Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право граждан на благоприятную окружающую среду






 

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Республики Беларусь (ст. 46). Осуществление названного права рассматривается в качестве одного из главных направлений государственной политики в области охраны окружающей среды в соответствии с Концепцией, утвержденной Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г.

Политико-правовой основой регламентации права граждан на благоприятную окружающую среду в национальном законодательстве выступают основополагающие международные документы по правам человека. В частности, право на благоприятную окружающую среду базируется на неотъемлемом праве человека — праве на жизнь, провозглашенном во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

В Стокгольмской декларации, принятой на Конференции ООН по окружающей человека среде в 1972 г., а также в документах Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) право человека на здоровую и благоприятную жизнь в окружающей среде провозглашено в числе важнейших гуманитарных прав человека. Так, принцип 1 Стокгольмской декларации гласит: «Человек имеет основное право на свободу, равенство
и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений». В соответствии
с принципом 1 Декларации Рио-де-Жанейро «…в центре внимания непрерывного развития находятся люди. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой».

В законодательстве Республики Беларусь «обеспечение права граждан на благоприятную для труда и отдыха окружающую среду» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды было закреплено в 1992 г. в Законе «Об охране окружающей среды». Далее конституционная норма о праве на благоприятную окружающую среду нашла свое развитие в специальном законодательстве, регулирующем правовой режим охраны и использования природных ресурсов.

В новой редакции Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (2002 г.) соблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в качестве основного принципа охраны окружающей среды. В том же нормативном правовом акте в ст.14 определено, что «право на благоприятную окружающую среду принадлежит гражданину от рождения и подлежит защите как личное неимущественное право, не связанное с имущественным, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь».

Сравнительно недавнее появление в теории и законодательстве правового понятия «право на благоприятную окружающую среду» явилось стимулом для активной научной дискуссии относительно природы, содержания, субъектов, защиты данного права, которое, по меткому выражению М.И. Васильевой, «принадлежит к числу общечеловеческих ценностей, естественных прав человека, „отнятых“ у него цивилизацией и подлежащих возвращению методами государственно-правового регулирования».

Право на благоприятную окружающую среду рассматривается как правовой институт и как субъективное право.

Право на благоприятную окружающую среду как институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу осуществления и защиты данного права. Рассматриваемый правовой институт носит комплексный характер и включает помимо норм экологического права нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, международного публичного права и т. д.

Идею, обосновывающую существование субъективного права «на обеспечение благоприятной окружающей природной среды», впервые высказали представители эколого-правовой науки. В юридической научной литературе господствующей является точка зрения, согласно которой субъективное право на благоприятную окружающую среду рассматривается как личное неимущественное право, а благоприятная окружающая среда – как нематериальное благо. Однако уникальность права на благоприятную окружающую среду по отношению к другим личным неимущественным правам, по нашему мнению, заключается в том, что оно, с одной стороны, характеризуется, как и другие личные права, нематериальностью содержания, неразрывной связью с личностью обладателя, неотъемлемостью от личности, а потому неотчуждаемостью любым способом, а с другой стороны, посредством его реализации и защиты осуществляется защита всеобщего (публичного) экологического интереса – охраны окружающей среды.

Субъективное право на благоприятную окружающую среду является многокомпонентным и представляет собой законодательно обеспеченную возможность лица:

• существовать в благоприятной окружающей среде;

• осуществлять право на благоприятную окружающую среду своими собственными действиями;

• требовать от обязанных лиц соблюдения норм права, способствующих поддержанию окружающей среды в благоприятном для управомоченного лица состоянии;

• обратиться к соответствующим государственным органам за защитой права в случае его нарушения либо угрозы нарушения права.

Субъектами права на благоприятную окружающую среду признаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства. Особенностью рассматриваемого права является его экстерриториальность, т. е. любой гражданин имеет возможность реализовать свое право на всей территории республики независимо от места его проживания и гражданства.

Объектом права на благоприятную окружающую среду является благоприятная окружающая среда, состояние которой согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» гарантирует экологическую безопасность жизнедеятельности человека, а также устойчивое функционирование экологических систем.

