![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации. Методические рекомендацииСтр 1 из 10Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ»
БЕЛОВ М.Т.
ЭКОНОМИКА ТРУДА
Методические рекомендации
РОСТОВ-НА-ДОНУ УДК
Белов М.Т. Экономика труда: Методические рекомендации/ – Ростов н/Д. – 2015.
В методических рекомендациях освещаются основные вопросы экономики труда: трудовые ресурсы и трудовой потенциал, формирование рынка труда и его регулирование, формы оплаты труда, производительность труда, создание системы социальной защиты, организационные аспекты работы с людьми, трудовой коллектив, его функции. Цель курса: изучение современных изменений в сфере труда и социологическое обоснование новых форм занятости Предназначено для студентов и преподавателей вузов, специалистов соответствующих служб, руководителей предприятий. Рецензенты: Самыгин С.И. Утверждена в качестве методических рекомендаций редакционно-издательским советом университета.
1. Предмет курса «Экономика труда» и его содержание.
Предметом изучения экономики труда служат экономические отношения, возникающие по поводу использования труда. Они охватывают проблемы рынка труда, оценки эффективности трудовой деятельности, организации, нормирования, оплаты труда, его планирования и анализа. Предметом изучения социологии труда являются социальные отношения и процессы в сфере труда. Социальные отношения определяются сходством и различием социального положения, интересов и трудового поведения разнообразных социальных групп и отдельных работников. Социальные процессы — это то, что происходит внутри социальных групп, коллективов и среди отдельных работников, что формирует или изменяет их состояние, социальное положение. В практической жизни проблемы экономики труда органически взаимосвязаны. Например, добиться высокого уровня организации труда можно, лишь опираясь как на экономические, так и на социальные критерии. Норма труда, должна быть обоснована не только технически и экономически, но и социально. Такие категории, как условия труда, оплата труда имеют как экономический, так и социальный аспекты. объеме Предлагаемый курс рассматривает: общие положения о роли труда, его компонентах, формах проявления и значении в развитии человека и общества, а также понятия: рабочая сила, рынок труда и занятость населения как формы реализации социально-экономической роли труда, показатели эффективности труда, сущность и содержание организации труда на предприятиях, положения о нормах труда, методах их установления, положения об уровне жизни населения и организации оплаты труда, содержание и значение социальной структуры трудовых коллективов, вопросы мотивации трудовой деятельности, планирования социального развития на предприятиях. 2. Задачи курса «Экономика труда».
Переход к рыночной экономике, естественно, требует переосмысления экономической сущности труда, выдвигая на первый план такую основополагающую категорию, как эффективность труда, т.е. соотношение его результатов и затрат. Под этим углом зрения определяется и роль экономики труда как отрасли экономической науки, изучающей закономерности и способы наилучшего использования, воспроизводства и обогащения главной производительной силы общества — человека (человеческого ресурса), организации и стимулирования эффективной трудовой деятельности людей по достижению максимального удовлетворения их материальных потребностей. Одной из основных задач экономики труда является определение методов измерения результатов труда по количеству и качеству произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, а также методов измерения и оценки затрат труда, их нормирования и регулирования, что требует разработки соответствующих норм и нормативов. На этой основе создается экономический механизм, обеспечивающий заинтересованность трудовых коллективов и каждого работника в постоянном снижении издержек производства, в гарантированной оплате в зависимости от доли личного и коллективного вклада в полученную предприятием оплату за произведенную продукцию. Вместе с тем экономика труда сосредоточивает внимание на вопросах эффективизации труда (т.е. увеличения полезного результата на единицу затрат используемых ресурсов), развития и использования трудового потенциала в условиях функционирования рынков труда, формирования доходов и уровня оплаты труда, а также на тех социально-трудовых вопросах, которые непосредственно связаны с ценообразованием, налоговой политикой и другими общеэкономическими проблемами на микро- и макроуровнях, широко используя при этом математический аппарат. Изучением социальных проблем труда и выработкой соответствующих рекомендаций занимается специальная отрасль социологической науки — социология труда. Помимо проблем, непосредственно касающихся трудовой деятельности, социальный аспект экономики труда находит отражение при решении вопросов уровня жизни и социального развития, складывающегося в результате труда. Цель социологии труда — это исследование социальных процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов. Задачи социологии труда состоят в: • изучении и оптимизации социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива); • анализе рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов; • поиске путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника; • оптимальном сочетании моральных и материальных стимулов и совершенствовании отношения к труду в условиях рынка; • усилении социального контроля и борьбе с различного рода отклонениями от общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда; • изучении причин и выработке системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов; • создании системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе, трудовой организации и т.д. Иными словами, задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускоренной социальной переориентации экономики. Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются социологические методы, которые проявляются в: • достигнутых знаниях о предмете исследования (понимании сущности труда и отношений в сфере труда); • процессе методов сбора фактов; • способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственных связях между явлениями. Необходимо отметить, что исследования, проводимые в рамках социологии труда, предоставляют необходимую и достаточно надежную информацию для формирования социальной политики, разработки научно обоснованных программ социально-экономического развития трудовых организаций (коллективов), для решения социальных проблем и противоречий, постоянно сопровождающих трудовую деятельность и работников. Таким образом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей действительности, с другой — способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда. 3. Труд как объект изучения экономики труда. Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств. Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей. Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий. Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда. Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда. В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям. Процесс труда — явление сложное, многоаспектное. Основными формами проявления труда являются: 1. Затраты человеческой энергии. 2. Взаимодействие работника со средствами производства. 3. Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и др. Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой — прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Взаимодействие человека с предметами и средствами труда предопределяется уровнем автоматизации и технологией машинных, машинно-трудовых и трудовых процессов. Окружающая среда характеризуется ее состоянием с точки зрения обеспечения безопасности труда, соблюдения санитарно-гигиенических, эргономических и эстетических требований к условиям труда. Вся совокупность этих требований и меры по их обеспечению являются основой формирования взаимодействия человека с окружающей средой, своего рода микроэкологией труда.
