![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стандартный модуль Graph. Инициализация графического режима
Модуль Graph содержит средства, обеспечивающие различные варианты переключения текстового и графического режимов. 1. Процедура InitGraph (Var driver, mode: integer; path: string) - переключает экран в графический режим. При вызове процедуры следует объявить специальные переменные, куда занести константу драйвера и константу режима, и указать эти переменные в качестве параметров процедуры. Существует возможность запросить автоматическое определение драйвера и режи ма: для этого необходимо вместо константы драйвера в переменную, используемую в качестве параметра, записать константу detect = 0.
Параметр path должен содержать путь, определяющий местоположение файла, содержащего требуемый драйвер (обычно все драйверы находятся в подкаталоге BGI основного каталога среды Borland Pascal). Если драйвер находится в текущем каталоге, то в качестве параметра передается пустая строка – ‘’. 2. Функция GraphResult: integer - возвращает номер ошибки, обнаруженной при инициализации графического режима. 3. Функция GraphErrorMSG (ErrNum: integer): string - позволяет по номеру ошибки определить ее причину. Полностью инициализация графического режима может быть выполнена следующим образом: Var driver, mode, error: integer; Begin driver: =detect; {или driver: =0; } InitGraph(driver, mode, 'd: \BP\BGF); error: =GraphResult; if error< > 0 then {если обнаружены ошибки} begin WriteLn('Ошибка инициализации графического режима', GraphErrorMSG'(error)); Halt(l); {аварийное завершение программы} end; {работа в графическом режиме}... 4. Процедура CloseGraph - завершает работу в графическом режиме: выгружает драйвер и восстанавливает текстовый режим. Если завершить программу не выходя из графического режима, то нормальная работа MS DOS нарушается, так как MS DOS функционирует в текстовом режиме. Если программа выполняется в среде программирования Borland Pascal, то среда сама восстановит текстовый режим после завершения работы программы. 5. Процедура RestoreCrtMode - осуществляет временный возврат в текстовый режим с сохранением графического изображения в видеобуфере. 6. Процедура SetGraphMode(mode: integer) - осуществляет возврат в графический режим после временного выхода, осуществленного процедурой RestoreCrtMode. 7. Функция GetGraphMode: integer - возвращает номер активного графического режима. 8. Таким образом, временный выход в текстовый режим обычно оформляется следующим образом: RestoreCrtMode; {переход в текстовый режим}... {выполнение обработки в текстовом режиме} SetGraphMode(GetGraphMode); {возврат в графический режим} Процедуры и функции управления цветом. Модуль Graph содержит специальные процедуры и функции управления цветом изображения. 1. Процедура GetPalette(Var Palette: PaletteType) - возвращает размер и цвета текущей палитры. Палитра при этом считывается в специальную переменную типа PaletteType, также определенного в модуле Graph: Туре PaletteType = record size: byte; {размер палитры} Colors: array[O..MaxColors] of shortint; {цвета палитры} end; Цвета палитры кодируются десятичными числами от 0 до 63. 2. Процедура SetAllPalette(Palette: PaletteType) - осуществляет установку палитры. Новая палитра при этом записывается в переменную типа PaletteType, а цвета можно кодировать десятичными числами или использовать для их определения специальные константы:
EGADarkGrey=56; {темно-серый}