В литературе выделяют комплекс правовых критериев для определения состояния окружающей среды как благоприятной для человека:

• во-первых, незагрязненность окружающей среды — соответствие состояния окружающей среды установленным в законодательстве требованиям, нормативам, стандартам, характеризующим ее качество;

• во-вторых, неистощимость окружающей среды — соответствие состояния окружающей среды установленным в законодательстве нормативам ресурсоемкости;

• в-третьих, способность окружающей среды удовлетворять эстетические потребности человека, сохранять видовое разнообразие.

Таким образом, окружающая среда может рассматриваться как благоприятная, если ее состояние соответствует установленным в законодательстве об охране окружающей среды критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее незагрязненности, ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

Данные критерии, стандарты, нормативы установлены законодательством об охране окружающей среды. Так, согласно ст. 19 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование, а также иных нормативов в области охраны окружающей среды. С этих позиций нарушение требований законодательства об охране окружающей среды является основанием для защиты права на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается соблюдением законодательства об охране окружающей среды. Иными словами, если законодательство не соблюдается, право не обеспечивается, и возникает право на его защиту. Очевидно, что признание за гражданами права требовать устранения экологиче­ских нарушений, с точки зрения защиты их права на благоприятную окружающую среду, создало бы дополнительные стимулы
к исполнению требований закона иными субъектами. В то же время судебная практика в области защиты права на благоприятную окружающую среду в Республике Беларусь только начинает формироваться.

Осуществление субъективного права на благоприятную окружающую среду возможно, на наш взгляд, только при условии осо­знания гражданином самого факта проживания в благоприятной среде или, наоборот, понимания того, что он проживает в неблаго­приятной окружающей среде. Поскольку только в этом случае субъект может дать оценку соответствия своего субъективного права положениям права объективного и принять решение о необходимости использования способов защиты субъективного права, в случае его нарушения. Иной возможностью осуществления права на благоприятную окружающую среду является право требовать определенного поведения от обязанного лица. Обязанными лицами в исследуемой области выступают природопользователи, ведущие хозяйственную и иную деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду. Сущность обязанности этой категории субъектов заключается, в частности, в соблюдении требований экологического законодательства. К подобным требованиям в соответствии со ст. 21—28 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» относится соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ; образования отходов производства; допустимых физических воздействий; допустимого изъятия природных ресурсов; допустимой антропогенной нагрузки и др.).

При этом нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду взаимосвязаны. Так, например, нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ устанавливаются на уровне, при котором выбросы от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Соответственно превышение нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ на отдельном предприятии может привести к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и причинить вред либо создать угрозу причинения вреда гражданину. В то же время соблюдение законодательства об охране окружающей среды не сводится к соблюдению одних только нормативов качества окружающей среды. Субъекты обязаны соблюдать комплекс требований, стандартов, обеспечивающих охрану окружающей среды, которые носят императивный характер, например, санитарных и строительных норм и правил, положений земельного, водного, лесного и т. п. законодательства.

Актуальным является вопрос о специфике и способах защиты права на благоприятную окружающую среду. Отнесение права на благоприятную окружающую среду к категории личных неимущественных, как было сказано ранее, позволяет использовать для защиты указанного права перечень способов защиты гражданских прав, определенный ст. 11 ГК. Исходя из специфики объекта, защита права на благоприятную окружающую среду может, в частности, осуществляться с использованием таких способов, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, признание недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещение убытков; присуждение к исполнению обязанности в натуре; компенсация морального вреда; самозащита права и др. Указанные способы защиты права на благоприятную окружающую среду могут быть использованы отдельно и в совокупности.

Статья 46 Конституции Республики Беларусь, закрепляющая право на благоприятную окружающую среду, устанавливает также, что каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Тем самым придается значимость такому способу защиты, как возмещение вреда. Вместе с тем ст. 12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» устанавливает право граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружаю­щую среду. В ст. 14 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» закрепляется, кроме этого, возможность компен­сации морального вреда, причиненного гражданину нарушением его права на благоприятную окружающую среду.

Использование такого способа защиты права на благоприятную окружающую среду как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, связано с предъявлением иска о приостановлении либо прекращении деятельности, причиняющей вред или создающей опасность такого причинения, возможность которого предусмотрена ст. 934 ГК.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал