Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое закон?

Закон в Библии - свод принципов или мерило поведения. Установления, переданные Богом через Моисея, известны как Закон Моисеев. Словом «Закон» назывались также пять книг Моисея, а в некоторых случаях – Десять Заповедей, являющихся неотъемлемой частью Пятикнижия. Давайте посмотрим, что Божий народ видел?

Иудейский народ всегда видел в Торе (Torah) божественное начало. Потому как книга это была послана ему Богом через пророка Моисея. Медленно, очень постепенно, веками писали и дополняли (в соответствии с требованиями той или иной исторической эпохи) эту главную законодательную книгу еврейского народа – Тору. Таким образом, Тора совершенна объективно становится кодифицированным выражением воли Господа, активным участником Его безусловного превосходства, и имеет нормативно-каноническое значение для веры.

а) «Синайский завет»

Бог изрекает заповеди свои Моисею (Исх. 20: 1), а Моисей пересказывает слово Божие и все законы Его (Исх. 24: 3) народу и «написал… все слова Господни» (24: 4); потом, «взял книгу завета и прочитал вслух народу», а народ ответил: «все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (24: 7). Точно также повествует Яхвист в рассказе о Завете в Синае: «И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобой и с Израилем» (Исх. 34: 27-28).

Читая и внимая Закону Божиему и Завету Его, Израиль в вере и послушании сравнивает Законы свои со Словом Бога. И когда составление Торы (после вавилонского пленения) подойдет к завершению, когда будет целиком написано Пятикнижие и предстанет перед иудеями в своем современном виде, тогда Израиль, читая и перечитывая книги, Заветы Божиего предстанет перед лицом Господним (Неем. 8: 1-15; 9: 33-36; 1: 1-30).

б) Книга законов четырех царств

Книга Законов, вновь открытая в период правления царя Иосии, найденная в ходе реставрационных робот в Иерусалимском Храме, легла в основу новой радикальной религиозной реформы и решительным образом повлияла на ее проведения (4 Цар. 22: 23). Речь, по всей вероятности, идет о той части законодательных постановлений (Втор. 9: 12-26), которые составляют «список Закона», о чем мы читаем в книге Второзакония (17: 18-20): «Но когда он (царь) сядет на престол царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, которые находятся у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался боятся Господа, Бога своего и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии». Все, без исключения, все жители Иудеи должны были находить для себя «пищу духовную» в Законе и Завете, должны были руководствоваться ими в своей повседневной жизни, черпать из них силы духовные, веру свою и преданность завету с Господом (Втор 6: 6-9; 11, 18-20).

В книге Второзакония «Слово» являются собой не просто слова, произнесенный Господом, а письменный Закон Божий: он свидетельствует об окончании книги, где утверждается, что «Моисей написал этот закон…, записал в книге все слова этого закона» и приказал «положить эту книгу рядом с заветом» для постоянного чтения в собраниях Израиля (Втор. 23: 8). «Законы Божии рассматриваются в ней как кодифицированное Откровение Бога, к ним более нечего не прибавить и не убавить, и долг каждого соблюдать эти заповеди Божии (Втор. 4: 2; 13: 1). Эти заповеди – душа в центр Священного Писания, которое, в процессе постоянного развития, включает уже не только законы, но и объединяет многочисленные книги пророков и патриархов.

в) Восхваление закона

Псалом 118 целиком посвящен воспеванию Закона Божия. Автор – поэт, создавший этот художественный гимн в период после пленения, безусловно, уже хорошо знаком с Пятикнижием, на которое, главным образом. И опирается в Псалтыри.

Воспевая Закона, он воспевает само Священное Писание. Псалом 118 построен на «алфавитном» принципе из 22 строф – то есть столько же сколь букв в еврейском алфавите.

Слово «Закон» искусно заменяется синонимами (их восемь): закон, откровение, повеление, уставы, заповеди, путь, слово, суд.

