![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическая информация как основа информатизации обществаСтр 1 из 10Следующая ⇒
План 1. Основные понятия: информация, данные, знания, информационные ресурсы, информационный продукт и информационная услуга. 2. Структура информации. 3. Свойства информации. 4. Качество (характеристика) информации. 5. Классификация информации по различным признакам.
Вопрос №1. Основные понятия: информация, данные, знания, информационные ресурсы, информационный продукт и информационная услуга
В настоящее время информация рассматривается в качестве одного из основных ресурсов развития общества. Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает изложение, разъяснение какого-либо факта, события, явления. В широком смысле слова информация определяется как сведения о той или иной стороне материального мира и происходящих в нем процессах. Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая. Ее отличительная черта – связь с процессами управления коллективами людей, организацией. Экономическая информация отображает деятельность предприятия и организации посредством натуральных, стоимостных и других показателей. Экономическая информация, представляет собой совокупность различных сведений экономического характера, которые можно фиксировать, передавать, обрабатывать хранить и использовать в процессе планирования, учета, контроля, анализа на всех уровнях управления народным хозяйством. Наряду с информацией часто употребляется понятие данные. Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Данные – это отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления в предметной области, а также их свойства. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Знания связаны с данными, основываются на них, но представляют результат мыслительной деятельности человека, обобщают его опыт, полученный в ходе выполнения какой-либо практической деятельности. Знания – это выявленные закономерности предметной области (принципы, связи, законы) позволяющие решать задачи в этой области. В свою очередь информационные ресурсы – это отдельные документы, массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках и других информационных системах). Информационные ресурсы следует понимать как знания, которые материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, программ, алгоритмов и т.д., поэтому их следует рассматривать как стратегические ресурсы общества. Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной формах. Информационный продукт распространяется с помощью информационных услуг. Информационная услуга – предоставление в распоряжение пользователя информационного продукта. В настоящее время оказание информационных услуг практически невозможно без создания и ведения баз данных (БД). Виды информационных услуг классифицируются в зависимости от вида информационного продукта: 1. Выпуск информационных изданий. 2. Ретроспективный поиск информации – целенаправленный поиск по заявке и пересылка результатов. 3. Предоставление первоисточника или копии. 4. Традиционные услуги научно-технической информации: обзоры и переводы. 5. Дистанционный доступ: • непосредственный доступ; • косвенный доступ (бюллетени, справочная служба); • Down loading: часть центральной БД (результат отбора по критериям поиска) загружается на ПК пользователя для дальнейшей работы; • регулярный поиск. 6. Оказание информационных услуг: связь; программное обеспечение; создание информационных систем; обработка данных на вычислительном центре и т.д.
Вопрос №2. Структура информации
По структурному составу информация подразделяется на: · Реквизиты; · Показатели; · Документы. Реквизиты – элементарные информационные единицы, которые поддаются дальнейшему логическому членению. Они отражают определенные свойства объекта, процесса, явления и имеют определенное смысловое значение. Различают: ü реквизиты-основания, которые характеризуют количественную сторону объекта, процесса, явления; ü реквизиты-признаки, которые характеризуют качественные стороны описываемого объекта или процесса. Отдельно взятые реквизиты-основания и реквизиты-признаки экономического смысла не имеют. Поэтому они используются только в сочетании. Показатель – основная единица информации, которая включает один реквизит-основание и один или несколько реквизитов-признаков. Показатели описывают как простые, так и сложные сущности предметов. Показатель характеризует количественную и качественную стороны объекта, обладает информативностью и способен самостоятельно образовывать документ.
