Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Краткие теоретические сведения. тема: “Решение задачи линейного программирования”Стр 1 из 2Следующая ⇒
Лабораторная работа №1 тема: “Решение задачи линейного программирования”
Цель работы: получение практических навыков решения задачи линейного программирования графическим методом.
Краткие теоретические сведения
Графический метод достаточно прост и нагляден для решения задач линейного программирования с двумя переменными. Он основан на геометрическом представлении допустимых решений и целевой функции задачи. Каждое из неравенств задачи линейного программирования определяет на координатной плоскости некоторую полуплоскость, а система неравенств в целом – пересечение соответствующих плоскостей. Множество точек пересечения данных полуплоскостей называется областью допустимых решений (ОДР). ОДР всегда представляет собой выпуклуюфигуру и графически может быть представлена выпуклым многоугольником, неограниченной выпуклой многоугольной областью, отрезком, лучом, одной точкой. В случае несовместности системы ограничений задачи ОДР является пустым множеством. Все вышесказанное относится и к случаю, когда система ограничений включает равенства. Целевая функция Z (x) при фиксированном значении Z (x) = Z определяет на плоскости прямую линию. Изменяя значения Z, мы получим семейство параллельных прямых, называемых линиями уровня. Для решения будет достаточно построить одну из линий уровня, произвольно выбрав значение Z. Вектор Алгоритм решения задач ЛП графическим методом. 1). В ограничениях задачи заменить знаки неравенств знаками точных равенств и построить соответствующие прямые. 2). Найти и заштриховать полуплоскости, разрешенные каждым из ограничений-неравенств задачи. Для этого нужно подставить в конкретное неравенство координаты какой-либо точки [например, (0; 0)], и проверить истинность полученного неравенства. Если неравенство истинное, то надо заштриховать полуплоскость, содержащую данную точку, иначе надо заштриховать полуплоскость, не содержащую данную точку. Поскольку Ограничения-равенства разрешают только те точки, которые лежат на соответствующей прямой. Поэтому необходимо выделить на графике такие прямые. 3). Определить ОДР как часть плоскости, принадлежащую одновременно всем разрешенным областям, и выделить ее. При отсутствии ОДР задача не имеет решений. 4). Если ОДР – не пустое множество, то нужно построить хотя бы одну из линий уровня. Способ построения аналогичен построению прямых ограничений. 5). Построить вектор 6). При поиске максимума целевой функции необходимо передвигать какую-либо из линий уровня в направлении вектора 7). Определить координаты точки max (min) целевой функции Пример. Найти max Z = 4.5 x1 + 4 x2 при следующих ограничениях: x2 ≤ 3 4 x1 + 5 x2 ≤ 20 6.5 x1 + 4 x2 ≤ 26 Решение. В ограничениях задачи заменим знаки неравенств знаками точных равенств и построим прямые: x2 = 3 4 x1 + 5 x2 = 20 6.5 x1 + 4 x2 = 26 Заштрихуем полуплоскости, разрешенные каждым из ограничений-неравенств задачи. Получим ОДР как пятиугольник ABCOD. ОДР – не пустое множество, поэтому построим целевую прямую. Построим вектор
x1 = 3, x2 = 1.6. т. А (3; 1.6)
Рис.1. Графическое решение задачи
Значение целевой функции в т. А: max Z = 4.5 x1 + 4 x2 = 4.5*3 + 4*1.6 = 13.5 + 6.4 = 19.9
|