3. Процедура SetPalette(ColorNum, Color: word) - заменяет цвет в регистре палитры с номером ColorNum на цвет Color. 4. Процедура SetBkColor(Color: word) - устанавливает новый цвет фона. При инициализации графического режима видеобуфер очищается (обнуляется). При этом все точки оказываются связаны с 0 регистром палитры, который и считается регистром, хранящим цвет фона. Процедура SetBkColor записывает в 0 регистр палитры цвет, указанный в параметре Color. Результат вызова этой процедуры аналогичен результату вызова процедуры SetPalette(0, Color). 5. Процедура SetColor(ColorNum: word) - объявляет цвет в регистре с номером ColorNum текущим цветом рисования. 6. Процедура GetDefaultPalette(var Palette: PaletteType) - возвращает стандартную палитру. В качестве примера рассмотрим фрагмент программы, осуществляющий установку цвета фона и цвета рисования, а также чтение текущей палитры и вывод значений, содержащихся в регистрах палитры: SetPalette(5, 18); {записываем в 5-й регистр палитры цвет 010010 – ярко-зеленый} SetColor(5); {текущий цвет рисования - цвет 5-го регистра палитры} SetBkColor(5); {записываем в 0-й регистр палитры цвет фона 000101 – фиолетовый: фон сразу меняет цвет} GetPalette(p); {читаем палитру в переменную р типа PaletteType} for i: =0 to p.size do Write(p.colors[i]: 5); {выводим цвета палитры на экран} Процедуры и функции управления типом, толщиной линии и видом штриховки. Модуль Graph содержит средства, позволяющие управлять типом и толщиной линии, а также образцом закраски замкнутых контуров. 1. Процедура SetLineStyle(style, pattern, thickness: word) - устанавливает стиль style или образец pattern линии и ее толщину thickness. Для установки стиля используют следующие константы: SolidLn=0; {сплошная} DottedLn=l; {точечная} CenterLn=2; {штрихпунктирная} DashedLn=3; {пунктирная} UserBitLn=4; {определенная программистом в образце} Если указаны стили 0..3, то образец игнорируется. Если установлен стиль 4, то вид линии определяется образцом. Образец линии - 16 или 48 бит, заданных шестнадцатеричным числом, единицы и нули кодируют точки и пропуски, например: комбинация 1010 1010 1010 1010, которая соответствует шестнадцатеричному числу $АААА, означает линию из частых точек. Образцы из 48 бит используют для определения вида линии тройной толщины. Толщину линии можно установить одинарной и тройной, соответствующие константы выглядят следующим образом: NormWidth=l; {нормальная толщина линии} ThickWidth=3; {тройная толщина линии } Например: SetLineStyle(UserBitLn, $AAAA, NormWidth); {устанавливает текущий стиль линии: частые точки, линия одинарной толщины} 2. Процедура SetFillStyle(fillstyle, color: word) - устанавливает образец fillstyle и цвет color штриховки замкнутых контуров. Для определения образцов штриховки можно использовать следующие константы: EmptyFill=0; {без штриховки - прозрачный контур} SolidFill=l; {сплошная заливка} LineFHI=2; {—— - горизонтальные линии} LtSlashFill=3; {//// - тонкие линии} SlashFill=4; {//// - толстые линии} BkSlashFill=5; {\\\\ - толстые линии} LtBkSlashFlll=6; {\\\\ - тонкие линии} HatchFill=7; {++++ - клетка горизонтальная} XHatchFlll=8; {хххх - клетка диагональная} InterLeaveFill=9; {+ + + - клетка редкая} WideDotFill=10; {.... -точки редкие} CloseDotFill=ll; {........- точки частые} UserFill=12; {стиль, определенный программистом} 3. Процедура SetFittPatern (: FillPaternType; color: word) - устанавливает пользовательский образец fillPatern и цвет color штриховки. Образец штриховки задают с помощью переменной специального типа: Type FillPatternType = array [1.. 8] of byte;... Переменная этого типа определяет квадрат 8x8 точек, где биту, установленному в 1, соответствует точка заданного цвета, а биту, установленному в О - точка цвета фона. Например: Const PLFillPaternType = ($AA, $55, $АА, $55, $АА, $55, $АА, $55); Р1 определяет квадрат 8x8 точек следующего вида: На экране при штриховке данным стилем мы будем видеть частые ромбы.