Вопрос №3. Свойства информации
Для информации характерны следующие свойства: 1. большие объемы и разнообразие; 2. многократное повторение циклов ее получения и преобразование в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т.д.); 3. многообразие ее источников и потребителей; 4. значительный удельный вес и сложность логических операций при относительной простоте арифметической обработке; 5. массовый характер вычислений, выполняемых по типовым алгоритмам с определенной периодичностью; 6. «сжатие» информации при продвижении ее вверх; 7. длительное хранение некоторых видов результативной информации. Эти свойства информации предопределяют научно-техническую необходимость и экономическую целесообразность использования средств вычислительной техники и, прежде всего компьютеров при ее сборе, накоплении, передачи и обработке, что в свою очередь требует умения определять структуру и объем перерабатываемой информации. Вопрос №4. Качество (характеристика) информации
Под качеством информации будем понимать те ее свойства, которые определяют возможность использования данных в информационной системе и технологии для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с ее назначением. Возможность и эффективность использования информации определяется такими ее показателями качества (характеристиками): 1) Целевое назначение – для кого или чего предназначена информация. 2) Достоверность – свойство информации быть правильно воспринятой, вероятность отсутствия ошибок, т.е. реально отражать существующие объекты с необходимой точностью. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. 3) Полнота (достаточность) – количество информации, необходимое для принятия решения, т.е. содержащая минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Неполная информация сдерживает решения и может повлечь ошибки. 4) Ценность информации зависит от того, какие задачи решаются с ее помощью. 5) Актуальность – определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации. Актуальную информацию важно иметь при работе в постоянно изменяющихся условиях. 6) Ясность и понятность. Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становиться ясной и понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому она предназначена. 7) Своевременность – означает ее поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения поставленной задачи. 8) Скорость передачи и обработки – эти характеристики часто зависит от вида информации и определяет ее ценность 9) Избыточность – наличие в сообщении дублирующих данных, которые можно удалить без ущерба для содержания и принимаемого решения. 10) Точность – определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п. 11) Устойчивость – отражает ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности. 12) Уместность – возможность оказывать влияние на экономические решения. 13) Надежность – предполагает исключение существенных ошибок. 14) Сопоставимость – возможность сравнения предшествующих периодов, либо с данными аналогичных экономических субъектов.
Вопрос №5. Классификация информации по различным признакам
Любой объект может быть классифицирован по разным признакам или критериям. Информация классифицирована по следующим признакам: I. По области образования: - Научную; - Техническую; - Производственную; - Управленческую; - Экономическую; - Социальную; - Правовую и т.д. II. По функциям управления: 1. Плановая – описывает явления и события, которые должны быть совершены в будущем. В зависимости от уровней управления плановая информация бывает: - Прогнозной; - Перспективной; - Технико-экономической; - Оперативно-календарной. 2. Учетную – отражает ужесовершившиеся события, явления, хозяйственные процессы. Ее разделяют на: - Оперативную; - Бухгалтерскую; - Статистическую информацию. 3. Нормативно-справочную – к ней относятся нормы и нормативы, рассчитываемые при решении задач конструктивно-технической подготовки производства. К ним относятся, напр., подетальные нормы расхода материальных ресурсов, подетально-пооперационные нормы трудовых затрат. Значительный удельный вес нормативной информации приходится на задачи управленческого учета. 4. Аналитическую – возникает в процессе оценки показателей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. На ее основе вырабатываются управленческие решения. III. По способу отображения: 1. текстовую информацию – это совокупность алфавитных, цифровых и специальных символов, с помощью которых представляется информация на физическом носителе (бумаге, изображение на экране дисплея). 2. графическую информацию – это различного рода графики, диаграммы, схемы, рисунки и т.п. IV. По месту возникновения: 1. внешняя информация: - входящая внешняя – информация, которая поступает извне (вноситься) и отражает процессы, происходящие в обществе; - исходящая внешняя – информация сообщается конкурентам, переходит в органы управления страны, правительство, министерства и ведомства, а также в средствах массовой информации. 2. внутренняя информация: - входящую внутреннюю – используется руководителем для контроля, установления стандартов и определения внутренней политики организации; - исходящую внутреннюю – исходит от руководителя при распределении должностей и утверждении общей внутренней и внешней поведенческой политики подчиненных. V. По степени стабильности: 1. постоянная (условно-постоянная); 2. переменная (текущая). VI. По стадиям обработки: 1. необрабатываемая, т.е. ту, которая проходит «транзитом» через информационную систему учета, не используется и не обрабатывается ею, но содержится в поступающих документах. 2. обрабатываемая: - первичная информация – информация, которая возникает непосредственно в процессе деятельности объекта и регистрируется на начальной стадии; - вторичная информация – информация, которая получается в результате обработки первичной информации и может быть промежуточной и результативной. Промежуточная информация используется в качестве исходных данных для последующих расчетов. Результативная информация получается в процессе обработки первичной и промежуточной информации и используется для выработки управленческих решений. ЛЕКЦИЯ №2:
|