Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»: общая характеристика и место в системе источников экологического права ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Наличие большого объема нормативных правовых актов эколого-правового содержания, распределяющихся по нескольким уровням, подводит к мысли о необходимости единого акта, устанавливающего общие принципы и подходы в регулировании экологических правоотношений. Роль такого нормативного акта, называемого иначе головным или базовым, традиционно отводится Закону «Об охране окружающей среды»22. Для признания за Законом «Об охране окружающей среды» характера головного закона важно видеть, что он своим правовым воздействием охватывает весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу окружающей среды. В этом законе как институты экологического права закрепляются все возможные правовые формы, в которых осуществляется взаимодействие общества с окружающей средой, и механизмы, посредством которых осуществляется охрана окружающей среды. В условиях формирования системы эколого-правового регулирования признание того или иного механизма охраны окружающей среды первоначально только на уровне нормы головного закона достаточно для последующего развития правового института. По такому сценарию получили нормативно-правовое закрепление институты мониторинга окружающей среды, платного природопользования, экологической экспертизы, учета природных ресурсов и ведения государственных кадастров природных ресурсов, экологического контроля и др. Главной целью Закона «Об охране окружающей среды» является отражение общего уровня правового воздействия на сферу, определяемую как «отношения в области окружающей среды». Закон «Об охране окружающей среды» выполняет следующие задачи: • определяет круг общественных отношений, признаваемых обществом экологическими; • устанавливает общие принципы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности; • устанавливает нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду; • устанавливает эколого-правовые институты и механизмы охраны окружающей среды; • устанавливает требования, предъявляемые к хозяйственной деятельности с целью охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; • наделяет граждан правами и обязанностями с целью обеспечения их экологического благополучия, в том числе правом на благоприятную окружающую среду, а также гарантиями соблюдения данных прав. В силу круга регулируемых Законом отношений, он является актом, консолидирующим систему экологического законодательства. Однако в настоящее время Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды» в редакции от 17 июля 2002 г. не выполняет своей консолидирующей роли в силу того, что Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» устанавливает большую юридическую силу кодекса «по отношению к другим законам». Это положение лишает Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» его особого статуса, поскольку в системе экологического законодательства присутствуют четыре природоресурсных кодифицированных акта. Имеющее место системное противоречие между ролью Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» как нормативного правового акта, который определяет в наиболее общем виде круг общественных отношений, регулируемых экологическим правом, и устанавливает общие принципы и механизмы обеспечения экологической безопасности, и местом, которое он занимает в иерархии источников права согласно Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», не позволяющим рассматривать его в качестве головного закона в отрасли, предполагается разрешить принятием Экологического кодекса23. Работа над Экологическим кодексом рассматривается как одно из перспективных стратегических направлений экологической политики, предусмотренных Национальным планом действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2006—2010 годы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 302.
|