4. Процедура FloodFill(x, у, color: word) - закрашивает текущим образцом и цветом закраски, установленными процедурой SetFillStyle, область, ограниченную контуром цвета color, внутри которой находится точка с координатами (х, у). Если контур не замкнут, то будет закрашен весь экран. Процедуры и функции рисования. Модуль Graph предоставляет программисту большой набор процедур и функций, рисующих различные примитивы (простейшие фигуры, размеры и местоположение которых определяются параметрами). 1. Процедура PutPixel (x, у, color: word) - рисует точку цветом, определенным в регистре палитры с номером color, в точке экрана с координатами (х, y). 2. Функция GetPixel(x, y: word): word - возвращает номер регистра палитры, определяющего цвет точки с указанными координатами. 3. Функция MoveTo(x, y: word): word - задает положение текущей точки - точки, используемой в качестве исходной при рисовании линий или выводе текста. 4. Процедура MoveRel(dx, dy: word) - задает положение текущей точки относительно ее предыдущего положения. 5. Функции GetX: word и GetY: word - возвращают соответственно координаты х и у текущей точки. 6. Функции GetMaxX: word и GetMaxY: word - возвращают соответственно максимальные размеры экрана в точках для текущего режима 7. Процедура Line(xl, yl, x2, y2: word) - рисует линию из точки (xl, yl) в точку (х2, у2). 8. Процедура LineTo(x, y: word) - рисует линию из текущей точки в точку (х, у). 9. Процедура LineRel(dx, dy: word) - рисует линию из текущей точки в точку, отстоящую от текущей на dx, dy. 10. Процедура Rectangle(xl, yl, x2, y2: word) - рисует прямоугольник по координатам левого верхнего и правого нижнего углов. 11. Процедура Bar(xl, yl, x2, y2: word) - рисует заштрихованный прямоугольник с заданными координатами текущим цветом и закрашивает его текущим образцом закраски. 12. Процедура Bar3D(xl, yl, x2, y2, depth: word; top: boolean) - рисует параллелепипед, у которого: размер передней грани определяется координатами xl, yl, х2, у2; глубина depth обычно задается равной 25% ширины, а параметр top - определяет, рисовать ли верхнюю грань (да, если true, и нет, если false). Верхнюю грань не рисуют, если необходимо изобразить несколько параллелепипедов, стоящих друг на друге. Передняя грань закрашивается текущим образцом и цветом закраски. 13. Процедура DrawPoly(numPoints: word; var Poly Points) - рисует ломаную линию. Первый параметр определяет количество вершин ломаной, а второй - координаты этих вершин в массиве элементов специального типа PointType: Type PointType = record x, y: word; end;... Например: Var MP: array[5] of PointType; {объявление массива координат точек} DrawPoly(5, MP); {рисуем ломанную линию} 14. Процедура FlllPoly (numPoints: word; Var PolyPoints) - рисует закрашенный многоугольник. 15. Процедура Circle (х, у, radius: word) - рисует окружность заданного радиуса radius с центром в точке (х, у). 16. Процедура Агс (х, у, stangle, endangle, radius: word) - рисует дугу окружности указанного радиуса radius от угла stangle до угла endangle. Углы отсчитываются от положительного направления оси абсцисс против часовой стрелки и указываются в градусах. Существует специальная процедура, которая позволяет определить координаты концов дуги. 17. Процедура GetArcCoord (Var ArcCoo: ArcCoordType) - возвращает координаты концов дуги через параметр-переменную специального типа ArcCoordType, который описан следующим образом: Type ArcCoordType = record х, у, {центр дуги}, xstart, ystart, {начало дуги}, xend, у end: word {конец дуги} end; Например, нарисуем дугу и соединим ее концы: Var ArcCoords: ArcCoordType; Arc(100, 100, 0, 270, 30); {рисуем дугу} GetArcCoords(ArcCoords); {определяет координаты концов дуги} with ArcCoords do Line(Xstart, Ystart, Xend, Vend); {рисуем соединяющую линию} 18. Процедура Pieslice (х, у, stangle, endangle, radius: word) - рисует заштрихованный сектор или окружность (если конечный угол равен начальному). Углы отсчитываются от положительного направления оси абсцисс против часовой стрелки и указываются в градусах. 