Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Английская ода эпохи романтизма: Вордсворт, Кольридж, Шелли, Китс.

1. Романтизм как художественное направление. Своеобразие английского романтизма

2. Новаторство поэзии В. Вордсворта

3. Одическое творчество Кольриджа.

4. Формальные инновации оды в поэзии Шелли.

5. Эстетические взгляды «великих» од Китса

 

1. В конце 18 века в Англии наступает эпоха романтизма, или век Вордсворта. В 1798 году выходит поэтический сборник «Лирические баллады», ознаменовавший переход к новым принципам эстетики и художественного творчества.

Романтизм, занимающий доминирующее положение в европейской литературе первой половины 19 века, характеризовался новой картиной мира, концепцией личности и художественным своеобразием. Это литературно-художественное направление, которому характерны: интуитивно-чувственное восприятие, внимание к внутреннему миру личности, субъективность, неприятие обыденности, возвеличивание жизни духа, конфликт мечты и реальности, увлечение бессознательным, фантастическим, иррациональным, обращение к фольклору, национальной мифологии и истории, экзотике инокультур.

Романтики воспринимают мир живым динамичным единством, космическим организмом, где каждая часть отражает целое (цитата Блейка). Бытие понимается ими как непрерывная борьба противоположных сил как в мире, так и в душе человека, которая является движущим началом, источником всякого развития. Романтикам свойственно идеалистическое мировосприятие, они считали духовное начало динамичной творческой силой. Человек у романтиков – высшая ценность, воплощение духовного творческого начала, он наделен неограниченными возможностями.

Основные черты эстетики и поэтики романтизма:

1) Искусство не подражает природе, а творит вместе с ней по общим законам.

2) Отрицание нормативности: творчество – это не труд по правилам, а свободное самовыражение художника.

3) Понимание воображения как средства познания мира и художественной реализации этого познания. «Воображение – досознательная способность человека» (Кольридж); Поэзия является выражением воображения (Шелли); «Воображение можно сравнить со сном Адама: проснувшись, он убедился, что в сё в нем правда» (Китс)

4) Феномен романтического двоемирия: наличие в художественном сознании двух миров, реального и идеального, которое приводит к трагическому разрыву между недостижимой мечтой и неприемлемой реальностью. Попытка одухотворения реальности через внутреннее «Я».

5) Погруженность во внутренний мир личности, преобладание субъективного начала: акцент не на изображении, а на выражении чувств и настроений.

6) Внимание к мистике, таинственному, иррациональному в мире и в душе человека.

7) Культ природы

8) Интерес к прошлому, народному духу и творчеству, национальной мифологии.

9) Склонность к авторскому мифотворчеству.

10) Исключительность главного героя, его склонность к рефлексии, к поиску гармонии с природой и миром.

11) Утверждение высоких идеалов (свобода, любовь, гармония с миром), возвышенный либо критический пафос.

12) Характерные художественные приемы: символика, аллегории, контраст, гротеск, ирония; яркая речь.

Своеобразие английского романтизма:

1. Раннее появление романтических тенденций, долгий периодом предромантизма.

2. Сосуществование в сознании людей с одной стороны – надежд на лучшее будущее, с другой – ощущение катастрофичности общественного развития, тоски по доброй старой Англии, как следствие английской промышленной революции.

3. Увлечение национальной духовной культурой, сельским фольклором (старшие романтики); проявление свободолюбивого пафоса (младшие романтики).

4. Появление и развитие тем Востока и Юга, дальних странствий как отражение колониальных завоеваний.

5. Использование христианской образности и символики (Ветхий Завет).

6. Обращение к средневековью, Возрождению, восприятие античности на новом уровне.

7. Герой – сосредоточенный на собственных чувствах, не принимающий действительность, странник, бунтарь.

8. Преобладание лирики и лироэпических форм.

Принято говорить о двух поколениях английских романтических поэтов.

Старшее: В. Вордсворт, С. Кольридж, Р. Саути (представители Озерной школы) и В. Скотт. – связь с сентиментализмом, культ естественного, превознесение воображения, увлечение фантастикой.

Младшее: Дж. Байрон, П.Шелли, Дж. Китс – бунтарство, увлечение античностью, поэзией, эстетикой и философией.

 

2. Творчество У. Вордсворта (1770-1850) – эпоха в истории английской литературы. Вместе с С.Т. Кольриджем он осуществил одну из самых значительных реформ поэтического языка, заложив основы философско-эстетических принципов новой поэзии («Лирические баллады»).

Родился в Кемберленде в семье юриста. Рано остался без родителей. Учился в Кембридже. Жил во Франции и Италии. Вернувшись в Лондон, опубликовал первую книгу стихов (1793). Вместе с Кольриджем издал " Лирические баллады" (1798). В предисловии ко второму изданию этой книги (написано также вместе с Кольриджем) изложил эстетическую программу " Озерной школы". Писал поэмы, оды, драмы, прозу. Получил звание Поэт Лауреат (1843). Единственным его произведением официального хар-ра стала «Ода на введение его королевского высочества принца Альберта в должность канцлера Кембриджского университета» (1847), к тому же им неоконченная и дописанная его племянником. Вордсворт остался до конца жизни верен себе и официальным поэтом так и не стал.

По мысли Вордсворта, поэзия должна изображать обычное, пересоздавая его с помощью воображения, поэтизируя его. Он вводит в поэзию новые темы и образы (образ ребенка), лексику, приближенную к разговорной, упрощает поэтический синтаксис. Поэт отказывается от персонификации абстрактных идей для воссоздания возвышенного поэтического стиля. Обращение к нему, равно как и рифма, и размер, должны согласовываться с характером и степенью интенсивности лирического переживания.

Вордсворт преображает жанровые формы лирики, восходящие как к античной (ода, элегия, пастораль), ренессансной (сонет), так и фольклорной традициям (баллада, песня); обогатил возможности поэтического языка за счет привнесения в стихотворный текст " странного просторечия", при этом мастерски используя традиционные для английской поэзии метрические и строфические формы (рифмованные разностопные ямбические строки и белый стих, " королевскую" строфу и сонетные терцеты); придал медитативно-описательной пейзажной лирике качества философского лирико-драматического рассказа-исповеди.

Жанр оды интересует Вордсворта, его привлекает возвышенная тональность оды, необходимая ему для выражения сложной философской проблематики. Так, одна из наиболее известных од («великая ода») – «Знамения бессмертия» («Отголоски бессмертия по воспоминаниям раннего детства», 1802-1804) (Ode: Intimations of Immortality from Recollections of Early Childhood ). Ее структура основывается на опыте собственных переживаний и размышлений поэта. В ней отразились идеи Платона и неоплатоников о Душе, существующей до и после земного бытия. В центре оды - образ ребенка (эпиграф: «Ребенок – отец Человека»).


Рожденье наше — только лишь забвенье;
Душа, что нам дана на срок земной,
До своего на свете пробужденья

Живет в обители иной;

Но не в кромешной темноте,
Не в первозданной наготе,
А в ореоле славы мы идем

Из мест святых, где был наш дом!

Our birth is but a sleep and a forgetting;

The Soul that rises with us, our life’s Star,

Hath had elsewhere its setting

And cometh from afar;

Not in entire forgetfulness,

And not in utter nakedness,

But trailing clouds of glory do we come

From God, who is our home




Душа ребенка помнит свое пребывание в светлом, божественном мире


Дитя озарено сияньем Божьим;
На мальчике растущем тень тюрьмы

Сгущается с теченьем лет,

Но он умеет видеть среди тьмы
Свет радости, небесный свет;
Для юноши лишь отблеск остается —

Как путеводный луч

Среди закатных туч

Или как свет звезды со дна колодца…

Heaven lies about us in our infancy!

Shades of the prison-house begin to close

Upon the growing Boy,

But he beholds the light, and whence it flows,

He sees it in his joy;

The Youth, who daily farther from the east

Must travel, still is Nature’s priest,

And by the vision splendid

Is on his way attended;

At length the Man perceives it die away,

And fade into the light of common day.


но, взрослея, человек постепенно забывает об этом, хоть еще сохраняет отблеск Божьего сияния:


О счастье, что в руине нежилой
Еще хранится дух жилого крова,
Что память сохраняет под золой

Живые искорки былого!

0 joy! that in our embers

Is something that doth live,

That Nature yet remembers

What was so fugitive!


Это воспоминание вызывает грусть об утраченной гармонии природы. Темы бренности как таковой в оде Вордсворта нет, есть только тема утраченного света и тоски по иному миру. Ода обладает элементами элегии, но она по природе своей более публична (more public in nature (Paul Magnuson).

По форме это неправильная пиндарическая ода с разносложными ямбическими строками - от 12-тистопных до 4-хстопных, и разнообразной рифмовкой. Ее отличает величественная тональность, драматизм, красота выразительных метафор и сравнений, безыскусные образы, исполненные глубокого философского смысла.

