Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дополнительные элементы педагогической технологии ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
По мнению Питюкова в совокупности элементы и дополнительные элементы педагогической технологии в совокупности составляют полный комплект ПТ. Дополнительные элементы могут расширяться в процессе изучения технологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА. Психологический климат – качественная сторона межличностных отношений, совокупность педагогических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности. Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью операций, соответствующих правилам. 1. Установление личных контактов. Преподаватель называет поименам всех учеников, проявляет интерес. Произносит комплименты, выражает надежду на успешность работы. 2. Подбадривающее, одобрительное отношение во время работы. Это поощрение детей во время совместной работы. Использование приемов скрытой педагогической оценки «Я-сообщение», «ты-сообщение». 3. Этическое благородство. Оно заключается в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого. Привносит в коллектив взаимовыручку, взаимопомощь и т.д. 4. Предупреждение всевозможных неудач. Снимает страх предстоящей деятельности, раскрепощает участников. 5. Аудиовизуальный художественный ряд. 6. Привнесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств. Большое значение для создания благоприятного климата имеют традиции. Традиция воспроизводит в себе характер отношений, сложившийся в группе и сейчас возобновляющийся. Влияние лидера на климат в группе столь велико, что это необходимо это учитывать педагогу. ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Групповая деятельность является естественной в учебно-воспитательном процессе. По нашему мнению более точным в данном контексте является деятельностный подход, но так как речь идет о дополнительных элементах ПТ, то авторы называют данный элемент более нейтрально. В деятельности проявляется личность, развиваются личностные качества, приобретаются знания и умения. В групповой деятельности должна четко определена цель. Она должна обязательно быть выполнена. В противном случае воспитательное значение работы сводится к минимуму. Пример со стенгазетой. Важной является внутригрупповая мотивация деятельности, отношение детей к работе. Достижение предметного результата обеспечивается организационным и стимулирующим инструментарием. Например, при организации игры «триптих» педагог говорит детям: «Я прошу вас прийти в классную комнату на полчаса, чтобы принять участие в игре «триптих». Кто-то из нас будет зрителями, кто-то художниками, но только рисовать картину мы будем не на холсте, а в воображении. Большой воспитательный эффект дает ориентация деятельности на другого человека, знакомого или не знакомого. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА И НЕУСПЕХА Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха от результата или процесса выполнения задания. Технологически эта помощь выполняется рядом операций, которые выполняются в атмосфере радости и доверия вербальными и невербальными средствами. Например, начиная урок учитель говорит детям, что рад встрече с ними и надеется, что каждый из них сделает для себя научное открытие. Предлагая ребенку задание, важно снять у него страх. «Для тебя это просто, но если не получится…» Предупредительная мера снимает у ребенка зажим. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внутренних и внешних причин, т.к. позволяет снять агрессию, изолированность и пассивность. Вместе с тем учитель сталкивается с другой проблемой, когда успешный ученик настолько привыкает к этому, что перестает прилагать усилий к учебе. В этом случае ситуация успеха сходна со слоеным пирогом, когда между ситуациями успеха располагается начинка - ситуация неуспеха. Пример из фильма «приходите завтра». Профессор обучает начинающую певицу Фросю Бурлакову пению. Технологически ситуация неуспеха складывается из тех же операций, что и ситуация успеха, но имеет другую векторную направленность. Используется так же операция «сопоставления с ожидаемым результатом». В этом случае педагог, выражая свое сожаление по поводу полученного результата, апеллирует к достоинствам (личностным, интеллектуальным, коммуникативным). Внесение нового мотива – это начало следующего этапа – создания ситуации успеха. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ НА ПОСТУПОК. В педагогической практике реакция учителя на поступок ученика интегрирует весь технологический комплекс воспитательного вляния. Куда входят базовые и вспомогательные элементы. Поступок – это совершаемое субъектом деяние, имеющее моральную оценку. Субъектная позиция ребенка выступает в качестве цели педагогической реакции и достигается в процессе реализации следующих функций: педагогической интерпретации действия, сопоставления действия с социальной нормой, прогнозированием возможных последствий. Например ученик списывает с чужой тетради. Учитель говорит, что ты списываешь, потому, что волнуешься и не хочешь получить еще одну двойку. Продолжение обращения выглядит следующим образом. Настоящие мужчины всегда преодолевают трудности с гордо поднятой головой, не прячутся за чужие спины. На последнем этапе происходит прогнозирование возможных последствий. Продолжение речи учителя: «Теперь я больше беспокоюсь о том, как будут складываться твои отношения с девочками, да и с ребятами тоже. Поэтому я найду дело, которое бы закалило твой мужской характер. ЭТИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА Назначение этической защиты состоит в том, чтобы отстоять свое достоинство от посягательств на него. Для педагога эти умения чрезвычайно важны, поскольку дети в силу своих возрастных особенностей, причиняют боль человеку, не подозревая об этом. 1. операция «вопрос на воспроизведение» ставит обидчика в положение, когда он переформулирует свое высказывание в более вежливой форме. 2. «Наивное удивление» помогает сохранить достоинство, не допустить грубости в свой адрес Вопросы
|