19. Процедура Ellipse (х, у, stangle, endangle, radiusX, radiusY: word) - рисует эллипс или его дугу. 20. Процедура Sector (x, у, stangle, endangle, radiusX, radiusY: word) - рисует заштрихованный эллипс или его сектор. 21. Процедура FillEllipse (x, у, radiusX, radius Y: word) - рисует заштрихованный эллипс. Процедуры и функции управления текстом. Текст в графическом режиме может быть выведен процедурами Write и WriteLn, но при этом управление выполняется аналогично текстовому режиму. Специально для работы с текстом в графическом режиме модуль Graph предлагает следующие процедуры и функции. 1. Процедура SetTextStyle(font, direction, charsize: word) - устанавливает текущий шрифт font, направление вывода строки direction и размер шрифта charsize. Для установки шрифта используют специальные константы:
DefaultFont=0; {обычный} TriplexFont=l; {трипленый} SmallFont=2; {мелкий} SanSerifFont=3; {прямой} GothicFont=4; {готический} Направление вывода может быть либо горизонтальным, либо вертикальным: HorizDlr=0; {горизонтальное направление} VertDir=l; {вертикальное направление} Размер шрифта указывается значением, на которое необходимо умножить исходный размер шрифта (8x8 точек). Таким образом, шрифт можно увеличивать в целое число раз. 2. Процедура SetTextJustify(goriz, vert: word) - устанавливает способ выравнивания для горизонтального goriz и вертикального vert направлений вывода. Способ выравнивания определяется относительно некоторой точки с помощью специальных констант: LeftText=0; {точка слева от текста} CenterText=l; {точка по центру текста при горизонтальном направлении вывода} RightText=2; {точка справа от текста} BottomText=0; {точка под текстом} CenterText=l; {точка по центру текста при вертикальном направлении вывода} TopText=2; {точка над текстом}
3. Функция TextHeight(st: string): word - возвращает высоту строки st в точках возвращает ширину строки st в точках. 4. Функция TextWidth(st: string): word - возвращает ширину строки st в точках. 5. Процедура OutText (st: string) - выводит строку, выравнивая ее заданным способом относительно текущей точки. 6. Процедура OutTextXY(x, y: word; st: string) - выводит строку st, выравнивая ее в соответствии с установленными режимами вертикального и горизонтального выравнивания относительно точки (х, у). Процедуры управления окнами, страницами. Помимо управления цветом, рисования примитивов и вывода текстов модуль Graph содержит специальные процедуры управления окнами и страницами. 1. Процедура ClearDevice - очищает экран. 2. Процедура SetViewPort (xl, yl, x2, y2: word; clip: boolean) - устанавливает окно. Параметры xl, yl, х2, у2 определяют размеры окна, а параметр clip - будут ли видимы фрагменты рисунка, вышедшие за границы окна. 3. Процедура GetViewSettings(Var win: VlewPortType) - возвращает параметры последнего окна через параметр-переменную win типа ViewPortType: Type ViewPortType: = record xl, yl, x2, y2: word; {координаты} Clip: boolean; {отсечение} end;... 4. Процедура ClearViewPort - очищает окно, связывая все точки этого окна с 0 регистром палитры. 5. Процедура SetActivePage (pageNumber: word) - переключает активную страницу - делает активной страницу с указанным номером pageNumber. На активной странице строится нужное изображение, в то время как высвечиваться продолжает прежняя страница. Когда изображение готово, осуществляют переключение видимости страниц и появляется новое изображение. 6. Процедура SetVisualPage(pageNumber: word) - переключает видимость страниц. Например: SetVisualPage(O); {установили видимой 0 страницу} SetActivePage(l); {установили активной 1 страницу} Rectangle(10, 60, 30, 80); {вывели прямоугольник} Readln; {убедились, что он не видим} SetVisualPage(l); {установили видимой 1 страницу – прямоугольник стал видимым}
|