Рисунок 1. Взаимодействие человека с элементами трудового процесса В условиях рыночных отношений человек — субъект труда может реализовать свой трудовой потенциал двояко: либо на основе самозанятости, либо как наемный работник. Определяя цели, способы и результаты труда, товаропроизводитель решает три главных вопроса: какие продукты, в каком количестве и когда должны быть произведены; как эти продукты надо произвести, из каких ресурсов, с помощью какой технологии; для кого эти продукты должны быть произведены. Следовательно, первый вопрос предопределяет труд как сознательную деятельность, второй — как целесообразную, рациональную деятельность, третий — как общественно полезную деятельность. В процессе труда люди вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Они являются связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных, определенными группами работников и отдельными их членами. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не могут существовать вне таких отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий (рис.2).
Рис. 2. Социально-трудовые отношения в сфере труда К основным категориям труда относят содержание и характер труда. Содержание труда - взаимодействие работника с предметами и средствами труда. Характер труда – отношения между участниками трудового процесса, которые влияют и на отношение работника к труду, и на производительность труда. С точки зрения характера труда различают, с одной стороны, труд предпринимателя и, с другой стороны, труд наемный; коллективный или индивидуальный. Разнообразие характера и содержания труда находит отражение в разнообразии видов труда (см. рис.3). Рис. 3. Виды труда Классификация видов труда по его характеру и содержанию рассматривается в двух аспектах — социальном и структурном. Социальный характер труда обусловлен формой собственности на средства производства. По этому признаку различаются частный труд (труд собственника или арендатора) и наемный труд. В определенном смысле социальный характер труда находит отражение в выделении двух его организационных форм, а именно — труда индивидуального и коллективного. Кроме того, социальный характер труда проявляется в формировании способов мотивации труда (желание, осознанная необходимость, принуждение). Структурный характер труда формируется под влиянием особенностей содержания труда с точки зрения двух главных параметров — степени интеллектуализации и квалификационной сложности трудовых функций. Степень интеллектуализации трудовой функции различается в зависимости от доли содержащихся в ней элементов умственного и физического труда, а также от доли творческого и репродуктивного (нетворческого) труда. Степень квалификационной сложности трудовой функции определяется ее границами и структурой: составом и количеством составляющих ее элементов, их разнообразием, новизной, а также условиями выполнения. Оценка этого признака применительно к тому или иному работнику устанавливается соответственно его разряду по принятой тарифной системе. Таким образом, характер и содержание труда как классификационные признаки органически взаимосвязаны. Классификация видов труда по его предмету и продукту базируется на профессиональном, функциональном и отраслевом разделении труда. Классификация видов труда по применяемым средствам и способам труда позволяет выделить труд ручной (технически невооруженный), механизированный (технически вооруженный) и автоматизированный (компьютеризованный), низко-, средне- и высокотехнологичный. При идентификации видов труда по этим признакам устанавливаются соответствующие количественные критерии, исходя из соотношения между занятостью рабочего места и работника. Классификация видов труда в зависимости от степени и уровня благоприятности и неблагоприятности условий труда предусматривает выделение таких видов, как труд стационарный и передвижной, наземный и подземный, легкий, средней тяжести и тяжелый, привлекательный и непривлекательный, нерегламентированный (свободный), регламентированный и жестко регламентированный с принудительным ритмом. Для общей характеристики того или иного вида конкретного труда используются рассмотренные выше четыре группы признаков в их сочетании. Например, для научного работника эта характеристика может выглядеть следующим образом: труд умственный, творческий, особо сложный высококвалифицированный, индивидуальный, научный, инновационный, технически вооруженный, высокотехнологичный, стационарный, средней тяжести, привлекательный, самостоятельный, нерегламентированный. У бригады рабочих — труд преимущественно физический, нетворческий, средней сложности, квалифицированный, коллективный, производственный, строительный, технически вооруженный, среднетехнологичный, передвижной, средней тяжести, привлекательный, наемный, регламентированный. Всесторонняя характеристика труда применительно в каждому работнику и коллективу должна служить необходимой базой для оценки его соответствия требованиям, вытекающим из целей труда в решении экономических и социальных задач предприятия или индивида.
|