Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Меры по совершенствованию образования в области окружающей среды
Одним из условий осуществления стратегии устойчивого развития, оздоровления окружающей среды является экологическая грамотность природопользователей. всего населения. Поэтому образование в области окружающей среды является неотъемлемым условием жизнедеятельности людей.
Необходимость подготовки экологически грамотных членов общества закреплено в белорусском законодательстве, в Конституции Республики Беларусь. В Законе " Об образовании" одним из принципов образования в Республике Беларусь назван принцип природоохранной направленности образования.
Наиболее полно эти задачи сформированы в Законе Республики Беларусь " Об охране окружающей среды". Статья 46 этого Закона предусматривает обязательность преподавания природоохранных знаний во всех учебных заведениях, во всех формах обучения.
Закон предусматривает также, что все должностные лица, чья деятельность связана с природопользованием, а следовательно, так или иначе оказывает влияние на окружающую среду, должны иметь необходимую природоохранную подготовку и регулярно повышать уровень экологических знаний для того, чтобы производительный процесс, в котором они участвуют, наносил природе наименьший ущерб.
Важную роль в развитии природоохранного образования сыграла Республиканская программа по образованию в области окружающей среды на 1991-1995 годы, которая была одобрена Правительством Белорусской ССР (14 марта 1991 года № 85).
На всех этапах наша система образования в области охраны окружающей среды призвана решать прежде всего практические задачи - любой природопользователь должен уметь грамотно осуществлять природопользование, не подрывая основ жизнедеятельности для будущих поколений.
С учетом возраста детей некоторые экологические аспекты включены в программы образовательно-воспитательного процесса детских дошкольных учреждений. Введены интегрированные природоохранные курсы в программы базовой и средней школы.
Наметилась тенденция открытия профильных классов в школах, лицеях и гимназиях республики (химико-биологический, естественно-географический), где большое внимание уделяется природоохранному содержанию всего учебно-воспитательного процесса.
В системе средних специальных учебных заведений проведена корректировка учебных планов и программ, включены в учебный процесс специальные дисциплины по основам охраны окружающей среды, осуществляется межпредметный подход, укореняются активные формы и методы экологической подготовки специалистов, природоохранные вопросы отражаются в дипломных и курсовых проектах. Во всех учебных заведениях этого типа на втором курсе введен предмет " Основы охраны окружающей среды". На старших курсах введен интегрированный предмет " Основы промышленной экологии". Подготовка специалистов по охране окружающей среды осуществляется в Гродненском химико-техноологическом техникуме по специальности " Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов"
В профессионально-технических училищах вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов включены в отдельные темы специальных дисциплин, а также во внеклассную работу.
Ключевым звеном в системе подготовки экологически грамотных специалистов для сферы производства и управления является высшая школа. Создано и успешно действует высшее учебное заведение радиоэкологического профиля - Международный экологический университет А.С. Сахарова.
В большинстве высших учебных заведений созданы кафедры природоохранного профиля, начата подготовка специалистов в области окружающей среды.
Значительный опыт экологической подготовки и воспитания учащихся накоплен внешкольными учреждениями, работу которых координирует и направляет Республиканский экологический центр учащихся.
|