  1. В общепринятом смысле Закон – это обязательность для исполнения правило, которое общество устанавливает для своих членов. Законодатель выражает свою волю в Законе, регламентирующем отношения между двумя сторонами – властелином и подданным (Быт. 47: 26; Езд 7: 36; Есф 1: 19; 2: 8; 3: 8), родителями и детьми (Притч. 6: 20). Богом и человеком (Неем. 9: 29; Ис. 1: 10).
  2. Закон – это также «жизненный строй», определяемый Богом и теснейшим образом связывающий Его с избранными людьми (напр., с Адамом Быт. 2: 16; 17; 3: 15-19; с Ноем Быт. 9: 1-7), каждый из которых представляет в своем лице все человечество, или избранным народом Израиля, представляющим все народы: 1) в Синайском законодательстве (Исх. 20: 31) была явлена и четко выражена Божья воля, осознана людьми ранее (Рим. 1: 19) и сформулированная в законах разных народов мы имеем дело не с эволюцией Закона от примитивных его форм к высшим нравственным требованиям, а с Божьим откровением, расширяющим или отменяющим отдельные законодательские нормы. Пример расширения и подтверждения Закона – законы о святости (Лев. 16: 26) и Второзаконие (Втор. 12: 26), пример же отмены Закона – отмена Иисусом «преданий старцев» (Мф. 15: 2 и след.; Мк. 7: 5). Учителя Закона (книжники) трактовали его как единственное, всеобъемлющее и непреложное установление: «Бог явился исключительно в Торе (в законе)». Их вера основывалась исключительно на Законе, а не на деяниях, совершенных для Своего народа. В исполнении Закона они видели залог праведности человека перед Богом и гарантию жизни в грядущем веке; 2) для обозначения понятия «Закон» а Ветхом Завете используются следующие еврейские слова: мицва = повеление, тора = закон, давар = заповедь, слово охар = тропа, мишпат = норма, хукка = устав, пиккудим = предписание, дерех = путь, имра = слово, эдут = свидетельство; все они использованы в Пс. 118.
  3. Обычно слово закон переводится еврейский термин tora. Слово tora, употребленное в Ветхом Завете двести двадцать раз, означает, точнее говоря, «наставления». Для нас слово закон обычно подразумевает общественные правовые нормы, охраняемые государством. Однако в Ветхом Завете нередко встречаются такие нравственные наставления, которые вряд ли могли бы стать объектом государственного регулирования (напр. Исх. 20: 17; 23: 4-5); в которых умалчивается о вмешательстве государства (Исх 21: 2-6); в котором правоохранителем указан Бог, а не государство (Исх. 22: 21-27). Вдобавок, обозначение «закон» для некоторых умалчивается ритуальных указаний выглядит неприемлемым. В Второзаконии установлений множество. В главах Вт. 5: 17 выделены общие требованию подчинятся Богу; в главах 12: 15 даны конкретные указания для различных областей жизни (поклонение Богу, праздники, должностные лица теократического государства, убийство, военные дела, половая сфера и так далее). Законы (традиционно их насчитывают шестьсот тридцать) сконцентрированы в определенных местах Пятикнижия. Некоторые из них получили особые наименования. Десять заповедей были даны на горе Синай (Исх. 20: 1-17) и повторены в проповеди Моисея свыше сорока лет спустя (Вт. 5: 6 21). Формулировки Декалога (традиционные «делай то-то, не делай того-то») являются аподиктическими, то есть безоговорочными; Бог как Царь диктует приказы Своим подданным. Эти десять заповедей составляют минимум нравственных и религиозных требований, предъявляемых к тем, кто состоит с Богом во взаимоотношениях завета.
  4. Закон = слово имеющее множество различных значений:

а) Слово Божие вообще. Давид воспевает закон Божий (Псл. 18: 8 и дал.) и, восхваляет его в 118 Псалме, давая ему множество различных названий.

 

Десять заповедей
Phi Tal Aug Исх. 20: 1-17! Втор. 5: 4-21!
  1 И изрек Бог все слова сии, говоря: 4—5 Лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня … Он [тогда] сказал:
Pre   2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. 6 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.
      3 Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 7 Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.
      4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. 8 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли.
      5 Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня. 9 Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня.
      6 И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 10 И творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
      7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 11 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
      8 Помни день субботний, чтобы святить его. 12 Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой.
      9 Шесть дней работай и делай всякие дела твои. 13 Шесть дней работай и делай всякие дела твои.
      10 А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. 14 А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты.
      11 Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 15 И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
      12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 16 Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
      13 Не убивай. 17 Не убивай.
      14 Не прелюбодействуй. 18 Не прелюбодействуй.
      15 Не кради. 19 Не кради.
      16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 20 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
      17 Не желай дома ближнего твоего. 21 Не желай жены ближнего твоего.
      Не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. И не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

Закон, действующий вчера, сегодня и будет действовать завтра. В действии Слово Божие.

У каждой лжи есть своя цена, кто-то должен за нее платить.

 

3. Актуальность десяти заповедей.

Первая заповедь – повеление Бога, которое Он дал человеку. Она показывает на сколько великий Господь, что нет никого большего кроме Него, нет никого мудрее Него. Бог говорит, что Он больше всех во всем мире. Дальше говориться о том, чтобы не делать себе кумиров и всего подобного, что могло бы заменить Бога.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Логарифмическая фазовая частотная характеристика разомкнутой системы | Введение. В хозяйствах Сибири широкое распространение имеет донник – устойчивая и урожайная культура, пригодная для возделывания на солонцовых и песчаных почвах
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал