![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Форма контроля знаний студентов: экзамен 1 страницаСтр 1 из 10Следующая ⇒
К экзамену готовится реферат на одну из девяти тем, объемом в 15 печатных страниц 1. Правовые и организационные основы обеспечения защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Роль, место и задачи “Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий” (МЧС) в современных условиях. Основные законы, нормативно-правовые и организационные документы по функционированию системы гражданской обороны (ГО), предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Общая организация МЧС РФ. Организационная структура гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) на объектах экономики (ОЭ).
2. Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) и их общая характеристика. Классификация потенциально опасных объектов (ПОО). Классификация ЧС по ГОСТу и по Постановлению правительства РФ. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера и их общая характеристика. Чрезвычайные ситуации военного времени, их характеристика. Определение, классификация и общая характеристика потенциально опасных объектов (ПОО).
3. Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах (ХОО). Определение и классификация аварийно-химически опасных веществ (АХОВ) и их воздействие на человека и окружающую природную среду (ОПС). Способы хранения АХОВ. Развитие аварий на ХОО и их последствия при различных способах хранения. Зоны химического заражения. Меры безопасности и способы защиты персонала объектов экономики (ОЭ) при авариях на ХОО. Химический контроль заражения. Приборы химического контроля.
4. Оценка прогнозируемой химической обстановки при чрезвычайной ситуации на химически опасных объектах. Прогнозирование и оценка химической обстановки при аварии и разрушении ХОО. Основные понятия и определения. Порядок нанесения зон заражения на топографические карты и схемы. Решение типовых задач: задача№1 “Определение масштаба заражения АХОВ при аварии на ХОО”; задача№2 “Определение глубины зоны заражения при полном разрушении группы емкостей на ХОО”
5. Чрезвычайные ситуации на радиационно опасных объектах (РОО) и при использовании ядерного оружия в военное время. Аварии на РОО. Зоны радиоактивного заражения при авариях на РОО и при ядерных взрывах. Воздействие радиоактивного заражения на персонал объектов экономики и населения. Допустимые дозы облучения и степени лучевой болезни. Способы защиты персонала ОЭ и населения в условиях радиоактивного заражения. Приборы дозиметрического и радиационного контроля.
6. Оценка радиационной обстановки при чрезвычайных ситуациях на радиационно опасных объектах и при ядерном взрыве. Понятие о радиационной обстановке, методах ее выявления и оценки. Сущность оценки радиационной обстановки методом прогнозирования и по данным разведки местности. Оценка радиационной обстановки по данным разведки местности при аварии, катастрофе на РОО и при ядерном взрыве: ─ решение типовых задач; ─ решение комплексных задач.
7. Устойчивость работы объектов экономики в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Требования норм проектирования инженерно-технических мероприятий ГО (ИТМ ГО), СНиП-2.01.51-90 к размещению объектов, планировке и застройке городов и населенных пунктов, проектированию и строительству производственных зданий, сооружений и сетей водо-, газо-, электроснабжения потенциально опасных объектов экономики (ПОО). Способы повышения устойчивости работы ОЭ.
8. Защита населения и производственного персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Основные принципы и способы защиты населения, рабочих и служащих объектов экономики (ОЭ) в чрезвычайных ситуациях. Оповещение населения рабочих и служащих ОЭ о ЧС. Средства коллективной защиты. Укрытие населения в защитных сооружениях. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) и их использование. Эвакуация населения, рабочих и служащих. Эвакуационные органы ЭО, их структура и задачи.
9. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АС и ДНР) при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АС и ДНР), назначение и их объем. Основы организации АС и ДНР. Основы управления при проведении работ по ликвидации последствий ЧС. Порядок оповещения и приведения формирований в готовность, действия формирований по сигналам ГО. Определение состава сил и средств для ликвидации последствий ЧС. АС и ДНР при ликвидации последствий аварий (А), катастроф (К), стихийных бедствий (СБ) и ЧС военного времени. Меры безопасности при ведении работ. Технические средства, применяемые при ликвидации последствий ЧС.
Опорный конспект занятий Занятие № 1. Правовые и организационные основы обеспечения защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях «Основные законы, нормативно-правовые и организационные документы по функционированию МЧС» 10 января 1994г. образовано «Министерство РФ по делам гражданской обороны (ГО), чрезвычайным ситуациям (ЧС) и ликвидации последствий стихийных бедствий (СБ)» (МЧС РФ). Основу нормативно-правовой базы МЧС России составляют: 1. Федеральный закон (ФЗ) «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (21.12.1994г. №68). 2. Постановление Правительства РФ и Положение «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» (РСЧС) от 30.12.2003г. №794. 3. Федеральный закон (ФЗ) «О Гражданской обороне» от 21.02.1998г. №28. 4. Постановление Правительства РФ «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» (№738, 1995г.), (№547 от 4.9.2003г.) ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (21.12.1994г. №68) Определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий РФ от ЧС. При этом на органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций возложен ряд обязанностей по подготовке и координации деятельности органов управления, сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов и т.п. Целями данного ФЗ являются: ─ предупреждение возникновения и развития ЧС; ─ снижение размеров ущерба и потерь от ЧС; ─ ликвидация ЧС. Закон устанавливает: ─ задачи РСЧС, гласность и информацию о ЧС, принципы функционирования МЧС РФ, подготовку населения, порядок финансирования и материального обеспечения мероприятий; ─ государственную экспертизу, надзор и контроль в области защиты населения. Закон также определяет полномочия органов государственной власти РФ и местного самоуправления, их обязанности, права и обязанности организаций, населения в области защиты их от ЧС. Указанный ФЗ призван способствовать улучшению работы по предупреждению ЧС, ликвидации их последствий и снижению материального ущерба, обучению населения и в подготовке сил и средств к действиям в ЧС. Согласно этому закону центр ответственности за выполнение указанных мероприятий по существу перемещается на места. На базе этого закона субъекты РФ отрабатывают свои законы, отражающие особенности их территорий, экономики и др. 22 августа 2004г. принят ФЗ №122 «О внесении изменений в законодательные акты РФ». По ФЗ №68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»: ─ расширен состав сил и средств, которые могут быть использованы при планировании и выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. Законодательно закреплена возможность привлечения сил и средств ГО для решения задач по защите населения и территорий от ЧС. ─ Правительство РФ осуществляет свои полномочия при ЧС федерального и трансграничного характера, а органы государственной власти субъектов – регионального и межмуниципального характера. ФЗ «О Гражданской обороне» (21.02.1998г. №28). Закон определяет задачи в области Гражданской обороны (ГО) и правовые нормы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от правовых норм и форм собственности, а также определяет состав сил и средств ГО. Основными задачами в области ГО при ведении боевых действий или вследствие этих действий являются: ─ обучение населения способам защиты, оповещения и эвакуации при чрезвычайных ситуациях; ─ проведение АС и ДНР в случае возникновения опасностей для населения; ─ разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивой работы экономики и выживания населения в военное время; ─ обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО; ─ обнаружение и обозначение районов, подвергнувшихся радиоактивному, химическому, бактериологическому или иному заражению; ─ первоочередное обеспечение населения жильем и т.п., а также его медицинское обслуживание. В законе также устанавливается порядок финансирования мероприятий по ГО, а также ответственность за нарушение законодательства РФ. Положение: «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» (РСЧС). (Постановление Правительства №794 от 30.12.2003г). Это положение определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных структур, а также регулирует основные вопросы функционирования РСЧС. ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и данным Положением определяются основные задачи РСЧС: в режиме повседневной деятельности: ─ изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС; ─ подготовка населения к действиям в ЧС; ─ руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС; ─ проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; ─ проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращения обратно, а также жизнеобеспечению населения в ЧС; в режиме чрезвычайных ситуаций: ─ непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий; ─ оповещение руководителей органов власти всех уровней, организаций и объектов экономики (ОЭ), а также населения о возникших ЧС; ─ проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; ─ организация (АС и ДНР) работ по ликвидации последствий ЧС, поддержание общественного порядка в ходе их проведения; ─ проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС. Организационные указания «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС». (Постановление Правительства №547 от 04.09.2003г). Определяют общие для РФ организационно-правовые нормы создания новой государственной системы подготовки населения, ставят задачи и устанавливают организацию обучения населения и совершенствования учебно-материальной базы по ГОЧС. Обучение населения организуется по месту работы, учебы и жительства в соответствии с учебными программами.
«Организационная структура органов защиты населения и территорий при ЧС мирного и военного времени». Рис. 1. Общая организация МЧС РФ. Краткая характеристика главных составных элементов МЧС РФ: РСЧС (Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) – предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС мирного времени, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба экономике. Она объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС. РСЧС, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов. Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них согласно перечню функциональных подсистем РСЧС, создаваемых федеральными органами исполнительной власти. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. На каждом уровне РСЧС (единой системы) создаются: ─ координирующие органы (КЧС); ─ постоянно действующие органы управления; ─ органы повседневного управления; ─ силы и средства; ─ резервы финансовых и материальных ресурсов; ─ системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координирующими органами единой системы являются: ─ на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти; ─ на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ; ─ на муниципальном уровне – (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления; ─ на объектовом уровне комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации. КЧС образованы в целях лучшей организации и контроля за выполнением мероприятий ГОЧС по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, обеспечению готовности органов и пунктов управления, сил и средств к действиям при ЧС. Важнейшей задачей КЧС является объединение усилий организаций и служб территориальных подсистем РСЧС, организация четкой работы сети наблюдений и лабораторного контроля, территориальных органов госнадзора, правильное определение главного направления деятельности с учетом особенностей регионов и прогнозов возникновения крупномасштабных ЧС. Они должны обеспечивать высокую готовность аварийных служб городов и служб гражданской обороны. Постоянно действующими органами управления единой системы (РСЧС) являются (постановление Правительства №335 от 27.05.2005г.): ─ на федеральном уровне – МЧС, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО; ─ на межрегиональном уровне– региональные центры (РЦ) по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий; ─ на региональном уровне – территориальные органы МЧС РФ – органы, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (главные управления МЧС по субъектам РФ);
Рис. 2. Принципиальная схема организации РСЧС ─ на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО при органах местного самоуправления. ─ на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО.
Органами повседневного управления РСЧС являются: ─ центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти; ─ центры управления в кризисных ситуациях региональных центров; ─ центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам ГО и ЧС, информационные центры дежурно-диспетчерские службы территориальных органов исполнительной власти; ─ единые дежурно – диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований; ─ дежурно – диспетчерские службы организаций (объектов).
В состав сил и средств РСЧС входят специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, обеспечивающих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды (ОПС), потенциально-опасных объектов (ПОО) и ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля – органы, службы, учреждения, центры, лаборатории территориальных и функциональных подсистем всех уровней РСЧС, осуществляющих государственный контроль, инспектирование, мониторинг, анализ состояния природной среды, потенциально-опасных объектов, веществ, материалов, здоровья людей, воздействие вредных факторов на животных и растения. Силы и средства ликвидации ЧС – силы и средства территориальных и функциональных подсистем РСЧС, предназначенные для проведения АС и ДНР в зонах ЧС. В состав сил МЧС РФ входят: поисково-спасательные и аварийно-спасательные формирования субъектов РФ, органов местного самоуправления, нештатные аварийно-спасательные формирования (АСФ) объектов экономики, войска гражданской обороны (ГО), Государственная противопожарная служба (ГПС), Государственная инспекция маломерных судов (ГИМС), формирования службы экстренной медицинской помощи минсоцтруда и здравоохранения, формирования службы защиты животных и растений Минсельхоза России, военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета, аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электростанций Минатома России и т.д.
Гражданская оборона. Силы и средства ГО. Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Принципы организации и ведения ГО определены ФЗ «О Гражданской обороне» (от 21.02.1998г. №28). Основные принципы организации и ведения ГО: ─ организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства; ─ подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения при ЧС военного времени; ─ ведение ГО на территории РФ начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий. Гражданская оборона организуется по территориально – производственному принципу на всей территории РФ с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций. Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях республик, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административного деления РФ. Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте. Руководство ГО в республиках, краях, областях, городах возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти. Руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (ОЭ) независимо от форм собственности осуществляют их руководители, которые по должности являются руководителями ГО. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и накопление фондов средств индивидуальной и коллективной защиты, имущества ГО, а также за подготовку и обучение населения и работающего персонала действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах. Основными задачами ГО являются: ─ обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; ─ оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; ─ эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; ─ предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; ─ проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; ─ проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий; ─ первоочередное обеспечение пострадавшего населения медицинским обслуживанием, срочным предоставлением жилья и принятия других необходимых мер; ─ борьба с пожарами, возникшими при ведении боевых действий или вследствие этих действий; ─ обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; ─ обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведения других необходимых мероприятий; ─ восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах; ─ разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; ─ срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время. В состав ГО входят: штаб войск ГО, войска ГО РФ, нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) и спасательные службы ГО на ОЭ. Силы гражданской обороны - это воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска ГО, а также нештатные аварийно - спасательные формирования (НАСФ). Государственная противопожарная служба (ГПС). В целях совершенствования управления в области пожарной безопасности, повышения готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), объединения сил и средств при организации и проведении первоочередных аварийно – спасательных работ, связанных с тушением пожаров ГПС МВД РФ была преобразована в ГПС МЧС РФ (Указ президента №1309 от 09.11.2001г.). В федеральном законе «О пожарной безопасности» установлены: ─ правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ; ─ определены права, обязанности и ответственность в этой области граждан, предприятий, органов исполнительной власти и местного самоуправления; ─ регламентированы виды, основные задачи и функции пожарной охраны. В РФ успешно функционируют органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны, которые созданы в более чем в 15 министерствах и ведомствах. Реформирование ГПС – это формирование единой многофункциональной аварийно – спасательной службы страны.
ГИМС – государственная инспекция по маломерным судам По указу Президента РФ №991 от 28.08.2003г. была передана из министерства природных ресурсов в МЧС РФ. 23 декабря 2004г. Правительством РФ утверждено «Положение о ГИМС». Главные задачи ГИМС: ─ обучение, предупреждение и профилактика ЧП; ─ надзор и обеспечение безопасности во внутренних водах и в прибрежном море. Организационная структура ГОЧС на объектах экономики. Одним из главных звеньев в системе МЧС РФ в силу своих людских и материальных ресурсов считается объект экономики (ОЭ). ОЭ – это предприятие, объединение, учреждение или организация сферы материального производства или непроизводственной сферы хозяйства, расположенных на единой промышленной площадке. Структура по делам ГОЧС организуется на всех ОЭ любой формы собственности, с учетом существующей системы управления деятельностью объекта, наличия людских и материальных ресурсов, минимального отрыва людей от выполнения функциональных обязанностей. Общие положения по организации ГОЧС на ОЭ В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» нештатные аварийно – спасательные формирования представляют собой формирования, создаваемые по территориально – производственному принципу на базе ОЭ (организаций) независимо от организационно – правовой формы, не входящие в состав Вооружённых сил РФ, владеющие специальной техникой, имуществом и подготовленные для защиты населения, организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий, и возникновения ЧС природного и техногенного характера. Нештатные АСФ создаются ОЭ, имеющими и эксплуатирующими потенциально опасные производственные объекты (ПОО), а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время. Формирования ГОЧС предназначены для проведения АС и ДНР в зоне первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или ЧС природного и техногенного характера. Формирования применяются в соответствии со своим предназначением и сроками готовности. Кроме этого на ОЭ также создаются и формирования служб ГОЧС: связи (группа, звено), охраны общественного порядка, противопожарные (команда, отделения, и звенья), медицинская (отряд, сандружина, санпост), аварийно – техническая (команда, группа), разведывательная (команда, группа, звено), инженерные, питания и торговли и др. На (рис. 3) дана классификация (НАСФ) объекта экономики. При этом формирования подразделяются по: ─ предназначению – на формирования общего назначения, спецназначения, специализированные (того или иного ОЭ) и формирования служб ГОЧС; ─ подчиненности – на территориальные и объектовые; ─ срокам готовности – повышенной (6 ч) и повседневной (24 ч) готовностей. Итак, формирования большинства ОЭ состоят из формирований общего назначения и формирований служб ГОЧС, которые входят также в состав сил ГОЧС объекта. Формирования общего назначения предназначены для выполнения всего комплекса АС и ДНР в зоне ЧС. К ним относятся: ─ сводные команды (группы) (СВК, СВГ); ─ спасательные команды (группы) (СК, СГ); ─ сводные команды (группы) механизации работ (СВКМР, СВГМР). Формирования служб ГОЧС создаются службами ГОЧС и предназначены для выполнения специальных мероприятий в ходе АС и ДНР в зоне ЧС, усиления формирований общего назначения, а также для обеспечения их действий и самостоятельного выполнения мероприятий ГО. Территориальные формирования создаются на базе ОЭ (организаций) органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на соответствующих территориях, а также на базе организаций, находящихся в ведении федеральной исполнительной власти, по согласованию с этими органами. Они применяются для выполнения мероприятий ГОЧС органами исполнительной власти субъектов федерации и местного самоуправления, наращивания группировки сил ГОЧС при проведении АС и ДНР на наиболее важных участках.
|