Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Административная ответственность за нарушение экологического законодательства
В соответствии с КоАП административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности. Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения, т. е. противоправного виновного деяния (действия или бездействия), за которое установлена административная ответственность. КоАП определяет составы административных правонарушений в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, при совершении которых наступает административная ответственность, виды административных взысканий, налагаемых в случае совершения таких правонарушений, а также особенности применения административной ответственности при нарушении экологического законодательства. Составы правонарушений в области природопользования и охраны окружающей среды перечислены в главе 15 КоАП «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования» (ст. 15.1—15.37; 15.48—15.63). Ряд составов правонарушений в области окружающей среды находится в иных главах (например, в гл. 10 КоАП установлена административная ответственность за нарушение права государственной собственности на недра, воды, леса, животный мир – ст. 10.1—10.4; в гл. 23 – за самовольное занятие земельного участка – ст. 23.41). Субъектами административной ответственности могут быть физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. По общему правилу возраст наступления административной ответственности для физических лиц – 16 лет. Однако за ряд правонарушений, в том числе в сфере окружающей среды, физическое лицо может нести ответственность в возрасте от 14 до 16 лет (например, за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках – ст. 15.29; за разжигание костров в запрещенных местах – ст. 15.58). Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП. Например, административная ответственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц установлена за нарушение законодательства об охране озонового слоя (ст. 15.62), законодательства об отходах (ст. 15.63) и др. За правонарушения в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды применяются следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, конфискация предмета, явившегося орудием совершения правонарушения или непосредственным объектом правонарушения, лишение специального права, например, права охоты. В соответствии с главой 3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования рассматриваются: • районным (городским) судом; • хозяйственным судом; • сельским, поселковым исполнительным комитетом; • административной комиссией районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе; • органами внутренних дел; • органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь; • Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь; • органами государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь; • органами государственного санитарного надзора; • органами Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь; • органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь; • органами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь; • государственными природоохранными учреждениями, осуществляющими управление заповедниками и национальными парками. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, ведущих административный процесс, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
|