![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Использование в управлении системного анализа и математических методов.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Лекция 7. Становление и развитие школы науки управления Методологические основы школы науки управления Использование в управлении системного анализа и математических методов. Представители классической школы менеджмента разрабатывали идеи повышения эффективности управления в рамках организационной иерархии с направлением влияния «сверху–вниз». У исследователей поведенческой школы приоритеты были отданы убеждению работника. Учет чувства собственного достоинства поколебал вертикальную опору организационной иерархии и неприкосновенную идею делегирования власти. Поскольку практическим менеджерам были нужны четкие нормативные принципы, потребовалось общее согласие двух научных направлений. Источниками такого согласия многие исследователи видели организационную структуру управления и развитие науки управления в целом, включающую все великие идеи классиков эффективного менеджмента. Надо отметить, что структура управления организацией никогда не уходила из поля зрения исследователей. В свое время А. Файоль предложил множество концептуальных идей построения организации, используя единоначалие, централизацию и скалярную цепь (последовательность решения задач управления). Дж. Муни и А. Рэйли, развивая идеи А. Файоля, отдали приоритеты принципу координации (упорядочению групповых усилий для обеспечения единства действий). Причем координация в их понимании должна была осуществляться сверху вниз через все подразделения, а власть и ответственность последовательно распределялись по рангу подразделений. В результате за счет вертикального разделения труда создавались простые типы иерархии. Следует отметить, что и в более поздних работах Л. Гьюлика (Гулика) (1947 г.) и Л. Эрвика (Урвика) (1972 г.) координация считалась основополагающим принципом построения организационных структур. На практике координация использовалась эффективно только при определенных условиях. Так, принцип «одного хозяина» закреплял единоначалие, норма управляемости регулировала количество подчиненных, права функциональных подразделений ограничивались «властью хороших идей». В дальнейшем для построения организационной структуры классическая теория предлагала воспользоваться рядом принципов. 1. Разделение труда и распределение функций. 2. Подразделение на отделы (организационная единица – исходя из задач бизнеса, функциональные отделы – с ориентацией на клиента и рынок). 3. Норма управляемости (субъективный показатель). 4. Единоначалие (работник должен иметь только одного начальника). Поскольку при реализации принципов построения структуры необходимо было пользоваться субъективным мнением и ситуативными факторами, то и структуры выстраивались путем проб и ошибок. Так постепенно формировалась школа науки управления. Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Форрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган. Школа науки управления сформировалась в начале 1950-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления: 1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов. 2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ
|