![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 3. Ситуационные теории лидерства ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Эффективность руководства определяется не только стилем управления руководителя, она зависит от очень многих факторов. Чтобы найти эти факторы, исследователи стали обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, но и на всю ситуацию в целом. Были разработаны 4 ситуационные модели, которые помогли разобраться в сложностях процесса руководства – ситуационная модель Фидлера, теория жизненного цикла Херси и Бланшара, Континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта и модель принятия решения Врума-Йеттона. Каждой ситуации, по мнению Фреда Фидлера, должен соответствовать свой стиль руководства, и поскольку человек изменить себя не может, то в зависимости от задачи руководителей нужно перемещать в те условия, где он сможет наилучшим образом проявить себя, не изменяя собственному стилю. По мнению Фидлера, ситуаций, когда отношения между руководителем и подчиненными могут быть хорошими или плохими, его полномочия большими или малыми, а задача четко или нечетко сформулированной, может быть 8 (рис. 14). В ситуации 1 отношения между руководителем и подчиненными уже хорошие, и ему не нужно тратить много времени на поддержание этих отношений. Поскольку руководитель имеет значительную власть, а задача имеет рутинный характер, подчиненные повинуются указаниям руководителя и почти не нуждаются в помощи. Роль руководителя в этой ситуации – говорить, что нужно сделать. При ослаблении полномочий – (2), роль авторитарного стиля усиливается. В ситуации 8 власть руководителя настолько мала, что исполнители почти наверняка будут сопротивляться всякому влиянию. И здесь наиболее эффективным также оказывается авторитарный стиль. Стиль руководства, ориентированный на поддержание человеческих отношений, наиболее предпочтителен в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях. В таких ситуациях у руководителя нет достаточной степени влияния, чтобы обеспечить полное сотрудничество подчиненных. Но в отличие от ситуации 8, здесь подчиненные активно не ищут любого повода для возмущения. Неясность задачи не позволяет руководителю четко сформулировать проблему, а хорошие взаимоотношения с подчиненными предполагают передачу её формулированию и решения исполнителями. Поль Херсли и Кен Бланшар разработали ситуационную теорию руководства, которую они назвали теорией жизненного цикла. В соответствие с ней применение того или иного стиля руководства зависит от зрелости подчиненных, т.е. их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, желания достичь поставленных целей. Херсли и Бланшар сформулировали 4 основных стиля руководства в зависимости от зрелости исполнителей. Стиль 1 требует от руководителя авторитарного подхода и называется «давать указания». Он уместен потому, что подчиненные либо не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу и требуются соответствующие инструкции, руководство и строгий контроль. Стиль 2 подразумевает, что стиль руководителя в равной и в высокой степени ориентирован на задачу и отношения. В этой ситуации подчиненные хотят принять ответственность, но не могут, т.к. обладают средним уровнем зрелости. Здесь руководитель выбирает поведение, ориентированное на задачу, чтобы давать конкретные инструкции. И в тоже время поддерживает желания и энтузиазм подчиненных выполнить задание под свою ответственность. Когда сотрудники могут, но наоборот не хотят отвечать за выполнение задания, хотя и обладают для этого достаточной зрелостью, самым подходящим оказывается стиль, основанный на участие подчиненных в принятии решения (3). Они и сами знают, что и как делать, но в них нужно разбудить чувство причастности, предоставляя возможность принимать участие в выработке решений и без навязчивости помогать, где нужно. И, наконец, 4 стиль, характеризующийся высокой степенью зрелости, с которой починенные и могут, и хотят нести ответственность. Здесь более всего подходит стиль делегирования, а поведение руководителя может сочетать низкую степень ориентированности на задачу и человеческие отношения. Этот стиль позволяет подчиненным действовать самим: им не нужны не поддержка, ни указания, так как они способны все делать сами. В соответствии с континуумом лидерского поведения Танненбаума — Шмидта лидер выбирает один из семи образцов поведения в зависимости от силы воздействия трех факторов: самого лидера, его последователей и создавшейся ситуации (рис. 15). 1 — лидер предоставляет последователям действовать в пределах зоны свободы; 2 — лидер в определенных пределах делегирует решение группе; 3 — лидер выдвигает проблемы, просит дать предложения и принимает решения; 4 — лидер предлагает решения и считает возможным их изменение; 5 — лидер выдвигает идеи и предлагает их обсудить; 6 — лидер убеждает последователей в своих решениях; 7 — лидер принимает решения и доводит их до подчиненных.
Ещё одной ситуационной моделью руководства стала модель, разработанная Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном. Согласно этой модели имеется 5 стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решений. А) руководитель сам принимает решение на основе имеющейся информации; Б) руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных, и затем сам решает проблему, доводя или не доводя до подчиненных её суть; В) руководитель излагает проблему подчиненным, выслушивает их мнение, обобщает их и принимает собственное решение; Г) руководитель излагает проблему группе подчиненных, которая её активно обсуждает, в результате чего принимается решение; Д) руководитель работает совместно с группой, которая вырабатывает совместное решение, или принимает то индивидуальное, которое оказывается наиболее удачным, независимо от того, кто его автор. Чтобы определить какой из этих пяти стилей подходит к конкретной ситуации, руководитель соотносит её с критериями (или вопросами), которые руководитель задает себе при оценке ситуации, используя при этом дерево решений (рис. 16). 1. Наличие критериев выбора предпочтительного решения в условиях альтернатив. 2. Наличие достоверной информации для принятия решения. 3. Четкость проблемы. 4. Является ли согласие подчиненных существенным для эффективного решения проблем. 5. Наличие уверенности в поддержке решения подчиненных. 6. Согласие подчиненных с целями фирмы, достижению которых они способствуют. 7. Может ли вызвать решение конфликты между подчиненными. При этом важно отметить, что руководитель, который стремиться к максимальной эффективности своей работы должен научиться пользоваться всеми стилями, типами и методами влияния на них, наиболее отвечающими конкретной ситуации
|