![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семьи с алкогольной зависимостьюСтр 1 из 5Следующая ⇒
Пагубные последствия для формирования личности ребенка имеют отрицательные роли, с помощью которых фиксируется низкая ценность ребенка в семье. Среди таковых, прежде всего, необходимо выделить роль ужасного ребенка в ее многочисленных разновидностях. Ребенок, вынуждаемый играть эту роль (ибо таковы ожидания старших), воспринимается в семье как субъект, создающий лишь трудности и напряженные ситуации. Он непослушен, своеволен, лишен чувства долга и даже злонамерен, поскольку многие его поступки можно рассматривать как действия назло взрослым. Все в семье только и делают, что призывают его к порядку бесконечными выговорами и наказаниями. Поскольку это часто не дает желаемого результата, ребенок кажется родителям еще ужаснее. Так у него появляется роль мучителя. Такими реакциями ребенок пытается вернуть себе утраченное внимание взрослых и заставить их заниматься им. Его «испорченность» для родителей и окружающих становится очевидной, он все больше теряет родительское доверие и теплоту. Такой ребенок подчас выступает и в роли козла отпущения для семьи. Для всех ее членов он однозначно плох, а это дает им возможность разряжать на нем свое раздражение, возникающее вследствие неудовлетворенности браком или недовольства друг другом. Ребенок становится в таких случаях самым удобным «объектом» для выражения накопившегося негодования. Другие дети принимают роль серой мышки (забитого ребенка): они начинают бояться наказаний за любое свое высказывание и любой поступок, стараются как можно меньше попадаться на глаза. Такие дети производят впечатление замкнутых. Они с большим недоверием и ожиданием наказания смотрят на окружающих. Часто изолированному ребенку приходится исполнять еще одну роль — путающегося под ногами: он чувствует, что всем мешает и вызывает у домашних одно раздражение. Иногда в семьях можно встретить такую детскую роль, как золушка. В данном случае присутствует явное или скрытое эмоциональное отторжение ребенка другими членами семьи. Из него делают прислугу в доме, а все лучшее, включая поощрения, принадлежит в семье другим детям или взрослым. Он реагирует на эту ситуацию по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его наконец-то полюбили, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учебой, а порой хулиганством), ожесточается, мстит родителям за презрение к нему. Вынужденный играть эту роль ребенок вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым и несамостоятельным. Один и тот же ребенок может в разное время принимать на себя разные роли, ролевые функции могут меняться. Но всегда у детей остается неизменной цель выработать реакции в рамках непредсказуемого поведения взрослых. Принятие ребенком определенной внутренней позиции теснейшим образом связано с особенностями межличностных отношений в семье. Тем не менее из-за родительских ошибок в воспитании и их желания разрешать свои проблемы посредством детей возможны глубокие деформации в становлении психики и формировании личностных качеств. Внутренний мир каждой семьи настолько индивидуален и неповторим, что ни одна схема не может описать тех взаимоотношений и ролей, которые царят в семье. Семейная жизнь напоминает айсберг: большинство людей видят лишь его малую, надводную часть и обманывают себя, думая, что это он целиком. Некоторые, правда, догадываются, что айсберг — несколько больше, но не знают, что же именно представляет собой его невидимая часть. Такой образ семьи рисует создатель семейной психотерапии Вирджиния Сатир (Сатир В., 2000). Она пишет, что, не зная всех тонкостей семейной жизни, можно направить ее в опасном направлении. Подобно умению опытного капитана, который должен учитывать форму и размеры скрытой части айсберга для того, чтобы корабль спокойно прошел по намеченному курсу, жизнь семьи зависит от того, насколько ее члены понимают, осознают и учитывают чувства, потребности, намерения, побуждения и мысли как себя самого, так и друг друга. А они нередко скрыты именно в подводной части, заслонены от нас повседневными событиями, привычными словами, действиями и поступками. Неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы, каждая из которой включает несколько разновидностей. СЕМЬИ С ОТКРЫТОЙ ФОРМОЙ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ · Это семьи, где один или оба родителя склоны к алкоголизму. Жизнь детей в такой семье становится невыносимой, превращает их в социальные сироты. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТАКИХ СЕМЕЙ: · ОТРИЦАНИЕ. · НЕПОСТОЯНСТВО. (Ребенок в такой семье испытывает дефицит внимания. Чтобы привлечь к себе внимание он использует различные способы, в т.ч. и девиантное и делинквентное поведение). · НИЗКАЯ САМООЦЕНКА. · НЕДОСТАТОК ИНФОРМАЦИИ О ТОМ, КАК ФУНКЦИОНИРУЮТ ЗДОРОВЫЕ СЕМЬИ. ГЛАВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗАВИСИМОСТИ – ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА. Характерологические особенности созависимых членов семьи. · страх, стыд\вина, затянувшееся отчаяние, гнев, отрицание(оправдание пьющего), ригидность (неспособность корректировать свои действия), нарушение идентификации собственных потребностей (страх быть брошенным, что подумают другие), смещение понятий (нерешительность. доверчивость, сомнения относительно того, что является нормальным и может быть реальным,). ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА ИЗ АЛКОГОЛЬНОЙ СЕМЬИ. Дети, родители которых были алкоголиками: · часто сами заболевают хроническим алкоголизмом; · склоны ко лжи; · занижена самооценка; · слабо развито чувство юмора; · затрудняются принять самостоятельно какое-либо решение; · в дальнейщем у них трудности в интимных отношениях; · индивидуальность и творческое начало у них не проявляются4 · составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизма и наркомании. · Ребенок усваивает три основных правила, которые становятся его жизненным кредо: «не говори, не доверяй, не чувствуй». (ребенок становится недоверчивым, несдержанным. глубоко переживает трагедию. связанную с пьянством родителей и часто сам пытается найти в алкоголе ключ к решению своих проблем. Становится грубым. черствым, озлобленным. Эмоциональное развитие резко тормозится, появляется опустошенность. равнодушие, вялость, апатия, рождается агрессия, склонность к немативированным поступкам, разочарование в жизни).
|