После 1826 г. Вордсворт пишет еще несколько од в той же форме irregular pindaricks. В названиях поэт акцентирует жанровое определение, что нехарактерно для романтической эпохи. Тематически оды разнообразны: молодость, весна, воображение, поэзия.

 

3. Сэмюэль Тэйлор Кольридж (1772-1834) вошел в историю английской литературы как один из самых гениально одаренных поэтов эпохи романтизма, оказавших значительное влияние на творчество современников своими открытиями в поэзии, философии, эстетике.

Учился в Лондоне и Оксфорде, готовился стать священником. Из-за несчастной любви и под влиянием идей Французской революции бросает учёбу и поступает на военную службу. Планирует основать коммуну, выступает с лекциями, пишет сонеты, редактирует журнал. В 1796 знакомится с Вордсвортом. В 1798 году выходит их совместный сборник. В 1798-1799 гг. они посещают Германию, изучают немецкую философию. Кольридж издаёт книги стихов, трактаты по философии и литературе, выступает с лекциями о поэзии и драме. В 1811 ссорится с Вордсвортом, переезжает в Лондон. В 1811-1814 он на грани самоубийства. С 1814 постепенно выздоравливает, увлекается христианством. Издаёт книги стихов, трактаты по философии и литературе, выступает с лекциями. Умирает от сердечного приступа.

В ранней поэзии подражал древним (" сапфическая" ода на древнегреческом языке, " Ода в манере Анакреонта", 1792 - на англ. языке), сентименталистам и предромантикам (У. Коллинз, Т. Грей). Ранние оды Кольриджа («Ода уходящему году», «Франция»), написанные в форме Irregular pindaricks, затрагивают религиозные и политические темы. Так, «Ода уходящему году») аллегорична, апокалиптична и проповедует идею обновления всего мира. Поэт, предрекая кары Англии за себялюбие, жадность и гордыню, впервые предстает в характерном для романтиков образе поэта-пророка.


О Дух, гремящий Арфою Времен! Чей смелый слух, не дрогнув, перейметТвоих гармоний чернотканый ход? Но, взор вперяя в вечный небосвод, Я долго слушал, сбросив смертный гнет, В тиши душевной ум смирив земной; И в вихре пышных риз передо мнойПронесся мимо Уходящий Год! Тихое забыв раздумье, В некоем святом безумье, Пока он в туче не исчез из глаз, Я бурно грянул песнь и славил этот час.

 

Spirit who sweepest the wild harp of Time!
It is most hard, with an untroubled ear
Thy dark inwoven harmonies to hear!
Yet, mine eye fixed on Heaven's unchanging clime,
Long had I listened, free from mortal fear,
With inward stillness, and a bowed mind;
When lo! its folds far waving on the wind,
I saw the train of the departing Year!
Starting from my silent sadness,
Then with no unholy madness
Ere yet the entered cloud foreclosed my sight,
I raised the impetuous song, and solemnised his flight.



Характерные черты поэтической манеры Кольриджа: наполнение традиционных жанров лирической поэзии новым содержанием, драматизм лирического переживания, пластическая выразительность композиционного рисунка стиха, ритмическое и интонационное разнообразие, новизна образов, синтез звуковой, цветовой и смысловой характеристики образа.

В начале 1800-х поэт переживает состояние творческих мук и сомнений, что отражается в одах «Спокойствию», 1801; «Уныние», 1802). В первой он противопоставляет состояние покоя состоянию лихорадочной тревоги. Но спокойствие в стихотворении Кольриджа - это активное состояние творящего духа, а не пассивное созерцание.

Ода «Уныние» - этапное произведение Кольриджа. Она написана в созданном им жанре «стихотворения-беседы», где лирический герой, переживающий душевную потерю, кризис, пытается в и доверительной беседе, обращенной к близкому человеку, хранящему молчание, проанализировать свое личное духовное состояние. Структура стихотворения-беседы:

- неторопливое описание декораций, окружающих лирического героя

- стремительный полет лирического героя на крыльях воображения через пространство и время

- возвращение назад, но на новом смысловом витке: обогатившись добрыми чувствами, которые пришли к нему как откровение.

Объясняя своеобразие кольцевой структуры стихотворения, Кольридж обращается к образам-символам. Он сравнивает их со спящим котенком или щенком: «Стихотворения такого типа должны как бы сворачиваться калачиком, закрывая нос кончиком хвоста».

