![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основания возникновения и прекращения права собственности на компоненты природной среды ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Возникновение и прекращение права собственности на компоненты природной среды связывается с определенными юридическими фактами (основаниями), установленными законодательством. Так, в соответствии со ст. 35 КоЗ земельные участки, находящиеся в государственной собственности, передаются в частную собственность граждан Республики Беларусь по заявлению гражданина решением соответствующего сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и города Минска), районного исполнительного и распорядительного органа после внесения платы за земельный участок. Передача земельных участков в собственность юридических лиц производится по их ходатайству за плату по решению Президента Республики Беларусь. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г., № 58 определено, что право на земельный участок удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации этого права в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации. До получения документа, удостоверяющего право частной собственности на земельный участок, собственнику земельного участка запрещается отчуждать его, сдавать в аренду или в залог. В решениях о предоставлении земельного участка в собственность указывается цель, для которой он передается. Земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, могут являться предметом купли-продажи, дарения, залога, обмена, аренды в порядке, определенном земельным законодательством Республики Беларусь, а также в порядке наследования. При этом сделки с земельными участками совершаются при наличии документов, удостоверяющих право на эти участки. Право частной собственности на земельный участок может быть также прекращено путем передачи земельного участка (его части) в собственность Республики Беларусь в случаях: • добровольного отчуждения земельного участка сельскому (поселковому), городскому (городов областного подчинения и города Минска), районному исполнительному и распорядительному органу; • ликвидации в установленном законодательством порядке юридического лица Республики Беларусь, которому был передан земельный участок в собственность; • принудительного изъятия земельного участка; • реализации земельного участка (при сохранении целевого назначения) от имени залогодателя банком-залогополучателем в случае неисполнения залогодателем обеспеченного залогом обязательства (ст. 89 Кодекса о земле) и др. Принудительное изъятие земельных участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, осуществляется по решению суда (ст. 53 КоЗ): • для государственных или общественных нужд; • при систематическом невнесении земельного налога в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь (с удержанием задолженности по налогам); • в случаях утраты гражданства Республики Беларусь, выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь, за исключением выезда лиц за пределы Республики Беларусь в связи со служебными обязанностями или обучением, направлением на работу за границу; • в случае выкупа земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства; • при использовании земельного участка не по целевому назначению; • при неиспользовании по целевому назначению в течение одного года земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, и двух лет — в остальных случаях; • при невыполнении требований природоохранного режима использования земель; • при использовании земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки; • при прекращении юридическими лицами Республики Беларусь деятельности, для которой земельный участок приобретался в собственность; • при конфискации земельного участка. Решение о принудительном изъятии земельного участка за нарушение земельного законодательства принимается на основании материалов, свидетельствующих о том, что после получения письменного предупреждения от уполномоченного лица собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений.
§ 6. Защита права собственности на компоненты природной среды
В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Согласно ст. 44 Конституции принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда. Способы защиты гражданских прав определены ст. 11 ГК. Право собственности на компоненты природной среды является разновидностью гражданских прав, соответственно его защита осуществляется путем: • признания права; • восстановления положения, существовавшего до нарушения права; • пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; • признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, установления факта ничтожности сделки и применения последствий ее недействительности; • признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления; • самозащиты права; • присуждения к исполнению обязанности в натуре; • возмещения убытков; • взыскания неустойки; • прекращения или изменения правоотношения; • неприменения судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления; • иными способами, предусмотренными законодательством. Природоресурсное законодательство предусматривает возможность признания недействительными сделок, нарушающих право государственной (исключительной государственной) собственности на компоненты природной среды (ст. 159 КоЗ, ст. 55 КоН, ст. 94 ВК, ст. 74 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» и др.). Самовольная переуступка права пользования компонентами природной среды, а также другие сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на компоненты природной среды, являются недействительными. Самовольно занятые участки (земельные, участки лесного фонда, водные объекты) возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Приведение участков в пригодное для использования состояние, включая снос строений, производится за счет лиц, самовольно занявших такие участки.
|