершение кодификаций основных отраслей права, систематизация законодательства и попытки планировать законодательную деятельность – таковы подвижки в области права в 70-е – начале 80-х годов. Видимо ошибочно будет утверждение о том, что они не оказывали никакого влияния на экономическое и социальное развитие СССР. Но определенно можно сказать, что они существенно не влияли на это развитие. Кризисные явления в народном хозяйстве набирали силу как в 60-х годах, так и в 70-е годы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал