Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность индивидуализации и дифференциации обучения.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Технологии индивидуализации и дифференциации обучения. Понятия «индивидуализация» и «дифференциация», как правило, рассматриваются в единстве. Существуют различные точки зрения на характер их взаимосвязи: · дифференциация отождествляется с индивидуализацией; · дифференциация включает в себя индивидуализацию как частный случай (внутренняя дифференциация); · дифференциация рассматривается как средство индивидуализации обучения. Последнее определение наиболее точно объясняет соотношение данных понятий, указывает как на их общность, неразрывность, так и на специфику. Индивидуализация обучения определяет сущность, целевую направленность дифференциации. Индивидуализация в обучении(от лат. individuum – индивидуум, особь) - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся, создание условий для проявления и развития личности как индивидуальности посредством выбора соответствующего ее возможностям, потребностям и интересам содержания, форм и методов обучения. Дифференциация обучения (от лат. diffrentia – разница, difference –различие) - форма организации учебной деятельности, при которой учитываются склонности, интересы, способности учащихся, но сохраняется общий (базовый) уровень общеобразовательной подготовки. Общие психологические подходы к объяснению дифференцированного обучения в к.19 в. разработали В.Штерн и Э.Клапаред. Одним из первых опытов такого обучения был опыт Мангеймской школьной системы в нач. 20 века, автором которой являлся Й.А.Зиккингер (Германия). Интенсивное развитие теоретических основ индивидуализации и дифференциации наблюдалось в 70-80-е 20 века и проявилось прежде всего в разработке индивидуального и дифференцированного подходов к обучению. Они рассматривались в качестве «проникающих» технологий в традиционную классно-урочную систему обучения. Лишь на рубеже 90-х гг.20 века идеи дифференциации и индивидуализации обучения оформились на уровне создания конкретных технологий обучения. К технологиям индивидуализации обучения можно отнести:
· Технологию модульного обучения, обеспечивающую выбор обучающимся индивидуальных путей движения внутри законченных блоков-модулей, содержаших структурированный в виде системы учебных элементов учебный материал. · Технологии открытого обучения – обучение учащегося по индивидуальным программам и в индивидуальном темпе. Организационная структура открытого обучения по конкретной дисциплине может выглядеть следующим образом: 1) разработка содержания и структуры дисциплины, включающая внутренний модуль (ведущие опорные знания, предусмотренные стандартом), и внешний модуль (расширяющий блок, новые разделы); 2) проектирование каждым учеником собственной индивидуальной программы курса, включающей в себя внутренний модуль и отдельные темы, разделы внешнего; 3) присвоение каждому разделу согласно его уровня, сложности и объема рангового балла; 4) составление учеником индивидуального графика изучения курса и отдельных разделов. 5) Технологии дифференцированного обучения разрабатываются в рамках различных форм дифференциации (рис.1).
|