Это развернутое лирическое описание психологического процесса, в результате которого к поэту приходит просветление.

В стихотворениях-беседах Кольридж стремится постичь источник творческих сил поэта. В ранних стихотворениях – это природа, в поздних, к которым относится оды «Уныние» - душа поэта. Пейзажи, открывающиеся взору лирического героя, преображаются под воздействием чувств, рождающихся в его душе. В оде «Уныние» Кольридж отсылает к неоплатонизму, иллюстрируя тезис о том, что «красота – это настолько полное подчинение материи духу, что материя превращается в символ, посредством которого дух раскрывает себя, и когда говорили, что наиболее прекрасно то, где наибольшее количество препятствий к этому раскрытию преодолено с наибольшим совершенством».


Мы то лишь получаем, что даём,

Жива Природа с нашим бытием:

Мы и фату, и саван ей дарим!

O Lady! we receive but what we give,

And in our life alone does Nature live:

Ours is her wedding garment, ours her shroud!


Оду " Уныние" часто называют финалом поэтического творчества Кольриджа, но это не просто завершение, это попытка постичь предназначение поэзии.

 

4. Перси Биши Шелли (1792-1822), один из младших поэтов-романтиков, приверженец философии.

Представитель древнего дворянского рода, окончил Итон, поступил в Оксфорд, откуда был исключен за памфлет " Необходимость атеизма", написанный как вызов общественной морали. Вместе с 16-летней Гарриет Вестбрук бежал в Шотландию, где обвенчался с ней. Три года странствовал. В Дублине выступал на площадях с идеями своей революционной философии. В 1814 он оставляет жену и двух детей. После попытки самоубийства уезжает в Европу вместе с Мэри Годвин и ее 15-летней сводной сестрой, описывает это в романах. Возвращается в Англию, публикует поэму " Аластор", становится известным. Лето 1816г. проводит с Байроном на Женевском озере, пишет две поэмы. Узнав, что Гарриет утопилась, Шелли женится на Мэри. Дружит с Китсом и др. В Италии (с 1818) переводит Платона, Гомера, Спинозу, Кальдерона, Гёте и Данте, арабских авторов, создает поэмы, сонеты, трагедию, трактат об общественной роли искусства и др. Утонул вблизи Ливорно во время шторма.

Его стихи поражают силой и непосредственностью чувства, музыкальностью, многообразием и новизной ритмов; они насыщены яркими метафорами и эпитетами, богаты внутренними рифмами и аллитерацией. Он часто пытается объяснить явления природы с помощью явлений психологии. Конкретное он уподобляет более абстрактному, и символ вырастает из сравнения. Шелли экспериментирует в области формы, обращается и трансформирует традиционные жанры. Ода для него была неразрывно связана с классической древностью. Жанровый подзаголовок впервые появляется в его поздних, итальянских стихах. В одах Шелли выражает как свои политические («Ода Неаполю», «Ода Свободе»), так и философские взгляды («Ода к небесам»). Так, в «Оде к Неаполю» поэт призывает итальянцев добиваться свободы, которая приведет в воцарению в Италии Духа Красоты, что сделает ее наследницей античной культуры. Италия, ныне «потерянный рай», станет «возвращенным раем». Она — поруганная красота, которую должны воскресить сильные духом, те, кого вдохновляет поэзия. Философская «Ода к небесам» (1819) состоит из обращения трех духов к небесам. Они по-разному оценивают небо в соответствии с различными сторонами философской мысли Шелли, выражая и преклонение перед божественной его природой, и понимание его как порождения ума человеческого и как независимую от него материальную реальность.

Признанной вершиной одической поэзии Шелли является «Ода западному ветру» (1819), посвященная проблеме предназначения поэта. В ней выражена тема непобедимости и бессмертия сил жизни и свободы. Хотя тема «западного ветра», ветра-разрушителя - традиционная в английской поэзии. у Шелли она получает совершенно иную интерпретацию. У него осенний западный ветер не столько разрушительная сила, губящая своим дыханием все живое, всю красоту лета (Destroyer), сколько хранитель сил новой жизни (Preserver): «Пришла зима - зато весна в пути!» (If Winter comes, can Spring be far behind?). Изменения в силе и характере ветра предвещают аналогичные перемены в душе поэта: апатия должна смениться душевным подъемом, а пробудившаяся сила вдохновения должна превратить его в поэта-пророка.

С жанровой точки зрения ода не соответствует полностью романтической модели одописания с ее интересом к чувственной стороне человеческой природы и стремлением к размыванию жанровых границ, в том числе и за счет включения в тематику незначительных событий. Композиционно ода состоит из пяти неправильных сонетов-частей (терцинный сонет) и написана терцинами. В оде сохранились жанровые черты, характерные для английской оды 17-18 веков, которая развивалась по двум направлениям: пиндарическому с его величавым языком и утонченной ассоциативностью, и горацианскому с его спокойным эпическим течением. «Ода Западному ветру» соединила в себе множество поэтических форм и традиций: наследие Пиндара и Горация, стоявших у истоков оды, великих английских сонетистов, Петрарки и Данте, прославившего терцины. Поэт создает из традиционных форм новое единство.

 

5. Джон Китс (1795 -1821) самый молодой и талантливый английский романтик, автор «великих» од («К Психее», «К греческой вазе», «Ода Меланхолии», «Ода Праздности», «К соловью», «К осени»).

Родился в Лондоне, в семье содержателя конюшни. С детства увлекался античной поэзией. Рано осиротел. Учился медицине, работал в Лондонской больнице. Увлекся литературой. Первые стихи опубликованы в журнале " Examiner". Познакомился с Шелли в 1816. Первый сборник стихов вышел в 1817. Автор 66 сонетов, од, поэм. В 1920 от переутомления заболевает туберкулезом. Умирает в Риме.

Знаток поэзии английского Возрождения, античности, которые дали почву для формальных экспериментов. Китс провозглашает романтическую свободу творчества, считая, что классицисты убивали красоту, лишая ее индивидуальности и сводя к безликой копии античного образа. Прекрасное отождествляется Китсом с Истиной. Поэзия должна прославлять красоту, оставаясь свободной от философии, морали, общественных норм. Задача поэта для Китса – посвятить себя поискам красоты в окружающем мире и ее запечатлению.

Гимн Пану из поэмы Китса «Эндимион» предвосхитил обращение Китса к жанру оды. В последний год жизни он пишет шесть «великих» од, объединенных тематической общностью: они посвящены проблемам поэтического творчества и воображения, позволяющего поэту приблизиться к красоте. Эти оды представляют собой развернутые психологические этюды.

«Ода Психее» - развернутая метафора созидательной поэзии;

«Ода греческой вазе», изображающая созерцание шедевра античного мастера, выражает ставшее афористичным эстетическое кредо поэта: «Краса – есть Правда, Правда – Красота» («Beauty is truth, truth beauty, —that is all») и рождает у поэта мысли о вечности идеальной красоты, запечатленной в произведении искусства.

«Ода Соловью» также построена на драматическом контрасте между жаждой смерти и жаждой прекрасного, заставляющего любить и ценить жизнь. Мир Соловья – мир красоты и блаженства, которому противопоставлена проза жизни, но поэт не может наслаждаться красотой, забывая о печальной действительности:


Прощай! Фантазия, в конце концов,
Навечно нас не может обмануть.

 

Грезы, сны, работа воображения, ход творчества здесь представлены россыпью неожиданных картин, образов, символов, вызванных в сознании поэта соловьиной песней

В «Оде Меланхолии» Меланхолия предстает в персонифицированном образе богини, что отражает одическую традицию 18 века. «Ода Праздности» свидетельствует о стремлении поэта бежать из мира навеваемых праздностью грез, подготавливая наиболее земную оду «Осень», звучащую как прощание поэта с жизнью.

Китс считается создателем формальной модификации романтической оды, основанной, как и у Шелли, на экспериментах с сонетной формой. Китсовской одой называют стихотворения, состоящие из трех десятистишных строф пятистопного ямба. Строфы строятся на разных рифмах, но по одной схеме рифмовки – абаб вгдвгд, то есть каждая строфа представляет собой безголовый сонет (из одного катрена, позаимствованного у английского сонета (три катрена и заключительное двустишие), и шестистишия, позаимствованного у сонета итальянского (два катрена, два терцета)). Китс старался придерживаться одической традиции Пиндара: в первых двух строфах – ряд антитез, в последней – синтез противоположностей.

 


 

 

Безголовый сонет – в нем отсутствует первый катрен

Терцина – стихотворение, написанное терцетами, строфами из трех стихов, с характерной рифмовкой – ABA CBC и т.д. (средняя строка каждой терцины рифмуется с первой и третьей строками следующей терцины).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Исторические источники по истории Казахстана XVIII - начала XX вв. | Научная подготовка производства
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал